бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам) бесплатно рефераты

1. Государственный язык. Его еще называют официальным языком. Это язык, используемый в законотворчестве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении, в армии и т.д.

2.Государственная символика. Государственная символика, как правило, учитывает историю, природу государства, олицетворяет его суверенитет, самобытность, идеологию.

3.   Наличие национальной валюты



14. Сущность государства и ее аспекты

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Сторонники теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Технократическая теория: властвовать, управлять могут и должны профессионалы-у правленцы, менеджеры.

Названные теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и пер во носителем власти является народ, что государственная власть должна быть народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

В демократическом государстве более значимой становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно свои интересы, выдает за общесоциальные и общенациональные.

15. Современное понимание связи сущности, формы, функций и механизма государства

(смотри №14)

Форма государства - это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Традиционно считается, что под формой государства следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов - формы правления, формы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется ввиду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти.

ФП: М(абс, конст:парл, дуал); Р(парл,през,смеш,с-п,соц). ФГУ: У; Ф(1-терр,нац,2-симм,несимм); К. Понятие и система функций государства.

Любое гос-во постоянно действует, пытаясь т.о. достичь поставленных целей и решить возникающие задачи. Деят гос-ва м\б активной или пассивной. Активная предполагает постоянное вмешательство гос-ва в политич, экономич и иные общ-кые процессы. Пассивная деят приводит к тому, что гос-во отстраняется от решения возникающих проблем. Выражение деятельности гос-ва явл ф-ции гос-ва, кот можно рассматривать как средство достижения поставленных задач. Анализ ф-ции гос-ва показывает: а)уровень его развития, б)характер взаимоотношения с др гос-вами, в)роль, кот. данное гос-во играет на конкретном историч этапе, г)место личности в гос-ве. В юр лит-ре под функциями гос-ва понимается основные направления его деят-ти, кот выражают сущность, цели, соц. назначение гос-ва по управлению об-вам. Признаки: 1)они представ, собой гл. напр, дея-ти гос-ва, 2)они выражают сущность гос-ва (часто реализуются в интересах тех людей, кот осуществляют вл), 3)они реализуются опред методом, 4)всегда имеют практическую направленность, 5)всегда охватывают деят. гос-ва целиком. Для реализации ф-ций гос-ва характерны объективный (проявл в том, что ф-ции зависят от общих закономерностей развития об-ва и гос-ва. Гос-во вынуждено выполнять свои ф-ции в противном случае оно приведёт к анархии) и субъективный (проявляется в том, что люди должны осознать необходимость гос ф-ции и должны им подчиняться) факторы. Структура: -субъект ф-ции гос-ва — гос ор-ган(учреждение), кот данную ф-цию выполняет, -объект ф-ции - сфера общ-ных отношений, на кот направлено гос воздействие, -содержание ф-ции - непосредственная деят гос-ва. В идеале все ф-ции гос-ва д\б направлены на достижение обшего блага, на обеспечение комфорта личности. В различ периоды существование государственности, ф-цни гос-ва имели различ характер. При этом наблюдается эволюция от агрессивно-принудительных к общесоциальным.

Механизм госудапства-sys гос органов и учреждений, кот. имеет иерархичную структуру и осуществляет гос вл. Признаки: -он рассматр как единое целостное образование, -имеет иерархичную структуру, -сущ-ет для выполнения ф-ций гос-ва, -облад спец инструментами принуждения, -в деят-ти мех-ма гос-ва принимает участие т.н. «управлен-иы». Принципы: 1)законности, 2)демократизма, 3)разделения властей, 4)гласности, 5)ирофессионализм. Подсистемы мех-ма гос-ва: а)высшис органы власти и управления, б) органы иласти и управления субъектов(в федерациях), a)opi аны правопорядка, г)МСУ. Классификация'. I )в jae-rtiu от способа возникновения: а)исрвичные(во:тикают либо в рез-те   наследственной   передачи   власти (монархня),  либо   в   рез-те   непосредственного   народного   волеизьявления (Президент в республике)}, б)производные (вторичные). Возникают по инициативе первичных органов. 2}-\\- V полномочий: а)высшие (президент), б)органы субъектов (в федерациях), в)местные органы (мэр, гор дума). 3)-\\- компетенции: а)органы общей компетенции (Парламент), б)органы спец компетенции (Суды). 4)-И- порядка принятия решения: а) коллегиальные( парламент), б)единоличные(президент). 5)-\\- принципа разделения властей: законодательные: -обшефедеральный парламент (1или2палатный); выделяется левое, правое или центристское крыло, -парламенты республик в составе РФ. б)исполнительные: -центральные(президент, правительство, министерства и ведомства), -органы субъектов(отраслевые областные министерства), -местные органы. в)судебные органы: -высшие суды, -суды общей юрисдикции, -спец суды. Помимо судов: I.нотариат, 2.адвокатура, 3.прокуратура.

16. Основные современные концепции понимания права

В эпоху перехода от первобытно-общинного строя к цивилизации возникла необходимость поддержания единого порядка. Таким средством явилось право - система социальных норм, установленных и санкционированных государством, что отличало его от обычаев родового строя и иных социальных норм. Через свои органы государство обеспечивало исполнение права и его охрану от нарушений.

