Эколого-краеведческое образование младших школьников
4.
Профессиональная
специальная подготовка будущих учителей начальных классов в учебных заведениях:
организация курсов по углубленному изучению эколого- краеведческого
образования.
5.
Введение
в школьный образовательный процесс предмета «Краеведения».
6.
Повышение
квалификационного уровня преподавателей начального образования и руководителей
школ по вопросам эколого- краеведческого образования младших школьников.
7.
Разработка
достаточного количества изданий методической литературы для преподавателей
начального звена включая популярную и художественную литературу по современным
эколого- краеведческим вопросам, возможно издание детских журналов и газет по
той же теме.
8.
Укрепление
материальной базы и внешкольных учреждений для возможностей реализации целей и
задач эколого- краеведческого образования.
9.
Сочетание
различных методов и приемов работы преподавателей на уроках, а так же
установление взаимосвязи основной учебной работы с различными формами
внеклассной.
10.
Разработка
краеведческих программ.
11.
Создание
УМК с применением материала эколого- краеведческого характера.
12.
Методические
пособия эколого- краеведческого характера.
13.
Содержание
учебных предметов должно способствовать развитию экологических ценностных
ориентаций.
Библиографический список 1 Абдуллаев, З. Экологическое отношение и экологическое сознание / З. Абдуллаев. // Филосовские науки. – 1991. – N2. – С. 186-190. – ISSN 1680-2721
2
Аллен,
Р. Наука о жизни / Ричард Аллен.- М.: Молодая гвардия, 2001. – 390 с. – ISBN 5-7695-1694-1
3
Ангеловски,
Крсте. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.с макед. / Крсте
Ангеловски. – М.: Просвещение, 2001. – 159 с. – ISBN 5-3468-0059-8
4
Асеев,
В.Г. Возрастная психология: Учеб. Пособие / Владимир Григорьевич Асеев. –
Иркутск: ИГПИ, 1999. – 190 с. – ISBN 5-687-1653-0
5 Афанасьева, Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева // Юный натуралист. – 1990. - № 1. – С. 30-32. – ISSN 1628-0021 6 Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабакова // Начальная школа. – 2003. - № 9. – С. 16-17. – ISSN 1617-2736
7
Барковская,
О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания /
О.М. Барковская // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 32-33. – ISSN 1626-0376
8
Бобылева,
Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания
/ Л.Д. Бобылева // Биология в школе. – 2000. -
№3. – С. 57-59. – ISSN 1639- 2746
9
Бобылева,
Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников /
Людмила Дмитриевна Бобылева // Реализация практической направленности в учебном
процессе начальных классов школы: Межвуз. Сб. науч. Тр. – Владимир, 2000. – С.
77-83. – ISSN 5-0267-854-3
10 Васильев, С.В. Формирование природоохранных понятий / Сергей Владимирович Васильев. – Пущино : ПНЦ РАН, 1994. - 137 с.
11
Вернадский,
В.И. Философские мысли натуралиста / Владимир Иванович Вернадский. – М.:
Просвещение, 1988. – 630 с
12
Виноградова,
Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф.
Виноградова // Начальная школа. – 2002. - № 4. – С. 20-24. – ISSN 1622-0059
13 Гагарин, А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания./ Александр Валерьевич Гагарин. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. – 232 с. - ISSN 5-94051-001-9 14 Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие. — М., 1997. — С. 153 15 Дерябо, С.В. Экологическая педагогика и психология. / С.В.Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов – на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. С. 38-126. – ISSN 5-1680-0027-1
16
Дуденко,
И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников /
И.Б.Дуденко // Советская педагогика. – 1989. - № 9. – С. 28-32.
17
Желтов,
Н.М. Край родной навек любимый / Николай Михайлович Желтов – Тамбов:
Издательство «Тамбов», 1999. – 76с. – ISSN 5-359-6682-5
18
Запартович,
Б.Б. С любовью к природе / Б.Б. Запартович, Э.Н Криворучко, Л.М. Соловьева –
М.: Педагогика, 2003. – 232с. – ISSN 5-17-011143-6.
