Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)
46. Теоретические проблемы смертной казни
Правозащитное движение рассматривает проблему смертной казни, прежде
всего, с точки зрения защиты фундаментальных прав человека, ибо права человека
- один из главных критериев демократизации жизни общества. Иванников:
теологическое обоснование см. казни. Никто не м. лишить человека жизни, но и в
Библии и в Коране идет речь о СК. Есть право на жизнь, кот. естественно и
неотчуждаемо. В древности возникает кровная месть, следовательно, гос-во
создает условие разрешить ситуацию и применить наказание (казнь) в отношении
лица убившего умышленно другое лицо. Общ-ом это воспринималось нормально. В
Европе раньше чем у нас стали обсуждать вопрос об отмене СК. Подняли этот ?
либералы. СК применялась в СССР(30гг.) В условиях роста преступности мораторий
сказывается пагубно.
47. Правовая политика: понятие, принципы. Правовая
политика современной России
С тз. Малько ПП - научно обоснованная последовательная и
систематизированная деятельность гос. и мун-ых органов по созданию эффективного
мех-ма правового регулирования по цивилизованному использованию юрид-их средств
при достижении таких целей как наиболее полное обеспечение ПиС ЧиГ укрепление
дисциплины, законности и правопорядка формирование правовой государственности и
правового уровня правовой культуры жизни общества и личности. С т.з. Матузова
ПП - комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере
действия права и посредством права. Нормы права реализуются при непоср-ом
участии гос-ва, след-но ПП-разносторонняя деятельность субъектов, направленная
на решение конкр-ых задач: совершенствование юр. системы, эффект-ти правового
регул-ия, создание норм-прав-ой базы реформ, укрепление законности и
правопорядка, борьба с преступностью, обеспечение прав и свобод граждан,
формирование должного правосознания и правовой культуры общ-ва, законопослушной
личности. Цель ПП -построение пров-го гос-ва. Любая правовая политика -
разновидность гос-ой политики т.е. политики правящей элиты. Принципы ПП —
основные идеи, в кот. выражена ПП. Малько: научности, справедливости,
гласности, законности. Матузов: соц. обусловленности, научной обоснованности и
реалистичности, устойчивости и предсказуемости, легитимности, гуманности н
нравственного начала, справедливости, гласности, сочетания интересов личности и
гос-ва, приоритетности прав чел-ка, соотношения межд-ым стандартам. Оценка ПП в
РФ (Матузов) - это политика остается пока не отвечающей в полной мере времени,
ей не хватает пол-ой воли, твердости и решительности. Именно поэтому в процессе
реализации она нередко дает сбой, недостигает целей. Иваненков: современная ПП
РФ - является продолжением периода перестройки. А тогда все что делалось, было
направленно, на то чтобы гос-ва не было. В РФ нет прав-го мех-ма по
предотвращению финансирования терроризма и эффективного парламентского контроля
за деятельностью спец. служб. В РФ - коррумпированный аппарат в целом
следовательно на 1-ое место д.б. выйти борьба с коррупцией, однако
антикоррупционная политика слаба. Ее трудно разработать при большом чиновничьем
аппарате, который слабо контролируем н допускает злоупотребления. Вывод: нужно
менять К РФ а вместе с ней прав, полит, духов-ую, систему общества. 2-я
проблема - связанная со смертной казнью она должна применяться. Вывод ПГТ
проводимая в РФ не защищает ни граждан, ни общ-во, ни гос-во, а чиновников.
48. Толкование права: понятие, объект, предмет и
значение
Толкование - объяснение чего-либо прежде неизвестного, путем
умозрительного анализа сути явления. Толкование, выступающее первоначально как
индивидуальное представление, может в процессе дальнейшего познания и
оформления стать правовой нормой. Термин «толкование» многозначен. Он
обозначает способ познания различных объектов человеческой культуры или
понимание различного рода текстов языка. Именно в этом смысле понимается данный
термин, когда речь идет о толковании права.
