Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права
Данные нормы
носят бланкетный характер и отсылает к другим положениям Закона а переводе и к
иным актам федерального законодательства.
Примером
установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких
земель из одной категории в другую является положение, согласно которому
перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе
таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
допускается в исключительных случаях, связанных со строительством дорог, линий
электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений),
нефтетрубопроводов, газотрубопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных
линий и других подобных сооружений (линейные объекты), если кадастровая
стоимость сельскохозяйственных угодий на 30 и более процентов меньше кадастровой
стоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог и
границ полей севооборотов.
Ограничением в
данном случае является то, что не все земли сельскохозяйственных угодий или
земельные участки в составе таких земель подлежат переводу из земель
сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случае строительства
линейных объектов, а только те, у которых кадастровая стоимость на 30 и более
процентов меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня, и при условии,
что линейные объекты должны быть размещены вдоль дорог и границ полей севооборотов.
Также примером
установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких
земель из одной категории в другую являются положения, согласно которому
перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных
участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической
деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального
назначения (земли промышленности и иного специального назначения, которые
нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями,
подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается
только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Под
рекультивацией в данном случае понимается комплекс мероприятий по снятию, сохранению
и восстановлению почвенного слоя земель промышленности и иного специального
назначения или земельных участков в составе таких земель, которые были
нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями,
подлежащими сносу (в том числе подземными) в результате проведения определенной
деятельности, соответствующей целевому назначению данной категории земель.
Запрещается
также перевод земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в
том числе сельскохозяйственных угодий опытно-производственных подразделений
научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений
образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также
сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно
превышает среднерайонный уровень.
Также перевод
земель не допускается в случае наличия отрицательного заключения государственной
экологической экспертизы, при условии, если ее проведение предусмотрено
федеральными законами.
Согласно ст. 1
Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической
экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление
соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим
требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической
экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой
деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,
экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Объектом проведения экологической экспертизы в данном случае являются документы
и материалы, обосновывающие перевод земель или земельных участков в составе таких
земель из одной категории в другую.
Согласно ст. 4
Закона N 174-ФЗ в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая
экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная
экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными
государственными органами в области экологической экспертизы в порядке,
установленном указанным Федеральным законом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации. Организация и проведение государственной экологической экспертизы на
данный момент находится в ведении Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору. Государственная экологическая экспертиза
проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Государственная
экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания
представляемых заказчиком материалов требованиям Закона N 174-ФЗ,
установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и
при наличии в составе представляемых материалов:
документации о
переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории
в другую, подлежащей государственной экологической экспертизе, в объеме, который
определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на
окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит
государственной экологической экспертизе;
положительных
заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и
контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном
законодательством Российской Федерации порядке;
заключений
федеральных органов исполнительной власти по документам и материалам о переводе
земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в
другую, подлежащим государственной экологической экспертизе в случае их
рассмотрения указанными органами, и заключений общественной экологической
экспертизы в случае ее проведения;
материалов
обсуждений документов и материалов о переводе земель или земельных участков в
составе таких земель из одной категории в другую с гражданами и общественными
организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Государственная
экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты
заказчиком документации о переводе земель или земельных участков в составе
таких земель из одной категории в другую, подлежащей государственной
экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых
специально уполномоченным государственным органом в области экологической
экспертизы. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы
устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта
необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве,
соответствующих требованиям п. п. 1 и 2 ст. 14 Закона об экологической
экспертизе. При этом срок проведения государственной экологической экспертизы
определяется сложностью документов и материалов, обосновывающих перевод земель
или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую,
подлежащих государственной экологической экспертизе, но в любом случае не
должен превышать 6 месяцев.
По результатам
проведения государственной экологической экспертизы документов и материалов,
обосновывающих перевод земель или земельных участков в составе таких земель из
одной категории в другую, экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы для ее проведения,
выносится заключение государственной экологической экспертизы.
К заключению,
подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы,
прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым
этой экспертной комиссией заключением. Указанное заключение подписывается
руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее
членами и не может быть изменено без их согласия.
Заключение,
подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы,
только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом
в области экологической экспертизы приобретает статус заключения
государственной экологической экспертизы. Утверждение такового заключения,
подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы,
является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной
экологической экспертизы требованиям Закона N 174-ФЗ и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также требованиям законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Заключение
государственной экологической экспертизы по документам и материалам, обосновывающим
перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории
в другую, может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение
государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение
срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в
области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную
экологическую экспертизу.
