бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формы и методы налогового контроля бесплатно рефераты

Ранее Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 была утверждена только Инструкция о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с Приказом N САЭ-3-06/892@ вводная часть акта камеральной проверки должна содержать:

- номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);

- наименование места составления акта камеральной налоговой проверки;

- дату акта проверки; под указанной датой понимается дата подписания акта лицом, проводившим проверку;

- должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего проверку, его классный чин (при наличии), с указанием наименования налогового органа;

- сведения о налоговой декларации (расчете), на основе которой проведена камеральная налоговая проверка (наименование налога (сбора), дата представления, первичная либо уточненная (корректирующая), регистрационный номер, период);

- полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество лица, представившего налоговую декларацию (расчет). В случае представления налоговой декларации (расчета) организацией по месту нахождения ее филиала, представительства помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименование филиала, представительства;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код причины постановки на учет (КПП);

- указание на то, что проверка проведена в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах;

- даты начала и окончания проверки;

- место нахождения организации (ее филиала, представительства) или место жительства физического лица;

- перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на основе которых проведена проверка;

- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки: об истребовании документов (информации) и иных действиях, произведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки;

- иные необходимые сведения.

       Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается проверенному лицу.

       При подготовке акта камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа обязано руководствоваться общими требованиями к составлению и содержанию акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

       Пункт 3 ст. 93 НК РФ устанавливает сроки представления документов по требованию налогового органа. Такой срок составляет 10 дней. Так, п. 3 ст. 93 НК РФ установлено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

       В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

       В п. 4 ст. 93 НК РФ прямо прописано, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Стадия проведения камеральной налоговой проверки завершается после окончания всех необходимых мероприятий налогового контроля, характерных для данной стадии, подведением ее итогов. Сотрудник налогового органа, проводивший камеральную налоговую проверку, делает на основе имеющихся документов заключение о наличии или отсутствии признаков состава налогового правонарушения в деяниях налогоплательщика.

Если проверяющий сотрудник налогового органа на основе собранных доказательств (в том числе если представленные налогоплательщиком дополнительные документы подтверждают наличие обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, или если налогоплательщик не представил пояснения по требованию налогового органа), а также имеющихся у него документов, придет к выводу о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, то он должен перейти к следующей стадии камеральной налоговой проверки - оформлению ее результатов в порядке ст. 100 НК РФ, которая, начиная с 1 января 2007 года, распространяется и на камеральные налоговые проверки, начатые после этой даты.

Хочется отметить, что в НК РФ нет нормы, регламентирующей порядок оформления окончания камеральной налоговой проверки, в отличие от выездной налоговой проверки, по окончании которой составляется справка о проведенной проверке.

Точное определение данного момента имеет значение для отсчета предусмотренного п. 1 ст. 100 НК РФ (в новой редакции) срока для составления акта налоговой проверки - не зная этой даты, налогоплательщик не сможет проконтролировать действия сотрудников налоговых органов, проводящих камеральную налоговую проверку, он не сможет проверить, соблюдаются ли сроки на составление акта налоговой проверки, не нарушены ли его права и законные интересы.

В связи с изложенным очевидно, что процедуру оформления результатов камеральных налоговых проверок, в ходе которых выявляются налоговые правонарушения, в случае если она завершается до истечения максимального срока ее проведения (3 месяца), необходимо дополнить указанием на конкретный порядок оформления окончания камеральной налоговой проверки, что будет служить гарантией обеспечения прав налогоплательщиков.

Когда по итогам проведенной камеральной налоговой проверки полученная от налогоплательщика и имеющаяся у налогового органа информация не свидетельствует о факте совершения налогового правонарушения, то на этом камеральная налоговая проверка считается оконченной. Никаких документов по этому поводу налоговый орган не составляет.

В некоторых случаях, когда у налоговых органов есть основания полагать, что налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) совершено налоговое правонарушение, а собрать доказательства этого во время проведения камеральной налоговой проверки не представляется возможным, по результатам проведения камеральной налоговой проверки в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности указанных лиц может быть принято решение о назначении выездной налоговой проверки.

