бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам) бесплатно рефераты

46. Теоретические проблемы смертной казни

Правозащитное движение рассматривает проблему смертной казни, прежде всего, с точки зрения защиты фундаментальных прав человека, ибо права человека - один из главных критериев демократизации жизни общества. Иванников: теологическое обоснование см. казни. Никто не м. лишить человека жизни, но и в Библии и в Коране идет речь о СК. Есть право на жизнь, кот. естественно и неотчуждаемо. В древности возникает кровная месть, следовательно, гос-во создает условие разрешить ситуацию и применить наказание (казнь) в отношении лица убившего умышленно другое лицо. Общ-ом это воспринималось нормально. В Европе раньше чем у нас стали обсуждать вопрос об отмене СК. Подняли этот ? либералы. СК применялась в СССР(30гг.) В условиях роста преступности мораторий сказывается пагубно.

47. Правовая политика: понятие, принципы. Правовая политика современной России

С тз. Малько ПП - научно обоснованная последовательная и систематизированная деятельность гос. и мун-ых органов по созданию эффективного мех-ма правового регулирования по цивилизованному использованию юрид-их средств при достижении таких целей как наиболее полное обеспечение ПиС ЧиГ укрепление дисциплины, законности и правопорядка формирование правовой государственности и правового уровня правовой культуры жизни общества и личности. С т.з. Матузова ПП - комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Нормы права реализуются при непоср-ом участии гос-ва, след-но ПП-разносторонняя деятельность субъектов, направленная на решение конкр-ых задач: совершенствование юр. системы, эффект-ти правового регул-ия, создание норм-прав-ой базы реформ, укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью, обеспечение прав и свобод граждан, формирование должного правосознания и правовой культуры общ-ва, законопослушной личности. Цель ПП -построение пров-го гос-ва. Любая правовая политика - разновидность гос-ой политики т.е. политики правящей элиты. Принципы ПП — основные идеи, в кот. выражена ПП. Малько: научности, справедливости, гласности, законности. Матузов: соц. обусловленности, научной обоснованности и реалистичности, устойчивости и предсказуемости, легитимности, гуманности н нравственного начала, справедливости, гласности, сочетания интересов личности и гос-ва, приоритетности прав чел-ка, соотношения межд-ым стандартам. Оценка ПП в РФ (Матузов) - это политика остается пока не отвечающей в полной мере времени, ей не хватает пол-ой воли, твердости и решительности. Именно поэтому в процессе реализации она нередко дает сбой, недостигает целей. Иваненков: современная ПП РФ - является продолжением периода перестройки. А тогда все что делалось, было направленно, на то чтобы гос-ва не было. В РФ нет прав-го мех-ма по предотвращению финансирования терроризма и эффективного парламентского контроля за деятельностью спец. служб. В РФ - коррумпированный аппарат в целом следовательно на 1-ое место д.б. выйти борьба с коррупцией, однако антикоррупционная политика слаба. Ее трудно разработать при большом чиновничьем аппарате, который слабо контролируем н допускает злоупотребления. Вывод: нужно менять К РФ а вместе с ней прав, полит, духов-ую, систему общества. 2-я проблема - связанная со смертной казнью она должна применяться. Вывод ПГТ проводимая в РФ не защищает ни граждан, ни общ-во, ни гос-во, а чиновников.

48. Толкование права: понятие, объект, предмет и значение

Толкование - объяснение чего-либо прежде неизвестного, путем умозрительного анализа сути явления. Толкование, выступающее первоначально как индивидуальное представление, может в процессе дальнейшего познания и оформления стать правовой нормой. Термин «толкование» многозначен. Он обозначает способ познания различных объектов человеческой культуры или понимание различного рода текстов языка. Именно в этом смысле понимается данный термин, когда речь идет о толковании права.

«В самом общем виде толкование правовых норм можно определить как установление содержания нормативных актов, направленное на раскрытие выраженной в них воли законодателя». В процессе толкования устанавливаются смысл и сфера действия нормативного предписания, его основная цель и социальная направленность, место в системе правового регулирования, выясняется общественно-историческая обстановка его принятия и условия, в которых происходит толкование.

