бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы идентификации таможенного контроля, таможенного оформления ввозимых из РФ лесоматериалов бесплатно рефераты

В результате проведения мероприятий в рамках спецоперации «Лес-3» было возбуждено 16 уголовных и 428 административных дел^ по фактам незаконного вывоза лесопродукции за пределы Российской Федерации.

Вместе с тем надо признать, что в настоящее время во внешней торговле российскими лесоматериалами сохраняются негативные тенденции.

С целью исправления сложившейся ситуации Федеральная таможенная служба предлагала и предлагает:

1.       Минпромэнерго России пересмотреть (разработать) национальные стандарты на основные виды экспортируемой Лесопромышленной продукции. Гармонизировать национальные стандарты с международными стандартами для обоснования ценообразования экспортируемых лесоматериалов.

2.       Заинтересованным министерствам и ведомствам подготовить предложения в Правительство Российской Федерации об организации Единой системы экспертной оценки количества и качества экономически значимых экспортируемых товаров, а также порядок обязательного проведения независимой экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров, в том числе и лесоматериалов.

Однако, по нашему мнению, основным вопросом, несоизмеримым по значимости со всеми другими в деле пресечения контрабанды лесоматериалов, является вопрос разработки методик выполнения измерений определения объемных показателей экспортируемых лесоматериалов. Эти методики должны стать одними из основных нормативных документов (в области обеспечения единства измерений), на базе которых должна планироваться и строиться дальнейшая работа по пресечению контрабанды лесоматериалами.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Минпромэнерго России (Департамент технического регулирования и метрологии) необходимо рассмотреть вопрос о разработке специального технического регламента, обеспечивающего единство измерений объема лесоматериалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Также, по нашему мнению, необходимо пересмотреть существующий порядок лицензирования экспорта твердых пород леса с целью изменения системы лицензирования с установлением системы квотирования экспортных объемов с привязкой к объемам разрешенных рубок твердолиственных пород.

При этом необходимо предусмотреть оформление и выдачу лицензий по месту осуществления заготовок на экспорт древесины и разработать порядок согласования выдачи лицензий с уполномоченными органами субъекта Российской Федерации, а также детализировать товарную позицию 4403 ТН ВЭД России.

В течение длительного периода экономическая ситуация в Российской Федерации складывается таким образом, что значительная часть бюджета формируется за счет сборов таможенных платежей от экспорта и импорта товаров.

Особенности общественно-политического развития страны повлияли на то, что внешнеторговые операции в России приобрели во многом криминальный характер. Русский лес издавна пользуется высоким спросом за рубежом. По данным таможенной статистики, за первое полугодие 2005г. физические объемы поставок пиломатериалов из России в страны дальнего зарубежья выросли на 15%, а круглого леса - почти на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Стоимость российского экспорта необработанных лесоматериалов за январь - июнь 2005г. приблизилась к полутора миллиардам долларов. Однако, несмотря на рост показателей, существует ряд серьезных проблем, которые пока не удается решить полностью.

Учитывая высокую привлекательность экспортных операций с лесом, приходится отмечать, что данная сфера внешнеэкономической деятельности является притягательной для недобросовестных участников ВЭД, в том числе и для организованных преступных сообществ.

В связи с этим Федеральной таможенной службой достаточно серьезное внимание уделяется мерам по контролю за экспортом из России леса и продуктов его переработки, несмотря на сложности, возникающие при осуществлении таможенного контроля, определяемые спецификой его вывоза из России.

В товарной структуре экспорта Российской Федерации на долю продукции лесопромышленного комплекса приходится более 4,5% от всего его объема.

