бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Условно-досрочное освобождение от наказания в республике Казахстан бесплатно рефераты

Если осужденный приговорен к  дополнительному  наказанию  в  виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, об этом производится запись в  трудовой  книжке  в  точном соответствии с приговором на основании пункта 2 ст. 25 УИ  Кодекса

Осужденному выдается справка о заработке. Она является основанием для определения, в случае необходимости, размера пособия по безработице.

 Лицу,   освобожденному   от   отбывания   наказания   в   виде исправительных работ, выдается  документ  об  отбытии  наказания  или  об освобождении от него.

10. Правовое положение лиц, отбывших наказание.


Применяя условно-досрочное освобождение, суд вправе возложить на осужденного обязанность, предусмотренные ч.5 ст.63 УК, которые должны  им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания, о чем  должно быть  указано  в  резолютивной  части  постановления  суда:  не    менять постоянного   места   жительства,   работы,   учебы   без     уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль  за поведением  условно  освобожденного,  не  посещать  определенные   места, осуществлять  материальную  поддержку  семьи,  и  другие,  способствующие закреплению его исправления.

В статье 175 УК РК, закреплено правовое положение лиц, отбывших наказание.  Лица, отбывшие наказание, несут обязанности  и  пользуются  правами, установленными  для  граждан  Республики  Казахстан  с     ограничениями, предусмотренными для лиц, имеющих судимость. Такие ограничения могут быть предусмотрены только законом.

Освобождение от отбывания уголовного наказания влечет прекращение действия  норм,  устанавливающих  ограничения  прав  и  свобод    граждан Республики Казахстан. Исключение согласно комментируемой  статье  сделано лишь для ограничений, составляющих содержание судимости.

Судимость представляет собой правовое состояние  лица,  вызванное фактом осуждения его к уголовному наказанию и выражающееся в совокупности общеправовых (гражданских, административных и иных)  и  уголовно-правовых последствий, выступающих в виде ограничений правового статуса граждан.

Согласно   положениям   ст.   175   УИК   эти   ограничения    могут устанавливаться  лишь  законом.  Такое  решение  законодателя    является следствием изменения общего подхода к правовому статусу личности,  правам и свободам человека. Наиболее полное  отражение  данный  подход  нашел  в нормах  Конституции  Республики  Казахстан,  установившей  требования   к источникам  ограничений  прав  и  свобод  человека  (см.  п.  1  ст.   39 Конституции Республики Казахстан).

Исходя из конституционных  норм  и  положений  ст.  179  УИК  под предлогом судимости лица не  могут  устанавливаться  ограничения  прав  и свобод гражданина нормативными  правовыми,  в  том  числе  ведомственными актами. Тем более они не могут  быть  предусмотрены  в  правовом  статусе судимых граждан указаниями должностных лиц любого уровня.

Не  могут  устанавливаться  такие  ограничения  решениями    местных представительных и  исполнительных  органов.  Данное  положение  является гарантией единства подхода государства к обеспечению  прав  гражданина  в условиях восстановления его социально-правового статуса  после  отбывания наказания. Одновременно это и гарантия соблюдения заключенных Казахстаном международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.

Ограничения,   составляющие   содержание   судимости,     могут устанавливаться  в  интересах  обеспечения  строго  определенного   круга социально-политических  ценностей,  например,  защиты    конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека,  здоровья  и нравственности населения.

Эти основания  ограничений прав и свобод базируются на положениях  п. 1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан, ряда международных актов  ООН. Имеются они и в Европейской конвенции о защите прав человека  и  основных свобод.

11. Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ним.


Одним из высших принципов УИК РК, наряду с исполнением наказания, является оказание помощи осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ними. В статье  176 УИК РК.  определены обязанности  администрации  учреждений,    исполняющих наказания, по содействию в трудовом и  бытовом  устройстве  освобождаемых осужденных.

