Условно-досрочное освобождение от наказания в республике Казахстан
Условно-досрочное освобождение от наказания в республике Казахстан
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Условно-досрочное
освобождение от отбывания наказания»
Выполнил: студент 5 курса
защите заведующим кафедрой
уголовно-правовых дисциплин
План.
1. Введение 9
2. Общее понятие
условно-досрочного освобождения от наказания 12
3. Понятие наказания и
цели наказания 15
4. Исправление 19
5. Освобождение от
отбывания наказания 23
6. Основания
освобождения от отбывания наказания 27
7. Порядок
представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания 39
8. Особенности
представления осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы к
условно-досрочному освобождению. 50
9. Прекращение
отбывания наказания и порядок освобождения 52
10. Правовое положение
лиц, отбывших наказание. 54
11. Помощь осуждённым,
освобождённым от отбывания наказания и контроль за ним. 56
12. Права освобождаемых
на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи. 59
13. Административный
надзор за лицами освобождёнными из мест лишения свободы. 63
14. Программа
Правительства на 2000-2002 годы. 68
15. Заключение. 71
16. Список
использованных нормативных актов и литературы 75
Реферат
Дипломной работы по теме
«Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания»
На Международной конференции по
реформе уголовных наказаний, состоявшейся в апреле 1999 года, в Лондоне с
участием министров, парламентариев, судей и представителей неправительственных
организаций более чем из 60 стран и 5 континентов – пришли к единому мнению,
что тюремное системы всего мира находятся в кризисном состоянии. Тюрьмы
приносят мало пользы обществу – разрушают семьи, дают мало удовлетворения
жертвам преступлений, являются учреждениями, которые изолированы от общества и
о которых часто забывают.
На практике
условия в тюрьмах далеки от стандартов ООН. Нарушения прав человека, такие, как
переполненность, отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое
медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность
в местах заключения, в большинстве стран мира получили широкое распространение.
Ситуация в этих системах мира полностью созвучна и нашим проблемам, поэтому мы
не можем и не имеем права не думать и не делать практических шагов по
реформированию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
В то же время, анализируя состояние
преступности в последние годы, после проведения амнистии и декриминализации
ряда деяний, можно сделать, ещё один вывод – сокращение численности лишённых
свободы, на 20-30 тысяч человек, не оказывает существенного влияния на рост
преступности в стране.
Сегодня ни для кого не секрет, что
лишение свободы не перевоспитывает осуждённого, скорее речь можно вести лишь о
коррекции его поведения. В целом же, находясь в местах лишения свободы,
осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а освобождения несёт её в
общество. Таким образом, пропуская через исправительные колонии значительную
часть населения страны, мы качественно ухудшаем своё общество. Нетрудно
посчитать, что продолжение такой уголовной политики в отношении лишения свободы
в течении ближайших 10-20 лет, может привести к непоправимым последствиям.
Сохраняя, эту тенденцию, мы создаём реальную угрозу национальной безопасности
страны.
По-видимому, не всегда оправдано, для
разрешения социальных проблем и конфликтов, возникающих в обществе, применять
уголовный закон. Это может не самое лучшее средство, хотя и необходимое. Но
даже в тех случаях, когда его применение неизбежно, «целесообразно сохранение и
возможное снижение удельного веса лишения свободы в общей совокупности мер
наказания. Выход видится только в оптимизации и дальнейшем совершенствовании
уголовной и уголовно-исполнительной политики».[1]
В связи с вышеизложенным,
выбранная тема работы «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания»,
носит весьма актуальный характер и имеет важное теоретическое и практическое
значение.
С
целью более полного раскрытия проблемы условно-досрочного освобождения
структура работы состоит из введения, двух глав: «Общее понятие
условно-досрочного освобождения от отбывания наказания» и «Правовое положение
лиц, отбывших наказание», где вопросы рассматриваются с теоретической и
практической стороны, заключения, приложения и списка использованных
нормативных актов и литературы.
Во введении
дается обоснование темы, её актуальность, ставятся проблемные вопросы, которые
раскрываются в последующих двух главах.
В I главе «Общее понятие
условно-досрочного освобождения от отбывания наказания», рассматриваются
вопросы: понятия наказания и цели наказания; понятия освобождения от отбывания
наказания; основания освобождения от отбывания наказания; порядок представления
к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания; особенности
представления осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы к
условно-досрочному освобождению; прекращение отбывания наказания и порядок
освобождения.
Далее во II главе «Правовое положение лиц,
отбывших наказание», исследуются вопросы: помощи осуждённым, освобождённым от
отбывания наказания и контроль за ним; права освобождаемых на трудовое и
бытовое устройство и другие социальные помощи; административный надзор за
лицами освобождёнными из мест лишения свободы.