Таким образом, грамотно проведенная камеральная налоговая проверка способствует правильному выбору объекта для проведения выездной налоговой проверки

 

Выездная  налоговая проверка

       Особое место в системе налогового контроля занимает выездная налоговая проверка. В результате их проведения налоговые органы должны одновременно решить несколько задач:

- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

- предупреждение налоговых правонарушений.

       При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных действий налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

       Выездная налоговая проверка стимулирует налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) изначально более аккуратно вести бухгалтерский и налоговый учет, тщательно проверять правильность заполнения первичных документов, подтверждающих факт осуществления тех или иных хозяйственных операций, т.к. они знают, что в любой момент к ним могут прийти из налоговой инспекции и проверить все на месте в режиме реального времени.

       Спецификой и основной отличительной чертой выездной налоговой проверки от другого вида налоговой проверкой - камеральной является место проведения выездной налоговой проверки.

       Выездная налоговая проверка проводится на основании решения о проведении проверки, которое выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

       С 01.01.2007г. п. 1 ст. 89 НК РФ устанавливается общее правило, согласно которому выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Этот пункт был дополнен нормой, в которой содержалось одно исключение из общего правила, когда выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, - в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

       Раньше такая возможность специально на законодательном уровне не предусматривалась, но нередко на практике по договоренности между проверяющими и проверяемыми происходило именно так, поскольку это отвечало интересам обеих сторон. Проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа должно осуществляться по правилам проведения выездных налоговых проверок.

       В отношении срока проведения выездной налоговой проверки и порядка его исчисления необходимо отметить, что ст. 89 НК РФ, действующей до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ, содержала положение, согласно которому выездная налоговая проверка не могла продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган мог увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. В соответствии с абз. 2 старой редакции ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки включал в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. При этом если проводилась выездная налоговая проверка организаций, имеющих филиалы и представительства, то срок проведения проверки увеличивался на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Учитывая это, можно сделать вывод, что в настоящее время в результате принятых изменений срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется календарными месяцами и включает в себя срок проведения выездной налоговой проверки в отношении филиалов и представительств и периоды между вручением налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

       Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, изложенной в новой редакции, выездная налоговая проверка также не может продолжаться более двух месяцев, но указанный срок может быть продлен теперь до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

       Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки в соответствии с Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

       При этом выделяется, что решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

- при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

- при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

- при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

       В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

       Новая редакция п. 2 ст. 89 НК РФ определяет сведения, которые должны содержаться в решении о проведении выездной налоговой проверки, а именно:

- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

       В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

       Еще одной новеллой налогового законодательства является п. 9 ст. 89 НК РФ, в соответствии с которым руководителю (заместителю руководителя) налогового органа предоставлено право приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1)истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2)получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3)проведения экспертиз;

4)перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

       Применяя процедуру приостановления выездной налоговой проверки, следует учитывать следующие особенности, перечисленные в п. 9 ст. 89 НК РФ, изложенной в новой редакции:

1. Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

2. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подп. 2 п. 9 ст. 89 НК РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

3. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

       До 1 января 2007 года право налоговых органов приостанавливать выездную налоговую проверку в НК РФ прямо предусмотрено не было.

       В зависимости от статуса лиц, подлежащих выездной налоговой проверке, выездные налоговые проверки могут быть следующих видов:

-выездные налоговые проверки налогоплательщика-организации;

-выездные налоговые проверки филиала и (или) представительства налогоплательщика-организации;

-выездные налоговые проверки индивидуальных предпринимателей;

-выездные налоговые проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

       В качестве еще одного основания для классификации выездных налоговых проверок можно указать проверяющий состав:

1. Выездные налоговые проверки, проводимые силами налоговых органов.

2. Совместные выездные налоговые проверки, к проведению которых привлекаются помимо сотрудников налоговых органов представители иных уполномоченных контролирующих органов, в т.ч. правоохранительных органов, органов государственных внебюджетных фондов, финансовых органов и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15