Термин «толкование права» обозначает два различных, но взаимосвязанных понятия: Ц определенный мыслительный процесс, направленный на установление смысла (содержания норм права), познавательная деятельность с целью установления содержания нормы права, изложенной в НПА; 2} результат данного мыслительного процесса, выраженный в совокупности суждений, раскрывающих содержание толкуемых норм.

Объектом толкования являются законы и подзаконные нормативные правовые акты. Важное значение имеют не только сформулированные в них нормы, но и преамбулы актов, другие содержащиеся в них правовые положения. Предметом толкования является историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (в нормативном акте), т.е. «дух» закона. Воля законодателя по времени действия закона также учитывается, так как в последовавших за толкуемым законом актах могут содержаться нормы, прямо или косвенно меняющие содержание предшествующих актов.

Толкование норм права имеет два направления: уяснение «для себя» и разъяснение «для других». Уяснение смысла нормы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Уяснение включает в себя: 1} установление подлинности НПА, подлежащего изучению, 2) уяснение текста НПА, «буквы закона», 2} познание воли нормотворческого органа (законодателя), «духа закона», 4) конструирование логической структуры нормы права на основе нормативно-правовых предписаний текста НПА.

Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. Толкование представляет собой интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научных позиций познаются свойства права, объективно и достоверно излагается суть предписаний, содержащихся в правовых нормах.

49. Сущность правосознания

Как и другие формы общественного сознания, правосознание производится общественными субъектами, взаимодействующими друг с другом в процессе правовой деятельности.

Правосознание зародилось в раннеклассовом обществе из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Сначала оно существовало в устной форме в виде запретов, возмездия, представлений о порядке, справедливости, затем фиксировалось письменно. Правовая мысль длительное время существовала в лоне мифологического и религиозного сознания. В средние века правосознание характеризовалось: 1) дифференциацией по сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства как естественного явления, 2} зависимостью от религии.

Ценность закона для людей, долг строго следовать его предписаниям наблюдались в древнем, средневековом обществах, которые были более религиозными, чем общество нового времени. Это было связано с идеями богоус-тановленности права.

Цравостнонне - это совокупность взглядов, представлений, мотивирующих правомерное поведение и служащих источником для законотворческого процесса, влияющих на реализацию права, его применение и соблюдение. Правосознание - это исторически развивающееся явление. Оно непосредственно связано с правом.

50. Правовой нигилизм истоки и профилактики

Правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону н правовым формам организации общественных отношений. В России оег имеет глубокие корни. «Правовая необеспеченность исконно тяготела над народом. Несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме.

Правовой нигилизм имеет 2 формы — теоретической: (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое обоснование правового нигилизма, когда ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа.

В тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

51. Теория правового государства и практика его построения

Прав-ое гос-во родилось в нем. языке. Во всех иных языках эквивалентом данного понятия являлось «верховное право», «приоритетное право» и т.д. Родина теории прав-го гос-ва - Германия, (не в античности и не в средневековье). Все упирались в нем-ую философию. Основы теории прав-го гос-ва были разработаны Кантом. (1704-1804). У Канта нет в тексте понятия прав-го гос-ва, есть «гражданское правовое общество», «верховное право». Гос-во определено как союз людей подчиненные правовым з-ам - это и есть 1-ое определение прав-го гос-ва. Трактат к Вечному ми-ру(1794) здесь 7 правового гос-ва, собственная концепция прав гос-ва. I) Воинственность страны должно заключаться в перемирии. 2) В них должны пройти реформы 3) Страны после реформы будут готовы к заключению вечного мира. Так преобразование гос-ва чтоб каждое гос-во соответствовало правовому гос-ву с тл. Канта «Преобразование внутри гос-ва должно происходить на основе реализации принципов: \)Сво6оды (свобода зак-ся там, где начинается свобода другого); 2)Равенства; Ъ)Верховенсва права во всех сферах общественных отношений; ^Республиканизма; 5уГласности; (Справедливости; 1)Федерализма. Гегель когда имеет в виду концепцию правового гос-ва говорит о разделении власти: -власть государства, —власть правительства, — власть законодателя (нет судебной как самостоятельной). Гегель говорит о конст-ой монархии. Гегель сторонник унитарного гос-ва. В лит-ре спор: кто первый предложнл немецкий термин правового гос-ва. Вслькер(1813г.) в его работе впервые встречается термин. Далее Алексис далее Фонволя. Прав-ое гос-во- разумное гос-во цель кот всеобщее благо. Учение идет далее: прав-ое ггюяо-конст-ое гос-во. В 19 в нрав-ое гос-во- гос-во конституционное и социальное. Германская империя первая страна, реализовавшая теории па практике. Но Германия становится одним вз 1-ых фашистских гос-св. Главное то, что в этот период все ученые думали, что их гос-во правовое. 1988г. Пленум ЦК КПСС - взят курс на многопартийность «построить социализм с человеческим лицом» (Горбачев). Но с распадом СССР стали говорить просто о правовом гос-ве. Т. зрения, что правовое гос-во это утопия равно как нельзя создавать з-он. кот. был бы для всех справедлив.

