бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эколого-краеведческое образование младших школьников бесплатно рефераты


Приложение 5


Тема: «Природа и человек. Охрана лесов. Значение леса в жизни человека. Упражнения в распознавании времени и лица глаголов» ( интегрированный урок)

Цель урока: вести разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира, правилах поведения в лесу; совершенствовать умение определять время, число, лицо глаголов, повторить изученные орфограммы; развивать любознательность, наблюдательность у детей; учить их делать выводы, обобщения.

Оборудование. Карта «Природные зоны», карта Хабаровского края; образцы растений; перфокарты.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений, которую они приносят человеку, необходимости охранять и беречь растения, правилах поведения в лесу. Одновременно будем повторять все изученные орфограммы, работать над распознаванием времени и лица глаголов.

3.Чистописание.

Учитель. Разговор сегодня у нас пойдет о деревьях, значит, посвятим этой теме и минутку чистописания. Но сначала заслушаем бюро погоды. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.

Дети. День теплый, солнечный

Учитель. Запишите предложение с комментированием.

Весеннее солнце заливает всю окрестность.

- а теперь выберите из глаголов (надвигаются, ползут, плывут, несутся) подходящие и вставьте их в текст.

По хмурому небу….. тяжелые тучи.

По ясному небу…… легкие облака.

4.Блицтурнир.

Вопросы блицтурнира.

Ø       Что такое глагол?

Ø       Как он изменяется?

Ø       Как можно проверить – тся или ться пишется в глаголах?

Ø       Каким членом предложения всегда выступает глагол?

Ø       Что вы можете сказать о глаголах с окончанием – ешь, ишь?

Какая часть речи изменяется по лицам и числам; по родам, числам, падежам; по родам и числам?


5.Проверка домашнего задания по русскому языку.

Учитель. Какие леса растут в нашей области?

Я прочитаю текст, а вы выпишите по памяти словарные слова. Кто сколько запомнил.

Три четверти территории Хабаровского края занимают горы и нагорья. Богатство края - хвойно-широколиственные леса. Здесь на одном гектаре леса можно встретить более 20 видов деревьев. На территории Хабаровского края располагаются лиственные лесу, елово-пихтовые леса (темнохвойная тайга). Такая тайга угрюма и сумрачна.

Луга занимают широкую пойму Амура и его притоков. Широко распространенны на территории края болота.

По территории края протекают большие реки - Амур, Уссури, Бурея, Хор, Гур, Тумнин, Мая и почти 120 тысяч малых рек!

Огромное количество растений и животных нашего края, занесены в Красную книгу. Например: женьшень, лотос Комарова, кубышка японская, бразения Шребера; красный волк амурский тигр, журавль японский и другие.

В крае 5 заповедников: Комсомольский, Буреинский, Большехехцирский, Джугужурский(2).

Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Послушайте, какую телеграмму получил однажды из леса Виталий Бианки.

Мы- первая зелень, и за это нас все ломают. Мы боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень.

Какой ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь, и какую?

Дети выполняют задание.

-А теперь выборочный диктант. Вам нужно выписать глаголы.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ

Наступила ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появляются первые весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше сохранять и оберегать первые цветы.

- Поставьте вопросы к глаголом: что делать? Что сделать? Определите их время, лицо, число.

Запишите предложение. Найдите глаголы, объясните их написание.

Идешь ранней весной в ближайшую рощу и удивляешься большим переменам.

- А знаете ли вы правила поведения в лесу? Послушайте рассказ Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой».

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Люда сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету в яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

-Кто поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?

Ответы детей.

-Запишите загадку, обозначьте время и число глаголов.

Весной веселит,

Летом согревает,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Образуйте от глагола неопределенную форму, поставьте вопросы. Какие глаголы помогли вам отгадать загадку?

Дети. Веселит, холодит, питает, согревает.

Учитель. А теперь послушайте, как провели выходной день в лесу другие ребята, возможно, ваши сверстники. Подумайте, какие они совершили ошибки.

Учитель читает рассказ « Воскресенье в лесу».

- Вот что записали в лесную «Книгу жалоб» грибы.

Что хотите с нами делайте: режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти.

А теперь послушайте стихотворение Некрасова. Выпишите в первый столбик глаголы в единственном числе, а во второй - вомножественном.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топором появились

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон побежал.

