бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам) бесплатно рефераты

Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

1. Современные учения о предмете и методах исследовании теории государства и права

Теория государства и права изучает объективные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также непосредственно связанных с ними общественных отношений и форм сознания.

Предметом общей теории государства и права считают также правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В учебнике В.Н Хропанюка отмечается, что «предметом теории государства V права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права». Более емким является определение предмета общей теории государства и права, согласно которому эта наука изучает «...наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанные с ними и сопутствующие им иные социальные явления и процессы». М.И Байтин отмечает, что «предмет теории государства и права составляют: ^закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2)сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3)основные государствен но-правовые понятия, общие для всей юридической науки».

Всю совокупность методов, применяемых в современной теории и практике, можно представить в виде такой системы:

1.  Всеобщие методы. 2.  Общенаучные методы. 3. Частнонаучные методы. 4. Дисциплинарные методы. 5. Междисциплинарные методы.

Всеобщие методы - это философские методы исследования, выражающие наиболее универсальные принципы мышления, категориальный аппарат науки, распространяющиеся на все области знаний. Среди них можно выделить диалектику, метафизику, феноменологию, герменевтику                                                    

Общенаучные методы - Они выступают в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Такими методами являются дедукция, индукция, системный подход, метод анализа, синтеза и др. Дедукция^- это переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего. Индукция - это вид рациональной оценки (интерпретации) фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с определенной степенью правдоподобия. Метод систематизации исследует объект не изолированно, а как целостную систему с выполнением ее многообразных типов связей. Метод анализа и синтеза^ это процесс мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.

Частнонаучные методы исследования — это такие методы, которые применяются только в естественных или только в общественных науках вообще и/ в конкретной науке в частности (сравнительно-правовой, социально-правовой эксперимент, методы выработки правовых решений, толкования норм права и т.д.).

Дисциплинарные методы - это методы, которые применяются при изучении только определенной, конкретной дисциплины (методы общей теории государства и права - формально-юридический и нормативно-юридический методы). Формально-юридический метод (догматический) применяется для познания определенного аспекта, элемента права как нормативного явления, при изучении понятий и служит для установления смысла правовой нормы путем ее толкования. Нормативный юридический метод изучения права направлен на исследование нормативных свойств норм права без анализа содержащихся в них конкретных правил поведения.

Междисциплинарные методы ~ это методы, которые применяются при исследовании комплексных, родственных или нескольких различных учебных дисциплин.

2. Структура теории государства и права

Общая теория государства и права является отраслью общественной науки и представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-правовой действительности, сущности, закономерностях и перспективах развития государства и права. В силу того, что общая теория государства и права является обобщающей и методологической наукой, в ее состав включаются не только знания, полученные ею, но и знания о государстве и праве, накопленные другими науками. Следовательно, теория государства и права - это специальная политико-правовая, мировоззренческая наука, выполняющая обобщающую и методологическую функции в системе отраслевых юридических наук

Меркель выдвинул общую теорию права взамен естественного права. Он считал, что общая теория государства и права является продолжением всех юридических наук, а материал ее составляет положительное право. Меркель называл общую теорию права наукой абстрактной.

Щютце отождествлял философию права с общей теорией права. Теория права представляла собой метафизическое учение об абсолютных началах права и опиралась на изучение положительного исторического материала. Философию права сменили энциклопедией права. Энциклопедия права представляла собой краткий очерк обо всех юридических науках в совокупности.

Керимов; теория государства и права «включает в себя две основные части социологию государства и права и философию государства и нрава».

Современная отечественная теория государства и права до последнего времени базировалась на идее неразрывной связи права и государства, их взаимной обусловленности. Им приписывали общие закономерности, а собственные  госулапства и нрава отходили на задний план. Взаимосвязь нрава и государства рассматривали толко как причинно-следственную зависимость права и государства.

Ряд теоретиков предпринял попытки рассмотреть отдельно друг от друга теорию права и теорию государства. Они это обосновывали тем, что будто бы идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, которые являются общими для государства и права.

Как все правоведение, общая теория государства и права имеет свою структуру. Сторонники единства общей теории государства и права выделяют в ней две относительно автономные части общую теорию государства и общую теорию права. Ряд авторов склонны выделять не две, а три части рассматривая отдельно от теории права теорию правосознания.

3. Методы исследования теории государства и права

(см. №1)

4. Функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Онтологическая функция — первая и отправная. Онтология — учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Термин «политика» в переводе с греческого — «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

5. Место и роль теории государства и права в системе других наук. Соотношение теории государства и права и философии права

Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.

Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают em, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с Философией, экономической теорией, социологией, политологией я др. Она опирается на их передовые достижения, занимает в системе гуманитарного знания место, определяемое значением государства и права в жизнедеятельности общества.

Теория государства и права и философия. Философия — наука о всеобщих закономерносгях природы, общества и мышления, сисгема знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Теория государства и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные связи. Творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса. Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства и права.

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для про фесе и в но го, и для реакционного влияния на формирование в обшебтве взглядов на государство и право.

Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

6. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук

Систему юридических дисциплин можно подразделить наследующие группы:

]} историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и др.);

3)  прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.

Историко-правовые науки вплотную примыкают к теории государства и права, представляют ее своеобразное ответвление. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. Достоянием предмета историко-правовых наук является лишь то, что осталось в прошлом. Поэтому теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. Самая большая группа— отраслевые юридические науки, в которых происходят наиболее существенные изменения.

Предметная, содержательная и понятийная взаимосвязь теории государства и права с отраслевыми науками не вызывает сомнений. По отношению к ним теория государства и права выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина — использование медицинской науки в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук.

7. Общие закономерности возникновения государства и права

Проблема возникновения государства и права остается дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет/Во-вторых, исторические науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. Переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).

В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Затем наступил процесс при разделении труда специализации, повышения его производительности, товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

Причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. Запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развивали связи с другими родами в целях взаимообмена женщинами

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые пред государстве иные структуры в лице военачальника и его дружины.

8. Теологическая теория возникновения государства и права

Согласно теологической теории государство и право созданы не обществом, а, как и весь мир, есть творения Бога. В Суре 2 Корана под названием «Корова», сказано «и вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника», наиболее глубоко эта теория была разработана в средние века Августином (VI в.), Фомой Аквинским (12-13 др. Государство, считал Ф. Аквинский, берег свое начало от Бога. Сущность государства заключается в том.

чтобы вести народ к определенной цели, которую определяет Бог. Всякая власть от bora Плохая власть дается Богом, когда он наказывает народ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7