Наиболее распространенными схемами правонарушений в сфере экспорта лесопродукции являются:

-   недекларирование или недостоверное декларирование вывозимой продукции. Данное правонарушение, как правило, выражается в занижении объемов вывозимой продукции, либо в так называемой «пересортице», т.е. под видом менее ценных сортов вывозится древесина дорогих сортов;

-  невозвращение средств в иностранной валюте и сокрытие ее в иностранных банках. Как правило, невозврат валюты происходит на большие суммы. Такие правонарушения совершаются различными способами. Например, широко используются контракты, которые предусматривают продажу лесоматериалов при условии заготовки и вывоза леса силами покупателя. При этом сумма валютной выручки, поступающая в российский банк после вычета стоимости услуг по вырубке, уменьшается более чем в два раза;

- неурегулирование технологии отслеживания внешнеторговых бартерных контрактов, предусматривающих обмен эквивалентными по стоимости товарами. Имеет место невозвращение эквивалентных по стоимости леса товаров народного потребления (в основном, из КНР);

- несоответствие представляемых внешнеторговых контрактов, требованиям, изложенным в правилах «ИНКОТЕРМС», оговаривающих условия поставки и ответственности сторон. При заключении и регистрации контрактов ни одна из контролирующих организаций не вправе потребовать документы, подтверждающие юридический статус иностранного партнера, его легальность и постановку на учет в соответствующих органах. Зачастую, контракты, представленные в таможенные органы, подписаны представителями сомнительных инофирм, уже неоднократно зарекомендовавших себя недобросовестными плательщиками по экспортным поставкам, но существующие правила не позволяют отказать в принятии таких контрактов;

-       реализация товара на внешнем рынке в оффшорные зоны по минимальным ценам (по причине высокой разницы внутренних и экспортных цен на лесобумажную продукцию, в основном, это лесоматериалы, прошедшие переработку), в результате чего разница остается на банковских счетах в этих зонах;

-       неправомерное применение неаттестованных методик выполнения измерений объемов вывозимой древесины.

Учитывая, что большая часть лесного бизнеса в Российской Федерации является незаконной в налоговом и финансовом отношении, ФТС России ежегодно уделяет большое внимание вопросу пресечения контрабандного вывоза продукции лесопромышленного комплекса.

Глава 3. Проблемы идентификации лесоматериалов

3.1. Сертификация экспортных лесоматериалов


В Федеральном законе "О техническом регулировании" отмечается, что подтверждение соответствия осуществляется в целях:

· удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ и услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

· содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российской и международных рынках;

· создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров на российском и мировом пространствах.

Подтверждение соответствия может носить добровольный (добровольная сертификация) и обязательный характер (декларирование соответствия).

Таким образом, предприятия лесной отрасли подтверждают соответствие своей продукции техническим регламентам, стандартам путем добровольной сертификации или декларирования соответствия продукции национальным и международным стандартам

Устойчивость окружающей среды становится ключевым элементом лесной промышленности: надежды на то, что лесовладельцы будут вести ответственное лесное хозяйство, приобретают прочный характер: сертификация может стать важнейшим показателем того, что эти надежды сбываются. Тем не менее идея сертификации вызывает определенные споры.

Сертификация лесоуправления и лесопользования, для краткости называемая лесной сертификацией - это новый и быстро развивающийся процесс, который стремительно меняет привычный облик мировой торговли лесоматериалами. Если ранее при заключении контрактов на поставку лесной продукции во главу угла ставились качество, сроки поставки и цена, то теперь к ним прибавляется требование экологической сертификации. С этим уже практически столкнулись очень многие российские производители и экспортеры лесоматериалов.

Например, в Архангельской области эти требования встали настолько серьезно, что потребовалось вмешательство губернатора и Комитета по лесопромышленному комплексу. Сертификация уже практически началась в России - первые российские компании "Прайс-Бэтч" и "Тимбер продакшн", а также Косихинский лесхоз на Алтае в 2000 г. получили сертификат международного образца, еще пять лесопромышленных компаний в четырех регионах РФ, а среди них лидеры индустрии ОАО "Волга", "Даммерс", "Мадок" приступили к лесной сертификации в течение 2000 г. Еще несколько ведущих компаний России, среди них "Илим Палп Энтерпрайз" (сертифицированы 5 предприятий группы на соответствие стандарту ИСО 9001-2000 и планируется их сертифицировать на соответствие стандарту ИСО 14001), "Терней лес", "Лемо групп" заявили о планах начать сертификацию по системе.