«В самом общем виде толкование правовых норм можно определить как
установление содержания нормативных актов, направленное на раскрытие выраженной
в них воли законодателя». В процессе толкования устанавливаются смысл и сфера
действия нормативного предписания, его основная цель и социальная направленность,
место в системе правового регулирования, выясняется общественно-историческая
обстановка его принятия и условия, в которых происходит толкование.
Термин «толкование права» обозначает два различных, но взаимосвязанных
понятия: Ц определенный мыслительный процесс, направленный на установление
смысла (содержания норм права), познавательная деятельность с целью
установления содержания нормы права, изложенной в НПА; 2} результат данного
мыслительного процесса, выраженный в совокупности суждений, раскрывающих
содержание толкуемых норм.
Объектом толкования являются законы и подзаконные нормативные правовые
акты. Важное значение имеют не только сформулированные в них нормы, но и
преамбулы актов, другие содержащиеся в них правовые положения. Предметом толкования
является историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (в
нормативном акте), т.е. «дух» закона. Воля законодателя по времени действия
закона также учитывается, так как в последовавших за толкуемым законом актах
могут содержаться нормы, прямо или косвенно меняющие содержание предшествующих
актов.
Толкование норм права имеет два направления: уяснение «для себя» и
разъяснение «для других». Уяснение смысла нормы права является необходимой
предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Уяснение
включает в себя: 1} установление подлинности НПА, подлежащего изучению, 2)
уяснение текста НПА, «буквы закона», 2} познание воли нормотворческого органа
(законодателя), «духа закона», 4) конструирование логической структуры нормы
права на основе нормативно-правовых предписаний текста НПА.
Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе
уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. Толкование представляет
собой интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научных позиций
познаются свойства права, объективно и достоверно излагается суть предписаний,
содержащихся в правовых нормах.
49. Сущность правосознания
Как и другие формы общественного сознания, правосознание производится
общественными субъектами, взаимодействующими друг с другом в процессе правовой
деятельности.
Правосознание зародилось в раннеклассовом обществе из реальных правовых
связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Сначала оно
существовало в устной форме в виде запретов, возмездия, представлений о
порядке, справедливости, затем фиксировалось письменно. Правовая мысль
длительное время существовала в лоне мифологического и религиозного сознания. В
средние века правосознание характеризовалось: 1) дифференциацией по
сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства как
естественного явления, 2} зависимостью от религии.
Ценность закона для людей, долг строго следовать его предписаниям
наблюдались в древнем, средневековом обществах, которые были более
религиозными, чем общество нового времени. Это было связано с идеями
богоус-тановленности права.
Цравостнонне - это совокупность взглядов, представлений, мотивирующих
правомерное поведение и служащих источником для законотворческого процесса,
влияющих на реализацию права, его применение и соблюдение. Правосознание - это
исторически развивающееся явление. Оно непосредственно связано с правом.
50. Правовой нигилизм истоки и профилактики
Правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону н
правовым формам организации общественных отношений. В России оег имеет глубокие
корни. «Правовая необеспеченность исконно тяготела над народом.
Несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он
подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое
уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или
нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же
поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе
нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при
социализме.
Правовой нигилизм имеет 2 формы — теоретической: (идеологической) и
практической. В первом случае имеет место теоретическое обоснование правового
нигилизма, когда ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности
(например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право
отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов
и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего
народа.
В тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим
государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно
воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения,
поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые
устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в
обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный,
массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания
не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными
лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в
интересах народа», и т. д.). В последнем случае в обществе складывается
ведомственный правовой нигилизм.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное
явление — правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных
регулятивных возможностей правовой формы. Платон наивно считал, что главным
средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут
идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения
считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума
будет достигнуто. Сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на
закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается,
что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии
правового идеализма.
