бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права бесплатно рефераты

Согласно ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N 78-ФЗ) под землеустроительной документацией понимаются документы, полученные в результате проведения землеустройства. Под землеустройством, в свою очередь, понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

К видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

В соответствии со ст. 73 ЛК РФ при лесоустройстве лесного фонда составляются лесоустроительные проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и ведения лесного хозяйства. Согласно ст. 72 ЛК РФ лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления лесным хозяйством, и являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ. К лесоустроительным документам, также в определенных случаях, могут относиться: пояснительная записка к проекту организации и ведения лесного хозяйства; ведомость проектируемых мероприятий; таксационные описания; ведомость поквартальных итогов площадей и запасов насаждений; пояснительная записка по лесничеству; планы лесничества (окрашенные по породам, по обходам, неокрашенные); карты-схемы лесхоза (лесничества), окрашенные по породам, по классам пожарной опасности, неокрашенные; справка по обоснованию размеров главного пользования лесом и объемов лесохозяйственных мероприятий; таксационная информация объекта лесоустройства на магнитных носителях для ЭВМ.


9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований Согласно данному принципу правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (например, ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»). Основы разграничения государственной собственности на землю заложены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Разграничение государственной собственности, так же как и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Основные принципиальные положения, касающиеся государственной и муниципальной собственности, установлены Гражданским кодексом РФ. Так, согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами; к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско - правовых отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов права. От имени Российской Федерации и ее субъектов могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, а от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления, также в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель В соответствии данным принципом  при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно данному принципу  регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком

3.Соотношение земельного, гражданского и административного права в сфере регулирования земельных правоотношений.

С предметом и системой земельного права тесно связана проблема разграничения действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений. Это связано, прежде всего, с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных.

Как известно, предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права - управленческие отношения (ст. 2 ГК РФ).

Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений.

Отношения по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий.

Поскольку закон допускает сделки с землей и она становится объектом товарного оборота, постольку возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать особенности земельных отношений. В Указе Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г. установлено, что совершение сделок с землей регулируется гражданским законодательством, но с учетом требований земельного и иного специального законодательства (п. 1 Указа).

Правила о купле-продаже земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, в частности, на продажу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на самовольное изменение целевого назначения земельного участка, на приобретение в собственность иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения и т.д. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства.

Иногда в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому законодательству, если те или иные отношения, связанные с использованием земли, регулируются гражданским законодательством. Но для применения норм гражданского законодательства не всегда требуется обязательное указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы нормами гражданского права.

Однако не все нормы гражданского законодательства, и в частности Гражданского кодекса о недвижимом имуществе, могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.

Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения. Это происходит, например, в случае захвата земли, когда компетентный орган государственной власти, опираясь на закон, в порядке наказания решает вопрос об изъятии земельного участка. Следовательно, государственный орган принимает управленческое решение, т.е. административно-правовой акт, на основании которого прекращается право пользования землей. Данное решение является обязательным для органов Землеустроительной службы, которые выясняют границы земельного участка в натуре (на местности) и передают его другому пользователю (собственнику) земли. Оно является обязательным и для бывшего пользователя земельного участка, так как последний не вправе игнорировать требования, содержащиеся в документе государственного органа.

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля - важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или впоследствии будет наносить вред всей окружающей среде, не только приводить к разрушению почв, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов (загрязнение вод продуктами эрозии почв, потеря запасов воды при орошаемом земледелии, обезлесение, опустынивание, загрязнение и сокращение территорий, служащих средой обитания животного мира, и т.д.). Поэтому нормы законодательства о рациональном и комплексном использовании земель повышают эффективность норм экологического законодательства: водного, лесного, горного и др.

Из сказанного нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, происходит экологизация норм земельного права.

Всеобщие экологические связи в природе приводят к тому, что хозяйственная эксплуатация одного природного ресурса оказывает влияние на состояние других природных объектов и в целом природной среды. Поэтому стоит задача обеспечения охраны природы в процессе хозяйственной эксплуатации отдельных ее составных частей: земель, вод, лесов, недр.

Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение её в гражданский оборот привело к необходимости уточнения сфер применения земельного права и гражданского права.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм земельного, гражданского и административного  законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учётом сохранения земель как части единой экосистемы Земли в условиях дальнейшего развития общества. Однако вопрос  о месте земельного права в системе российского права остаётся дискуссионным. По мнению Дозорцева В.А. земельное право как  самостоятельная структурная единица не существует, а нормы касающиеся земли распределены между гражданским, административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими  отраслями права.

        Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках многочисленных точек зрения и сделать свой выбор, следует обратиться к таким понятиям как «отрасль права», «предмет права», «система права».

      Под отраслью права понимается крупный блок юридических норм в системе права, регулирующих однородные  общественные отношения и объединённых общим методом регулирования.

Сравнительная характеристика отраслей права:

Земельное право

Гражданское право

Экологическое право

Административное право

Земельное право – отрасль права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных государствам правовых норм, регулирующих земельное законодательство

Отрасль права регулирующая (методом равенства сторон) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной самостоятельности их участников.

Комплексная отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности гос. управления.

Предмет  земельного права – отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права.

Предмет – имущественные и связанные с ними, личные неимущественные отношения.

Общественные отношения, возникающие в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства либо использования ресурсов, либо в сфере управления природными ресурсами.

Предмет: общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности гос. управления.

Смешанный метод:

- административно – правовой и метод дозволения

Метод: гражданского – правовой метод или метод дозволения

Метод: императивный метод

Метод: административно – правовой (императивный или метод подчинения)

      Однако в Земельном кодексе 2001 года оговаривается, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действий норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земель.  Имущественные отношения владению, пользованию и распоряжению земельными участками и сделок  с ними, согласно п. 3 ст. 3 ЗК, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено  земельным, лесным, водным  и другим законодательством, в том числе специальными федеральными законами.

Вопросы разграничения отраслей законодательства

и отраслей права

Вещное право - подотрасль гражданского права, источником которой являются различные нормативно - правовые акты. Составляя сферу регулирования гражданского права, вещные отношения испытывают воздействие норм других отраслей права - охранительных, управленческих. Это воздействие может выражаться, например, в форме защиты субъективных вещных прав, превентивного влияния на поведение субъектов права (уголовное, административное право), в регулировании возможных распорядительных действий органов публично - правовых образований в отношении объектов вещных прав иных лиц. Исследуя проблемы соотношения системы и отраслей права, с одной стороны, и системы и отраслей законодательства - с другой, авторы работ в области общей теории права и отраслевых правовых наук приходят, как правило, к выводу о них как однопорядковых, но не тождественных системах, выражающих соответственно структуру содержания и формы позитивного права. Формой выражения гражданско - правовых норм является гражданское законодательство. Входящие в гражданское законодательство нормативно - правовые акты имеют комплексную межотраслевую природу, поскольку содержат не только гражданско - правовые нормы. Это относится и к Гражданскому кодексу РФ, содержащему процессуальные (например, в п. 1 ст. 162), административные нормы (в ст. 242, 243 ГК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9