В конце работы в Приложении,
представлена Программа Правительства на 2000-2002 годы, по вопросам
условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
В Заключении
работы даются выводы по дипломной работе, в частности, рассматриваемая тема
условно-досрочного освобождения от отбывания наказания является одним из
важнейших условий в уголовно-исполнительном праве, и материальной предпосылкой
и основанием освобождения от наказания. По своему содержанию оно является видом
наказания на стадии его отбывания. Таким образом, неотбытая часть наказания
является специфическим испытательным сроком для условно-досрочно
освобождаемого, и важным стимулом к его исправлению.
В настоящее время
проявление гуманного отношения к лицам, отбывающим наказание в условиях
изоляции от общества со стороны государства, говорит и тот факт, что все
исправительные колонии всех видов режима содержания, изоляторы временного
содержания, а также следственные изоляторы переведена из Комитета
Уголовно-исправительной системы МВД в Министерство Юстиции Республики Казахстан,
который не так давно осуществлял организацию работы судов и их деятельность.
На практике своей
трудовой деятельности в исправительной колонии, я воочию убедился, что в
настоящее время изменились приоритеты в вопросах организации самого
воспитательного процесса. Если раньше его основу составляла идеологическая
работа, то сегодня принципиально важное значение приобрёл воспитательный
процесс, гуманные отношения к осуждённым, ориентация на общечеловеческие
ценности, создание атмосферы законности, создание атмосферы законности и
требовательности.
Так, например,
наряду с этим Департаментом уголовно-исправительной системы Министерства
Юстиции Республики Казахстан, для повсеместного внедрения в исправительные
колонии, разрабатываются методические пособия по воспитательной работе с
осуждёнными в условиях отбывания наказания ,изучение индивидуальных
особенностей личности осуждённых и обстоятельства совершённого им преступления
после прибытия его в исправительное учреждение.
К примеру, в
колонии где в настоящее время я работаю, это суд Илийского района Алматинской
области. Можно обратиться с жалобой и к прокурору по надзору за
уголовно-исполнительной системой, надзирающие за данной системой, а также в
вышестоящие органы.
Судами области за
прошлый год рассмотрено около 4000 представлений об условно-досрочном
освобождении от отбытия наказания, замене неотбытого наказания более мягким, и
не менее важно, об отмене условно-досрочного освобождения. Из всех
представленных к условно-досрочному освобождению и смягчению наказания 88%
удовлетворено. Характерно, что за этот период, перед судом предстали за вновь
совершённые преступления всего 10 человек из числа условно-досрочно
освобожденных.
В связи с выше
изложенным, что касается гуманного отношения, я считаю, исходя из личностных
суждений и практики работы, что в целях стимулирования правопослушного
поведения, необходимо Министерству Юстиции Республики Казахстан, выйти с
предложением в Высший Законодательный орган, о внесении изменений в некоторые
статьи УИК РК, а именно статей 84, 85, настоящего кодекса, что касается
свидания осуждённых к лишению свободы, а также получению осуждёнными посылок,
передач и бандеролей.
Кроме того, я
считаю, что назрела необходимость, также внесения изменения и дополнения в ст.
10 УИК РК, так как права осуждённого представляют собой важный элемент их
правового статуса.
При выполнении
Правительством Республики Казахстан и Президентом нашей страны Н.А.
Назарбаевым, всех поставленных задач и программ, а также выше указанные мною,
предполагаемые внесения изменения в уголовное законодательство, и начнутся
реальные улучшения жизни общества и процветание его благосостояния, то со
временем, я считаю, это приведёт к поэтапному снижению роста преступности с
дальнейшим ее полным искоренением, путём преумножения богатства нашей страны, а
также нравственного оздоровления общества.
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, в прошлом году, на III съезде судей предложил
законопроект, в частности предусматривающий, снижение наказания, за совершённое
преступление, не представляющее существенной общественной опасности, без
отягчающих обстоятельств.
Это даёт
возможность шире применять альтернативные меры наказания, не связанные с
лишением свободы. Например, в законопроекте, вводится такой новый вид
наказания, как ограничение свободы, заменяющее пребывание в исправительной
колонии. Ограничение свободы предполагает, осуществление за осуждёнными надзора
по месту жительства без изоляции от общества сроком от 1 года до 5 лет. То есть
они получат право дольше работать или учиться, а также проживать у себя дома,
но под строгим контролем и будучи ограниченным в других видах деятельности,
свободе передвижения, свободном распорядке дня. По сути такая мера применяется
к осуждённым условно, но видимо, в случае с ограничением свободы будет расширен
список уголовных преступлений, подлежащих под такое наказание, и ужесточён
контроль за осуждёнными. Очень важно, что введение этой поправки позволит по
моему мнению в значительной мере разгрузить тюрьмы. Как известно проблемы
переполненных колоний (кроме формально главенствующей идеи гуманности), стала
одной из причин проведения амнистии, каждые последние три года и о последней
мною была выше указана[2]. До принятия амнистии в
2001 году в местах лишения свободы насчитывалось около 72 тысяч заключённых при
лимите в 65 тысяч человек.