51. Теория правового государства и практика его
построения
Прав-ое гос-во родилось в нем. языке. Во всех иных языках эквивалентом
данного понятия являлось «верховное право», «приоритетное право» и т.д. Родина
теории прав-го гос-ва - Германия, (не в античности и не в средневековье). Все
упирались в нем-ую философию. Основы теории прав-го гос-ва были разработаны
Кантом. (1704-1804). У Канта нет в тексте понятия прав-го гос-ва, есть
«гражданское правовое общество», «верховное право». Гос-во определено как союз
людей подчиненные правовым з-ам - это и есть 1-ое определение прав-го гос-ва.
Трактат к Вечному ми-ру(1794) здесь 7 правового гос-ва, собственная концепция
прав гос-ва. I) Воинственность страны должно заключаться в перемирии. 2) В них
должны пройти реформы 3) Страны после реформы будут готовы к заключению вечного
мира. Так преобразование гос-ва чтоб каждое гос-во соответствовало правовому
гос-ву с тл. Канта «Преобразование внутри гос-ва должно происходить на основе реализации
принципов: \)Сво6оды (свобода зак-ся там, где начинается свобода другого);
2)Равенства; Ъ)Верховенсва права во всех сферах общественных отношений;
^Республиканизма; 5уГласности; (Справедливости; 1)Федерализма. Гегель когда
имеет в виду концепцию правового гос-ва говорит о разделении власти: -власть
государства, —власть правительства, — власть законодателя (нет судебной как
самостоятельной). Гегель говорит о конст-ой монархии. Гегель сторонник
унитарного гос-ва. В лит-ре спор: кто первый предложнл немецкий термин
правового гос-ва. Вслькер(1813г.) в его работе впервые встречается термин.
Далее Алексис далее Фонволя. Прав-ое гос-во- разумное гос-во цель кот всеобщее
благо. Учение идет далее: прав-ое ггюяо-конст-ое гос-во. В 19 в нрав-ое гос-во-
гос-во конституционное и социальное. Германская империя первая страна,
реализовавшая теории па практике. Но Германия становится одним вз 1-ых
фашистских гос-св. Главное то, что в этот период все ученые думали, что их
гос-во правовое. 1988г. Пленум ЦК КПСС - взят курс на многопартийность
«построить социализм с человеческим лицом» (Горбачев). Но с распадом СССР стали
говорить просто о правовом гос-ве. Т. зрения, что правовое гос-во это утопия
равно как нельзя создавать з-он. кот. был бы для всех справедлив.
52. Идеальные концепции государственного и
общесгвенного устройства и их значение
Общество ищет политический идеал. Желание жить лучше заставляет людей
совершенствовать государственно-правовые институты. Градовский «идеал есть
определенное настроение наших нравственных сил». Одни идеальные политические
модели сменяют другие. Однако все они утопичны. Манхейм связывал это с
сознанием человека. «Утопичным является то сознание, которое не находится в
соответствии с окружающим его бытием». Сколько было учений о совершенном
общественно-политическом устройстве, столько было и их критиков. Новгородцев
критиковал: теорию правового государства, социализма и анархизма. Он говорил
«естественное многообразие и конкретная сложность жизни не могут быть заменены
никакими упрощениями отвлеченной мысли». Революционное движение в России
подняло интерес к социализму и анархизму. Старый государственный строй не
удовлетворяет новую политическую элиту, и она ищет новые
государственно-правовые формы. «Каждый из мыслителей, по-своему выражал ту
истину, которая должна спасти людей, но все думали одинаково, что такая истина
есть и что они знают ее». Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Макиавелли,
Руссо, Кант, Гегель, Бакунин, Градовскнй, Ильин, Н. Алексеев и другие мыслители
думали о грядущем блаженстве человечества или своего народа, создавая
собственные политико-правовые и социальные модели, которые впоследствии стали
достоянием мировой духовной культуры. Общественный идеал является принципом
свободного универсализма, в котором выражается равенство, свобода н всеобщность
индивидов. В XX в. самыми конкурентоспособными оказались теории анархизма,
коммунизма и правового государства.
53. Способы толкования права.
Эффективность толкования зависит от уровня правосознания толкователя.