 Не позднее чем за два месяца до истечения срока  ареста  либо  за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения  свободы администрация  учреждения,  исполняющего  наказание,  уведомляет  местные исполнительные органы и службу занятости по избранному  осужденным  месту жительства о его предстоящем освобождении,  наличии  у  него  жилья,  его трудоспособности и имеющихся специальностях.

С осужденным проводится интенсивная воспитательная работа с целью подготовки его к освобождению, разъясняются его права и обязанности.

Инвалиды I и II групп, а также мужчины старше 60  лет  и  женщины старше 55 лет по их  просьбе  и  представлению  учреждения,  исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты  в  дома  инвалидов  и престарелых.

  Работа по подготовке осужденного к освобождению должна начинаться заблаговременно. Закон обязывает начинать такую работу за два  месяца  до истечения  срока  ареста  либо  за  шесть  месяцев  до  истечения   срока ограничения свободы или лишения  свободы.  Эта  разница  объясняется  как небольшим сроком наказания (как известно, арест может  быть  назначен  на срок не более 6 месяцев),  так  и  степенью  распада  социально  полезных связей, зависящих также от времени  отрыва  осужденного  от  семьи  и  от степени его социально-нравственной  запущенности.  Поэтому  подготовка  к освобождению лиц,  отбывающих  ограничение  свободы  и  лишение  свободы, требует больше времени.

    В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается  ли  он  в помощи в трудовом и  бытовом  устройстве.  Если  осужденный  нуждается  в помощи - он обращается с письменным  заявлением,  в  котором  указывается избранное им местожительство и желание трудоустроиться с помощью  органов федеральной службы занятости.

На основании заявления осужденного администрация  исправительного учреждения направляет информацию в  местные  исполнительные  органы  и  в службу занятости по избранному осужденным месту жительства, где  сообщает дату освобождения, наличие у осужденного жилья,  его  трудоспособность  и имеющиеся специальности.

Следует иметь в виду,  что  существовавшие  ранее  ограничения  в прописке в зависимости от  числа  и  характера  совершенных  преступлений отменены. Возможность прописки определяется наличием  жилья  и  согласием родственников, либо возможностью получения  общежития  или  иного  жилого помещения для проживания.

В   исправительном   учреждении   с   осужденным     проводится воспитательная работа, в  ходе  которой  ему  разъясняются  его  права  и обязанности, порядок трудоустройства, возможность  прибегнуть  к  услугам службы занятости и  т.п.  Указание  закона  на  интенсивность  проведения воспитательной работы показывает, что на работу  с  этими  лицами  должно быть обращено особое внимание.

В отношении освобождаемых несовершеннолетних,  которые  не   имеют родителей или иных лиц,  у  которых  они  могут  проживать,  направляется информация также в комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства. Комиссия, наряду со  службой  занятости,  принимает  меры  по устройству освобождаемого на работу или учебу и обеспечению его жильем.

Если администрация воспитательной колонии придет  к  выводу,  что возвращение   несовершеннолетнего   к   прежнему   месту       жительства нецелесообразно из воспитательных соображений (криминогенная обстановка в семье, связь с преступной средой и т. п.), с согласия несовершеннолетнего могут приниматься меры по его трудовому и бытовому  устройству  по  месту расположения колонии. В этом случае  направляется  информация  в  местные исполнительные  органы,  в  службу  занятости  и  в  комиссию  по   делам несовершеннолетних соответствующего района.

 В  том  случае,  когда  из  исправительного  учреждения  или  из исправительного центра  освобождается  осужденный,  являющийся  инвалидом первой или второй группы, мужчина старше 60 лет, женщина старше  55  лет, по их просьбе и по представлению администрации  учреждения,  исполняющего наказание, органы социальной защиты направляют  их  в  дома  инвалидов  и престарелых.