-Бывает, что ребята наносят вред деревьям. Послушайте рассказ. Выпишите глаголы с существительными. Определите их время и число.

БЕРЕЗА

Выросла на лесной полянке стройная и кудрявая береза.

В густых ветвях ее поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята. Подошли к красавице березе и взмахнули топором. Дрогнула бедная березка, и упали на землю прозрачные капельки душистого сока. До осени далеко, а на березе уже появились желтые листья.

-Запишите последнее предложение. Почему листья на березе пожелтели раньше времени?

Ответы детей.

6.Работа группами.

Учитель. Составьте предложение по картинкам, используя глаголы в настоящем времени.

Запись по памяти.

-Молоденькие осинки выстроились на лесной полянке.

Определите время, число, лицо глагола.

Дети выполняют задание.

- А теперь запишите только те однокоренные слова, которые соответствуют следующим значениям:


Осина, осинник, 1. Молодая осина

Осиновый, осинка,                                 2.Осиновый лес

Подосиновик.                                         3. Гриб с красной или

красно-коричневой шляпкой,

который чаще всего можно найти в

осиновом лесу.

-Разберите по составу.


Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения - это и дом, и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения лекарственные. Не могут обойтись люди без древесины. А сколько радости доставляет нам красота растений!

С. Никулин «Русский лес».

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться - и видно все до дна.

Течет вода- водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану- присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

(дети записывают предложения)

Походишь по лесу, потрогаешь белые стволы берез и клейкие листочки, посмотришь на сережки, послушаешь скворца - станет тебе легко и радостно.

Учитель. В руках человека красота и богатство родной земли.

НА прошлом уроке мы говорили об ученных Мичурине, Докучаеве. Послушайте, какой случай произошел с одним мальчиком, который пришел из школы.

-Прочти-ка, сынок, свое домашнее сочинение,- попросил папа.

«На уроке природоведения, начал Коля, - учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы шли домой, то говорили тоже о садах. Миша говорил, что поедет на Север и рассадит там сады».

-Бедный у тебя язык, - сказал папа. – Найди в своем сочинении слово, которое повторяется, и замени его другими словами, близкими по смыслу.

Учитель. Давайте поможем Коле.

(дети выполняют задание)

7.Домашнее задание

Учитель. Составьте три предложения на тему сегодняшнего урока.

8.Итоги урока

Учитель. Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают что она в опасности? Мотет быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Одним словом, превратить Землю в один огромный заповедник?

Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?

Почему на Земле с каждым годом становится все меньше лесов? К чему это приводит?

Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно?

Почему многие растения и животные стали редкими? Какая опасность им угрожает?

Для чего создана Красная книга?

Придумай и нарисуй плакат « Природа в опасности»


Тема: «Виды треугольников»

Цели урока. Закрепить представления учащихся о разных видах треугольников; Развивать внимание, память, логическое мышление и сообразительность; научить делать игрушку – оригами « Снегирь».

1.Организационный момент

2.Игра « Внимание!»

- Итак, мы продолжаем наше путешествие по чудесной стране Геометрии.

А все путешественники на протяжении всего пути должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируемся. А поможет нам в это игра, которая называется « Внимание!»

Условия игры таковы: я показываю карточки с изображением различных фигур(5 штук), каждую по 2-3 секунды и убираю. А вы по команде « Внимание» рисуете фигуры, которые запомнили. Через одну минуту делаем проверку (карточки уже должны быть на доске).

3.Построение треугольников.

( Дети с помощью палочек выкладывают равносторонний треугольник, равнобедренный треугольник, два треугольника из пяти палочек)

- Какай треугольник, мы называем равносторонним? равнобедренным?

-сколько нужно взять палочек, чтобы построить треугольник?

-Подумайте, можно ли про каждый равносторонний треугольник сказать что он равнобедренный?

Игра « Сон Незнайки»( по книге В.Житомерского « Путешествие по стране Геометрии», страница 64).

-Незнайке приснился сон. Ему снилось, что он знаменитый путешественник и что он путешествует по стране Геометрии. Он взял ломаную линию из трех отрезков и сделал себе лодочку. Потом из длинной-длинной ломаной линии, в которой было очень много отрезков, он сделал море и поплыл в своей лодочке по этому морю…

И вдруг он увидел остров. На этом острове гуляли треугольники. Все они гуляли, взявшись за руки по три. Из них получались треугольники. Они даже песенку пели такую:

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три.