Способы толкования - относительно обособленная совокупность приемов анализа
правовых актов я правил толкования. Однако общепризнанными способами толкования
являются языковой (или грамматический), исторический и систематический. Спорным
является выделение логического толкования. Логическое толкование предполагает
самостоятельное использование законов и правил логики.
Для устранения неясностей, которые возникают при грамматическом
толковании норм права.
В качестве самостоятельного способа толкования выдвигается
специально-юридический Специально-юридическое толкование - совокупность
приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом
специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли
законодательства. Анализ конкретных приемок этого толкования показывает, что
они могут быть отнесены к той или ивой разновидности общепризнанных способов
толкования.
Грамматическое (филологическое или языковое) толкование есть
совокупность специальных приемов, направляемых на уяснение морфологической и
синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и
терминов, грамматический смысл всего предложения, группы предложений. Здесь
выясняются род, число, падеж имея существительных и прилагательных, лицо,
время, число и вид глаголов, значение употребляемых союзов, предлогов, знаков
препинания и т.д. При таком толковании нужно выяснить, в каких словах,
предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. При
грамматическом толковании правовой нормы необходимо специально остановиться на
выяснении отдельных терминов.
Разъяснение таких терминов нередко дастся в самих законах и других
нормативно-правовых актах. Применяя нормы права, которые содержат термины,
употребляемые в различных значениях, важно установить их действительный смысл,
нетюередствекно заложенный самим правотворческим органом.
Историко-политическое толкование - уяснение содержания законодательной
воли в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических
сил, социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими
инициативу и само появление акта. Систематическое толкование ~ уяснение
содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, с учетом их места
н значения в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в
целом. Все нормы нуждаются в систематическом толковании, особенно нормы
отсылочные и бланкетные. Систематический способ толкования основывается на
взаимосвязи и взаимодействии норм в процессе регулирования и заключается в том,
что при толковании одной нормы используются знания о других нормах,
взаимосвязанных с ней. Систематическое толкование имеет особо важное значение
для органов, применяющих нормы права. Оно является необходимым условием
правильной квалификации юридических дел.
Функциональный способ толкования опирается на знание факторов и условий,
в которых функционирует, действует, применяется толкуемая норма права. Этот
способ толковании является новым и еще не разработан окончательно в юридической
науке. При функциональном толковании используются оценки и аргументы,
относящиеся к сфере политики, правосознания, учитываются и
конкретно-юридические факторы, существующие на момент толкования нормы права, а
иногда и обстоятельства кон1сретной ситуации.
Эволюционный - изучаются все изменения в праве. Специально-юридический -
используются опред-ые юр. правила.
54. Стадии толкования права
1) Уяснение 2) Разьяененке(общее правило). РУяснепие - обязательный этап
толкования закл-ся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя. Эго
интеллектуальная деятельность, кот. имеет свои определенные закономерности. 2)
Стадам критики истинности нормы права: 1-уяснение о том явл-ся ли толкуемые
нормы обязательными нормат-ми предписаниями т.е. правовые они или нет. Это высшая
критика уяснения. 2-выяснение подлинности текста, кот. толкуем (низшая критика)
3)Рвпяснате-утгп Т при кот лито той или иной форме раскрывает содержание норм
права для др. субъектов. Важен ? о принципах кот. используются при толковании
права: I) конкретности-норма не д содержать отступ в историю ?-са, а заним-cs
объяснением конкретного содержания смысла данной нормы. 2)герменевтичсского
круга-известна была еще в эпоху средневековья. Тогда шла речь о док-ве бытия
бога. Верю-мыслю (понимаю)-верю.(с тл. теологов) 3)спирали-один раз прочли
норму права( первое впечатление м.б. неверным: не задумываться о недостатках
надо прочесть еще несколько раз и м. быть будут видны ошибки 4)историзм8-что
предшествовало норме как она совершенствовалась до этих пор. 5)объективности-часто
что-то делается субъективно в силу разного мировоззрения, убеждения.