52. Идеальные концепции государственного и общесгвенного устройства и их значение

Общество ищет политический идеал. Желание жить лучше заставляет людей совершенствовать государственно-правовые институты. Градовский «идеал есть определенное настроение наших нравственных сил». Одни идеальные политические модели сменяют другие. Однако все они утопичны. Манхейм связывал это с сознанием человека. «Утопичным является то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием». Сколько было учений о совершенном общественно-политическом устройстве, столько было и их критиков. Новгородцев критиковал: теорию правового государства, социализма и анархизма. Он говорил «естественное многообразие и конкретная сложность жизни не могут быть заменены никакими упрощениями отвлеченной мысли». Революционное движение в России подняло интерес к социализму и анархизму. Старый государственный строй не удовлетворяет новую политическую элиту, и она ищет новые государственно-правовые формы. «Каждый из мыслителей, по-своему выражал ту истину, которая должна спасти людей, но все думали одинаково, что такая истина есть и что они знают ее». Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Макиавелли, Руссо, Кант, Гегель, Бакунин, Градовскнй, Ильин, Н. Алексеев и другие мыслители думали о грядущем блаженстве человечества или своего народа, создавая собственные политико-правовые и социальные модели, которые впоследствии стали достоянием мировой духовной культуры. Общественный идеал является принципом свободного универсализма, в котором выражается равенство, свобода н всеобщность индивидов. В XX в. самыми конкурентоспособными оказались теории анархизма, коммунизма и правового государства.

53. Способы толкования права.

Эффективность толкования зависит от уровня правосознания толкователя. Способы толкования - относительно обособленная совокупность приемов анализа правовых актов я правил толкования. Однако общепризнанными способами толкования являются языковой (или грамматический), исторический и систематический. Спорным является выделение логического толкования. Логическое толкование предполагает самостоятельное использование законов и правил логики.

Для устранения неясностей, которые возникают при грамматическом толковании норм права.

В качестве самостоятельного способа толкования выдвигается специально-юридический Специально-юридическое толкование - совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодательства. Анализ конкретных приемок этого толкования показывает, что они могут быть отнесены к той или ивой разновидности общепризнанных способов толкования.

Грамматическое (филологическое или языковое) толкование есть совокупность специальных приемов, направляемых на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматический смысл всего предложения, группы предложений. Здесь выясняются род, число, падеж имея существительных и прилагательных, лицо, время, число и вид глаголов, значение употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания и т.д. При таком толковании нужно выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. При грамматическом толковании правовой нормы необходимо специально остановиться на выяснении отдельных терминов.

Разъяснение таких терминов нередко дастся в самих законах и других нормативно-правовых актах. Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях, важно установить их действительный смысл, нетюередствекно заложенный самим правотворческим органом.

Историко-политическое толкование - уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил, социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и само появление акта. Систематическое толкование ~ уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, с учетом их места н значения в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. Все нормы нуждаются в систематическом толковании, особенно нормы отсылочные и бланкетные. Систематический способ толкования основывается на взаимосвязи и взаимодействии норм в процессе регулирования и заключается в том, что при толковании одной нормы используются знания о других нормах, взаимосвязанных с ней. Систематическое толкование имеет особо важное значение для органов, применяющих нормы права. Оно является необходимым условием правильной квалификации юридических дел.