Положительное
заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в
случаях:
доработки
документов и материалов, обосновывающих перевод земель или земельных участков в
составе таких земель из одной категории в другую, подлежащих государственной
экологической экспертизе по замечаниям проведенной ранее государственной
экологической экспертизы;
изменения
условий природопользования специально уполномоченным на то государственным
органом в области охраны окружающей природной среды;
реализации
перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории
в другую с отступлениями от документации, получившей положительное заключение
государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в
указанную документацию;
истечения срока
действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения
изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
Правовым
последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы
является запрет реализации перевода земель или земельных участков в составе
таких земель из одной категории в другую. В случае отрицательного заключения
государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы
на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их
переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в
судебном порядке.
Также Закон
закрепил положение, в силу которого перевод земель или земельных участков в составе
таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления
несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков
утвержденным документам территориального планирования и документации по
планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.
Данная норма
несет в себе формальный характер отказа перевода в случае, если целевое назначение
категории земель или земельных участков в составе таких земель не соответствует
целевому назначению, утвержденному в документах территориального планирования и
документации по планировке территории, землеустроительной либо
лесоустроительной документации.
Итак, согласно
Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (далее - Градостроительный
кодекс РФ) документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы
территориального планирования Российской Федерации; 2) документы
территориального планирования субъектов Российской Федерации; 3) документы
территориального планирования муниципальных образований.
Документами
территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального
планирования Российской Федерации в области: 1) развития федерального
транспорта, путей сообщения, информации и связи; 2) обороны страны и
безопасности государства; 3) развития энергетики; 4) использования и охраны
лесного фонда; 5) использования и охраны водных объектов; 6) развития и
размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения; 7) защиты
территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и
воздействия их последствий; 8) развития космической деятельности; 9)
естественных монополий и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации
областях.
Схемы
территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты
(схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального
значения, в том числе: 1) объектов федеральных энергетических систем; 2)
объектов использования атомной энергии; 3) объектов обороны и безопасности; 4)
объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи; 5)
объектов, обеспечивающих космическую деятельность; 6) объектов, обеспечивающих
статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; 7) линейных
объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий и иных
объектов, размещение которых необходимо для осуществления установленных
Конституцией РФ, федеральными законами полномочий Российской Федерации и
выполнения международных обязательств Российской Федерации.
В свою очередь,
документами территориального планирования субъектов Российской Федерации
являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации могут
включать в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо
охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель
сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе
земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого
размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том
числе: 1) объектов энергетических систем регионального значения; 2) объектов
транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; 3)
линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов
естественных монополий и иных объектов, размещение которых необходимо для
осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации полномочий субъектов Российской Федерации.
Документами
территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы
территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы
поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Схема
территориального планирования муниципального района включает в себя карты
(схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного
значения, в том числе: 1) объектов электро- и газоснабжения в границах
муниципального района; 2) автомобильных дорог общего пользования между
населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне
границ населенных пунктов в границах муниципального района и иных объектов,
размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного
самоуправления муниципального района.
В свою очередь,
генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов включают в
себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства
местного значения, в том числе: 1) объектов электро-, тепло-, газо- и
водоснабжения населения в границах поселения, городского округа; 2)
автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных
сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в
границах городского округа и иных объектов, размещение которых необходимо для
осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов
местного самоуправления городского округа.
Согласно
Градостроительному кодексу РФ в состав документации по планировке территории
входят проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные
планы земельных участков. Проект планировки территории состоит из основной
части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная
часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи
планировки территории; 2) положения о размещении объектов капитального
строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках
планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки
территории и характеристиках развития систем социального, транспортного
обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития
территории. Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в
себя материалы в графической форме и пояснительную записку. Проект планировки
территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории. В
составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка
градостроительных планов земельных участков.
В составе
градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного
участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы
от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения
зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство
зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в
случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного
регламента). Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в
пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного
использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под
поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и
последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные
(минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры
разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства,
а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального
строительства. При этом в градостроительном плане земельного участка, за
исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или
муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных
градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к
назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном
земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется
действие градостроительного регламента или для земельного участка не
устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в
границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного
наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального
строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого
размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных
нужд. Также в него может включаться информация о возможности или невозможности
разделения земельного участка на несколько земельных участков. Форма
градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|