В настоящее время в теории права существует множество подходов к определению понятия «право». Термин "право" моралистами, богословами и некоторыми философами понимается в смысле "справедливого" и "справедливости", тогда как для юристов этот термин означает комплекс "юридических нормативов и правил".

Юридическое понимание права.: «Право - это система норм и полномочий свободного общественно-политического существования формально равных субъектов. Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться и защищаться государством».

В теории права формируется два подхода к понятию права - монистический (узкий) и плюралистический. Исходя из монистического понимания, право - это объективно обусловленная регулятивная система, воздействующая на общественные отношения совокупностью норм (правил поведения), установленных государством и защищающих интересы тех или иных классов, социальных групп общества. Плюралистический подход, право - это мера свободы личности с учетом свободной воли, свободным выбором соотношения интересов разных видов и т.д. А.Б. Венгеров определяет «право как имеющуюся социальную ценность, регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, обес-печенньсх возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочивания.

В философии права Ю.В. Тихонравов: «Право есть система регулирования поведения людей в обществе посредством норм, устанавливаемых теми или иными организациями, при условии, что исполнение этих норм обеспечивается санкциями, осуществляемыми теми или иными организациями в меру их реальной власти».

К. Маркс и Ф. Энгельс буржуазное право - это «...возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». В постсоветской юридической науке право как воля всего населения страны, как надклассовое явление. Наличие волеизъявления различных социальных сил и индивидов в своем содержании позволили определить право как систему «...общеобязательных, формально-определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни».

Итак, право - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.

Понимание «права» как триединства равенства, свободы и справедливости легистскому подходу, право - это продукт государства (государственной власти), принудительно-властное установление. Согласно юридическому подходу, право - это объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, т.е. определенное, отличное от других, социальное явление (особый специальный регулятор и т.д.) Естественно-правовой и либертарнд-юридический (исходящий из различения права и закона, где право - не естественное право, а принцип формального равенства). Либертарно-юридическому (формально-юридическому) право - это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений», «...право - это лишь форма общественных, фактических отношений, а не сами эти общественные отношения, не их фактическое содержание». Цель права - сделать закон (позитивное право) и государство правовым. Право - это форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных лишь общей норме. Они имеют свободную волю. «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы». В контексте различения права и закона справедливость входит в понятие права, и поэтому право, по определению, справедливо. Действовать по справедливости - значит, действовать правомерно.

17. Сущность права и ее аспекты

Иеринг понимал под сущностью права защиту индивидом собственных интересов. В отечественной литературе сущность права понимают как возведенную в закон государственную волю (в советском праве имелась в виду воля трудящихся). Сущность права тесно связана с социальным назначением того или иного класса с его потребностью для определенной социальной общности Другие считают, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях. Чтобы не допустить ошибки или подмены согласованной воли волей класса (нации или государства), следует использовать критерий, ограничивающий правовое от неправового. - справедливость. Право не может быть несправедливым Право в своей сущности есть выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, устанавливающая в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально 3«ачи-мых отношениях. Однако фактически в праве переплетены классовый, общесоциальный, религиозный, национальный и другие аспекты. Идеологической основой всей правовой системы могут быть идея пользы и идея справедливости, которые могут выступать в этой роли либо поочередно, либо одновременно.

18. Источники современного права

«Источник» в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты: общеобязательность, общеизвестность и т. д. в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. Правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Преимущества: 1. оперативность 2. систематизирован-ность 3. позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику 4.поддерживаются государством.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). Нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты: а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями, б) иерархизированы, в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права.

В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим. Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.

19. Религиозные источники права

Религиозные источники права - это религиозные предписания священных книг. Они имели большое значение в феодальном праве. Под действие религиозных норм попадали многие семейные, наследственные отношения. В настоящее время они не потеряли своей значимости в странах, где конституционно закреплена какая-либо государственная религия. Источники: мусульманские (Коран-непоспедственное откровение учение Аллаха, сунна-содержит высказывания Аллаха в адрес Мухаммеду относительно традиций, иджма-восполняет пробелы своими поучениями кот сущ-ют в Коране и Сунне, кияс-это рассуждения по аналогии на основе Сунны и иджмы, мусульманские з-ны - шариат), иудей-скне(старый завет, талмут, декларация о независимости 15 мая 47г. Израиля, знэн «о юрисдикции Раввин су-дов!953г.»,з-он «о гражданстве», древний сказ млегенды, нравоучительные беседы, притчи, мудрые изречения.), цер-ковиые(главный источник библия, на практике в кач-ве источника используется настольная книга священнослужителя, божественное право, церковное з-во, каноны, обычаи, прецеденты, мнения авторитетных канонистов, внутрицер-ковное з-во и внешнецерковное, гос-ое зак-во по церковным делам).

20. Место обычного права в современной правовой культуре российского общества

Русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. В. М. Хвостов обычай - юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих развитие общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7