Функциональный способ толкования опирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует, применяется толкуемая норма права. Этот способ толковании является новым и еще не разработан окончательно в юридической науке. При функциональном толковании используются оценки и аргументы, относящиеся к сфере политики, правосознания, учитываются и конкретно-юридические факторы, существующие на момент толкования нормы права, а иногда и обстоятельства кон1сретной ситуации.

Эволюционный - изучаются все изменения в праве. Специально-юридический - используются опред-ые юр. правила.

54. Стадии толкования права

1) Уяснение 2) Разьяененке(общее правило). РУяснепие - обязательный этап толкования закл-ся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя. Эго интеллектуальная деятельность, кот. имеет свои определенные закономерности. 2) Стадам критики истинности нормы права: 1-уяснение о том явл-ся ли толкуемые нормы обязательными нормат-ми предписаниями т.е. правовые они или нет. Это высшая критика уяснения. 2-выяснение подлинности текста, кот. толкуем (низшая критика) 3)Рвпяснате-утгп Т при кот лито той или иной форме раскрывает содержание норм права для др. субъектов. Важен ? о принципах кот. используются при толковании права: I) конкретности-норма не д содержать отступ в историю ?-са, а заним-cs объяснением конкретного содержания смысла данной нормы. 2)герменевтичсского круга-известна была еще в эпоху средневековья. Тогда шла речь о док-ве бытия бога. Верю-мыслю (понимаю)-верю.(с тл. теологов) 3)спирали-один раз прочли норму права( первое впечатление м.б. неверным: не задумываться о недостатках надо прочесть еще несколько раз и м. быть будут видны ошибки 4)историзм8-что предшествовало норме как она совершенствовалась до этих пор. 5)объективности-часто что-то делается субъективно в силу разного мировоззрения, убеждения.

55. Эффективность правовых норм

Эффективность юридических норм - это результат их реализации на практике. Юридические нормы по своему содержанию и качеству бывают разными. Юридическое понятие "эффективность" означает положительное воздействие юридической нормы на общественные отношения. Положительность выявляется следующим образом: должны улучшаться успония жизни общества - тогда воздействие положительно.-Оценивать положительность нормы нужно с помощью категории "цель" - достигнута ля цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом. -Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными средствами и с малыми издержками.-Нужно соотносить результат с издсржками.-Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер жизни, а достижение га-рантированности прав и свобод на практике. Это две составные части эффективности действия юридической нормы -гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни. Эффективность зависит от целого ряда факторов: -Правильности отражения юридической нормой закономерностей развития общественной жизни. -Уровня правосознания и правовой: культуры людей'. -Информированности субъектов общественных правоотношений о действующих нормах -Уровня правовой законности и правопорядка и т.д.

56. Дискретность права

Дискретность-прерывность. Война 41-45. когда были оккупации то право не действовало.

57. Социальное государство: понятие, особенности. Предпосылки построении социального государства

1 .Исторически правовое гос-во возникло раньше социального; 2.Сопиальное и правовое - характеристики 1го гос-ва.

Во 2й половине 20го века, эта теория была самой распространенной и нашла отражение в К-ин 93 года. В конце 20го-21 го века, в Европе приобрели идеи о соц. гос-ве, основоположники: Штейн, Найман.

После 2й Мировой- эта теория приобрела смысл. ( Основной закон ФРГ 1948 Ст.20Д8- закрепила идеи о гос-ве). Далее Франция, Италия, Португалия, Швеция, Япония, Турция.

Сея. Гое-to: экономически развитое гос-во с высоким уровнем защиты граждан, особенно нуждающихся в помощи гос-ва, которое стремиться к повышению уровню н качества жизни всего общества не взирая на их классов, состав и др. признаки.

Соц-гос-во- демакратич. гос-во, поддерживающее форм, равенство в гос-ве и помогает гражданам. В теории соц. гос-во-развитые соц. Ф.ункцнн Ивянннков: понятие соц. гос-во не логично: Ллюбое гос-во, сложное соц. явление, любое гос-во социальное;

ZBce функция гос-ва имеют cos. значение, т.е. являются соц. (экономика, образование и т.д.); iLB соц. гос-ве осуществляется соц. политика, а в каком политика не соц., если речь об обществе. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) Российская Федерация считается социальным государством. Социальное государство- главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности: охрана труда, и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной зашиты. Предпосылок для построения соп, гос-ва в России нет: в период СССР, 1е что было, это право на труд(побороли безработицу). Наша экономика не соц.: реформы 90-2000гт ориентированы на интересы определенных групп,классов. Доходы -бизнес (наркотики, алкоголь). Полит, жизнь - основывается на родств. отношениях.

