бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Городское самоуправление - история и современность бесплатно рефераты


Заключение


В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами городского самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами городского самоуправления.

Модель современной организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:

1.Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;

2.  Через выборные и др. органы местного самоуправления;

3.  Через территориальное общественное самоуправление;

4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Принципиальным отличием современной модели от советской является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:

- решением вопросов административно-территориального деления;

- полномочий в области экономики и финансов;

- решение вопросов социального развития территории;

- развитие культуры и искусства.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Городское самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации городского самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация потенциала городского самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации местного самоуправления, в отличие от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В силу сложившегося в современной России типа органов городского самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации городского самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Становление городского самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.  Недостаточно разработанными   в   концепции   современной модели организации городского самоуправления в России является определение сущности природы городского самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов городского самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных      образованиях      необходимо      создание      структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов, они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.

Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами городского самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы городского самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный анализ работы и организации городского самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию городского самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления городского самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.


Дата окончания работы «_____»__________200___г


Подпись исполнителя __________________________

                                            

Список использованных источников и литературы


1. Нормативно-правовые акты

1. Городовое положение  1785г. //Полное собрание законодательства. I. 1830. Т. 22. Ст. 31.

2. Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга 1846г. //Полное собрание законодательства. I. 1847. Т. 21. Ст. 23.

3. Городовое положение 1870г. //Полное собрание законодательства. II. 1885.Т.20. Ст. 15, 83.

4. Городовое положение 1892г. //Полное собрание законодательства. III. 1895. Т. 12. Ст. 39.

5. О мерах по дальнейшему улучшению работы районного и городского Советов народных депутатов трудящихся. Постановление ЦК КПСС от 5 марта 1971г. //Ведомости Верховного Совета СССР.№ 12. С. 11-15.

6. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Принята Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 года//Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.

7. Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР"  от 6 июля  1991г.//Ведомости   Съезда   народных   депутатов   РСФСР   и   Верховного   Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1011.

8. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (С изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральным Конституционным Законом от 25.03.2004г. № 1-ФКЗ). М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2005.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. Часть I.//Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.Ст. 3302.

10. Федеральный   закон   "Об   обеспечении   конституционных   прав   граждан Российской  Федерации   избирать  и  быть  избранными  в  органы  местного самоуправления" от 26 ноября 1996г. (с изменениями от 22 июня 1998г.) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

11. Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 24 июня 1997г. //Собрание законодательства РФ 1997г. № 30.

12. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997г. //В ред. Федерального закона от 30.03.99г № 55-ФЗ.

13. Федеральный  закон "О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации" № 194-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001г.) //Российская  газета № 256 от  31.12.2001 г.

14. Федеральный  закон Российской Федерации "Об    общих    принципах    организации    местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ.//Российская газета. 2003. 8 октября. № 3316.


3. Литература

15.             Авакьян С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения. М.: Политиздат, 1979. 128 с.

16.              Авакьян     С.А.     Состояние,     проблемы     и     перспективы     местного самоуправления    в    России //Местное    самоуправление    в    России: состояние, проблемы и перспективы. М.: Серия «Право», 2004. С. 28-29.

17.             Авакьян    С.А.    Местное    самоуправление    в    Российской    Федерации: концепции и решения нового Закона//Вестник Московского ун-та.  Серия «Право». 2006. № 2. С. 3-5.

18.             Бабичев И.В. Правовой перекос//Российская Федерация сегодня. М.: Серия «Право», 1998. №14. С. 34-35.

19.             Бабун Р. Готов ли народ к самоуправлению? //Российская Федерация. М.: Юринформиздат, 1994, №17. С. 39-40.

20.             Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М.: Наука, 1971. 231 с.

21.              Барабашев Г.В. Районный, городской Совет на современном этапе. М.: Наука, 1975. 130 с.

22.             Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М.: Юридическая литература, 1996. 283 с.

23.             Бланкенагель   А.    Местное   самоуправление   против   государственного управления в РФ//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. Москва - Санкт-Петербург: Гардарики, 1997. № 1. С. 12-15.

24.             Богданова Н.А.  Вопросы  местного  самоуправления  в  конституционном праве//Местное  самоуправление  в  России:   состояние,   проблемы  и перспективы. М.: ООО «Приор-издат», 2004. С. 78-79.

25.              Бондарь  Н.С.,  Чернышев   М.А.   Муниципальное  право  и  практика   его реализации в городском самоуправлении (на примере г. Ростова —на—Дону). Ростов-на-Дону: ПРИОР, 1996. 154 с.

26.             Брячихин А.М. Власть в городе. СПб.: Питер, 2005. 101 с.

27.             Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск: ИПОС СО РАИ, 2006. 149 с.

28.              Бялкина      Т.М.   Законодательство   области   о   местном   самоуправлении. Воронеж: Издательство «Юридическая литература», 1996. 115 с.

29. Васильчиков А.В. О самоуправлении.     Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869. 343 с.

30. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Политиздат, 1928. 242 с.

31.Виноградов В.А. Местное самоуправление. Российский вариант: научно-аналитический обзор. М.: Просвещение, 1993. 197 с.

32.  Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы  управления муниципальным хозяйством. СПб.: Питер, 2006. 370 с.

33. Выдрин И.В., Кокотов  А.Н. Муниципальное право России.   Учебник. Екатеринбург.: ООО «Концепт» 2007. 155 с.

34. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. 111 с.

35. Гильченко  Л.В. Из истории  становления  местного   самоуправления  в России//Государство и право. М.: Наука, 1996. № 2. С. 71-73.

37.  Графский В.Г., Ефремова И.Н. Карпец В.И. и др. «Институты самоуправления: историко-правовое исследование» М.: Гардарики, 2005. 287 с.

