Эколого-краеведческое образование младших школьников
- реальное
включение школьника в систему общественных отношений;
- активность
самого школьника;
-
эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.
При этом
формы, методы и приемы экологического образования школьников должны быть направлены,
прежде всего, на «перевод» во внутренний мировоззренческий план личности социальных
экологических ориентиров: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов,
принципов и правил отношений к окружающей природной среде [41].
И.Т.
Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к окружающей среде»
использовать более краткий термин «экологическая ответственность», который, по
ее мнению, вбирает в себя все существенные признаки понятия ответственности как
социальной, так и моральной категории.
Она также
считает, что экологическая ответственность является сложной чертой личности,
которая не может быть сформирована в рамках одного или даже нескольких учебных
предметов, но предлагает объединение потенциальных возможностей всех школьных
предметов [50].
В научной
педагогической литературе отмечается, что отношение личности к окружающей среде
имеет три аспекта:
·
первый
аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке
материального производства, как к объекту и предмету труда, как к естественной
среде жизнедеятельности человека;
·
второй
– отношение к собственным природным данным, к своему организму, который
объективно включен в систему экологических взаимодействий;
·
третий
– представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной
природной среды [39,30].
В целевой
установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность
- неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и
социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов
экологической культуры.
Это сложный
процесс, требующий решения следующих задач:
·
обучение
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах
обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению,
оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья
населения;
·
воспитание
потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа
жизни и улучшение состояния окружающей среды;
·
развитие
интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному
анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического восприятия
и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности
решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и
участвовать в практических делах по защите окружающей среды [46].
Эти задачи,
очерченные в Концепции общего среднего экологического образования, приемлемы
для всех возрастных этапов школьного обучения с обязательным учетом возрастных
особенностей [46].
Впервые в мир
знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они будут
относится к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают
ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой,
насколько глубоко воспитаны в них эстетические и нравственные отношения к
природным объектам. Успешность экологического образования на начальном этапе во
многом определяется возможностями использования в воспитательной работе
природного окружения.
Осознание
окружающей природы как ценности особого рода, обладающей способностью
жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на
основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целом
Довольно
частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без
разъяснений со стороны учителя зафиксировать те нежелательные преобразования,
которые происходят в природе. Для детей становятся очевидными огромные масштабы
разрушений окружающей среды, и неадекватность мер, принимаемых для
восстановления разрушенного. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу
окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения,
признаваемого в качестве одной из задач экологического образования.
Таким
образом, Концепция общего экологического образования рассматривает его как
«непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на
формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных
ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к
окружающей социально-природной среде и здоровью [46]. Главная ценность
экологического образования как составной части естественно - научного - это
воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической
культуры. При этом само экологическое образование выступает как развитие
личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе
культуре сохранения и поддержания здоровья.
В качестве основных
критериев экологической образованности, на наш взгляд, являются следующие
проявления нравственно-экологической позиции личности:
·
усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
·
наличие потребности в приобретении экологических знаний,
ориентация на их практическое применение;
·
проявление эстетических чувств, умения и потребность видеть и
понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
·
потребность в общении с живой природой; сопереживание; бережное
отношение ко всему окружающему;
·
проявление
инициативы в решении экологических проблем.
Критерием
эффективности экологического образования и воспитания могут служить как система
знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение
окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
Исходя из
выше сказанного, «экологическое образование» - это непрерывный, динамичный,
постоянно развивающийся процесс обучения, воспитания и развития личности,
направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и
навыков, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих
ответственное отношение к окружающей социально - природной сфере и здоровью.
1.2
Место
школьного краеведения в системе экологического образования учащихся начальных
классов
Экологическая
грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края.
Поэтому учителя максимально используют возможности краеведческого подхода в
обучении. Однако это возможно лишь в том случае, когда учитель сам прекрасно
разбирается в природе родного края.
Начальная
школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире,
развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному
окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической
культуры.
В период
перехода на новые учебные планы и программы, особое значение приобретают
вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления
и формирования ответственного отношения к ней. Фундамент ответственного
отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех
эколого - краеведческого образования во многом зависит от первого этапа
обучения школьников.
Разработка
новых учебных программ проводится с учетом отражения в них всех аспектов
содержания современного образования:
-
научно-познавательного;
-
ценностного;
-
нормативного;
-
практически - деятельностного.
Следует
учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном
возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать [46].
Эколого -
краеведческое образование возможно лишь при условии, если содержание учебных
предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е. позволяет
осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрывает сущность
происходящих экологических катаклизмов; помогает понять современные проблемы
экологии, осознать их актуальность и вызвать стремление к личному участию в
преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Задача школы
- дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего
профессионально-ориентированного экологического образования.
