Законы в сфере автомобильного транспорта
разработку государственной политики в области
безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта общего
пользования и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным
процессом технических средств;
государственный контроль (надзор) за
соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации
автомобильного транспорта, экологической безопасности, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных связанных с
перевозочным процессом технических средств, соответствующее нормативное
регулирование в области промышленной безопасности, специальные разрешительные,
надзорные и контрольные функции в области промышленной безопасности.
Государственный контроль (надзор) на
автомобильном транспорте осуществляется специальной службой федерального органа
исполнительной власти в области автомобильного транспорта. Структура, функции
указанной службы, права и полномочия ее государственных ревизоров определяются
Правительством Российской Федерации. Требования, предъявляемые государственными
ревизорами указанной службы в пределах их компетенции к физическим и
юридическим лицам, являются обязательными для исполнения.
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N
115-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган исполнительной власти в
области автомобильного транспорта осуществляет функции компетентного органа
Российской Федерации по перевозкам опасных грузов автомобильным транспортом,
установленные Правительством Российской Федерации.
2. Владельцы инфраструктур, перевозчики,
грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в
пределах установленной законодательством Российской Федерации о автомобильном
транспорте компетенции обеспечивают:
безопасные для жизни и здоровья пассажиров
условия проезда;
безопасность перевозок грузов, багажа и
грузобагажа;
безопасность движения и эксплуатации
автомобильного транспорта;
экологическую безопасность.
Статья 21. Основные положения в области
обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта
1. Автомобильные пути общего пользования и
автомобильные пути необщего пользования, автомобильные станции, пассажирские
платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой
объекты автомобильного транспорта являются зонами повышенной опасности и при
необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур
(владельцев автомобильных путей необщего пользования).
Правила нахождения граждан и размещения
объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и
перехода через автомобильные пути утверждаются в установленном порядке
федеральным органом исполнительной власти в области автомобильного транспорта.
Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
2. Объекты, на территориях которых
осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка
опасных грузов, должны быть удалены от автомобильных путей общего пользования и
расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, обеспечивающее
безопасное функционирование автомобильного транспорта. Минимальные расстояния
от указанных объектов до автомобильных путей общего пользования и расположенных
на них зданий, строений, сооружений, пересечений автомобильных путей общего
пользования линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и
другими наземными и подземными сооружениями, а также нормы сооружения и
содержания указанных объектов при их пересечении автомобильными путями общего
пользования и сближении с этими автомобильными путями устанавливаются
нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной
власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти в области автомобильного транспорта.
Владельцы линий связи, электропередачи,
нефте-, газо-, продуктопроводов и других пересекающих автомобильные пути общего
пользования или находящихся в непосредственной близости от них сооружений несут
ответственность за обеспечение безопасности их функционирования и соблюдение
установленных норм строительства и эксплуатации указанных сооружений. Владелец
указанных сооружений обязан своевременно информировать соответствующих
владельцев инфраструктур о возникновении аварийных ситуаций, которые могут
повлиять на работу организаций автомобильного транспорта, и о принимаемых
мерах.
3. Грузоотправители и грузополучатели при
перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны
обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь
соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации
аварийных ситуаций и их последствий.
Владелец инфраструктуры и перевозчик обязаны в
пределах технических и технологических возможностей имеющихся у них
восстановительных и противопожарных средств принимать участие в ликвидации
последствий транспортных происшествий.
4. Порядок определения пересечений
автомобильных путей автомобильными дорогами (автомобильные переезды) и правила
пересечения автомобильных путей, условия эксплуатации автомобильных переездов,
порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти в области автомобильного транспорта по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и
федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом
предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Представители федерального органа
исполнительной власти в области автомобильного транспорта имеют право проверять
достоверность сведений о массе грузов, грузобагажа и других указанных
грузоотправителями (отправителями) в перевозочных документах сведений.
6. За нарушение правил безопасности движения
на автомобильном транспорте и эксплуатации транспортных и иных связанных с
перевозочным процессом технических средств виновные лица несут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Обеспечение на автомобильном
транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной
безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения
1. На автомобильном транспорте общего
пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной
безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и
организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные
работы (услуги) при перевозках автомобильным транспортом, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Государственный надзор за обеспечением
пожарной безопасности на автомобильном транспорте общего пользования, за
исключением государственного надзора за автомобильным подвижным составом,
осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в области пожарной безопасности. Контроль за обеспечением пожарной
безопасности и пожарный надзор на автомобильном транспорте осуществляются
ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области
автомобильного транспорта.
