Формы и методы налогового контроля
Взаимоотношения между налоговыми ведомствами и предпринимателями по прямым
налогам берут начало с момента заполнения годовой декларации о доходах. Имеется
несколько образцов таких деклараций, установленных в налоговой системе. Один из
них представляет собой наиболее простую форму декларации о доходах.
Налогоплательщик (в данном случае работающий по найму или находящийся на
пенсионном обеспечении), имеющий еще и другие источники доходов и желающий
воспользоваться преимуществами вычетов и скидок, заполняет этот образец и
представляет его своему работодателю или в автоматизированные центры по
содействию в вопросах налогообложения. Дебет и кредит на сумму налога будут
непосредственно компенсированы при выдаче зарплаты, пенсии.
Другой образец является распространенной формой заполнения декларации о
доходах, которая охватывает доходы, полученные в результате производственной
деятельности или от владения предметами, приносящими доход. Его субъектами
выступают физические лица, предприниматели и лица свободной профессии. Данный
образец должен содержать сведения в четком и аналитическом порядке, например: о
доходах предприятия, доходах домохозяев и землевладельцев, доходах лиц, работающих
по найму и имеющих собственное дело, доходах от капитала. Здесь же указываются
и все затраты, понесенные в процессе получения доходов.
Следующий образец используется применительно к доходам компаний, товариществ,
которые затем будут отнесены в соответствии с долями, квотами к отдельным
акционерам, членам товарищества для уплаты налогов.
Имеется и образец, который должен быть заполнен и представлен товариществами,
объединяющими капиталы с ответственностью участников в пределах стоимости их
вкладов.
И наконец, есть универсальный образец для всех налогоплательщиков
(предпринимателей, частных лиц, частных фирм или товариществ с ограниченной
ответственностью), которые перечислили определенные денежные суммы третьим
лицам путем удержания налога при выплате сумм. В данном виде декларации должны
быть указаны все налогоплательщики, которым были выплачены деньги, с указанием
валовых сумм и сумм-нетто данных удержаний. Главной функцией данной декларации
является то, что она дает возможность налоговым управлениям проводить
"перекрестный" контроль между декларациями плательщиков, получающих и
выдающих денежные средства.
Этапы проведения налоговых проверок представлены
на рис. 1.
Этапы проведения налоговых
проверок
┌──────────────────────────────────────────────────────┐
│ Заполнение декларации о
доходах │
└─────────────────────────┬────────────────────────────┘
\│/
┌─────────────────────────┴────────────────────────────┐
│ Осуществление процесса предварительного
следствия │
├──────────────────────────────────────────────────────┘
│
┌──────────────────────────────────────────────┐
├───────┤
Получение сведений о налогоплательщике │
│
└──────────────────────────────────────────────┘
│
┌──────────────────────────────────────────────┐
├───────┤
Рассылка вопросных листов │
│
└──────────────────────────────────────────────┘
│
┌──────────────────────────────────────────────┐
└───────┤
Банковский контроль │
└─────────────────┬────────────────────────────┘
\│/
┌─────────────────────────┴────────────────────────────┐
│ Уведомление по контролю со
стороны налоговых органов │
└──────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 1
Традиционное уведомление о контролировании со стороны налоговых органов
является завершающим этапом исков по выявлению доходов, проводимых налоговыми
управлениями.
На практике извещению о контролировании доходов предшествует ряд трудоемких
процедур предварительного следствия, состоящих из получения сведений, рассылки
вопросных листов, банковского контроля и "перекрестных" проверок. Закон
устанавливает сроки, в течение которых налоговые управления должны уведомить
налогоплательщика о предстоящем контроле его декларации. Уведомление
направляется в период до 31 декабря года после того, в котором была заполнена
декларация. Например: декларация о доходах представлена в 2004 г. -
налогоплательщик извещается о контроле до 31 декабря 2008 г.
Если декларация не представлена в установленные сроки, то уведомление о
контроле направляется в период до 31 декабря десятого года после ее
регистрации. Уведомление вручает специальный муниципальный уведомитель, и даже
в случае отсутствия налогоплательщика уведомление считается врученным, а после
регистрации отдается на хранение в муниципальный архив.
Налоговые санкции налагаются налоговыми бюро и указываются непосредственно в
самом извещении о контроле или же в ряде случаев в последующем извещении.
Налоговые споры рассматриваются налоговыми комиссиями трех уровней.
