бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Условно-досрочное освобождение от наказания в республике Казахстан бесплатно рефераты

2.     Общее понятие условно-досрочного освобождения от наказания


  Этот институт позволяет суду прекратить дальнейшее отбывание наказания, если поведение осуждённого в период уже отбытого срока свидетельствует об успешном развитии процесса исправления так, что необходимости в полном отбывании наказания нет. При этом: а) условно досрочное освобождение может применяться в любом случае, когда наказание связано с лишением или ограничением свободы; б) снят запрет применения такого освобождения к отдельным категориям осуждённых; в) не требуется доказанности полного исправления.

Орган, исполняющий наказание представляет суду свою оценку  поведения  осуждённого,   свидетельствующую  о добросовестном отношении к обязанностям, связанным с отбыванием наказания и примерном поведении, что связано, в частности, с отсутствием взысканий и наличием поощрений (в том числе, с отсутствием претензий к поведению во время краткосрочного отпуска и иного пребывания вне территории колонии). Оценка поведения должна охватывать значительный период времени, а не один-два последних месяца.

Для большей гарантии от ошибок при условно-досрочном освобождении УК устанавливает ступенчатый  перечень обязательной доли наказания, подлежащей отбытию до освобождения. В зависимости от категории преступления, это не менее половины, не менее двух третей, не менее трёх четвертей срока назначенного наказания. Для пожизненного заключения также предусмотрена принципиальная возможность условно досрочного освобождения по отбытии не менее 25 лет лишения свободы. Это сделано для того, чтобы сохранить и для этой категории осуждённых перспективу улучшения положения, пусть достаточно отдалённую.

Институт условно-досрочного освобождения,  конечно, стимулирует позитивное поведение в период отбытия наказания. Чтобы закрепить эту тенденцию после освобождения (ведь исправление ещё не завершено!) суд вправе возложить на освобождённого исполнение определённых обязанностей, таких же, как при условном осуждении; предусмотрен и контроль специализированного органа за поведением освобождённого.

Злостное  уклонение  от  возложенных  обязанностей, нарушение     общественного     порядка,     повлекшее административную ответственность и взыскание является основанием для отмены освобождения и возобновления исполнения оставшейся части наказания.

При совершении неосторожного преступления после условно досрочного освобождения суд, в зависимости от конкретных обстоятельств, вправе оставить освобождение в силе или отменить его. А вот при совершении умышленного преступления условно досрочное освобождение отменяется обязательно и назначается наказание по правилам совокупности Условно-досрочное освобождение от наказания и замена на­казания более мягким(ст.70,71).

Эта форма представляет собой освобождение от продол­жения отбытия наказания лица, которое доказало свое ис­правление примерным поведением и честным отношением к труду в процессе отбывания наказания. В таких случаях про­должение отбывания наказания теряет свой смысл, так как лицо уже не представляет общественной опасности и ,если освободить его от наказания и предоставить возможность жить в качестве полноправного гражданина то общество по­лучит больше пользы.

Замена не отбытой части наказания более мягким видом допускается в тех случаях, когда лицо, хотя полностью и не исправилось, но твердо встало на путь исправления. Замена наказания более мягким является важным стимулом для ско­рейшего исправления осужденного.

Условно-досрочное освобождение и замена наказания бо­лее мягким применяется в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, исправительным работам или направле­нию в дисциплинарный батальон.

Основанием для условно-досрочного освобождения и за­мены наказания более мягким является исправление осуж­денного, которое он доказал примерным поведением и чест­ным отно­шением к труду.

Вывод об исправлении осужденного с учетом его лично­сти , характера совершенного преступления и степени уча­стия в нем осужденного должен быть основан  на совокупно­сти данных о соблюдении им режима  в исправительно-тру­довом учреждении, выполняемой работе и отношении к ней, повышении своей производственной квалификации, участии в общественной жизни и т. п.

Условно-досрочное освобождение и замена не отбытой части наказания  более мягким наказанием могут приме­няться только судом по представлению администрации мест лишения свободы или соответствующих  органов министер­ства внутренних дел, если речь идет  о таких видах наказа­ния, как ссылка, высылка или исправительные работы без лишения свободы.

Суд, решив положительно вопрос об условно-досрочном освобождении от основного наказания или замене его более мягким, может одновременно освободить осужденного и от таких дополнительных мер воздействия, как ссылка, вы­сылка или лишение права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью.

Рассматриваемая нами сегодня тема условно-досрочного освобождения от наказания является одним из важнейших условий в уголовно-исполнительном праве, и материальной предпосылкой и основанием освобождения от наказания. По своему содержанию оно является видом наказания на стадии его отбывания. Таким образом, неотбытая часть наказания является специфическим испытательным сроком для условно-досрочно освобождаемого, и важным стимулом к его исправлению.

