бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам) бесплатно рефераты

диспозиции, и лишь в отдельных случаях - санкции.

Санкции многих норм государственного, административного, земельного, процессуального и некоторых других отраслей права следует искать в нормах административного или уголовного права.

Проблема структуры норм права является дискуссионной. Некоторые считают, что только логическая норма права имеет три элемента, а норма-предписание - два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию. Другие кроме гипотезы, диспозиции и санкции выделяют и четвертый элемент - указание на субъективный состав, имея в виду содержащиеся в норме «положения о том, на кого распространяется предписание нормы». Третьи предлагают добавить еще такой элемент, как указание на ее социальную цель.

37. Объективные и субъективные предпосылки формирования правовых институтов в современных условиях

Институт права - это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений с помощью специфических приемов и способов. Институт права - это часть отрасли права. Правовой институт - это конкретное нормативное установление государства, закона.

О&ьективншт предпосылками формирования правовых институтов являются реально складывающиеся общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, а субъективными факторами - осмысление необходимости регулирования общественных отношений, выбор метода правового регулирования общественных отношений, анализ практики применения правовых норм, которая приводит к объединению правовых норм, институтов и разрастанию их в подотрасли и отрасли права.

Материальной предпосылкой для формирования правового института является наличие такой разновидности общественных отношений или такого ряда разновидностей, которые бы объективно требовали обоснованного регулирования комплексом нормативных предписаний.

Активная роль в формировании институтов права принадлежит компетентным органам государства, которые в результате правотворческой (кодификационной) работы на основании имеющегося нормативного материала, а также данных практики и рекомендаций юридической науки формируют нормативные предписания - правовой институт. Решающая активная роль в формировании институтов права принадлежит компетентным органам государства, которые в результате правотворческой (кодификационной) работы на основания имеющегося нормативного материала, а также данных практики и рекомендации юридической науки формируют нормативные предписания с таким расчетом, чтобы они образовалн стойкую общность - правовой институт.

Правовой институт может быть сформирован в результате правотворческой деятельности органов государства н под влиянием юридической (судебной) практики.

38. Структура правовых институтов

Институт права - это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений с помощью специфических приемов и способов. Институт пра-ва - это часть отрасли права. Правовой институт - это конкретное нормативное установление государства, закона. Обычно институты права состоят из нормативных предписаний одной определе.ннрй отрасли - государственного права, и тл.

Но громе отраслевых, существуют и межотраслевые институты, которые состоят из норм двух и более отраслей права. Например, институт опеки и попечительства. На стыке гражданского и семейного права сформирован институт раздела имущества между супругами при признании брака недействительным.

Выделяют простые и сложные институты. Простой институт не содержит в себе никаких других подразделений, является небольшим. Сложный (или комплексный) институт в своем составе имеет более мелкие самостоятельные образования, называемые «субкнетитутаын». Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, имущественной ответственности.

Институты также классифицируют на: регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные направлены на регулирование определенных общественных отношений; охранительные - ка их охрану, защиту (характерны для уголовного права); учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Они характерны для государственного н административного права.

39. Соотношение правовой системы н системы права

Система права формируется объективно. Это внутренняя форма права, его строение по отраслям и ннсгитутам, а праг вовая система - внешняя форма права, система нормативно-правовых актов, в которых выражены отрасли и институты права. Внутренняя и внешняя формы неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Система права уже понятия правовой системы, т е является частью последней. Отличительные особенности системы права от правовой системы

1.    Система права - это совокупность правовых норм, а правовая система - это совокупность форм права, выражающих правовые нормы.

2.   Система права - это внутреннее строение права, а правовая система - это внешняя, видимая форма права.

3- Система права носит объективный характер и отражает состояние общественных отношений, а правовая система строится по иному принципу в ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью юридической практики.

4. Система права - это совокупность правовых норм права, разделенных по предметному признаку (отраслям права), а правовая система - это совокупность   нормативно-правовых актов,   построенная как с учетом отраслевого принци-па, так и без его учета.

