бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы идентификации таможенного контроля, таможенного оформления ввозимых из РФ лесоматериалов бесплатно рефераты


По формам осуществления таможенного контроля выделяют (ст. 366 ТК РФ):

а) проверка документов и сведений;

б) устный опрос;

в) получение пояснений;

г) таможенное наблюдение;

д) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

е) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

ж) личный досмотр;

з) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

и) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

к) таможенная ревизия.

В соответствии с инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, установленной приказом ГТК РФ № 1356 от 28.11.2003, проверка документов и сведения отнесена к операциям документального контроля, а таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков - к операциям фактического контроля.

При оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления используются не все формы таможенного контроля и их можно, условно, разделить на две группы: основные и дополнительные. К основной группе относятся те формы таможенного контроля, которые применяются постоянно и без их использования, в принципе не возможно, провести таможенное оформление, это:

- проверка документов и сведений;

- таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

- таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

Дополнительные формы: устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение и проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков применяются не всегда, чаще всего, когда по результатам основного контроля выявились обстоятельства, требующие дополнительной проверки, либо проводится таможенный контроль в отношении какого-то специфического товара, либо с применением особого порядка оформления.

Личный осмотр, таможенная ревизия как формы таможенного контроля при выпуске товаров для внутреннего потребления не применяются, тем не менее, их определения и назначения мы рассмотрим.

 

Проверка документов и сведений

Проверка документов и сведения является одной из основных форм таможенного контроля и направлена на установление их подлинности, правильности их оформления и достоверности содержащихся в них сведений.

Если, при проведении документального контроля, сотрудником таможенного органа установлена недостаточность сведений в представленных документах, либо имеются основания сомневаться в их достоверности, то он вправе мотивированно, в письменной форме, запросить дополнительные документы и сведения. В запросе указывается, конкретно, какие документы и для каких целей должны быть представлены и в какой срок. Этот срок должен быть достаточным для получения этих документов. Если отсутствие документов и сведений влияет на принятие решения о выпуске товаров, то уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление с указанием, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска (приказ ГТК от 28.11.03 № 1356, п.46[[1]]).

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, установлен приказом ГТК России от 16.09.03 № 1022[[2]]

 

Устный опрос

Форма таможенного контроля, которой в той или иной степени сотрудники таможенных органов применяют постоянно, общаясь, при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, с водителями транспортных средств, представителями склада временного хранения (СВХ), декларантами и иными заинтересованными лицами. При этом Кодекс (ст.368 ТК РФ) устанавливает, что оформление объяснений указанных лиц в письменной форме не требуется.

 

Получение пояснений

В отличие от устного опроса, получение пояснений оформляется в письменной форме. Форма пояснения установлена приказом ГТК от 24.11.03 № 1323[[3]]. Пояснения берутся об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями (ст.269 ТК РФ). Как одна из мер по минимизации рисков – получение пояснений, предусмотрена при срабатывании ряда профилей рисков, например: профиль риска № 11/291104/00049, доведенный до таможенного органа письмом ФТС от 29.11.04 № 01-06/8822дсп.


Таможенное наблюдение

Как определено в статье 370 ТК РФ «Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций».

Эта форма таможенного контроля не так часто применяется в местах доставки и таможенного оформления, но в пунктах пропуска на границе и в местах въезда внутри страны она применяется постоянно и в большинстве случаев является основой для принятия решения о проведении других, более углубленных, форм контроля.


Таможенный осмотр товаров и транспортных средств

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) - форма таможенного контроля, при котором должностными лицами таможенного органа проводится лишь внешний визуальный осмотр объекта контроля. При этом, если объект контроля размещен в зоне таможенного контроля, то осмотр может проводиться в отсутствие лиц, обладающих полномочиями в их отношении. Акт таможенного осмотра может составляться или нет в зависимости от результата осмотра и желания лица, обладающего полномочиями в отношении объекта контроля.

 В местах доставки товаров и транспортных средств таможенный осмотр проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение досмотровых операций, каждого транспортного средства поступающего в зону ответственности данного таможенного органа. Проверяется условия соблюдения процедуры внутреннего таможенного транзита – целостность грузового отсека транспортного средства, средств таможенной идентификации. Акт осмотра при этом не составляется, а вносятся лишь соответствующие отметки в бланк «Подтверждения о прибытии транспортного средства».

Но, если таможенный осмотр необходимо провести в соответствии с мерами по минимизации риска, доведенного до таможенного органа в бумажном виде, то его результаты, оформляются актом таможенного осмотра, форма которого установлена Приказом ГТК от 20.10.03 № 1166[[4]] (приложение 2).

Например: Письмом ФТС от 18.04.05 № 01-06/12064 до таможенных органов доведен профиль риска № 11/180405/00125. Областью риска является возможность заявления недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах путем представления при таможенном оформлении недействительных документов, подмены документов или их подделки в целях уменьшения величины причитающихся к уплате таможенных платежей. Среди мер, по минимизации риска, предусмотренных к проведению в местах доставки и таможенного оформления товара, есть и таможенный осмотр, который проводится должностными лицами досмотровых подразделений во время завершения процедуры ВТТ и направлен на проверку целостности средств таможенной идентификации и грузового отсека транспортного средства.


Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

Таможенный досмотр – самая распространенная и, на мой взгляд, самая эффективная форма таможенного контроля. Именно досмотр позволяет решать одну из главных задач таможенных органов - задачу борьбы с контрабандой и незаконным перемещением товаров, через таможенную границу страны.