3.     Понятие наказания и цели наказания


История убедительно доказывает, что в борьбе с преступностью невоз­можно достижение серьезных успехов только путем применения к преступникам мер уголовною наказания, в том числе строгих, жестоких. Меры преду­преждения, профилактические меры в этой борьбе приносят больше успеха. В борьбе с преступностью государство использует и иные меры. Одной из таких мер является наказание.

Наказание, как правовое понятие, существовало не всегда, Оно, как пре­ступление, появилось на том этапе развития человеческого общества, когда оно разделилось на антагонистические классы, когда появилось государство и право.[8]

Поэтому, наказание как по своему происхождению, природе, так и по назначе­нию является исторически классовой категорией.

В доклассовом первобытно - общинном строе отсутствовало понятие преступного. Возникающие там эксцессы не носили характер преступления, а формы карательного воздействия (лишение мира, кровная месть и др.) по своей сущности не были государственным принуждением, поскольку не было госу­дарства и не было классов. Преступными деяния стали признаваться только то­гда, когда они представляли опасность для интересов господствующих классов, для государства. Применяемые за преступное деяние меры становятся мерами государственного принуждения,    обеспечиваются принудительной силой государства и применяются для охраны общественных   отношений,   установ­ленных   в   интересах господствующего класса Классовая сущность наказа­ния во всех эксплуататорских     общественно-экономических     формациях определяется тем, что оно выступает как средство защиты интересов эксплуататорских классов, которые содействуют осуществлению функции эксплуата­торских государств.

На различных этапах развития классового общества имелись и соответ­ствующие им системы наказания. Смерть и увечье, заточение и изгнание, ли­шение имущественных и иных прав, тяжкие позорящие меры - многое испро­бовано в борьбе с преступностью.

В истории и современной практике применения наказания важно выделить такие общие черты, как классовый характер и специфическая социальная роль наказания, а также тенденции его применения, на различных этапах развития общества.

В уголовном законодательстве, действовавшем ранее на территории Казахстана (до 1 января 1998 года -  Уголовные Кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов, а затем - УK Каз.ССР 1959 года)[9] не содержалось определения наказания. Поэтому в уголовно-правовой литературе, изданной до принятия нового УК, можно встретить разные определения наказания. Однако они существенно не отличаются друг от друга и по содержанию сводятся к тому, наказанием является особая мера государственного принуждения, применяемая судом на основании уголовного законодательства к лицам, виноватым в совершении преступления.

Угoловный Кодекс Республики даёт следующее определение понятия наказания: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному, виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишений или ограничений прав и свобод этого лица»  (ст.38 УК РК)[10].

Статья 38 УК РК в отличие от соответствующей нормы УК Каз.ССР содержит ряд новых предписаний. Законодательной новеллой являются понятие наказания и определение его содержания, а также указание на применение на­казания в целях восстановления социальной справедливости.    Кроме того, из уголовного законодательства исключено упоминание о каре.

Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных в уголовно-правовой науке. Уголовное право реализует себя, прежде всего угрозой и применением наказания. В Постановлении Пленума Верховного суда РК №3 «О соблюдении судами законности при назначении наказания»[11] от 24 июня 1993 года говорится, что каждое наказание должно быть законным, обоснован­ным материалами дела, справедливым и свидетельствовать о неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

Установление системы наказаний имеет существенное методологическое и практическое значение для решения задач правосудия.

Методологическое значение состоит   в том,  что исчерпывающий перечень наказаний с фиксацией условий, точных пределов и порядка приме­нения каждого из них способствуем единству карательной политики в борьбе с преступностью, соблюдению принципов законности в деятельности судов. Практическое значение рассматриваемой системы заключается в том,  что в ней последовательно перечисляются виды наказаний (от более мягкого к самому суровому наказанию), а это позволяет суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и, по возможности, эффективно использовать различные меры воздействия на осужденного.

Важность установленной законом системы наказаний заключается в том, что благодаря ей можно определить, какое из наказаний является более строгим, какое -  менее строгим. Это необходимо не только при назначении наказания,  но и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.71УК РК)[12]

Каждая мера государственного принуждения имеет свое назначение, свои специфические цели. Под целями наказания надо понимать те конечные социальные результаты, к достижению которых стремится государство посредством   установления наказания, его применения и реализации.

Конкретные цели наказания вытекают из общих задач, стоящих перед уголовным законодательством  Республики Казахстан (ст. 2 УK РК)[13].

Определение целей наказания имеет важное значение, прежде всего в правоприменительной деятельности суда. Определяя вид, размер наказания к конкретному лицу, суд должен руководствоваться целями наказания, которые определены в законе. Игнорирование этого требования  может привести к назначению  незаконного, необоснованного,  несправедливого наказания и вынесению неправосудного приговора.

Определение целей наказания в законе необходимо и для научных ис­следований эффективности применения наказаний.