Три стороны и три угла,

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Все в нашем городе друзья,

Дружнее- не сыскать.

Мы треугольников семья,

Нас каждый должен знать!

Незнайка пошел за треугольниками и оказался в городе треугольников. Кругом стояли дома- треугольные, деревья- треугольные и ходили человечки- треугольные… Вдруг появился стражник и спросил Незнайку: « А знаешь ли ты, какие бывают треугольники?» Незнайка только хотел ответить, что знает, как на него стали надвигаться разные треугольники с разных сторон и спрашивать: « Как я называюсь? Какай я треугольник? А я какой?» Треугольники мелькали у него перед глазами. Незнайка не мог сообразить, кому из них отвечать. Он совсем растерялся, стоял и ничего не говорил. Тогда один из треугольников выступил вперед и громко проговорил:

Узнает очень просто

Меня любой школьник:

Я тупо-прямо - остро-

Угольный треугольник!

«Я уже знаю про треугольники!»- хотел закричать Незнайка и… проснулся. Со сна он не может начертить треугольники, которые видел в волшебном городе. Поможем ему, ребята?

(Дети в тетрадях с помощью линейки чертят следующие треугольники: остроугольный, прямоугольный).

- Когда мы называем треугольник остроугольным? Тупоугольным? Прямоугольным? (ответы детей)

4. Физкультминутка. Треугольники.

1-2-3- три стороны (повороты в сторону).

1-2-3- три угла (руки на пояс, приседаем).

1-2-3-три вершины (Руки вверх, подтягиваемся)

1-2-3-триугольники пришли (шагаем на месте)

4.Изготовление игрушки – оригами « Снегирь»

- Ребята, какое время года сейчас ?

-Природа отдыхает, спит лес, покрытый снегом. Есть замечательные строки русского поэта С. Есенина.

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

 А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешанным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

По эти вихри снежные

У мерзлого окна.

- Какие птицы зимуют у нас? (вороны, сороки, дятлы, синицы, и т. д.)

- Чем питаются эти птицы (семенами, плодами, ягодами, зерном, крошками)

- Как мы должны заботиться о птицах? (делать им кормушки, насыпать крупы, крошек)

- Как выглядит птица снегирь? (у нее красивая, красная грудка).

- Давайте сделаем птицу « Снегирь» из волшебного квадрата.

6. Физкультминутка « Птицы летят»

Снегири летят, крыльями машут,

 Проснулись над водой, качают головой

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на ветки садятся.

7. Игра « Угадай фигуру».

( Учитель показывает квадрат, прямоугольник, круг, трапецию. Дети должны назвать фигуру.)

8.Итог урока. Домашнее задание.

Тема: «Наш край».

Задачи урока: познакомить, учащихся с политико-административной картой России, закреплять умение работать с географическими картами.

Оборудование: физическая карта России, карта края, карта природных зон России, карта полушарий, политическая карта мира, атлас « Окружающий мир».

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Сообщение темы урока


Стихотворение И.С. Никитина « Русь».

Под большим шатром голубых небес,-

Вижу - даль степей зеленеется.

На гранях их, выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами.

По степям в моря реки катятся,

И лежат пути во все стороны.

Посмотрю на юг: нивы зрелые,

Что камыш густой, тихо движутся;

Мурава лугов ковром стелется,

Виноград в садах наливается.

Гляну к северу: там, в глуши пустынь

Снег, что белый пух, быстро кружится;

Подымает грудь море синее,

И горами лед ходит по морю;

И пожар небес ярким заревом

Освещает мглу непроглядную….

По седым морям из далеких стран

На поклон к тебе корабли идут.

И поля цветут, и леса шумят,

И лежат в земле груды золота.

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложу голову!

-Вот такой увидел свою Родину поэт Иван Никитин. Какие картины можно было представить, слушая его стихотворение?

-А что вы можете рассказать о стране, в которой живете?

-Сегодня мы с вами начинаем разговор о крае, в котором вы родились и живете, о месте этого края на карте стран.

3.Работа по теме урока.