К концу 2000 г. были сертифицированы миллионы гектаров лесов в 33 странах мира, в 18 развитых странах сформировались 14 мощных групп потребителей только сертифицированной лесной продукции, в которые вошли свыше 640 крупных компаний, контролирующих рынки на многие миллиарды долларов. Сертифицированная продукция уже широко продается на развитых рынках, ей отдают предпочтение все большее число потребителей.

Таким образом, наличие сертифицированной продукции становится пропуском на экологически чувствительные рынки в Европе, особенно в Германию, Великобританию и Голландию.

Сертификация возникла в начале 90-х годов как реакция на уничтожение тропических лесов и развитие глобальной кризисной ситуации с ними. Около 14 млн. га тропических лесов, что равно площади Греции, безвозвратно теряются каждый год в результате массированных рубок. Такие страны, как Пакистан, Сальвадор, Гана, Мадагаскар, потеряли около 90% своих лесов за последние 25 лет. Если нынешняя тенденция сведения лесов продолжится, то к середине XXI века около 25% всех видов животных и растений планеты исчезнут. Значительные проблемы имеются и в наших, бореальных лесах, находящихся в умеренном поясе. В России вырублены самые высокотоварные древостой сосны и ели в освоенных лесах, запасы крупномерного высококачественного пиловочника истощены. Происходит беспрецедентная по масштабам смена хвойных и твердо-лиственных пород низкотоварными мягколиственными. Ухудшается качество ресурсов, уменьшаются экономически доступные для лесной промышленности площади. Не снижаются, а во многих районах увеличиваются объемы нелегальных рубок, растет коррупция среди работников лесного сектора и администрации. Фиксируются рубки в заказниках, национальных парках и других охраняемых территориях. Из наших лесов исчезают редкие виды животных и растений. Население не допускают к принятию решений по управлению лесами и проч.

Сертификация лесоуправления разрабатывалась как альтернатива неэффективным международным инициативам, правительственным санкциям, бойкотам "плохих" компаний и т.п. Система сертификации, и в особенности заложенная в нее связь ответственного продавца с лесозаготовителем, направлены на создание условий, при которых невыгодно плохо вести лесное хозяйство, в частности, допуская отступление от нормативов при лесозаготовках. Сама же сертификация направлена на становление социально, экологически и экономически сбалансированого и устойчивого лесного хозяйства.

Сертификация является ограничителем поставки лесоматериалов, заготовленных с нарушениями действующего законодательства и социальных норм.

Ряд торговых и экологических организаций в 1993 г. сформировали Лесной попечительский совет - орган, впервые подготовивший универсальные принципы, по которым и стала производиться лесная сертификация. Сертификат выдается третьей, независимой, стороной по результатам оценки уровня ведения лесного хозяйства и лесопользования.

По данным ряда специалистов, сертифицированная продукция уже сейчас занимает от 7 до 15% мирового экспорта лесоматериалов. В ряде стран Европы, например, в Великобритании спрос на сертифицированные материалы очень высок и составляет до 30% емкости рынка. В течение пяти лет уровень спроса в Европе еще более возрастет и может составить до 50% емкости рынка. В этой связи существует значительный интерес со стороны лесопромышленников и лесоэкспортеров, органов лесного хозяйства в практическом пособии для подготовки предприятий к сертификации по международной схеме Лесного попечительского совета. Этому вопросу и посвящена данная брошюра.

Сертификация по системе FSC - добровольный процесс и проводится только при условии желания и готовности хозяйствующего субъекта удостоверить уровень ведения лесного хозяйства и лесопользования (переработки) по отношению к требованиям устойчивого управления лесами.

Сертификация проводится специально аккредитованным Лесным попечительским советом аудитором в два этапа: предварительная оценка и окончательная сертификация.

