Эколого-краеведческое образование младших школьников
·
установлениями
связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
·
ухода
за растениями (животными);
·
выполнения
изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
·
оценки
воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и
участия в ее охране;
·
удовлетворения
познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае,
родной стране, нашей планете.
Приложение
2
Обязательный
уровень подготовки учащихся начального общего образования Хабаровского края.
Учащиеся
начального общего образования Хабаровского края
должны:
·
знать
смысл символики Хабаровского края и узнавать ее;
·
знать
называние краевого центра- г. Хабаровск, основные сведения о нем; знать
название своего районного центра и основными сведения о нем;
·
приводить
примеры специализированных типов производств, предоставленных в своей местности
и в крае;
·
кратко
характеризовать территориально- административное устройство Хабаровского края;
·
иметь
представление и кратко характеризовать систему управления в каре;
·
приводить
примеры представителей коренных народностей Севера и Приамурья, населяющих
Хабаровский край; понимать существенные различия национальной культуры и
национальных видов искусства;
·
уметь
объяснить смысл важнейших событий, происходящих в Хабаровском крае (выборы,
праздники) и т. п.);
·
уметь
характеризовать основные средства коммуникации своего населенного пункта
(телефон, транспорт, телевидение, радио);
·
уметь
написать свой полный почтовый адрес.
Различать:
·
условные
обозначения гор, равнин, рек, озер, болот, морей на карте Хабаровского края;
·
свой
поселок (город), районный центр, краевой центр на карте Хабаровского края;
·
местные
травянистые, кустарниковые, и древесные растения;
·
местные
представители животного мира: рыб, птиц, млекопитающих, членистоногих,
пресмыкающихся, земноводных.
Приводить
примеры:
·
местных
названий природных объектов;
·
ядовитых
растений своей местности по натуральным объектам или гербарным образам;
·
основных
животных своей местности по рисункам или описаниям.
Кратко
характеризовать:
·
отличительные
признаки весны, лета, осени, зимы в своей местности;
·
погоду
за день;
·
природную
зону своей местностности
Практически
применять, уметь:
·
объяснять
зависимость температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом;
·
объяснять
причины природных явлений своей местности;
·
определять
стороны горизонта;
·
показывать
влияние человека на природу в своей местности, районе.
Приложение
3
1-й
показатель:
глубина и системность знаний.
Предлагаются
вопросы на установление причинно-следственных связей.
Ответь на
вопросы, рассмотрев картинку:
- Кто это?
Назови, одним словом.
- Соедини
линией с озером тех, кто плавает.
Уровни
проявления данного показателя:
· высокий уровень: учащиеся
имеют глубокие и системные знания о природе и, главным образом, о взаимосвязях
в ней;
· средний уровень:
недостаточно систематичные и глубокие знания;
· низкий уровень: учащиеся
имеют поверхностные элементы знания.
2-й
показатель:
сформированность и разнообразие экологических умений и навыков.
Выявляется
умение прогнозировать развитие процесса.
Выявляется
умение оценивать сложившуюся ситуацию.
Предлагаются
вопросы:
- Что будет,
если исчезнет вода?
Уровни
проявления данного показателя:
·
высокий
уровень: наличие развитых экологических убеждений, широкий круг экологических
природоохранных умений;
·
средний
уровень: наличие у детей некоторого арсенала природоохранных умений;
·
низкий
уровень: отсутствие экологических умений и навыков.
3-й
показатель: сформированность представлений о многообразной ценности природы.
Предлагаются
вопросы:
-Почему
нужно охранять природу?
заполняется таблица
«Природа - источник …».
Уровни
проявления данного показателя:
·
высокий
уровень: понимание детьми многообразной ценности природы;
·
средний
уровень: наличие у детей понимания ценности природы;
·
низкий
уровень: потребительское отношение к природе.
4-й показатель: проявление интереса к
экологическим вопросам и проблемам.
Создаются
ситуации выбора:
- Какую бы
ты хотел прочитать книгу:
о
фантастических приключениях, сказку, о природе?
- Какие бы
ты стал собирать марки:
с
изображениями машин, памятников, гербы городов, о природе?
Уровни
проявления данного показателя:
·
высокий
уровень: дети проявляют устойчивый интерес к вопросам экологии (читают
соответствующую литературу, смотрят телепрограммы о природе и т.д.);
·
средний
уровень: этот интерес носит неустойчивый характер;
·
низкий
уровень: отсутствие интереса к экологическим вопросам.
5-й
показатель: инициатива и активность в природоохранной деятельности.
Даются
необязательные для выполнения домашние задания:
- Кто
желает, может сделать кормушку для птиц.
- Кто в
воскресный день пойдет подкармливать птиц?
Уровни
проявления данного показателя:
·
высокий
уровень: дети проявляют инициативу и творчество в природоохранной деятельности;
·
средний
уровень: дети участвуют в природоохранной деятельности, но недостаточно
осознают ее значимость;
·
низкий
уровень: выявляется при нежелании детей участвовать в природоохранной
деятельности.
6-й
показатель: убежденность и необходимость охраны природы.
Задаются
вопросы:
- Для чего
люди охраняют природу?
- Может ли
ребенок твоего возраста что-то сделать для охраны природы?
Уровни
проявления данного показателя:
·
высокий
уровень: ребенок стремится внести свой вклад в дело защиты и охраны природы;
·
средний
уровень: наличие у учащихся определенных экологических убеждений;
·
низкий
уровень: низкая степень осознания важности экологических проблем.