 -Откройте учебник. Перед вами новый вид карты. С картами такого типа мы еще не встречались. Познакомьтесь с политико-административной картой России.

-Найдите на карте границу России. Какой линией она отмечена?

-Найдите пунктирные линии, нанесенные на территории нашей страны. Что означают эти линии? ( Границы республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей.) Границы каждого региона отмечены такой пунктирной линией, а территория выделена определенным цветом.

Какие виды карт вам уже известны? ( Физическая карта страны, карта полушарий, карта природных зон, политическая карта, карта города.)

Показ всех видов карт.

-Откройте ваши атласы. Какая карта находиться перед вами? ( Политическая карта мира).

 -Сравните политическую карту мира и политико-административную карту России. Чем они отличаются друг от друга? Чем похожи эти карты?

-На политической карте мира показаны границы государств. Границы выделены с помощью линии, состоящей чередующихся точек и тире. Территории государств закрашены определенным цветом и указано название страны. Если государство большую территорию, то на карте указывается его столица, а иногда и крупнейшие города. Бывают очень маленькие государства, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставиться цифра, а внизу дается расшифровка: что обозначает эта цифра.

Найдите на ваших картах территорию Монголии. Каким цветом отмечено государство на карте? ( Синим). Назовите его столицу. ( Улан-Батор)

Найдите территорию Китая, назовите его столицу. ( Территория окрашена светло – желтым цветом. Столица Китая - Пекин)

Найдите территорию Австралии. Что вы можете сказать о стане по карте?

 (Страна занимает большую территорию. Она располагается на материке Австралия. Крупнейшие города страны – Сидней и Канберра.) Кто из вас знает столицу Австралии? ( Сидней).

Найдите на карте территорию Соединенных Штатов Америки.

Что вы можете сказать о стране с помощью политической карты мира?

(Страна располагается на территории материка Северная Америка. Соединенные Штаты граничат с Канадой и Мексикой. Крупнейшие города страны – Вашингтон и Нью - Йорк. Столица страны Вашингтон.)

Найдите на карте мира территорию России. Расскажите о своей стране с помощью этой карты. ( Россия располагается на материке Евразия. Наша страна граничит с государствами: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Японией. Столица России Москва.)

-Вернемся к политико-административной карте России. Как вы правильно заметили, обе карты пестрые. Только на политической карте цветом обозначена территория государства, а на политико-административной карте – территория республик, краев и областей. У многих стран мира существуют свои политико-административные карты. Если бы мы посмотрели на такую карту Соединенных Штатов Америки, то увидели бы границы 50 штатов, составляющих эту мощную державу. Если бы мы знакомились с политико-административной картой Великобритании, то увидели бы обозначенные на ее территории границы четырех областей: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

-Какой линией отмечаются границы республик, краев, областей на политико-административной карте? ( Пунктирной) На карте обозначены центры регионов и областей. Найдите на карте наш край. В каком направлении от Москвы он находится? Что вы можете рассказать о нашем крае с помощью этой карты?


Выслушиваются ответы детей.

Прикрепляется на доску Физическая карта России.


-Что вы можете рассказать о нашем крае помощью этой карты? ( Горы, равнины, реки, озера, моря.)


Прикрепляется на доску карта природных зон.

 -Что о наше каре может рассказать эта карта?

-Можно ли на всех этих картах подробно рассмотреть наш край?

-Что надо сделать, чтобы было удобно работать с картой?

 Прикрепляется на доску карта края (области, республики, района).

 -Чтобы было удобно работать с картой, она должна показывать объекты крупно.

 -Найдите на карте главный город нашего края. Найдите наш город. Что вы можете сказать о нашем крае по этой карет?

-Что вы знаете о природе, экологической обстановке нашего края?

4.Самостоятельная работа.

Дети работают в тетрадях:

- «Тетрадь для проверочных работ»

- «100 и еще 14 заданий по природоведению»

5. Итог урока

-Расскажите о нашем крае по плану, написанному на доске.

Запись на доске.


1.Название края.

2.Положение края

3.Природа края.

4.Охрана окружающей среды в крае.


-Покажите наш край на карте России.

С какими картами вы сегодня работали? Что можно узнать с помощью политической карты мира? С помощью политико-административной карты России? Какие условные обозначения используются на этих картах? Чем они похожи? Чем они отличаются?


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8