38. Григорян Л.А. Советы-органы власти и местного самоуправления. М.: Политиздат, 1965. 204 с.

39. Гутман Г.В., Дмитриев Ю.А. Местное  самоуправление   в   условиях перехода к рыночной экономике. М.: Издательство «Юридическая наука», 1991. 187 с.

40. Дмитриев  Ю.А., Ковалев  В.Т,  Муниципальное  право:  проблемы становления отрасли//Право и жизнь. М.: Серия «Право», 1994. № 4. С. 32-33.

41. Егорова Е.С. Местное  самоуправление в России: история   и современность. Ярославль: ОМЕГА-Л, 2004. 160 с.

42. Когут А.Е. Местное самоуправление в городах России. Рекомендации по разрешению    и    применению    регламентирующих    документов.    Основные положения. СПб.: Питер, 1995. 314 с.

43. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: муниципальный уровень// Вестник Моск. ун-та. Серия «Право», 1992. № 2. С. 41-42.

44. Козлова Е.Л., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Изд-во «БУКЛАЙН», 2005. 262 с.

45. Карапетян Л.М. Местное самоуправление как первичная форма самоопределения социума.//«Об общих принципах организации места самоуправления в РФ». М.: Издательский центр «МарТ», 2001. С. 45-47.

46.  Кутафин  О.Е., Фадеев  В.И.  Муниципальное    право    Российской Федерации. М.: Юринформиздат, 2006. 116 с.

47. Лагуткин  А.В.   Местное   самоуправление   как  форма  народовластия   в Российской Федерации. М.: Приор-издат, 2005. 207 с.

48. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: Политиздат, 1993. 260 с.

49. Ларькина А.П. Малый А.Ф.  Органы территориального  общественного самоуправления. Дис.канд.юрид.наук, СПб.: ЮРАЙТ, 1993.  163 с.

50. Лепешкин А.Л. Материал к лекции на тему: «Местные органы государственной власти в СССР» М.: Наука, 1953. 148 с.

51. Лясковский А.И. Становление системы местного самоуправления в РФ. М.: Омега-Л, 1992. 162 с.

52. Матвеев   М.И.   Взаимодействие   представительных   и   исполнительных органов в системе местного самоуправления. М.: Юринформиздат, 2002. 212 с.

53. Мирошниченко   Е.В.   Местное   самоуправление   в   России:   теория   и практика//Государство и право М.: Омега-Л, 1993, № 6. С. 48-49.

54. Нардова В,А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX века. Л.: Наука, 1984. 341 с.

55. Постовой Н,В, Местное самоуправление: история, теория, практика. М.: ИНФРА-М, 2005. 136 с.

56. Прохоров  В.Т.,   Кашо  B.C.   Органы  территориального  общественного самоуправления в системе местного самоуправления//Государство и право. М.: Серия «Право», 1992. № 7. С. 14-15.

57. Саломаткин А.С. Территориальная   основа   местного   самоуправления. Челябинск: ООО «Проспект», 2006. С. 49-50.

58. Туманова  Н.Л.     Местное    самоуправление:    проблемы    реализации муниципального права. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: Омега-Л, 1996. 210 с.

59. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.: Юриздат, 1994. 298 с.

60. Черник И.Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М.: Изд-во РУДН, 2006. 240 с.

61. Шилов А.И. Город на пути к самоуправлению. M.: Юрист, 2001. 134 с.





[1] Графский В.Г., Ефремова Н.Н., Карпец В.И. и др. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 2005.  С. 2.

[2] Городовое положение 1785г. Полное собрание законодательства. I. 1830. Т. 22. Ст. 31.

[3] Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга 1846г. Полное собрание законодательства. I. 1847. Т. 21. С.230-241.

[4] Городовое положение 1870г. Полное собрание законодательства. II. 1885. Т. 20. Ст. 15.

[5] Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993. С 60-61 .

[6] Городовое положение 1892г. Полное собрание законодательства. III. 1895. Т. 12. Ст. 39.

[7] Городовое положение 1870г. Полное собрание законодательства.  II. 1885. Т. 20. Ст. 83.

[8] Лясковский А.И. Становление системы местного самоуправления в РФ. М., 1992. С. 145-146 .

[9] Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2001. С. 48-52 .

[10] Велихов Л.А.  Основы городского хозяйства.   М., 1928. С. 24-26 .

[11] Цит. по книге: Авакьян С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения. М., 1979. С. 78.

[12] Цит. по книге: Авакьян С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения. М., 1979. С. 96-97.

[13] Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия "Право". 2006. № 2. С. 3-5.

[14] Цит. по книге: Лепешкин    А.И.     Материал    к    лекции    на    тему:     "Местные     органы государственной власти в СССР". М., 1953. С. 4-5.

[15] Цит. по книге: Григорян Л.А.  Советы   —   органы власти и местного самоуправления.  М., 1965. С. 35.

[16] Постановление ЦК КПСС от 5 марта 1971г. «О мерах по дальнейшему улучшению работы районного и городского Советов народных депутатов трудящихся».//Ведомости Верховного Совета СССР.№ 12. С. 11-15.

[17] Там же. Ст. 132.

[18] Черник И.Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М., 2006. С. 188-190.

[19] Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. С. 90-92.

1. Карапетян Л.М. Местное самоуправление как первичная форма самоопределения социума. М., 2001. С. 45-47.

[21] Козлова Е.И.,  Кутафин О.Е.  Конституционное право России.  М., 2005. С. 231-232.

[22] Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 2005. С. 112-113 .

[23] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.  М.,   2005. С. 123.

[24] Ларькина А.П.  Органы территориального общественного  самоуправления. Дис. канд.юрид.наук, СПб., 1993. С. 62-63.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8