40. Субъекты законности

Су&ьектами э-ти м.б. и гос-во и roc-ые органы и отдельные граждане. В узком смысле - исключ-но гр-не(не работники ПО). Соотношение субъектов права и с-ов з-ти: суб-кт права-это лицо кот может являться носителем прав и обязанностей, участником правоотношений; суб-кт зак-ти является носителем прав и обязанностей, участником правоотношения. Субъект права в рабовл. общ-ве м б свободные. В феодальном общ-ве - субъекты права принадлежали феодальному слою. В капит-ом окнц-ве - субъекты формально равны. Если в узком понимании зак-ти не каждый субъект права является субъектом зак-ти. Нет равенства м/у обычным граж-ом и работником гос. органов. С т.з. узкого понимания з-ти: гр-ин нарушает не зак -ть, а правопорядок. 3-ть- строгое неукоснительное собл-ие норм зак-ва (правового). Многие авторы определяют законность как политико-правовой режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни. Законность - это «политико-правовой режим деятельности гражданского общества и государства, в котором органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица единообразно понимают и применяют действующие в обществе законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют и соблюдают их наряду с гражданами и их объединениями».

Определения законности классифицируют на нормативистские и юридические. С точки зрения нормативистского подхода законность - это строгое, полное и неукоснительное исполнение законов и подзаконных НПА всеми субъектами права государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. С точки зрения юридического подхода (сторонников теории правового государства) законность - это «идея, требование и система реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».

Другая точка зрения понятия законности в узком и широком смыслах состоит в следующем в широком аспекте - это требование соблюдать законы всеми субъектами права, а в узком аспекте - соблюдение законов должностными лицами госорганов, госаппарата. Поэтому нарушение законов, совершенное гражданами и другими лицами, - это не нарушение законности, а нарушение правопорядка в обществе. Граждане лишь могут участвовать в выявлении нарушений должностными лицами законов (законности), способствовать их неукоснительному исполнению.


41. Проблемы правовой социализации личности

Правовое соииалтаиия — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовая социализация имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

При правовой социализации человека в широком смысле он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц—представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правовой социализации в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры, человека, группы людей и общества в целом.

42. Гарантии законности и проблема их обеспечения

Гарантии законности - это система мер, условий и средств, посредством которых обеспечивается законность Общие - это экономические, политические, духовные и общественные гарантии Специальные - это юридические гарантии. Экономические гарантии являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (нет поддержки незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т.д.). Политические гарантии - это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но, самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативны, а реализовывались. Духовные гарантии законности - это мировоззрение, правосознание высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки. СМИ ныне дискредитируют нормы нравственности, пропагандируют формы аморального, антиобщественного и преступного поведения. Общественные гарантии - это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления. Общие гарантии законности составляют материальную базу, основу ее реализации. Но сами по себе они не действуют. В большинстве случаев влияние этих факторов происходит через специальные средства, к которым относят юридические гарантии.

Юридические гарантии законности - это закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, непосредственно направленные на обеспечение законности. Среди них можно выделить: 1) Дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности; 2) Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью; 3) Осуществление и совершенствование деятельности специальных государственных органов непосредственно стоящих на страже законности (судебных, прокурорского надзора, МВД ФСБ, таможенной службы (направленной на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ)), органов юстиции (обеспечивают необходимые условия при регистрации общественных и религиозных организаций); 4) Иные специальные гарантии: а) жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение, б) адвокатура занимает промежуточное положение между общественными и специально-юридическимигарантиями законности.