Приложение
4
Интегрированный
курс литературное чтение В.Ю.Свиридова 3 класс и региональная литература (хрестоматия
по дальневосточной литературе «Лукошко»).
I
четверть
|
I неделя
Русская
народная сказка «Хаврошечка».
|
|
ХКК
Негидальская
сказка «Мальчик и тигр» с.5-21.
|
II неделя
Малые
жанры. Загадки.
|
|
ХКК
В народе
говорят… (пословицы, поговорки, приметы). с.91-97
|
III неделя
Работа над
образами. Поговорки. Связь со сказкой.
|
|
ХКК
В народе
говорят… (скороговорки, молчанки, заклички и приговорки, считалки). с.98-104
|
IV неделя
Сравнительный
анализ сказок и мифов на примере мифа о Прометее.
|
|
ХКК
Д.Нагишкин.
«Пустая голова». с.80-85
|
V неделя
Герои
древней Руси. Былина об Илье Муромце. с.46-53
|
|
ХКК
В.Арсеньев «Рассказ зверолова». с.198-201
|
VI неделя
И.Крылов
«Волк и ягнёнок». с.62-63
|
|
ХКК
Сказки о
животных В.Шульжик. «Лиса и нерпа» (орочская сказка). с.12-15
|
VII неделя
Знакомство
с авторской сказкой «Лягушка-путешественница».
|
|
ХКК
Сказки о
животных. Ч.Таксами «Ленивая навага». с.40-48
|
VIII неделя
«Такой
знакомый незнакомый мир».
|
|
ХКК
Стихи о
природе. «Улыбка ясная природы». В.Захаров «Волшебный лес». П.Комаров
«Теремок», «Зима». с.124-126
|
II
четверть
|
I неделя
Ян Лари
«Необыкновенные приключения Карика и Вали». с.83-86
|
|
ХКК
В.Шульжик
«Утренний лес», «Лесной пожар». с.193-197
|
II неделя
А.Фет
«Весенняя песня». с.102
|
|
ХКК
В Шульжик «Дождик». с.289
|
III неделя
«Мир просит
тебя, открой меня заново!» Д.Даррел «Землянично-розовый дом». с.104-109
|
|
ХКК
Т.Чинарева
«Курица Настасья», «Завтрак для волка». с.201-209
|
IV неделя
Обобщение
знаний по главе 5.
|
|
ХКК
Т.Чинарева
«Наша Марта», «А корова-то живая», «Гусь Семёнов-Ямской», «Козлёнок Тришка».
с.210-221
|
V неделя
Д.Кедрин
Приглашение на дачу. Самые настоящие чудеса.
|
|
ХКК
Т.Чинарева
«Козлёнок Тришка», «Пожар», «За что мы рассердились», «Трус несчастный,
догоню!» с.225-239
|
VI неделя
Герой
волшебной сказки. «Алладин».
|
|
ХКК
Е.Наумов
«Три шубки». с.58
|
VII неделя
Обобщение
знаний по сказке. Сопоставление характеров.
|
|
ХКК
Д.Нагишкин
«Самый быстрый», «Как звери ногами менялись». с.77-88
|
III
четверть
|
I неделя
Работа с
отрывком из стихотворения Вонесенского. Н.Рыленков «К Родине». с.5-7
|
|
ХКК
Е.Трофимов
«Как эвенский мальчик Савва профессором стал», В.Рябов «Домик детства». с.122
|
II неделя
К.Паустовский
«Стальное колечко». с.10-18
|
|
ХКК
Максимов «Как я жил в тайге». с.172
|
III неделя
Зимний
пейзаж в поэзии А.Фета и А.Пушкина. с.19
|
|
ХКК
Самоплясов «Первый снег», «В зимнем лесу». с.131
|
IV неделя
Обобщение
по главе 7. Родная сторона.
|
|
ХКК
Магистрова
«Ах ты, матушка тайга», «Песней солнечной и длинной». с.144
|
V неделя
Мамин-Сибиряк
«Серая шейка».
|
|
ХКК
Е.Трофимов
«Зимородок». с.162-164
|
VI неделя
А.Пушкин
«Няне».
|
|
ХКК
Творчество
Ю.Башките «Мама». с.134-138
|
VII неделя
Лаборатория
искусств.
|
|
ХКК
Б.Алёнкин
«Воробышек». с.278
|
VIII неделя
Играем в
переврдчиков.
|
|
ХКК
Сказки
Эльвиры Кириченко. с.49-56
|
IX неделя
С.Лагерлеф
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
|
|
ХКК
Ю.Рытхэу
«Повелитель ветров». с.292
|
X неделя
С.Лагерлеф
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
|
|
ХКК
«Весенний
ручей» с.132
Б.Алёнкин
«Воробышек». с.278
|
IV
четверть
|
I неделя
Н.Гарин-Михайловский
«Детство Тёмы», Тёма и Жучка».
|
|
ХКК
Н.Наволочкин
«Грамотей», «Двое».
|
II неделя
«Такой
хрупкий и такой прочный мир чувств»
А.Бунин
«Детство».
|
|
ХКК
Н.Наволочкин
«Откуда течёт Морошка?»
|
III неделя
«Такой
хрупкий и такой прочный мир чувств»
М.Лермонтов
«Парус».
|
|
ХКК
Н.Наволочкин
«Знакомые кота Егора».
|
IV неделя
«Красота
спасёт мир»
В.Драгунский
«Девочка на шаре».
|
|
ХКК
3 часа
|
V неделя
С.Козлов
«Разрешите с вами познакомиться».
|
|
ХКК
Литературная
викторина по творчеству Н.Наволочкина.
|
32
часа
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|