19
Захлебный,
А.Н. На экологической тропе / Анатолий Никифорович Захлебный. – М.: Педагогика,
1999. – 183 с. – ISSN 5-93208-043-4
20
Захлебный,
А.Н. Научно-технический прогресс и экологическое образование / А.Н. Захлебный,
И.Т. Суравегина // Советская педагогика. – 1985. - № 12. – С. 10-12.
21
Захлебный,
А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном
просвещении / Анатолий Никифорович Захлебный. – М.: Педагогика, 1996. С. 20-28.
– ISSN 5-94462-025-0.
22
Захлебный,
А.Н. Школа и проблемы охраны природы / Анатолий Никифорович Захлебный. – М.:
Педагогика, 1999. – 184с. – ISSN 5-94462-687-2.
23
Захлебный,
А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии /
А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина; под общ. Ред. А.Н. Захлебного –
М.: Просвещение, 1997. – 206с. – ISSN 5-196-0026-9.
24
Зверев,
И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе
// Краеведческая работа в школе / Иван Дмитриевич
Зверев – М.: Просвещение, 1994. – 154 с.
25
Зверев,
И.Д. Экогласность и образование / Иван Дмитриевич Зверев
// Советская педагогика. – 1991. - № 1. – С.
9-11.
26 Зверев, Н.Д. Экология в школьном обучении / Игорь Дмитриевич Зверев – М.: Просвещение,. М., 2003. – 294 с. – ISSN 5-0267-854-3
27
Иванов,
П.В. Современное школьное краеведение / П.В. Иванов
// Советская педагогика. – 1990. - № 10. – С.
27-30.
28
Ильина
А.Н. Теоретические проблемы воспитания у школьников экологической культуры как
части их мировоззрения: Автореф. Дис…. канд. Пед. Наук. — М., 1998.
29
Каропа,
Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников /
Г.Н. Каропа – М.: Педагогика, 1999. – 325 с. – ISSN 5-94462-196-1.
30 Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 496 с. – ISSN 5-7695-1694-1
31
Культурология
ХХ век: Словарь / В. Н. Краснов [и др.] ; отв. Ред В. Н. Матвеев . – СПб. :
СПбЛТА, 2001. – 231 с. – ISSN 5-11194-8863-2.
32
Купров,
В.Д. Экологическое образование младших школьников
// Начальная школа. – 2000. - № 7. – С. 85.
33 Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Кучер.- М.: Просвещение, 2000. – 318 с. – ISSN 5-0267-854-3
34
Лаптев,
И.Д. Экологические проблемы современности / Илья Дмитриевич Лаптев. - М.:
Мысль, 2002. – 178 с. – ISSN 5-1632-1119-4.
35
Лихачев,
Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачев // Педагогика, 1993. - № 2. – С. 19-21.
36
Моисеева,
Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических
отношений у школьников/
Л.В. Моисеева, И.Р. Кастунов, С.К. Измайлов; под
общ. Ред. Л.В. Моисеевой. – Екатеринбург: Министерство образования Российской
Федерации; УГПИ Науч. Пед. Центр «Уникум», 1993. – 148с.
37
Отношение
школьников к природе / Под ред.: И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.:
Педагогика, 1999. – 128с. – ISSN 5-1165-025-2.
38
Оценка
качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н. Ф. Виноградова и
др. — М., 2000. – С. 246-247; 251-252.
39
Печко,
Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П. Печко //
Советская педагогика. – 1987. - № 3. – С. 29-32.
40
Рыжова,
Н.А. Экологический проект: Мое дерево/ Н.А. Рыжова
// Начальная школа. – 1997. - № 4. – С. 48-52. – ISSN 1610-5723
41
Сайдакова,
Л.А. Мир вокруг нас / Л.А. Сайдакова // Начальная школа. – 1993. - № 9. – С.
40-42.