  В статье 177 УИК РК, закреплено оказание помощи осужденным, освобождаемым  от  отбывания наказания. Лица, освобождаемые от отбывания  наказания  в  виде  ограничения свободы, ареста или лишения свободы, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства или работы, а также продуктами питания или  деньгами  на путь следования  в  порядке,  устанавливаемом  Правительством  Республики Казахстан.

При отсутствии необходимой по сезону одежды, обуви и  средств  на их  приобретение  лица,  освобождаемые  из  мест  лишения        свободы, обеспечиваются одеждой и обувью за счет  средств  государства.  Им  может быть выдано единовременное денежное пособие  в  размере,  устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

Обеспечение питанием,  одеждой,  обувью,  выдача  единовременного денежного  пособия,  а  также  оплата  проезда  лиц,  освобождаемых    от наказания, производятся учреждением, исполняющим наказание.

12. Права освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи.


В статье 178 УИК РК, рассмотрены права освобождаемых осужденных  на  трудовое  и  бытовое устройство и другие виды социальной помощи. Осужденные, освобождаемые от наказания в виде  ограничения  свободы, ареста и лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство  и получение   других   видов   социальной   помощи   в   соответствии     с законодательством Республики Казахстан.

Трудоустройством осужденных в настоящее время  занимаются  органы государственной службы занятости населения Республики Казахстан.

По  прибытии  к  месту  жительства  освобожденный,      желающий воспользоваться услугами службы  занятости,  должен  обратиться  в  центр занятости.

Поскольку  в  законе  речь  идет  об  обязанности      оказывать освобожденному содействие  в  трудоустройстве  в  случае  его  обращения, инициатива обращения должна принадлежать ему.  Именно  со  дня  обращения исчисляются сроки, связанные с выплатой пособия по безработице.

В  центре  занятости  освобожденный  может  получить  бесплатную консультацию  по вопросам  занятости,  профориентации,  профессиональной подготовки и переподготовки.

В этом же центре производится его регистрация в качестве  ищущего работу.   Работники   службы   предложат   ряд   возможных      вариантов трудоустройства, из которых можно выбрать наиболее подходящий.  Лица,  не имеющие  специальности,  по  которой  заявлены  вакантные  места,  по  их желанию, могут быть направлены на  бесплатное  обучение  новой  профессии (специальности) либо на повышение квалификации, которые дают  возможность трудоустроиться. Поскольку служба занятости ведет учет свободных  мест  и граждан, обращающихся за трудоустройством, в ее распоряжении имеется банк предложений.

Как правило, граждане приходят в  центр  занятости  по  месту  их прописки. Однако, возможно обращение и  в  другие  службы,  которые  дают консультации  и  подбирают  место  работы.  По  пособие  по   безработице гражданин может получить только по месту прописки.

Гражданин, обратившийся в службу  занятости,  должен  представить паспорт и документ об образовании (если он есть). При отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции. Помимо  этого, представляется трудовая книжка,  а  в  случае  ее  отсутствия  справка  с последнего  места  работы.  Освобожденные  из  мест  лишения      свободы представляют также справку об освобождении.  Для  начисления  пособия  по безработице  освобожденный  должен  иметь  справку  из    исправительного учреждения  о  заработке.  Трудоспособные  инвалиды  и  лица,     имеющие медицинские ограничения к определенным видам работы, должны иметь с собой справку ВТЭК или  врачебно-контрольной  комиссии  о  рекомендуемых  видах трудовой деятельности.

Граждане, имеющие право на надбавки к пособию, представляют  иные необходимые документы, перечень которых сообщается службой занятости.

Обратившемуся гражданину подбирается  работа  и  с  его  согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он  должен   в указанное там время явиться для оформления.  Если  почему-либо  прием  на работу  не  состоялся,  сотрудники  отдела  кадров  должны      письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить  его  печатью.  Этот документ  возвращается  в  службу  занятости,  которая  подбирает  другую работу.

Освобожденные от отбывания наказания имеют право на  пособие  по безработице на общих основаниях.