Статья 39 УК РК, определяя цели наказания, указывает: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами»[14]

Таким образом, целями наказания являются

1. Восстановление социальной справедливости.

2. Исправление осужденного.

3. Предупреждение совершения новых преступлений со стороны осуждённого (цель специального, частного предупреждения).

4. Цель общего предупреждения.

4.     Исправление


Наличие такой цели, как  исправление осужденного, свидетельствует о гуманизме уголовного законодательства Республики Казахстан. Государство, применяя закон к лицу, совершивше­му преступление, должно стремиться вернуть это лицо в общество после отбы­тия наказания в таком качестве, чтобы он больше не совершал новых преступ­лений. Исправление - это устранение из психики осужденного порочных на­клонностей, которые привели его к совершению преступления. Исправление заключается в том, чтобы перестроить в лучшую сторону психику и поведение осужденного. В целом выполнение задачи исправления означает, что в процес­се исполнения наказания достигнуто качественное изменение взглядов, убеж­дений, привычек и навыков осужденного. Исправившийся осужденный не со­вершает нового преступления не потому, что боится наказания, а в силу опре­деленных моральных принципов, привитых ему в процессе исполнения наказа­ния. Процесс исправления начинается еще в ходе предварительного расследования, но более интенсивно он происходит во время судебного заседания. За­тем, при назначении конкретного вида наказания процесс исправления проте­кает в ходе исполнения этого наказания,

Различные меры наказания предполагают и различные средства, методы и пути исправления.

При отбывании лишения свободы основными средствами исправления явля­ются режим отбывания лишения свободы, общественно-полезный труд, воспи­тательная работа. Также применяются и иные средства исправительного воз­действия, предусмотренные уголовно-исполнителъным законодательством. Цель исправления осужденного тесно связана с целью восстановления соци­альной справедливости. Если назначенное наказание слишком сурово или неза­служенно мягкое, то это не только помешает восстановлению социальной спра­ведливости, но и повредит процессу исправления осужденного, потому что от незаслуженного сурового наказания он ожесточится, а от чрезмерно мягкого наказания у него появится уверенность в том, что можно и впредь совершать преступления, при этом избегая заслуженно суровою наказания.

Принципы исправления и перевоспитания осужденных можно разделить на две группы: общие и специфические.

К общим принципам исправления и перевоспитания осужденных, отражающим объективные закономерности всестороннего развития личности как единого целого процес­са, относятся:

- целеустремленность, научность и идейность воспитательных воздействий на личность;

 - тесная связь процесса исправления и перевоспитания с жизнью, трудом;

-        комплексный подход к воспитанию;

-        воспитание в труде, в активной деятельности;

-        воспитание в коллективе и через коллектив;

-        единство требований и уважения к .личности;

-        опора на положительное в процессе исправлении;

-        систематичность, последовательность, согласованность и  преемствен­ность воспитательных воздействий;

-        учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Естест­венно, отмеченные принципы воспитания в практической деятельности ИУ преломляются своеобразно.

К специфическим принципам исправления и перевоспитания относятся:

-        строгое соблюдение законности при определении содержания, методов и средств педагогического воздействия на осужденных;

-        сочетание и взаимосвязь педагогических воздействий и мер правового регулирования условий отбывания наказания с учетом всех задач деятельности ИУ[15].

Характеристика принципов исправления и перевоспитания осужденных. Основополагающим принципом исправления и перевоспитания осужден­ных является целеустремленность, научность и высокая идейность воспитательных воздействий. Этот принцип является, тем маяком, который указывает  направление к достижению воспитательных целей.

В настоящее время проявление гуманного отношения к лицам отбывающим наказание в условиях изоляции от общества со стороны государства, говорит и тот факт, что все исправительные колонии всех видов режима содержания, изоляторы временного содержания, а также следственные изоляторы переведена из Комитета Уголовно-исправительной системы МВД в Министерство Юстиции Республики Казахстан, который не так давно осуществлял организацию работы судов и их деятельность.

На практике своей трудовой деятельности в исправительной колонии, я воочию убедился, что в настоящее время изменились приоритеты в вопросах организации самого воспитательного процесса. Если раньше его основу составляла идеологическая работа, то сегодня принципиально важное значение приобрёл воспитательный процесс, гуманные отношения к осуждённым, ориентация на общечеловеческие ценности, создание атмосферы законности, создание атмосферы законности и требовательности.

Так, например, наряду с этим Департаментом уголовно-исправительной системы Министерства Юстиции Республики Казахстан, для повсеместного внедрения в исправительные колонии, разрабатываются методические пособия по воспитательной работе с осуждёнными в условиях отбывания наказания ,изучение индивидуальных особенностей личности осуждённых и обстоятельства совершённого им преступления после прибытия его в исправительное учреждение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8