55. Эффективность правовых норм
Эффективность юридических норм - это результат их реализации на
практике. Юридические нормы по своему содержанию и качеству бывают разными.
Юридическое понятие "эффективность" означает положительное
воздействие юридической нормы на общественные отношения. Положительность
выявляется следующим образом: должны улучшаться успония жизни общества - тогда
воздействие положительно.-Оценивать положительность нормы нужно с помощью
категории "цель" - достигнута ля цель? И какова эта цель? Также
необходимо цель соотнести с результатом. -Не всякий результат социально
оправданной цели достигается правильными средствами и с малыми издержками.-Нужно
соотносить результат с издсржками.-Специфическим показателем эффективности
действия юридической нормы является не результат улучшения экономической,
социально, политической и иных сфер жизни, а достижение га-рантированности прав
и свобод на практике. Это две составные части эффективности действия
юридической нормы -гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни.
Эффективность зависит от целого ряда факторов: -Правильности отражения
юридической нормой закономерностей развития общественной жизни. -Уровня
правосознания и правовой: культуры людей'. -Информированности субъектов
общественных правоотношений о действующих нормах -Уровня правовой законности и
правопорядка и т.д.
56. Дискретность права
Дискретность-прерывность. Война 41-45. когда были оккупации то право не
действовало.
57. Социальное государство: понятие, особенности.
Предпосылки построении социального государства
1 .Исторически правовое гос-во возникло раньше социального; 2.Сопиальное
и правовое - характеристики 1го гос-ва.
Во 2й половине 20го века, эта теория была самой распространенной и нашла
отражение в К-ин 93 года. В конце 20го-21 го века, в Европе приобрели идеи о
соц. гос-ве, основоположники: Штейн, Найман.
После 2й Мировой- эта теория приобрела смысл. ( Основной закон ФРГ 1948
Ст.20Д8- закрепила идеи о гос-ве). Далее Франция, Италия, Португалия, Швеция,
Япония, Турция.
Сея. Гое-to: экономически развитое гос-во с высоким уровнем защиты
граждан, особенно нуждающихся в помощи гос-ва, которое стремиться к повышению
уровню н качества жизни всего общества не взирая на их классов, состав и др.
признаки.
Соц-гос-во- демакратич. гос-во, поддерживающее форм, равенство в гос-ве
и помогает гражданам. В теории соц. гос-во-развитые соц. Ф.ункцнн Ивянннков:
понятие соц. гос-во не логично: Ллюбое гос-во, сложное соц. явление, любое
гос-во социальное;
ZBce функция гос-ва имеют cos. значение, т.е. являются соц. (экономика,
образование и т.д.); iLB соц. гос-ве осуществляется соц. политика, а в каком
политика не соц., если речь об обществе. Согласно Конституции Российской
Федерации (ст. 7) Российская Федерация считается социальным государством.
Социальное государство- главной задачей которого является достижение такого
общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах
социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Одной
из важнейших целей социального государства является обеспечение социального
равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.
Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение
благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых
возможностей для развития личности: охрана труда, и здоровья людей;
установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение
государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы
социальных пособий и иных гарантий социальной зашиты. Предпосылок для
построения соп, гос-ва в России нет: в период СССР, 1е что было, это право на
труд(побороли безработицу). Наша экономика не соц.: реформы 90-2000гт
ориентированы на интересы определенных групп,классов. Доходы -бизнес
(наркотики, алкоголь). Полит, жизнь - основывается на родств. отношениях.
Наше общество - этнический этатизм: все властные структуры проповед.
идеологию: каждый этнос должен обладать суверенной гос-тью (главная цель -
благо для этноса).
Господствует 2 идеи: - преукрашивать истор. прошлое, - подчеркивание
истор. обид,
В России нет предпосылок: - не решены нац. вопросы; -вопросы о повышении
уровня и кач-ва жизни населения; -нет гос. идеологии;-нет полит конценсуса.
