Городское самоуправление - история и современность
Заключение
В настоящее время Россия находится в начале
долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования
общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные
возможности для развития современной модели организации местного самоуправления.
Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся
системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций,
резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием
«ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов
местного самоуправления - населения.
Современная модель организации местного самоуправления,
представляется как система внешних взаимоотношений - между органами
государственной власти и органами городского самоуправления и внутренних -
между представительными и исполнительными органами городского самоуправления.
Модель современной организации местного самоуправления имеет
следующие организационные формы для ее осуществления:
1.Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления
граждан;
2.
Через выборные и др. органы местного самоуправления;
3.
Через территориальное общественное самоуправление;
4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления
и органы территориального общественного самоуправления.
Новая современная модель при всем многообразии территориальных и
организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую
систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного
строя Российской Федерации.
Принципиальным отличием современной модели от советской является
ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему
государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу.
Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами
государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам
местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая
самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами
муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их
формирования, компетенция, сроки полномочий.
Современная модель организации местного
самоуправления реализуется посредством следующих функций:
- решением вопросов административно-территориального деления;
- полномочий в области экономики и финансов;
- решение вопросов социального развития территории;
- развитие культуры и искусства.
Эффективность и целесообразность местного
самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной
демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением
вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Городское самоуправление проявляется в активности населения, осознания
им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное
значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на
участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации городского
самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и
политической неграмотности граждан. Реализация потенциала городского
самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между
демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются
политической и социальной устойчивостью.
Современная модель организации местного самоуправления, в отличие
от централизованной системы управления способствует приближению власти к
народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет
демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей
эффективностью.
В силу сложившегося в современной России типа органов городского
самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого
волеизъявления граждан. Современная модель организации городского
самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и
представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на
профессиональной и общественной основе.
Становление городского самоуправления в современной России
является длительным и сложным процессом, который требует учета многих
социальных, политических, экономических условий, степени готовности
общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим
объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного
самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными
в концепции современной модели организации городского самоуправления в
России является определение сущности природы городского самоуправления, как
формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее
решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его
территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет
смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система
отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования,
избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения
пределов самостоятельности.
Взаимоотношения представительных и исполнительных органов городского
самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в
обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не
политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации
процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В
муниципальных образованиях необходимо создание структур,
позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими
структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению
этих дел.
Реформирование требует и структура управления
городом. С появлением нового административно-территориального деления городов,
они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных
задач.
Так же требует реформирования и система
взаимоотношений органов государственной власти с органами городского
самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов
федерации, перекладывают на органы городского самоуправления задачи
государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми
средствами. Проведенный анализ работы и организации городского самоуправления в
России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса,
так как переход от разработки теории к практическому функционированию городского
самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в
начале пути становления городского самоуправления и, следовательно,
исследования по данной теме необходимо продолжать.
Дата окончания работы «_____»__________200___г
Подпись исполнителя __________________________
Список использованных
источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
1.
Городовое положение 1785г. //Полное собрание законодательства. I. 1830. Т. 22. Ст. 31.
2.
Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга 1846г. //Полное собрание
законодательства. I. 1847. Т. 21. Ст. 23.
3.
Городовое положение 1870г. //Полное собрание законодательства. II. 1885.Т.20. Ст. 15, 83.
4.
Городовое положение 1892г. //Полное собрание законодательства. III. 1895. Т. 12. Ст. 39.
5. О мерах по дальнейшему
улучшению работы районного и городского Советов народных депутатов трудящихся.
Постановление ЦК КПСС от 5 марта 1971г. //Ведомости Верховного Совета СССР.№
12. С. 11-15.
6.
Европейская Хартия о местном самоуправлении. Принята Советом Европы в
Страсбурге 15 октября 1985 года//Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст.
4466.
7.
Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля
1991г.//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1011.
8.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
(С изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от
10.02.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральным Конституционным Законом от
25.03.2004г. № 1-ФКЗ). М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2005.
9.
Гражданский
кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. Часть I.//Собрание законодательства РФ.
1994. № 32.Ст. 3302.
10.
Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления" от 26 ноября 1996г. (с изменениями от 22 июня 1998г.) //Собрание
законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
11.
Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 24 июня 1997г.
//Собрание законодательства РФ 1997г. № 30.
12.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997г. //В ред.
Федерального закона от 30.03.99г № 55-ФЗ.
13.
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления Российской
Федерации" № 194-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001г.) //Российская
газета № 256 от 31.12.2001 г.
14.
Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003г. №
131-ФЗ.//Российская газета. 2003. 8 октября. № 3316.
3. Литература
15.
Авакьян
С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения. М.: Политиздат,
1979. 128 с.
16.
Авакьян
С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления
в России //Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и
перспективы. М.: Серия «Право», 2004. С. 28-29.
17.
Авакьян
С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и
решения нового Закона//Вестник Московского ун-та. Серия «Право». 2006. № 2. С.
3-5.
18.
Бабичев
И.В. Правовой перекос//Российская Федерация сегодня. М.: Серия «Право», 1998.
№14. С. 34-35.
19.
Бабун Р.
Готов ли народ к самоуправлению? //Российская Федерация. М.: Юринформиздат, 1994,
№17. С. 39-40.
20.
Барабашев
Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М.:
Наука, 1971. 231 с.
21.
Барабашев
Г.В. Районный, городской Совет на современном этапе. М.: Наука, 1975. 130 с.
22.
Барабашев
Г.В. Местное самоуправление. М.: Юридическая литература, 1996. 283 с.
23.
Бланкенагель
А. Местное самоуправление против государственного управления в
РФ//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. Москва - Санкт-Петербург:
Гардарики, 1997. № 1. С. 12-15.
24.
Богданова
Н.А. Вопросы местного самоуправления в конституционном праве//Местное
самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М.: ООО
«Приор-издат», 2004. С. 78-79.
25.
Бондарь
Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в
городском самоуправлении (на примере г. Ростова —на—Дону). Ростов-на-Дону:
ПРИОР, 1996. 154 с.
26.
Брячихин
А.М. Власть в городе. СПб.: Питер, 2005. 101 с.
27.
Быстренко
В.И. История государственного управления и самоуправления в России.
Новосибирск: ИПОС СО РАИ, 2006. 149 с.
28.
Бялкина
Т.М. Законодательство области о местном самоуправлении. Воронеж: Издательство
«Юридическая литература», 1996. 115 с.
29.
Васильчиков А.В. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных
земских и общественных учреждений. СПб., 1869. 343 с.
30.
Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Политиздат, 1928. 242 с.
31.Виноградов
В.А. Местное самоуправление. Российский вариант: научно-аналитический обзор.
М.: Просвещение, 1993. 197 с.
32.
Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным
хозяйством. СПб.: Питер, 2006. 370 с.
33.
Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник. Екатеринбург.:
ООО «Концепт» 2007. 155 с.
34.
Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. 111
с.
35.
Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России//Государство
и право. М.: Наука, 1996. № 2. С. 71-73.
37.
Графский В.Г., Ефремова И.Н. Карпец В.И. и др. «Институты самоуправления: историко-правовое
исследование» М.: Гардарики, 2005. 287 с.
38.
Григорян Л.А. Советы-органы власти и местного самоуправления. М.: Политиздат,
1965. 204 с.
39.
Гутман Г.В., Дмитриев Ю.А. Местное самоуправление в условиях перехода к
рыночной экономике. М.: Издательство «Юридическая наука», 1991. 187 с.
40.
Дмитриев Ю.А., Ковалев В.Т, Муниципальное право: проблемы становления
отрасли//Право и жизнь. М.: Серия «Право», 1994. № 4. С. 32-33.
41.
Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: история и современность.
Ярославль: ОМЕГА-Л, 2004. 160 с.
42.
Когут А.Е. Местное самоуправление в городах России. Рекомендации по разрешению
и применению регламентирующих документов. Основные положения. СПб.:
Питер, 1995. 314 с.
43.
Козлов Ю.М. Исполнительная власть: муниципальный уровень// Вестник Моск. ун-та.
Серия «Право», 1992. № 2. С. 41-42.
44.
Козлова Е.Л., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Изд-во «БУКЛАЙН», 2005.
262 с.
45.
Карапетян Л.М. Местное самоуправление как первичная форма самоопределения
социума.//«Об общих принципах организации места самоуправления в РФ». М.: Издательский
центр «МарТ», 2001. С. 45-47.