Наше общество - этнический этатизм: все властные структуры проповед. идеологию: каждый этнос должен обладать суверенной гос-тью (главная цель - благо для этноса).

Господствует 2 идеи: - преукрашивать истор. прошлое, - подчеркивание истор. обид,

В России нет предпосылок: - не решены нац. вопросы; -вопросы о повышении уровня и кач-ва жизни населения; -нет гос. идеологии;-нет полит конценсуса.

58. Построение правовых государств в современном мире: проблемы теории и практики

Трактат к Вечному Миру 1794{теория правового государствау.-воииствующие гос-ва д. заключить перемирие; -в иих д пройти реформы; - сграны «осле реформ д.б. готовы к заключению вечного мира.

Кант: преобразование ва принципах: свободы, федерализма, равенства, верховенства права, республиканизма (рес-публ. формы правления,), гласности, справедливости + ликвидация воор-х сил.

Учение о коисгигуцпонально** roc-ве: Германия-реалкзовала на практиюе-фашипм (думали что оно правовое). Признаки правового государства: -господство права и закона; -деление на 3 ветви гос власти; -суверенитет народа; -взаимная ответ-ть гос-ва и ЛИЧНОСТИ; - развитоегь и открытость; -правовое равенство и равное пользование гос-вом; -правовая 6Ъоаасность(запрет обратной силы закона); -ыезавиекма* сильная судебная власть + ФЕДЕРАЛИЗМ(форма гос. устройства к признакам отношений не имеет, зависит от истории и т.п.) РЕСПУБЛИКА(Саудовская Аравия + Ислам).

Предпосылки построения пр. гос-ва:

-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - д.б. развита экономика, высокий уровень производства, отсутствие экономических кризисов, безработицы и т.д.;

-ПОЛИТИЧ-Е - д.б. реализован принцип разделения властей, плюрализм, участие в формировании гос-властных структур;

-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ - не только многообразие населения,   и увеличение уровня культуры населения, в частности правовой; -ПРАВОВЫЕ - д.6. закон, закрепляющий идею единой соц. справедливости.


59. Правовая культура государственных служащих

Складывается на основе теоретической и практической подготовки. Особенности данного вида правосознания проявляются в правовой подготовке; в нтгеиенвиостк, степени установления положительной направленности правовых установок н ценностных ориентиров; в умении применять законы; в профессиональном усмотрении - нет совершенного законодательства, правового регулирования.

Особенности: Для такого типа правосознания характерно не только осуждение преступности, но и стремление к борьбе с ней, стремление к чёткому соблюдению законности. Уровень оценки действующего права несколько выше, чем у основной массы населения. Резкое и отрицательное отношение к преступникам. Личные цели соответствуют действующему законодательству. Оценка преступлений расходится с законом, доминирует явное ужесточение наказаний. Предвзята* оценка своего ведомства. Стремление к ужесточению наказаний дня организованной преступности и коррупции (и т.д.) и декриминализации мелких правонарушений. Недооценка профессиональных гарантий, предоставляемых государством, в сравнении с материальными, также предоставляемых государством. Носители данного правосознания действуют в рамках правомерного поведения в большинстве случаев из-за боязни наказания. Т.е. есть и плохие, и хорошие стороны. С одной стороны положительная характеристика права, с другой, деформация их сознания носит более негативный характер.

60. Технократическая теория государства

20-е гг'ХХв. — развитие НТО, ВПК. Д.6. люда, кот. во всем этом разбираются. Век химиков, физиков, инженеров. Не гуманитария. 30-« ir ХХв в США течение политико-правовой мысли. ФРузвельт привел к управл технократов (тем самым вывел страну из кризиса). При Сталине, Хрущеве технократы находились у власти. Л. Брежнев-технать. М. Тетчер вывела страну из кризиса за счет технарей. Индустриальное об-во.