58. Построение правовых государств в современном мире:
проблемы теории и практики
Трактат к Вечному Миру 1794{теория правового государствау.-воииствующие
гос-ва д. заключить перемирие; -в иих д пройти реформы; - сграны «осле реформ
д.б. готовы к заключению вечного мира.
Кант: преобразование ва принципах: свободы, федерализма, равенства,
верховенства права, республиканизма (рес-публ. формы правления,), гласности,
справедливости + ликвидация воор-х сил.
Учение о коисгигуцпонально** roc-ве: Германия-реалкзовала на
практиюе-фашипм (думали что оно правовое). Признаки правового государства:
-господство права и закона; -деление на 3 ветви гос власти; -суверенитет народа;
-взаимная ответ-ть гос-ва и ЛИЧНОСТИ; - развитоегь и открытость; -правовое
равенство и равное пользование гос-вом; -правовая 6Ъоаасность(запрет обратной
силы закона); -ыезавиекма* сильная судебная власть + ФЕДЕРАЛИЗМ(форма гос.
устройства к признакам отношений не имеет, зависит от истории и т.п.)
РЕСПУБЛИКА(Саудовская Аравия + Ислам).
Предпосылки построения пр. гос-ва:
-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - д.б. развита экономика, высокий уровень производства,
отсутствие экономических кризисов, безработицы и т.д.;
-ПОЛИТИЧ-Е - д.б. реализован принцип разделения властей, плюрализм,
участие в формировании гос-властных структур;
-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ - не только многообразие населения, и
увеличение уровня культуры населения, в частности правовой; -ПРАВОВЫЕ - д.6.
закон, закрепляющий идею единой соц. справедливости.
59. Правовая культура государственных служащих
Складывается на основе теоретической и практической подготовки.
Особенности данного вида правосознания проявляются в правовой подготовке; в
нтгеиенвиостк, степени установления положительной направленности правовых
установок н ценностных ориентиров; в умении применять законы; в
профессиональном усмотрении - нет совершенного законодательства, правового
регулирования.
Особенности: Для такого типа правосознания характерно не только
осуждение преступности, но и стремление к борьбе с ней, стремление к чёткому
соблюдению законности. Уровень оценки действующего права несколько выше, чем у
основной массы населения. Резкое и отрицательное отношение к преступникам.
Личные цели соответствуют действующему законодательству. Оценка преступлений
расходится с законом, доминирует явное ужесточение наказаний. Предвзята* оценка
своего ведомства. Стремление к ужесточению наказаний дня организованной
преступности и коррупции (и т.д.) и декриминализации мелких правонарушений.
Недооценка профессиональных гарантий, предоставляемых государством, в сравнении
с материальными, также предоставляемых государством. Носители данного
правосознания действуют в рамках правомерного поведения в большинстве случаев
из-за боязни наказания. Т.е. есть и плохие, и хорошие стороны. С одной стороны
положительная характеристика права, с другой, деформация их сознания носит
более негативный характер.
60. Технократическая теория государства
20-е гг'ХХв. — развитие НТО, ВПК. Д.6. люда, кот. во всем этом
разбираются. Век химиков, физиков, инженеров. Не гуманитария. 30-« ir ХХв в США
течение политико-правовой мысли. ФРузвельт привел к управл технократов (тем
самым вывел страну из кризиса). При Сталине, Хрущеве технократы находились у
власти. Л. Брежнев-технать. М. Тетчер вывела страну из кризиса за счет
технарей. Индустриальное об-во.
61. Эффективность государственной власти. Дискретная
государственная власть
Эффективность государственной власти - это соотношение между фактическим
социальным результатом и целями властвования, отражающими объективные
потребности прогрессивного развития общества, при минимальных затратах средств,
сил в негативных последствиях. В России всегда существовала кадровая проблема.
