Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права
Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права
Тема: Земельное право, как отрасль права. Источники
земельного права.
План:
- Земельное право,
как отрасль права. Общая характеристика земельного законодательства.
- Понятие предмета
и метода земельного права. Принципы земельного права.
- Соотношение земельного,
гражданского и административного права в сфере регулирования земельных
правоотношений
- Источники
земельного права.
Литература:
- Белов В.А., Е.В. Пестерева. Хозяйственные
общества. М., 2002 – 333 с.
- Богатырёв А.Н. А.А. Кухаренко, А.Б. Соколов.
Государство и охрана окружающей природной среды. // Закон и порядок, № 3,
2003. – 68 – 70 с.
- Волков Г. Разрешительный тип правового
регулирования земельных отношений как основа земельного законодательства.
//Хозяйство и право, 2005, № 2. – 90 – 100.
- Вы – землепользователь:
Права, обязанности, условия, льготы. / С.А. Самойлов, В.Е. Сидоров. – М.:
ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Транзиткнига»,
2004 – 350 с. – (Советы юриста на все случаи жизни).
- Драчук В.П.
Юридический справочник земледельца. М.: Норма, 2000 – 160 с.
- Комментарий к
Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на
землю»// под ред. С. А. Боголюбова Юридический дом «Юстицинформ», 2000
- Краснова И.О.
Земельное право. М.: Юристъ, 2003 – 270 с.
- Крассов О.И.
Право частной собственности на землю. М.: ЮРИСТЪ, 2000 – 379 с.
- Титов Ю.П.
Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: «Проспект», 2000
– 472 с.
- ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ // Российская
газета. 2002. 27 июля. N 137.
- Юридический энциклопедический словарь. /
Под. общ. ред. В.Е. Крутова. М: ИНФА, 2001 – 450 с.
- Ялбулганова А.А. Постатейный комментарий к
Федеральному закону "О землеустройстве" включен в информационный
банк согласно публикации - М.: Юридический Дом "Юстицинформ",
2005 (издание второе, переработанное и дополненное).
1. Земельное
право, как отрасль права. Общая характеристика земельного законодательства
Российской Федерации
Земельные
отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются
актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих
земельными участками. Основной закон Российской Федерации - Конституция -
содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.
Так,
непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие
статьи Конституции:
1. ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в
различных формах собственности;
2. ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании
условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
3. ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
4. ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно
относиться к ее богатствам;
5. ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее
субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о
недрах, об охране окружающей среды.
Статья
36 (ч. 2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками
свободно. Вместе с тем в общественных интересах указанная статья вводит
ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том,
чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и
законные интересы иных лиц.
В
то же время ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и
ее субъектов находится земельное законодательство (п. "к"), а также
вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. "в").
·
Несомненную значимость для регулирования земельных
правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:
·
о гарантировании единства экономического
пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст.
8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
·
об обязанности каждого платить законно
установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.
Вступивший
в силу 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК
РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п. 1 ст. 1,
что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного
кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Земельный
кодекс 2001 г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в
регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни
Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. давно не отвечал
потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были
отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с
Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей,
регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного права
законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со
дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.
Новый
Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в
области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю,
основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота
земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.
Разграничив
компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст. 9 отнес
к ведению Федерации:
·
установление основ
федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
·
установление ограничений
прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов
земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
·
государственное управление
в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного
контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
·
установление порядка
изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и
муниципальных нужд;
·
изъятие для нужд
Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
·
разработку и реализацию
федеральных программ использования и охраны земель;
·
управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации
(федеральной собственности);
·
иные полномочия,
отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации,
Земельным кодексом, федеральными законами.
Упоминаемые
в ст. 9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другими
федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г.,
Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за
землю 1991 г., об основах градостроительства в Российской Федерации 1992 г., о
природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995
г., об особо охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996
г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., о
безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.
Субъекты
Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса наделены полномочиями:
·
по изъятию, в том числе
путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
·
по разработке и реализации
региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах
субъектов Российской Федерации;
·
по управлению и
распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов
Российской Федерации;
·
иными полномочиями, не
отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного
самоуправления.
Очевидно,
что наряду с самостоятельной компетенцией, указанная статья предусматривает и
остаточную.
Наконец,
к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений Земельный
кодекс (ст. 11) относит:
·
изъятие, в том числе путем
выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
·
установление с учетом
требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и
застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных
образований;
·
разработку и реализацию
местных программ использования и охраны земель;
·
управление и распоряжение земельными
участками, находящимися в муниципальной собственности;
·
иные полномочия на решение
вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Наибольшие
полномочия в области земельных отношений принадлежат органам местного самоуправления
на землях поселений (гл. 15 Земельного кодекса).
Вместе
с тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения по владению, пользованию
и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними
являются, по существу, гражданско-правовыми и регулируются гражданским законодательством
(ст. 3 Земельного кодекса). Например, к ст. 10 непосредственное отношение имеет
ст. 129 ГК РФ, согласно которой "земля и другие природные ресурсы могут
отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере,
в какой их оборот допускается законами о земле и других природных
ресурсах".
2. Понятие предмета и метода земельного
права. Принципы земельного права.
Земельное
право – отрасль права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных
государствам правовых норм, регулирующих земельное законодательство.
Предмет
отрасли земельного права – отношения, возникающие в связи с распределением, использованием
и охраной земель и регулируемые нормами земельного права.
Земельное
законодательство исходит из представлений о земле как:
·
природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей
составной части природы,
·
природном ресурсе, используемом в качестве средства
производства в сельском хозяйстве и лесном сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на
территории Российской Федерации,
·
недвижимом имуществе, об объекте права
собственности и иных прав на землю.
Метод
земельного права – совокупность средств, способов и приёмов правового воздействия
на поведение участников земельных правоотношений.
Методы земельного
права:
Под методом отрасли
земельного права понимается способ регулирования земельных отношений.
Метод земельного
права является смешанным, т.е. в основе свободного дозволения и в ограниченных
законом случаях – администрирование.
|