|
Формы и методы налогового контроля
В силу ст. 87 налоговой проверкой
могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика,
плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году
проведения проверки. Мнения по поводу того, может ли быть охвачен налоговой
проверкой год ее проведения, у налогоплательщиков и налоговых органов
разделились. Так, по мнению одних, эта норма однозначно исключает из проверки
текущий год. По мнению других, указание на три календарных года деятельности
налогоплательщика, которые могут быть охвачены проверкой налогового органа в
какой-то степени компенсирует отсутствие в НК РФ правил в отношении сроков, в
течение которых государство вправе требовать исполнения обязанности по уплате
налогов, не давая возможности выставить требования об уплате налогов за давно
прошедшие налоговые периоды, что само по себе не исключает права налогового органа на проверку года деятельности
налогоплательщика, в котором проводится
проверка.
Таким образом, для повышения
эффективности налогового контроля, сокращения продолжительности выездных
налоговых проверок на время разбирательств в судах, где противоборствующими
сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным
органам власти следует пересмотреть множество норм Налогового Кодекса РФ.
Среди проблем налогового контроля
хотелось бы отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий.
Сфера малого бизнеса относится к
числу тех сфер предпринимательской деятельности, которые наименее поддаются
налоговому контролю. Если финансовые потоки организации, являющейся крупным
налогоплательщиком, всегда находятся под пристальным вниманием налоговых
органов, а текущие налоговые платежи являются объектом постоянного мониторинга,
то в отношении малых предприятий налоговый контроль объективно не может носить
столь глобального всеобъемлющего характера.
Обеспечение рационального отбора
налогоплательщиков для выездных налоговых проверок является основной проблемой,
без принципиального решения которой невозможен качественный контроль за сферой
малого предпринимательства. Такое внимание к малым предприятиям отнюдь не
случайно. Так, если относительно крупных налогоплательщиков проблема отбора
вообще не стоит, ибо такие налогоплательщики должны периодически отбираться для
проверок исходя из единственного критерия отбора - значения налоговых
поступлений для формирования доходной части бюджета, то налоговый контроль в
отношении малых предприятий без применения системы целенаправленного отбора
будет в большей степени напоминать стрельбу из пушек по воробьям.
Лишь применение высокоэффективной
системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий налоговых
органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения
нарушений у которых представляется наиболее реальной.
Важнейшим фактором повышения
эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование
действующих процедур контрольных проверок.
Наиболее перспективным
выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства,
проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень
высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести
к увеличению поступлений от таких проверок.
Также одной из действенной
формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших
сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия.
Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий
по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Практика
показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение
рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность
контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде
сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.
Необходимыми признаками любой
действенной системы налогового контроля являются:
-наличие
эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок,
дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования
ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться
максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах
усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков,
вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется
наибольшей;
-применение
эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на
разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре
организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей
налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия
на недобросовестных налогоплательщиков;
-использование
системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть
результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при
планировании контрольной работы;
-увеличения
размеров наказания за налоговые правонарушения.
Проблема
рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок
приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства,
характерных для современной России.
Необходимо существенно изменить действующую методику
планирования контрольных мероприятий. В целях эффективного планирования
контрольной работы нужна современная, отвечающая требованиям сегодняшнего дня
система отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, учитывающая
в том числе особенности конкретных регионов и конкретных налогоплательщиков.
Одна из важнейших задач – совершенствование действующего программного
обеспечения процедуры камеральных проверок и отбора налогоплательщиков для
проведения выездных проверок.
В настоящее время
в МНС РФ продолжается работа по дальнейшему совершенствованию процедуры отбора
и разрабатывается единое программное обеспечение, внедрение которого позволит
автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными
уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для
такого рода предприятий пределов, оценить реальный предел обязательств налогоплательщика.
Однако в
настоящее момент имеется достаточное количество примеров, когда в ряде налоговых
органов используются самостоятельно разработанные автоматизированные системы
отбора, применение которых даже на имеющейся далеко не самой совершенной технической
базе приносит весьма ощутимые результаты.
Применяемые налоговыми органами программно-информационные
комплексы позволяют проводить не только автоматизированную камеральную проверку
и камеральный анализ, но и по их результатам - отбор налогоплательщиков для
проведения выездных налоговых проверок. Вместе с тем недостатком действующего
программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа
является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной
проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется
преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми
инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного фактора.
Кроме того, действующее программное обеспечение разработано
без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и не ориентировано на
сопоставление уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с
предельными значениями этих показателей для соответствующей отрасли.
Очевидно, что основной путь совершенствования системы налогового контроля – переход
к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс
отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики,
соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих
отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств
налогоплательщика.
Глава 2. Формы и методы
налогового контроля
2.1.Методы
налогового контроля
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической
организации для наиболее эффективного выполнения
стоящих перед ним задач.