Как правило, на руководящие и ответственные должности выдвигали не талантливых
и достойных, а по принципу личной преданности, землячества и родства,
существовала ангажированность кадров. Первый президентский срок В JB. Путина
показал, что президент начал решать, казалось бы, безнадежные проблемы:
укрепление вертикали власти, укрепление законности и правопорядка, борьба с
коррупцией, бюрократизмом и т.д. Сам В.В. Путин отмечал в 2001 г.: «Консолидированная и эффективная государственная власть нужна нам для решения и неотложных
социально-экономических проблем и задач в сфере безопасности государства. В
условиях современной России необходимо повысить эффективность госу-дарствеиной
власти на уровне Федерации, федеральных округов и субъектов федерации. Можно
сказать, что если государственная власть оказывает влияние на экономические,
политические, правовые и духовные процессы на территории государства, то она
эффективна. Влияние на экономические процессы в России федеральных органов
государственной власти существенно, но ока не обеспечивает должного
межрегионального взаимодействия, борьбы с контрабандой и теневой экономикой,
контроля финансовых, товарных потоков, перемещения людей и транспорта. Влияние
на правовые процессы заключаются не только в способности реализовать нормы
Конституции РФ, федеральных законов и Указов Президента РФ и других
нормативно-правовых актов, но и контролировать правотворческий процесс в
субъектах Российской Федерации. Влияние на духовные процессы в субъектах
Российской Федерации включает в себя и создание единого информационного,
культурно-образовательного и языкового пространства. Сюда можно отнести и
контроль за деятельностью религиозных организаций. Эффективность структур семи
федеральных округхм заключается в том, насколько в них реализуются цели
федеральной власти. Эффективность органов государственно» власти субъектов
Российской Федерации зависит от отношений федеральных органов государственной
власти и субъекта федерации, проблемы, мешающие эффективной деятельности
государственных органов: -Несоответствие федерального и регионального
законодательства. -Дублирование функций территориально-государственных органов
и органов субъектов федерации. -Низкий уровень квалификации сотрудников, их
непрофессионализм. -Трудности взаимодействия территориальных органов с органами
исполнительной власти регионов (дублирование, конкуренция и т.д.). -Низкая
материально-техническая база. -Нестабильность структур, социальная
незащищенность. Дискретная государственная власть - это возникшая в условиях
политического кризиса\оккупации прерывность гос.власти (например, территория
СССР во время оккурации Германией).
62. Тенденции развития государственной власти и
государственного управления в России
(=23)
63. Проблема эффективности государственной власти
(=61)
64. Легитимность государственной власти: понятие,
признаки
Государственная, власть должна быть легитимной как по происхождению
(установлению), так и по способам и методам реализации своих функций,
«легитимность означает - качество взаимоотношений власти и подданных, которое
выражается в добровольном признании ценности власги, в ее праве управлять», то
необходимо различать легитимность и легальность (законность) власти.
Легальность власти (законность) - это ее юридическая характеристика, а
легитимность - это доверие и оправдание власти, ее нравственная характеристика.
Выделяют типы легитимности: рациональный (установлено демократически и на
основе законов), идеологический (по признанию идеологических ценностей власти),
традиционный (в силу обычаев и веры в священность веками существующих
порядков), харизматический (на вере в необычный дар властителя). Легитимация
государсгвенной власги - это ее 1гризнание или подтверждение законное™ права на
власть, обладание престижем. Теневая нлаегь может быть, также легалтована, если
будет официально разрешена деятельность этих организаций, претендующих на
власть.
Выделяют следующие формы легитимации государственной власти: - Признание
государства и правительства международным сообществом, принятие государства в
международные организации. - Принятие Основного Закона и иных важнейших законов
страны на референдуме или издаваемых иным путем законов, которые одобряются
подавляющей массой населения. - Институлизация действующих в рамках законов
политических партий и движений, иных институтов гражданского общества. Однако,
пожалуй, самым важным критерием является одобрение власти народом. Важнейшим
элементом политической системы социальных, а следовательно демократических и
правовых государств, является прямая демократия. Примером наиболее полного
развития этого института является родина первого в мире референдума -
Швейцария.. Но и в этой стране есть свои образцы совершенства прямой
демократии. Все знают, что решение референдума обязательно д*№ государственной
власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|