Статья 372 Таможенного кодекса определяет порядок применения этой формы таможенного контроля. Кратко основные положения:

Таможенного досмотр – процедура, направленная на идентификацию (проверку) товаров и транспортных средств и проводиться должностными лицами таможенных органов в присутствии, как правило, владельца груза (его законного представителя) и сотрудника СВХ в зоне таможенного контроля которого, проводится досмотр. Кроме них, также может присутствовать и представитель перевозчика (водитель транспортного средства). Несмотря на то, что обязательность присутствия при досмотре указанных лиц, определяется отдельно, в любом случае, таможенный досмотр не может проводиться вообще без участия свидетелей. Кодексом определены случаи, когда таможенный орган может проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, но в этих случаях, таможенный досмотр проводится в присутствии понятых.

В местах доставки и таможенного оформления товаров досмотр проводится после регистрации грузовой таможенной декларации, хотя в отдельных случаях допускается проведение таможенного досмотра и до подачи грузовой таможенной декларации (ГТД).

По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Форма акта установлена Приказом ГТК от 20.10.03 № 1166 (приложение 2). В нем, кроме самих результатов, указываются и все сведения о причинах досмотра, должностных и присутствующих лицах, где проводился, когда, какие технические средства при этом использовались и др.

Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю.


Личный досмотр

В статье 373 ТК РФ личный досмотр определен как исключительная форма таможенного контроля. Действительно, личный досмотр – это особая форма таможенного контроля, проведение которой связано с вторжением в сферу личных прав и свобод граждан, поэтому каждое ее проведение требует решения начальника таможенного органа (заместителя), причем в письменной форме. При этом должны быть основания предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением установленного порядка.

Личный досмотр как форма таможенного контроля применяется, в основном, в пунктах пропуска физических лиц через таможенную границу в аэропортах, речных и морских портах, на пограничных переходах. В местах доставки товаров и транспортных средств внутри таможенной территории данная процедура не применяется.


Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков

Статья 374 ТК РФ закрепляет данную форму таможенного контроля, которая заключается в проверке наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Отсутствие указанных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров. Примером такого рода товаров могут являться подакцизные, маркируемые товары, в частности алкогольная продукция, с содержанием этилового спирта свыше 9% и сигареты.

Вообще, данная форма таможенного контроля является специфической и узконаправленной, не уверен, что ее стоило выделять в отдельный вид. Вполне возможно было проводить ее в рамках таможенного досмотра.


Осмотр помещений и территорий

Осмотр помещений и территорий - форма таможенного контроля, которая проводится с целью подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов (ст.375 ТК РФ).

Осмотр проводится на основании предписания, выданного начальником таможенного органа в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня. По его результатам составляется акт по форме, утвержденной Приказом ГТК от 16.09.03 № 1023[[5]] (приложение 3). Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Указанная форма таможенного контроля довольно часто используется при осуществлении выборочных проверок за деятельностью подконтрольных складов временного контроля, а также в тех случаях, когда товар выпущен условно и должен находится у ответственного лица до исполнения им определенных обязательств.

 

Таможенная ревизия

Таможенная ревизия – проверка, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией.

Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах.

Общая таможенная ревизия – простая форма проверки, которая проводиться таможенными органами у декларантов, получателей товаров или контрактодержателей, по решению начальника таможенного органа.

Проверка не может продолжаться более трех рабочих дней и не должна препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.

Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Специальная таможенная ревизия – это более углубленная и тщательная проверка не только вышеозначенных лиц, но и таможенных брокеров и перевозчиков, владельцев СВХ и ТС, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Проведение специальной таможенной ревизии назначается как минимум начальником таможни. Решение оформляется в письменной форме и перед началом вручается лицу, у которого будет проводиться ревизия. Срок проведения до 3-х месяцев с решения вышестоящего таможенного органа. Повторное ее проведение у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

По результатам проведения таможенной ревизии составляется акт по форме, утвержденной Приказом ГТК от 16.09.03 № 1023 (приложение 4), второй экземпляр которого подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.

Порядок проведения ревизии, права должностных лиц таможенных органов их действия в случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела, наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии подробно определены в статье 376 ТК РФ.


Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению

Порядок производства таможенного оформления определяется Таможенным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами ФТС и устанавливается в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения либо категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Действующий Таможенный кодекс не дает определение понятию «таможенное оформление», в старом Кодексе в статье 18 таможенное оформление определяется как процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями настоящего Кодекса.

Но если взять за основу положения статьи 60 ТК РФ - начало и завершение таможенного оформления действующего Кодекса, то получится следующее определение понятия «таможенное оформление» (для ввозимых товаров):

Таможенное оформление – процедура, начинающаяся с момента представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, либо документов и сведений, обязательных к представлению при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в некоторых случаях - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление и завершающаяся совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Исходя из приведенной формулировки, получается, что таможенное оформление товара начинается уже с момента, когда перевозчик представил документы в пункте пропуска, а заканчивается выполнением каких-то операций необходимых «для помещения товаров под таможенный режим или… для исчисления и взимания таможенных платежей». То есть, получается, что уже непосредственно сам процесс выпуска товара в соответствии с выбранным таможенным режимом - с проверкой ГТД, списанием денежных средств и т.д. не является процессом таможенного оформления.

При производстве таможенного оформления заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Документы могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных соответствующим образом, а также и в форме электронных документов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7