46.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.
М.: Юринформиздат, 2006. 116 с.
47.
Лагуткин А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской
Федерации. М.: Приор-издат, 2005. 207 с.
48.
Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: Политиздат, 1993. 260 с.
49.
Ларькина А.П. Малый А.Ф. Органы территориального общественного самоуправления.
Дис.канд.юрид.наук, СПб.: ЮРАЙТ, 1993. 163 с.
50.
Лепешкин А.Л. Материал к лекции на тему: «Местные органы государственной власти
в СССР» М.: Наука, 1953. 148 с.
51.
Лясковский А.И. Становление системы местного самоуправления в РФ. М.: Омега-Л,
1992. 162 с.
52.
Матвеев М.И. Взаимодействие представительных и исполнительных органов
в системе местного самоуправления. М.: Юринформиздат, 2002. 212 с.
53.
Мирошниченко Е.В. Местное самоуправление в России: теория и практика//Государство
и право М.: Омега-Л, 1993, № 6. С. 48-49.
54.
Нардова В,А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX века. Л.: Наука, 1984. 341 с.
55.
Постовой Н,В, Местное самоуправление: история, теория, практика. М.: ИНФРА-М,
2005. 136 с.
56.
Прохоров В.Т., Кашо B.C. Органы территориального
общественного самоуправления в системе местного самоуправления//Государство и
право. М.: Серия «Право», 1992. № 7. С. 14-15.
57.
Саломаткин А.С. Территориальная основа местного самоуправления. Челябинск:
ООО «Проспект», 2006. С. 49-50.
58.
Туманова Н.Л. Местное самоуправление: проблемы реализации муниципального
права. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: Омега-Л, 1996. 210 с.
59.
Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.: Юриздат, 1994. 298 с.
60.
Черник И.Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие.
М.: Изд-во РУДН, 2006. 240 с.
61.
Шилов А.И. Город на пути к самоуправлению. M.: Юрист, 2001. 134 с.
[1] Графский В.Г., Ефремова Н.Н., Карпец В.И. и др. Институты
самоуправления: историко-правовое исследование. М., 2005. С. 2.
[2] Городовое положение 1785г. Полное собрание законодательства. I. 1830. Т. 22. Ст. 31.
[3] Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга 1846г. Полное
собрание законодательства. I. 1847. Т. 21. С.230-241.
[4] Городовое положение 1870г. Полное собрание законодательства. II. 1885. Т. 20. Ст. 15.
[5] Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993. С 60-61 .
[6] Городовое положение 1892г. Полное собрание законодательства. III. 1895. Т. 12. Ст. 39.
[7] Городовое положение 1870г. Полное собрание законодательства. II. 1885. Т. 20. Ст. 83.
[8] Лясковский А.И. Становление системы местного самоуправления в РФ. М.,
1992. С. 145-146 .
[9] Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2001. С. 48-52 .
[10] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М., 1928. С. 24-26 .
[11] Цит. по книге: Авакьян С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего
подчинения. М., 1979. С. 78.
[12] Цит. по книге: Авакьян С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего
подчинения. М., 1979. С. 96-97.
[13] Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового
закона // Вестник МГУ. Серия "Право". 2006. № 2. С. 3-5.
[14] Цит. по книге: Лепешкин А.И. Материал к лекции на тему:
"Местные органы государственной власти в СССР". М., 1953. С. 4-5.
[15] Цит. по книге: Григорян Л.А. Советы — органы власти и местного
самоуправления. М., 1965. С. 35.
[16] Постановление ЦК КПСС от 5 марта 1971г. «О мерах по дальнейшему
улучшению работы районного и городского Советов народных депутатов
трудящихся».//Ведомости Верховного Совета СССР.№ 12. С. 11-15.
[17] Там же. Ст. 132.
[18] Черник И.Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и
развитие. М., 2006. С. 188-190.
[19] Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. С. 90-92.
1. Карапетян Л.М. Местное
самоуправление как первичная форма самоопределения социума. М., 2001. С. 45-47.
[21] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005.
С. 231-232.
[22] Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 2005.
С. 112-113 .
[23] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005.
С. 123.
[24] Ларькина А.П. Органы территориального общественного самоуправления.
Дис. канд.юрид.наук, СПб., 1993. С. 62-63.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|