3. Государственный контроль (надзор) за
обеспечением экологической безопасности, а также за обеспечением
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на автомобильном
транспорте общего пользования осуществляется федеральным органом исполнительной
власти в области автомобильного транспорта. Санитарно-гигиенические и
эпидемиологические учреждения федерального органа исполнительной власти в
области автомобильного транспорта входят в систему государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Статья 23. Охрана грузов, объектов
автомобильного транспорта общего пользования и обеспечение общественного порядка
на автомобильном транспорте общего пользования
1. Охрана грузов в пути следования и на
автомобильных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств
либо по договору с ведомственной охраной федерального органа исполнительной
власти в области автомобильного транспорта или другими организациями, за
исключением обеспечиваемых грузоотправителями или грузополучателями охраны и
сопровождения грузов в соответствии с Федеральным законом "Устав
автомобильного транспорта Российской Федерации" либо договором.
2. Охрана наиболее важных объектов
автомобильного транспорта общего пользования и специальных грузов
осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа
исполнительной власти в области автомобильного транспорта, внутренних войск
федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными
уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Обеспечение общественного порядка на
автомобильном транспорте общего пользования и борьба с преступностью
осуществляются органами внутренних дел на транспорте, а также иными органами,
на которые законодательством Российской Федерации возложены такие функции.
Статья 24. Организация работы автомобильного транспорта
в чрезвычайных ситуациях
1. Владелец инфраструктуры и перевозчик
принимают незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных
происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других),
вызывающих нарушение работы автомобильного транспорта.
Для принятия указанных в настоящем пункте мер
владелец инфраструктуры и перевозчик за счет собственных средств должны
содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций,
иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется
федеральным органом исполнительной власти в области автомобильного транспорта
по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти, или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными
организациями.
2. Порядок действий участников перевозочного
процесса при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера определяется федеральным органом исполнительной власти в области
автомобильного транспорта. При этом грузоотправитель, грузополучатель
(отправитель, получатель в случае повагонной отправки грузобагажа) обязаны
обеспечить немедленное направление мобильного подразделения или своих
представителей на место транспортного происшествия в зависимости от его
тяжести.
3. Федеральный орган исполнительной власти в
области предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в
соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим защиту
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, оказывают владельцам инфраструктур и перевозчикам помощь в
ликвидации последствий таких ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей,
безопасности движения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа.
4. Федеральный орган исполнительной власти в
области автомобильного транспорта, владельцы инфраструктур и перевозчики входят
в единую государственную систему предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Утратил силу. - Федеральный закон от
07.07.2003 N 115-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Глава 5. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНА
РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Статья 25. Трудовые отношения и гарантии
работников автомобильного транспорта
1. Трудовые отношения работников
автомобильного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их
на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам автомобильного
транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом,
трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными
договорами.
Безопасные условия труда, охрана труда работников
автомобильного транспорта общего пользования, контроль (надзор) за соблюдением
трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных
правовых актов, осуществляемый на автомобильном транспорте общего пользования,
обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Особенности режима рабочего времени и
времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников автомобильного
транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением
поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области
автомобильного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального
союза.
3. Лица, принимаемые на работу,
непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и
работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных
и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в
течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.
Работники автомобильного транспорта общего
пользования, которые осуществляют производственную деятельность,
непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень
профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в
области автомобильного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или
предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей
медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя,
наркотического средства или психотропного вещества.
Порядок проведения обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой
деятельности) медицинских осмотров на автомобильном транспорте общего
пользования, а также предрейсовых или предсменных медицинских осмотров
устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области
автомобильного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти в области здравоохранения.
Порядок профессионального отбора, в том числе
определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности,
устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области
автомобильного транспорта.
4. Повышение квалификации работников
автомобильного транспорта, производственная деятельность которых
непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств
работодателей. Порядок проведения технического обучения и повышения
квалификации указанных работников автомобильного транспорта устанавливается
федеральным органом исполнительной власти в области автомобильного транспорта.
Работники организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые
договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники,
производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой
работой на автомобильных путях общего пользования, должны проходить аттестацию,
предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог,
инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на
автомобильном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа
исполнительной власти в области автомобильного транспорта.
Работники, ответственные за погрузку,
размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны
проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий
размещения и крепления грузов в автомобильном подвижном составе.
Работники, не прошедшие аттестаций, не
допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.
Порядок и сроки проведения указанных
аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий
устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области
автомобильного транспорта.
5. Работники автомобильного транспорта общего
пользования пользуются правом бесплатного проезда на автомобильном транспорте
за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые
предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Гарантии и компенсации, предоставляемые
работникам автомобильного транспорта общего пользования при исполнении ими
служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного
государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и
законодательством Российской Федерации. Организации автомобильного транспорта
общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно
устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.
За работниками автомобильного транспорта
общего пользования, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья
или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в
связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не
по вине работника повреждением здоровья, сохраняется право на льготы,
установленные законодательством Российской Федерации, отраслевым тарифным
соглашением, коллективными договорами для работников автомобильного транспорта
и предоставляемые за счет средств работодателей.
6. Организации автомобильного транспорта
общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную
поддержку неработающим пенсионерам-автомобильникам в порядке и на условиях,
которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными
договорами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|