42
Салеева,
Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью
формирования бережного отношения к природе
// Ролевые игры по охране природы в средней школе
/ Людмила Павловна Салеева – М.: Издательство «Гном», 2003. – 240 с. – ISSN 5-0237-0254-3
43
Салеева,
Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Людмила
Павловна Салеева – М.: Издательство «Гном», 2003. – 49с. – ISSN 5-3937-0224-1
44
Сенкевич
В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных
представлений / В.М. Сенкевич // Советская педагогика. – 1989. - № 5. – С.
15-19.
45 Сидельский, А.П. Человек и природа / А.П. Сидельский.- Ставрополь, 1985.- С. 41-46. 46 Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Людмила Павловна Симонова.- М.: «Академия», 2000. – 160 с. – ISSN 5-7695-0314-9 47 Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе / Ирина Трофимовна Суравегина. – М.: Академия, 1986. - С. 31-49.
48
Суравегина,
И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т. Суравегина //
Советская педагогика. – 1988. - № 9. – С. 31-34.
49
Суравегина,
И.Т. Экологическое образование в школе / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В.
Кучер // Советская педагогика. – 1990. - № 12. – С. 12-14.
50
Суравегина,
И.Т. Экология и мир: Метод. Пособ. Для учит./ Суравегина И.Т., Сенкевич В.М.,
Кучер Т.В.; ; под общ. Ред. И.Т. Суравегиной – М.: Новая школа, 1994. – 126с. –
ISSN 5-1637-0024-3
51
Тарасова
Т. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе //
Начальная школа. — 2000. — № 10. — С. 61.
52
Утков
П.Ю. Из опыта экологического обучения младших школьников //
Начальная школа. — 2001. — № 4. — С. 96.
53
Ушинский,
К.Д. Избранные педагогические произведения. — М., 1968. — С. 351.
54
Чечель,
И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего
оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16. – ISSN 1626-0376
55
Шкарбан,
И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования / И.В.
Шкарбан // Советская педагогика. – 1981. - № 7. – С. 83-
56
Греханкина,
Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования //Педагогика. –
1999. - № 8. – С. 30 – 34.
57
Нормативные
документы //Вестник образования России. – 2004. -№ 12. – С.51- 55.
58
Хабаровский
краевой компонент государственного образовательного стандарта //Дополнительные
краевые требования к стандарту образовательной области «Общественные и
естественные дисциплины» от 03.01.96
59
Фокеева,
И.М. Историческое краеведение в школе //Начальная школа. – 2007. - № 2. – С. 3
-5.
60
Венецкая,
А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников
//Начальная школа. – 2007. - № 2. – С. 6 -7.
61
Веселова,
Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе
краеведческого материала //Начальная школа. – 2003. - № 2. – С. 110 -112.
62
Лебедева,
Н.А. Макарова, Л.К. Использования средств музея при изучении курса «Мы и
окружающий мир» //Начальная школа. – 2003. - № 2. – С. 113 -115.
63
Скривел,
В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом //Начальная
школа. – 2004. - № 5. – С. 22 -24.
64
Тихомирова,
Е.М. Животноводство родного края / Е.М. Тихомирова – М.: Чистые пруды, 2006. –
С.32: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 3
(9))
ISBN 5–9667–0183-0
Приложение
1
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования. Требования к уровню
подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу в результате изучения
окружающего мира:
В
результате изучения окружающего мира ученик должен знать / понимать:
·
название
нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного
города;
·
государственную
символику России;
·
государственные
праздники;
·
основные
(легко определяемые) свойства воздуха, воды;
·
общие
условия, необходимые для жизни живых организмов;
·
правила
сохранения и укрепления здоровья;
·
основные
правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школах);
Уметь:
·
определять
признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
·
различать
объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
·
различать
части растения, отображать их в рисунке (схеме);
·
приводить
примеры представителей различных групп растений и животных (2-3 представителя
из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
·
показывать
на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки, (без названий);
границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2
города);
·
описывать
отдельные ( изученные) события из истории Отечества;
Использовать
приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
обогащения
жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения,
сравнения;
·
ориентироваться
на местности с помощью компаса;
·
определения
температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|