43. Основные принципы законности н проблемы их реализации

Принципы законности - это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в требованиях к поведению субъектов правовых отношений Подлинная законность строится на принципах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Выделяют следующие принципы законности: 1) Верховенство закона. Этот принцип обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов. 2) Единство законности, т.е. она действует на всей территории страны. 3) Всеобщность законности, т.е. действия законности на всех лиц. В обществе не должно быть какой-либо организации или индивида, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись. 4) Целесообразность законности. Она способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе. Законность всегда целесообразна. Целесообразность выступает как принцип, основа законности. 5) Примиип равенства перед законом предполагает, что законность - это предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам. Его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальной справедливости, правопорядка. 6) Принцип гарантированности основных прав и свобод граждан. Здесь заложена идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. 7) Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности. 8) Взаимосвязь законности и культурности характеризует нравственную природу законности. Общая и правовая культура - это социальная основа законности. Без достижения определенного уровня правовой культуры всех субъектов права, населения страны в целом невозможно обеспечить должный уровень законностиэ За законность надо бороться культурно. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач (снижение уровня безработицы, уменьшение разрыва между богатыми и бедными, устранение социальной и экономической почвы роста преступности и нарушений законности). С 1987 г. предприниматели в нашей стране ориентируются на получение прибыли любой ценой, не учитывая интересы государства, входят в конфликт с законом.

Серьезный ущерб законности был нанесен пропагандой принципа «разрешено все, что не запрещено законом». При динамизме социально-экономических и политических преобразований и неадекватности их правового регулирования этот принцип привел на практике к осложнению криминальной ситуации, утрате социально-регулирующей функции морали как одного из средств совершенствования общественных отношений.

Законность и правопорядок взаимосвязаны. Есть законность - есть правопорядок. Нет законности - есть беззаконие и произвол (беспредел). Законность выступает как причина а правопорядок как следствие Государство станет правовым лишь при прочной законности и стабильном, основанном на праве и законностн порядке. Законность в правопорядок не существуют вне конкретно-исторического, классового общества, а следовательно - нет внеклассовой законности. Законность всегда направлена на охрану определенного класса.

44. Соотношение социальной и юридической справедливости

Справедливость - правовая категория следовательно правовое триединство форм равенства, свободы и справедливости. Роле: справедливость-уто категория политическая, а не формальноправовая. Со временем другие справедливость связывали с ответственностью. Справедливость наказания, то, что учитываются все обстоятельства совершенного деяния. Говоря о ЮО - надо сказать, что оно справедливо, когда в соответствии с правовым з-ом. Корелин: в общ-ве действует универсальный з-он неравенства. Имущественное неравенство переходит в неравенство социальное. Право и справедливость не всегда совпадают. Если в общ-ве есть з-ны, кот ведут общ-во к гибели, след-но такие з-ны должны отменяться они не б соблюдаться. Кант: если исчезнет справедливость, то жизнь на земле не будет иметь никакой ценности. Ильин: есть цель права (вектор): правопорядок. Если поведение субъектов отклонится от цели права, то субъекты должны нести юр. отв-тъ инаказание д.б. прямо пропорционально отклонениям цели права - справедливым. Наказание д.б. не просто формальным, а таким чтобы субъект правонарушения считал его справедливым. Только в этом случае м. говорить о том, что путем наказания мы можем добиться исправления правосознания.

45. Правовая культура: понятие, структура. Правовая аккультурация и правовая конвергенция

В юридической науке нет ясности в понимании правовой культуры. Некоторые считают, что правовая культура - это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Другие считают что правовая культура - это «более высокая и емкая форма правосознания».

Под правовой культурой понимается также обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания в целом и уровне правового развития субъекта (человека, различных групп всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура, есть «особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям». Правовая культура - это одна из форм социально значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, которая выражается в правовых нормах, институтах, в способности оценки этих явлений и духовных продуктах жизнедеятельности в навыках и ценностях, которые влияют на нх юридически значимое поведение Совсем кратко правовая культура - это способность действовать «по закону», а не «по совести». Поэтому некультурдическим нормам, нарушение действующего законодательства. Всякое противоправное поведение есть антикультура. Однако любое определение правовой культуры не может являться абсолютно правильным, так как существует проблема понимания не только самой культуры, но и права. В зависимости от того, что человек понимает под правом, в определенной степени складывается его осмысление и трактовка правовой культуры. Правовая аккультурация - заимствование. Правовая конвергенция - сближение(ром герм с англо сакс). В РФ ист пр - ПТТВС.ППВ АС,ППКС РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7