Основанием для проведения сертификации является контракт, заключаемый обычно на пять лет. Поэтому и срок действия сертификата обычно составляет пять лет, после чего его надо возобновлять.

Сертификация проводится по специальной программе, включающей знакомство с персоналом компании, представителями местного населения и экологических организаций, изучение плана ведения лесного хозяйства и арендной записки, соотнесение полученной информации с реалиями во время выборочного натурного обследования лесосек прошлого и нынешнего годов и другие процедуры.

Такое обследование может завершиться присуждением письменного свидетельства - сертификата или замечаниями для исправления несоответствий. В случае вынесения замечаний дается время на их исправление, после чего процедура сертификации повторяется вновь (по замечаниям). При выдаче сертификата аудитор обычно ежегодно проводит контрольное обследование и пролонгирует действие сертификата.

Сертификация строится на основе национальных или региональных стандартов FSC. Если такие стандарты отсутствуют, то сертификация ведется по программам и методикам аудиторских компаний (в России все текущие сертификации ведутся по нормативам компаний-аудиторов).

Объектом добровольной лесной сертификации при оценке процесса лесоуправления являются участки лесов, где ведутся лесное хозяйство и лесопользование, отдельные аспекты системы лесоуправления, а также субъекты лесных отношений. Сертифицироваться также может производственная цепочка "от заготовителя - до потребителя", с тем, чтобы гарантировать достоверность поставки сертифицированных лесоматериалов.

Сертификат на процесс лесоуправления выдается хозяйствующему субъекту, осуществляющему ведение лесного хозяйства и регулирование лесопользования.

Сертификат цепочки "от заготовителя - до потребителя" выдается каждому предприятию (от лесозаготовителя до продавца готовой продукции), подтвердивших соблюдение требований стандартов. Наличие сертификата дает право предприятию сопровождать свою продукцию торговой маркой (логотипом FSC).

Основные правила интерпретации ТН ВЭД СНГ. Единицы измерения. Раздел IX. Древесина и изделия из древесины; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетеные изделия

Группа 44. Древесина и изделия из нее; древесный уголь

Примечания

1. В данную группу не включаются:

а) древесная щепа, древесная стружка, древесина измельченная или в виде древесной массы или порошка, используемые главным образом в парфюмерии, фармакологии или в качестве инсектицида, фунгицида или для аналогичных целей (товарная позиция 1211);

б) бамбук или прочие материалы древесной природы, используемые главным образом для плетения, необработанные, расщепленные или нерасщепленные, распиленные вдоль или разрезанные по длине (товарная позиция 1401);

в) древесная щепа, древесная стружка, древесина в виде древесной массы или порошка, используемые главным образом для крашения или дубления (товарная позиция 1404);

г) активированный древесный уголь (товарная позиция 3802);

д) изделия товарной позиции 4202;

е) товары группы 46;

ж) обувь или ее части группы 64;

з) товары группы 66 (например, зонты и трости и их части);

и) товары товарной позиции 6808;

к) бижутерия товарной позиции 7117;

л) товары раздела XVI или XVII (например, части машин, ящики, футляры, кабины машин и аппаратов и детали для колес);

м) товары раздела XVIII (например, корпуса часов и музыкальных инструментов и их части);

н) части огнестрельного оружия (товарная позиция 9305);

о) изделия группы 94 (например, мебель, лампы и осветительные приборы, сборные строительные конструкции);

п) изделия группы 95 (например, игрушки, игры, спортивный инвентарь);

р) изделия группы 96 (например, курительные трубки и их части, пуговицы, карандаши), за исключением деревянных корпусов и ручек для изделий товарной позиции 9603; или

с) изделия группы 97 (например, произведения искусства).

2. В данной группе термин "прессованная древесина" означает древесину, подвергнутую химической или физической обработке (при которой слои древесины соединяются, для того чтобы обеспечить им прочную связь), в результате чего увеличиваются ее плотность или твердость вместе с улучшением механической прочности или сопротивления к химическому или электрическому воздействию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7