61. Эффективность государственной власти. Дискретная государственная власть

Эффективность государственной власти - это соотношение между фактическим социальным результатом и целями властвования, отражающими объективные потребности прогрессивного развития общества, при минимальных затратах средств, сил в негативных последствиях. В России всегда существовала кадровая проблема. Как правило, на руководящие и ответственные должности выдвигали не талантливых и достойных, а по принципу личной преданности, землячества и родства, существовала ангажированность кадров. Первый президентский срок В JB. Путина показал, что президент начал решать, казалось бы, безнадежные проблемы: укрепление вертикали власти, укрепление законности и правопорядка, борьба с коррупцией, бюрократизмом и т.д. Сам В.В. Путин отмечал в 2001 г.: «Консолидированная и эффективная государственная власть нужна нам для решения и неотложных социально-экономических проблем и задач в сфере безопасности государства. В условиях современной России необходимо повысить эффективность госу-дарствеиной власти на уровне Федерации, федеральных округов и субъектов федерации. Можно сказать, что если государственная власть оказывает влияние на экономические, политические, правовые и духовные процессы на территории государства, то она эффективна. Влияние на экономические процессы в России федеральных органов государственной власти существенно, но ока не обеспечивает должного межрегионального взаимодействия, борьбы с контрабандой и теневой экономикой, контроля финансовых, товарных потоков, перемещения людей и транспорта. Влияние на правовые процессы заключаются не только в способности реализовать нормы Конституции РФ, федеральных законов и Указов Президента РФ и других нормативно-правовых актов, но и контролировать правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации. Влияние на духовные процессы в субъектах Российской Федерации включает в себя и создание единого информационного, культурно-образовательного и языкового пространства. Сюда можно отнести и контроль за деятельностью религиозных организаций. Эффективность структур семи федеральных округхм заключается в том, насколько в них реализуются цели федеральной власти. Эффективность органов государственно» власти субъектов Российской Федерации зависит от отношений федеральных органов государственной власти и субъекта федерации, проблемы, мешающие эффективной деятельности государственных органов: -Несоответствие федерального и регионального законодательства. -Дублирование функций территориально-государственных органов и органов субъектов федерации. -Низкий уровень квалификации сотрудников, их непрофессионализм. -Трудности взаимодействия территориальных органов с органами исполнительной власти регионов (дублирование, конкуренция и т.д.). -Низкая материально-техническая база. -Нестабильность структур, социальная незащищенность. Дискретная государственная власть - это возникшая в условиях политического кризиса\оккупации прерывность гос.власти (например, территория СССР во время оккурации Германией).

62. Тенденции развития государственной власти и государственного управления в России


(=23)

63. Проблема эффективности государственной власти

(=61)

64. Легитимность государственной власти: понятие, признаки

Государственная, власть должна быть легитимной как по происхождению (установлению), так и по способам и методам реализации своих функций, «легитимность означает - качество взаимоотношений власти и подданных, которое выражается в добровольном признании ценности власги, в ее праве управлять», то необходимо различать легитимность и легальность (законность) власти. Легальность власти (законность) - это ее юридическая характеристика, а легитимность - это доверие и оправдание власти, ее нравственная характеристика. Выделяют типы легитимности: рациональный (установлено демократически и на основе законов), идеологический (по признанию идеологических ценностей власти), традиционный (в силу обычаев и веры в священность веками существующих порядков), харизматический (на вере в необычный дар властителя). Легитимация государсгвенной власги - это ее 1гризнание или подтверждение законное™ права на власть, обладание престижем. Теневая нлаегь может быть, также легалтована, если будет официально разрешена деятельность этих организаций, претендующих на власть.

Выделяют следующие формы легитимации государственной власти: - Признание государства и правительства международным сообществом, принятие государства в международные организации. - Принятие Основного Закона и иных важнейших законов страны на референдуме или издаваемых иным путем законов, которые одобряются подавляющей массой населения. - Институлизация действующих в рамках законов политических партий и движений, иных институтов гражданского общества. Однако, пожалуй, самым важным критерием является одобрение власти народом. Важнейшим элементом политической системы социальных, а следовательно демократических и правовых государств, является прямая демократия. Примером наиболее полного развития этого института является родина первого в мире референдума - Швейцария.. Но и в этой стране есть свои образцы совершенства прямой демократии. Все знают, что решение референдума обязательно д*№ государственной власти.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7