Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права
Согласно ст. 1
Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве"
(далее - Закон N 78-ФЗ) под землеустроительной документацией понимаются
документы, полученные в результате проведения землеустройства. Под
землеустройством, в свою очередь, понимаются мероприятия по изучению состояния
земель, планированию и организации рационального использования земель и их
охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства
и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации
рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков
для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации
территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам
Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа
жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Объектами
землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории
муниципальных образований и других административно-территориальных образований,
территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий,
зон и участков.
К видам
землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства территории
Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской
Федерации, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных
образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального
землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы)
объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты
улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных
земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и
потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных
воздействий; материалы геодезических и картографических работ, почвенных,
геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель,
инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования
земель.
Федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.
Состав,
содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются
соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.
В соответствии
со ст. 73 ЛК РФ при лесоустройстве лесного фонда составляются лесоустроительные
проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и
пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные
положения организации и ведения лесного хозяйства. Согласно ст. 72 ЛК РФ
лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального
использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства
и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. Лесоустроительные
проекты и другие документы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом
федеральным органом управления лесным хозяйством, и являются обязательными нормативно-техническими
документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного
планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных
работ. К лесоустроительным документам, также в определенных случаях, могут
относиться: пояснительная записка к проекту организации и ведения лесного
хозяйства; ведомость проектируемых мероприятий; таксационные описания;
ведомость поквартальных итогов площадей и запасов насаждений; пояснительная
записка по лесничеству; планы лесничества (окрашенные по породам, по обходам,
неокрашенные); карты-схемы лесхоза (лесничества), окрашенные по породам, по
классам пожарной опасности, неокрашенные; справка по обоснованию размеров
главного пользования лесом и объемов лесохозяйственных мероприятий;
таксационная информация объекта лесоустройства на магнитных носителях для ЭВМ.
9. Разграничение
государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации,
собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных
образований Согласно
данному принципу правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются
федеральными законами (например, ФЗ «О разграничении государственной
собственности на землю»). Основы разграничения государственной собственности на
землю заложены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 71
Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная
государственная собственность и управление ею. Разграничение государственной
собственности, так же как и вопросы владения, пользования и распоряжения
землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находится в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Основные принципиальные
положения, касающиеся государственной и муниципальной собственности,
установлены Гражданским кодексом РФ. Так, согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация,
ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих
отношений - гражданами и юридическими лицами; к ним применяются нормы,
определяющие участие юридических лиц в гражданско - правовых отношениях, если
иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов права. От имени
Российской Федерации и ее субъектов могут приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде
органы государственной власти в рамках их компетенции, а от имени муниципальных
образований - органы местного самоуправления, также в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).
10.
Дифференцированный подход к установлению правового режима земель В соответствии
данным принципом при определении их правового режима должны учитываться
природные, социальные, экономические и иные факторы.
11. Сочетание
интересов общества и законных интересов граждан. Согласно данному
принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах
всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное
владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком
3.Соотношение
земельного, гражданского и административного права в сфере регулирования земельных
правоотношений.
С предметом и системой земельного права тесно связана проблема
разграничения действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в
части, касающейся регулирования земельных отношений. Это связано, прежде всего,
с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и,
следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе
земельных и имущественных.
Как известно, предметом гражданского права являются имущественные и
личные неимущественные отношения, а предметом административного права -
управленческие отношения (ст. 2 ГК РФ).
Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые
представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений.
Отношения по использованию которого в определенной части могут
регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой
стороны, земля выступает и как объект властных полномочий.
Поскольку закон допускает сделки с землей и она становится объектом
товарного оборота, постольку возможность применения к земельным отношениям норм
гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать
особенности земельных отношений. В Указе Президента Российской Федерации
"О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России" от 27 октября 1993 г. установлено, что совершение сделок с землей
регулируется гражданским законодательством, но с учетом требований земельного и
иного специального законодательства (п. 1 Указа).
Правила о купле-продаже земли также допускают применение норм
гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником
земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и
аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и
ряд запретов, в частности, на продажу в частную собственность земельных участков,
имеющих важное природоохранное назначение, на самовольное изменение целевого
назначения земельного участка, на приобретение в собственность иностранными
физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного
назначения и т.д. Земельное законодательство устанавливает и другие
ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию
земельных отношений норм гражданского законодательства.
Иногда в самом земельном законодательстве делается отсылка к
гражданскому законодательству, если те или иные отношения, связанные с
использованием земли, регулируются гражданским законодательством. Но для
применения норм гражданского законодательства не всегда требуется обязательное
указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и
необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные
отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими
отношениями могут быть урегулированы нормами гражданского права.
Однако не все нормы гражданского законодательства, и в частности
Гражданского кодекса о недвижимом имуществе, могут применяться к регулированию
земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу.
То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на
землю.
Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям,
участники которых находятся в положении власти и подчинения. Это происходит,
например, в случае захвата земли, когда компетентный орган государственной
власти, опираясь на закон, в порядке наказания решает вопрос об изъятии
земельного участка. Следовательно, государственный орган принимает управленческое
решение, т.е. административно-правовой акт, на основании которого прекращается
право пользования землей. Данное решение является обязательным для органов
Землеустроительной службы, которые выясняют границы земельного участка в натуре
(на местности) и передают его другому пользователю (собственнику) земли. Оно
является обязательным и для бывшего пользователя земельного участка, так как
последний не вправе игнорировать требования, содержащиеся в документе государственного
органа.
Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования
земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля - важнейшая
часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов:
лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных
ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно
использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по
отношению к земле немедленно или впоследствии будет наносить вред всей
окружающей среде, не только приводить к разрушению почв, их эрозии, засолению,
заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий
использования других природных ресурсов (загрязнение вод продуктами эрозии
почв, потеря запасов воды при орошаемом земледелии, обезлесение, опустынивание,
загрязнение и сокращение территорий, служащих средой обитания животного мира, и
т.д.). Поэтому нормы законодательства о рациональном и комплексном
использовании земель повышают эффективность норм экологического
законодательства: водного, лесного, горного и др.
Из сказанного нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного
права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с
экологическими требованиями, происходит экологизация норм земельного права.
Всеобщие экологические связи в природе приводят к тому, что
хозяйственная эксплуатация одного природного ресурса оказывает влияние на
состояние других природных объектов и в целом природной среды. Поэтому стоит
задача обеспечения охраны природы в процессе хозяйственной эксплуатации
отдельных ее составных частей: земель, вод, лесов, недр.
Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение её в гражданский
оборот привело к необходимости уточнения сфер применения земельного права и
гражданского права.
При регулировании
земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм земельного,
гражданского и административного законодательства и норм земельного
законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а
также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Своей целью
земельное право ставит конструирование такой модели поведения, при которой
будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения
экономических и неэкономических потребностей с учётом сохранения земель как
части единой экосистемы Земли в условиях дальнейшего развития общества. Однако
вопрос о месте земельного права в системе российского права остаётся дискуссионным.
По мнению Дозорцева В.А. земельное право как самостоятельная структурная
единица не существует, а нормы касающиеся земли распределены между гражданским,
административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими отраслями
права.
Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках
многочисленных точек зрения и сделать свой выбор, следует обратиться к таким
понятиям как «отрасль права», «предмет права», «система права».
Под отраслью права понимается крупный блок юридических норм в
системе права, регулирующих однородные общественные отношения и объединённых
общим методом регулирования.
Сравнительная
характеристика отраслей права:
Земельное право
|
Гражданское
право
|
Экологическое
право
|
Административное
право
|
Земельное право –
отрасль права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных
государствам правовых норм, регулирующих земельное законодательство
|
Отрасль права
регулирующая (методом равенства сторон) имущественные и связанные с ними
личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной
самостоятельности их участников.
|
Комплексная
отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих
отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.
|
Отрасль права,
регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и
исполнительно распорядительной деятельности гос. управления.
|
Предмет земельного
права – отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной
земель и регулируемые нормами земельного права.
|
Предмет – имущественные
и связанные с ними, личные неимущественные отношения.
|
Общественные отношения,
возникающие в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства либо использования
ресурсов, либо в сфере управления природными ресурсами.
|
Предмет: общественные
отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной
деятельности гос. управления.
|
Смешанный метод:
- административно
– правовой и метод дозволения
|
Метод: гражданского
– правовой метод или метод дозволения
|
Метод: императивный
метод
|
Метод:
административно – правовой (императивный или метод подчинения)
|
Однако в Земельном кодексе 2001 года оговаривается, что при
регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действий
норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений
по использованию земель, а также принцип государственного регулирования
приватизации земель. Имущественные отношения владению, пользованию и распоряжению
земельными участками и сделок с ними, согласно п. 3 ст. 3 ЗК, регулируются
гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным,
водным и другим законодательством, в том числе специальными федеральными законами.
Вопросы
разграничения отраслей законодательства
и отраслей права
Вещное право -
подотрасль гражданского права, источником которой являются различные нормативно
- правовые акты. Составляя сферу регулирования гражданского права, вещные
отношения испытывают воздействие норм других отраслей права - охранительных,
управленческих. Это воздействие может выражаться, например, в форме защиты
субъективных вещных прав, превентивного влияния на поведение субъектов права
(уголовное, административное право), в регулировании возможных распорядительных
действий органов публично - правовых образований в отношении объектов вещных
прав иных лиц. Исследуя проблемы соотношения системы и отраслей права, с одной
стороны, и системы и отраслей законодательства - с другой, авторы работ в области
общей теории права и отраслевых правовых наук приходят, как правило, к выводу о
них как однопорядковых, но не тождественных системах, выражающих соответственно
структуру содержания и формы позитивного права. Формой выражения гражданско -
правовых норм является гражданское законодательство. Входящие в гражданское
законодательство нормативно - правовые акты имеют комплексную межотраслевую
природу, поскольку содержат не только гражданско - правовые нормы. Это
относится и к Гражданскому кодексу РФ, содержащему процессуальные (например, в
п. 1 ст. 162), административные нормы (в ст. 242, 243 ГК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|