Рассмотрение споров обычно затягивается, и до их разрешения может пройти 5 - 6
лет. В особых случаях допускается обращение в кассационный суд. Налогоплательщик
должен иметь своего представителя в комиссии. Все затраты по ведению судебного
разбирательства падают на долю потерпевшей поражение стороны. Введено и
положение о предоставлении возможности налогоплательщику заранее уладить
конфликт посредством подачи заявления о проведении предварительного анализа
положения. До 90% всех налоговых споров обычно выигрывают налогоплательщики.
Налоговые управления обеспечивают выполнение обязательств по уплате налогов
путем их регистрации в специальном реестре, податном списке. Реестр
представляет собой распоряжение, распространяющееся на всех правоспособных
налогоплательщиков, относительно содержания их налоговых обязательств. Он
составляется работниками местных налоговых бюро, а затем зарегистрированные в
нем сведения сообщаются окружным налоговым бюро, которые следят за уведомлением
налогоплательщиков и последующей уплатой налогов.
В случаях, когда уплата налогов не укладывается в установленные реестром сроки,
агентства по сбору налогов могут применить меры по их насильственному изъятию,
чему предшествует уведомление о просроченных платежах. Если и после уведомления
о задержке с платежами налогоплательщик не выплачивает причитающихся по
налоговому реестру сумм отчислений, налоговые агентства могут наложить на его
имущество арест. Имущество, на которое накладывается арест, может быть
распродано на аукционе, если налогоплательщик-должник не примет мер по выплате
положенных платежей.
Итальянским законодательством были введены особые правовые нормы уголовного
характера по налоговым правонарушениям. Правонарушения (преступные деяния)
налогового характера считаются особо тяжкими в следующих случаях:
- незаполнение декларации при доходах свыше 25
тыс. евро;
- неуказание порядка ведения бухгалтерских
записей;
- выписка и использование фиктивных
счетов-фактур;
- занижение размера доходов.
В таких случаях у налогоплательщика проверяется бухгалтерский учет, и все акты
проверок передаются в судебные органы, которые должны на этапе предварительного
следствия принять решение о передаче дела в суд. Важная роль в системе органов,
контролирующих налогообложение как юридических, так и физических лиц,
принадлежит Финансовой гвардии, или налоговой полиции Италии. Она существует
более 200 лет, с 1881 г. ей было поручено контролировать всю систему
налогообложения страны. Современная структура и функции Финансовой гвардии
установлены законом от 1959 г. Она входит в состав Министерства финансов.
Проверки или ревизии завершаются принятием соответствующего акта и его
рассылкой департаменту по прямым налогам, департаменту по учету НДС, архиву и
картотеке налогоплательщиков, отделу по учету налогов с недвижимости, местному
налоговому управлению.
Таким образом, в процессе проведения проверок контролирующие органы проводят
всестороннюю проверку налогоплательщика, важная роль при этом принадлежит
финансовой гвардии, опыт использования которой может быть применен и в России.
Большое внимание при проведении контрольных мероприятий уделяется обмену
информацией между различными структурами.
Организация проведения налоговых проверок во
Франции
В налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении
предприятий и физических лиц четко разделены, что закреплено в книге налоговых
процедур, представляющей собой процессуальный налоговый кодекс. По каждой
процедуре налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры
требуют решения суда.
Осуществление проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые
центры, которые направляют уведомления плательщикам, изучают подаваемые в
добровольном порядке декларации.
Порядок проведения налогового контроля
представлен на рис. 2
Порядок
проведения налогового контроля во Франции
┌──────────────────────┐
┌─────┤Отбор
дел для проверок├───────┐
│
└──────────────────────┘
│
┌───────────┴───────────┐
┌─────────────────┴────────────────┐
│
Изучение дел │ │ Поиск сторонней, внешней │
│
налогоплательщиков по │ │ информации
│
│декларациям
в налоговых│
└───────────────┬──────────────────┘
│
центрах │
┌────────┴──────────┐
└───────────┬───────────┘
┌──────┴────────┐
┌────────┴───────┐
│ │Департаментский│
│Общенациональньй│
│ │ уровень │ │ уровень
│
│
└──────┬────────┘
└────────┬───────┘
│
└──────────────┐
│
│
┌──────────────────────────────┐
│ │
└────>│ Налоговые центры
│<──┘ │
└───────────────┬──────────────┘<───────┘
┌────────────────┴─────────────────┐
┌────────────┴─────────────┐
┌─────────┴─────────┐
│ Выездные налоговые │ │ Камеральный
│
│ проверки │ │ контроль
│
└────────────┬─────────────┘
└───────────────────┘
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|