По предложению службы занятости безработные граждане имеют право на досрочный, но не ранее, чем за  два  года  до  установленного  законом срока (в том числе и льготного), выход на пенсию,  которая  выплачивается им на общих основаниях.

Если безработный по решению суда обязан выплачивать алименты  на содержание детей или возмещать ущерб по  исполнительному  листу,  либо  у него в соответствии с таким  исполнительным  листом  должны  быть  другие удержания, все они  производятся  из  пособия  по  безработице  на  общих основаниях.

Выплата пособия прекращается при осуждении безработного  лица  к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

Лицам, освобожденным от наказания в  виде  ограничения  свободы, ареста или лишения свободы, в необходимых случаях  предоставляется  жилая площадь.

Если сохранилась жилая площадь, на  которой  лицо  проживало  до ареста, осужденный может быть прописан там после освобождения. Для  этого требуется согласие всех совершеннолетних  членов  семьи,  прописанных  на этой жилой площади. Возражения  даже  одного  из  них  достаточно,  чтобы прописка стала невозможной.

При отсутствии жилья освобожденный может обратиться  в  жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет  право  на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой  площади,  его обязаны поставить на  учет  как  нуждающегося  в  ее  получении.  Однако, очередь на жилье идет крайне медленно. Поэтому эта задача на перспективу.

В  крупных  городах  обычно  имеются  комнаты  в   коммунальных квартирах с ограниченными удобствами, которые  не  пользуются  спросом  у очередников. Такие комнаты могут быть предоставлены вне очереди, если они имеются и очередники от них отказываются.

Наиболее вероятный вариант получения жилья - общежитие или  иная жилая площадь от той работы, на которую поступит данное лицо. Сведения  о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой  площадью, имеются в центрах занятости.

Возможен вариант жилищного устройства с наймом (поднаймом) жилья у частных лиц. В некоторых населенных пунктах  имеются  квартирные  бюро, которые ведут картотеки граждан, желающих сдать внаем квартиру,  комнату. Однако  наем  жилой  площади  у  частных  лиц  большинству  освобожденных недоступен в силу дороговизны.

Освобожденный от наказания, как и любой другой гражданин,  может получить жилье по наследству, в силу договора  купли-продажи,  дарения  и т.п. В этом отношении правовое положение освобожденного и других  граждан ничем не отличается.

    Инвалиды и лица престарелого возраста, не  способные  обеспечить себя либо нуждающиеся в уходе, помещаются в дома инвалидов и  престарелых (интернаты). Для направления в эти дома требуется  согласие  осужденного. Как правило, эти лица помещаются  в  указанные  учреждения  по  месту  их жительства через местные исполнительные органы.

Несовершеннолетние,   не   имеющие   родителей   или    других родственников,  способных  обеспечить  надзор  за  ними,  помещаются    в школы-интернаты  или  другие  детские  учреждения  либо  передаются    на попечительство. Согласия их не требуется.

13. Административный надзор за лицами освобождёнными из мест лишения свободы.


Административный надзор  за  лицами,  освобожденными  из мест лишения свободы закреплён     в статье 179 УИК РК..

За  освобожденными  из  мест  лишения  свободы  лицами,  отбывавшими наказание за преступления, совершенные при  особо  опасном  рецидиве,  за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания  их поведение свидетельствовало, что они упорно  не  желают  встать  на  путь исправления   и   остаются   опасными   для   общества,   устанавливается административный надзор.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы регламентирован Законом Республики Казахстан "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения  свободы"  от  15  июля 1996 года.

Административный надзор представляет собой профилактическую меру, применяемую к тем осужденным, преступная биография которых или  поведение во время отбывания  наказания  либо  после  освобождения  дают  основание опасаться рецидива. Цель надзора - предупреждение новых  преступлений  со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия.

Административный надзор не имеет цели унижение личного достоинства и компрометации поднадзорного по месту работы или жительства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8