В решении
задач эколого - краеведческого образования учащихся начальной школы важное
место занимает краеведческий подход, предполагающий комплексное изучение
природы родного края. Выяснение роли школьной краеведческой работы в общей
системе воспитания, в практике учебно-воспитательной работы образовательного
учреждения позволяет рассматривать школьное краеведение как систему,
представляющую комплекс элементов, находящихся в определенных
организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Школьная
краеведческая работа активизирует весь учебный процесс в школе, а сам характер
краеведческой деятельности дисциплинирует учащихся, сплачивает их в дружный
коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого
школьника, а также помогает учителям осуществить системный личностно-ориентированный
подход в воспитании.
А.Е.
Тихоновой, автор эколого – краеведческой программы «Твой родной край» считает,
что наилучшим временем для изучения сведений о своем родном крае – возраст 9-11
лет и экологическое образование младших школьников на основе краеведческой
работы имеет свою возрастную специфику, основными особенностями которой
являются следующие:
-
благоприятные возрастные особенности детей начальной школы для экологических
воздействий, (как со стороны природных, так и социальных факторов)- наличие у
младших школьников ярко выраженной готовности к осознанному построению своих
взаимоотношений с окружающей средой;
-
эмоционально-личностная предрасположенность детей этого возраста к участию в
природоохранной деятельности, готовность (пока на бессознательном уровне)
прийти на помощь людям и представителям растительного и животного мира;
-
психофизиологическая закономерность перехода процесса познания окружающего мира
от «простого наблюдения» к «наблюдению-анализу» и активное участие на этой
основе в созидательной природоохранной; деятельности взрослых и др.)
Для получения
наилучших результатов по экологическому образованию учащихся начальной школы
целесообразно включать их в разнообразные виды эколого-краеведческой
деятельности: познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную,
художественно-эстетическую, трудовую природоохранную.
Основными формами
работы по эколого - краеведческому образованию младших школьников с
использованием краеведческого материала являются: урок, факультатив, экскурсии,
туристические походы, беседы, игры, исследовательские проекты, индивидуальные
учебные задания, конкурсы, ОКТД, праздники, викторины и др.
Среди
разнообразных методов обучения успешно могут быть использованы такие,
как наблюдение, «мозговой штурм», ролевые игры, обсуждение, педагогические
ситуации, пример, упражнение, рефлексия, эмпатия и др.
К наиболее
результативным средствам эколого – краеведческого образования учащихся
следует отнести, прежде всего, этнопедагогические средства (сказки, мифы,
народные приметы, пословицы, и т.д.), окружающую природную среду, наглядный и
дидактический материал, оборудование для исследовательских работ, краеведческую
и учебную литературу, произведения изобразительного искусства и др.
Основными и
достаточными для совершенствования экологического образования младших
школьников на основе краеведческой работы являются следующие педагогические
условия:
·
-
четкая организация и сплочение детского коллектива на основе совместной
деятельности учащихся;
·
-
сочетание учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников;
·
-
экологическая культура учителя;
·
-
использование возможностей семьи в формировании у детей бережного отношения к
природе;
·
-
усиление практической направленности природоохранной деятельности младших
школьников;
·
-
совокупность учебных заданий краеведческого характера;
·
-
оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения.
Результатом
краеведческого подхода в эколого-краеведческом образовании младших школьников
является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой,
между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения
природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.
Комплексный
характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и
возникающих при этом экологических проблем определяют объекты
эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа,
хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения
взаимодействия общества и природы. Здесь важно показать их разнообразие, а это,
в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной
школы, обеспечит комплексный подход в деле.
Т.А. Бабакова
считает, что школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны —
краепознание и краестроительство (последнее, к сожалению, часто упускается).
При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия,
так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению
окружающей Среды формируется бережное отношение, а затем и ответственное
отношение к природе.[6,16-17]
Взаимосвязь
двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов
деятельности учащихся — познавательной, ценностно-ориентационной,
коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в их совокупности.
Например, Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность связывать с
приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителей в
виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краеведческой
литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний.
Ценностно-ориентационная
деятельность направлена на осознание учениками многостороннего значения природы
для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения
природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения для
природы человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оценкой)
изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.[6]
Художественно-эстетическая деятельность заключается
в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства
(изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного,
зодчества, устного народного творчества: выполнение рисунков, плакатов,
сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение
и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей
экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др.
Трудовая
природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды,
благоустройством: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за
ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и
древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив,
прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.
Включение
учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы
соответствует деятельностно - личностному подходу в образовании и
воспитании.
Осознание
специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более
эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.
Эколого –
краеведческое образование школьников может быть высокоэффективным только тогда,
когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех
школьных дисциплин - как естественно - научных, так и гуманитарных. В рамках
каждого учебного предмета, рассматривается та экологическая проблематика,
которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики [12].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|