В связи с десятой
годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики
Казахстан, руководствуясь принципами гуманизма, был принят настоящий Закон
Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с
десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете
Республики Казахстан»[3], и в связи с чем из
учреждения, где я в настоящее время тружусь, из 1500 осуждённых, формально
подпали под действие настоящего Постановления об амнистии свыше 300 человек,
которые в настоящее время убывают или готовятся к месту постоянного жительства.[4]
Если в обществе
будут процветать мир и благополучие, и общее благосостояние народа, то со
временем преступность исчезнет как ненужный для общества придаток.
«Казахстан
должен стать не просто экономически развитой державой. Он должен стать твёрдым
сторонником и надёжным символом демократии и прав человека!»[5]
Сегодня никто не сможет точно сказать,
когда было совершено первое преступление, когда и какое наказание было
применено впервые. Доподлинно известно только одно – во все времена за
преступлением следовало наказание.
Наказания применялись самые разные –
от бесчеловечных пыток и изощрённых казней до общественного порицания. По мере
развития общества менялось и его отношение к наказанию. И сегодня в начале
третьего тысячелетия, встаёт вопрос, какой быть системе исполнения наказания в
новом веке.
На Международной конференции по
реформе уголовных наказаний, состоявшейся в апреле 1999 года, в Лондоне с
участием министров, парламентариев, судей и представителей неправительственных
организаций более, чем из 60 стран и 5 континентов – пришли к единому мнению,
что тюремное системы всего мира находятся в кризисном состоянии. Тюрьмы
приносят мало пользы обществу – разрушают семьи, дают мало удовлетворения
жертвам преступлений, являются учреждениями, которые изолированы от общества и
о которых часто забывают.
На практике условия в тюрьмах далеки
от стандартов ООН. Нарушения прав человека, такие, как переполненность,
отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое медицинское
обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность в местах
заключения, в большинстве стран мира получили широкое распространение. ситуация
в этих системах мира полностью созвучна и нашим проблемам, поэтому мы не можем
и не имеем права не думать и не делать практических шагов по реформированию
уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
В советский период времени в
Казахстане существовала целая система лагерей. Достаточно вспомнить КарЛАГ –
Карагандинское управление лагерей, Восток ЛАГ – Восточное управление лагерей,
АЛЖИР – Акмолинский лагерь жён изменников Родины.
Начало этому было положено сразу после
революции, развитие прошло в годы репрессий. Освоение целинных и залежных
земель в 50-60 годах и строительство крупномасштабных объектов индустрии
требовало большого количества рабочей силы, поэтому со всего Советского Союза
осуждённые направлялись для отбытия наказания в Казахстан.
Уголовно-исполнительная система Республики, являлась частью общесоюзной, и
несла в себе все её особенности. Становление самостоятельной
уголовно-исполнительная системы Республики Казахстан, началось с 1991 года, с
принятием суверенитета.
Современное состояние
Уголовно-исполнительной системы Республики, можно проследить по следующим
основным статистическим данным. Так на начало 2001 года в
уголовно-исполнительной системе Республики имелось 47 исправительных колоний
общего, строгого и особо строгого режимов, в том числе 2 для содержания
осужденных женщин, 23 колонии-поселения , 3 воспитательные колонии для
несовершеннолетних, 1 тюрьма, 17 следственных изоляторов для содержания лиц,
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении и 209, не связанные с
изоляцией от общества.
По состоянию на 1 января 2001 года в
исправительных колониях содержалось 69624 осужденных, в том числе в
воспитательных колониях для несовершеннолетних – 1126 человек, в женских –3094
человека.
В следственных изоляторах 18797
подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений. На учёте в
уголовно-исполнительных инспекциях состояло свыше 28 тысяч осужденных к
наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.[6]
Численность тюремного населения, на
наш взгляд, в большой степени зависит от уголовной политики,
правоприменительной практике, традиций, укоренившихся в общественном сознании.
В то же время, анализируя состояние
преступности в последние годы, после проведения амнистии и декриминализации
ряда деяний, можно сделать, ещё один вывод – сокращение численности лишённых
свободы, на 20-30 тысяч человек, не оказывает существенного влияния на рост
преступности в стране.
Сегодня ни для кого не секрет, что
лишение свободы не перевоспитывает осуждённого, скорее речь можно вести лишь о
коррекции его поведения. В целом же, находясь в местах лишения свободы,
осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а освобождения несёт её в
общество. Таким образом, пропуская через исправительные колонии значительную
часть населения страны, мы качественно ухудшаем своё общество. Нетрудно
посчитать, что продолжение такой уголовной политики в отношении лишения свободы
в течении ближайших 10-20 лет, может привести к непоправимым последствиям.
Сохраняя, эту тенденцию, мы создаём реальную угрозу национальной безопасности
страны.
По-видимому, не всегда оправдано, для
разрешения социальных проблем и конфликтов, возникающих в обществе, применять
уголовный закон. Это может не самое лучшее средство, хотя и необходимое. Но
даже в тех случаях, когда его применение неизбежно, «целесообразно сохранение и
возможное снижение удельного веса лишения свободы в общей совокупности мер
наказания. Выход видится только в оптимизации и дальнейшем совершенствовании
уголовной и уголовно-исполнительной политики».[7]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|