Под формами финансового
контроля понимают отдельные проявления содержания контроля в зависимости от
времени совершения контрольных действий. Под методами контроля понимают приемы
и способы его осуществления.
Форма налогового контроля выражает содержание
контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от
уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также
от решений субъекта контроля, принимаемых
исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.
Существует достаточно обширная
классификация контрольных действий по форме, методам и видам. Кроме того, в
различных источниках представлены характеристики налогового контроля с точки
зрения элементов, направлений, задач и целей. Обратимся к наиболее часто
встречающейся классификации налогового контроля в зависимости от временного
характера.
Форма
налогового контроля может быть предварительной (предшествующей), текущей и
последующей.
Таблица 1
|
Налоговый
контроль
|
Основные
задачи
|
Положения НК РФ
|
Предшествующий
(предварительный)
|
Профилактические
мероприятия
по разъяснению налогового
законодательства с целью его
правильного применения
|
-
|
Текущий
|
Контрольные
мероприятия,
проводимые в процессе исполнения
налогоплательщиком
законодательства о налогах
и сборах с целью предотвращения
налогового правонарушения
|
Камеральные
налоговые
проверки
(ст. 88 НК РФ)
|
Последующий
|
Контрольные
мероприятия
в последующие периоды с целью
выявления нарушения
законодательства о налогах
и сборах
|
Выездные
налоговые
проверки
(ст. 89 НК РФ)
|
Предварительный контроль
связан с работой по разъяснению налогового законодательства,
сбору, обработке и анализу широкой информации о
налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок
для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения
контрольных действий. Предварительный анализ позволяет
разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех,
которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать
налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности.
Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных
нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего
времени инспекторского состава.
Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы
и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и
достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых
в налоговые органы плательщиком
Последующий контроль реализуется путем
проведения налоговых проверок по окончании определенного
отчетного периода.
Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов,
таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта
налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на
предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую продукцию, реализуемую торговыми предприятиями, соблюдение
правил применения ККМ и т.д.
Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой
инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная
проверка) для выявления фактов нарушений налоговой
дисциплины и устранения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в
отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в
отношении организаций и индивидуальных
предпринимателей.
Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим
использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением
(доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по
поводу уплаты налогов Пример обследование
места деятельности лица, занимающегося
пошивом одежды, торговлей товарами и т.д. В первом случае производится фиксация фактического наличия готовых
изделий и полуфабрикатов, во втором -
соответствие торговли товарами действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии, визуальный контроль
за применением ККМ и т.д.), соответствие
товара накладным и т.д.
Анализ осуществляется на
базе текущей и годовой отчетностей,
отличается системным подходом, а также использованием таких аналитических
приемов, как средние и
относительные величины (для определения
размера объекта налога при отсутствии документации у налогоплательщика), группировки, сравнения и др.
Ревизия проводится на
месте и основывается на проверке первичных
документов, учетных регистров,
бухгалтерской и статистической
отчетности, фактического наличия
денежных средств.
При осуществлении налогового контроля работники налоговых инспекций наделены
большими правами. Они могут проверять у налогоплательщиков
первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского
учета, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств, при необходимости
опечатывать складские помещения, проверять в
кредитно-финансовых учреждениях, в организациях другой ведомственной подчиненности достоверность документов,
связанных с операциями налогоплательщика, получать от
должностных лиц письменные объяснения по возникающим вопросам и т. д. Допускается изъятие подлинных документов на основе протокола.
Классификация
налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным
основаниям. По ширине обхвата выделяются комплексный и тематический, а по
характеру контрольных мероприятий - плановый и внезапный налоговый контроль.
Комплексным является контроль,
который охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и
перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика
имеются соответствующие обязанности.
Тематический контроль ограничивается проверкой
правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов
налогов, применения льгот и т.п. Например, тематической может быть признана
проверка по вопросу уплаты страховых взносов.
Плановый контроль подчинен определенному
планированию, а внеплановый (внезапный) - осуществляется в случае
внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает
налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако
преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует
признать плановый контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки
проводятся лишь в случае необходимости.
Исходя из метода проверки
документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.
Сплошной налоговый контроль
основывается на проверке всех документов и записей в регистрах
бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый
контроль - предусматривает проверку части первичных документов за один или
несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются
серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится
сплошная проверка.
По месту проведения выделяется
камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается
в месте проведения проверок.
Камеральный и выездной
налоговый контроль достаточно четко определены в налоговом законодательстве.
Так согласно ст. 88, 89 НК РФ, камеральными именуются проверки,
проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными - проверки
с выездом к месту нахождения налогоплательщика.
Выездные проверки
являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать
разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо
больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Преимущество же камерального
контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий
со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на
основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|
|