Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)
1. Государственный язык. Его еще называют официальным языком. Это язык,
используемый в законотворчестве и официальном делопроизводстве,
судопроизводстве, обучении, в армии и т.д.
2.Государственная символика. Государственная символика, как правило,
учитывает историю, природу государства, олицетворяет его суверенитет,
самобытность, идеологию.
3. Наличие национальной валюты
14. Сущность государства и ее аспекты
Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет
его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в государстве
являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе,
вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит
государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Сторонники
теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть,
управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно
принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту
не сменит другая. Технократическая теория: властвовать, управлять могут и
должны профессионалы-у правленцы, менеджеры.
Названные теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Приверженцы демократической доктрины исходят из того, что
первоисточником и пер во носителем власти является народ, что государственная
власть должна быть народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит
экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда
усматривается классовая сущность государства, посредством которой экономически
господствующий класс становится политически господствующим. В развитых
демократических странах государство постепенно становится эффективным
механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления,
а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше
время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными
потребностями и интересами, что предполагает сотрудничество различных, в том
числе противоречивых сил. Такое государство сосредоточивает свою деятельность
на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
В демократическом государстве более значимой становится общесоциальная
его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих
начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности
односторонней.
На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым
началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже
националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках
узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть
обычно свои интересы, выдает за общесоциальные и общенациональные.
15. Современное понимание связи сущности, формы,
функций и механизма государства
(смотри №14)
Форма государства - это совокупность существенных способов (сторон)
организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его
сущность.
Традиционно считается, что под формой государства следует понимать
организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее
основных элементов - формы правления, формы государственного устройства и
политического режима. При этом под формой правления имеется ввиду организация
верховной власти государства, характеризующаяся ее источником,
взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Под формой
государственного устройства подразумевается административно-территориальная
организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей
государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом
понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в
состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или
совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил,
стоящих у власти.
ФП: М(абс, конст:парл, дуал); Р(парл,през,смеш,с-п,соц). ФГУ: У;
Ф(1-терр,нац,2-симм,несимм); К. Понятие и система функций государства.
Любое гос-во постоянно действует, пытаясь т.о. достичь поставленных
целей и решить возникающие задачи. Деят гос-ва м\б активной или пассивной.
Активная предполагает постоянное вмешательство гос-ва в политич, экономич и
иные общ-кые процессы. Пассивная деят приводит к тому, что гос-во отстраняется
от решения возникающих проблем. Выражение деятельности гос-ва явл ф-ции гос-ва,
кот можно рассматривать как средство достижения поставленных задач. Анализ ф-ции
гос-ва показывает: а)уровень его развития, б)характер взаимоотношения с др
гос-вами, в)роль, кот. данное гос-во играет на конкретном историч этапе,
г)место личности в гос-ве. В юр лит-ре под функциями гос-ва понимается основные
направления его деят-ти, кот выражают сущность, цели, соц. назначение гос-ва по
управлению об-вам. Признаки: 1)они представ, собой гл. напр, дея-ти гос-ва,
2)они выражают сущность гос-ва (часто реализуются в интересах тех людей, кот
осуществляют вл), 3)они реализуются опред методом, 4)всегда имеют практическую
направленность, 5)всегда охватывают деят. гос-ва целиком. Для реализации ф-ций
гос-ва характерны объективный (проявл в том, что ф-ции зависят от общих
закономерностей развития об-ва и гос-ва. Гос-во вынуждено выполнять свои ф-ции
в противном случае оно приведёт к анархии) и субъективный (проявляется в том,
что люди должны осознать необходимость гос ф-ции и должны им подчиняться)
факторы. Структура: -субъект ф-ции гос-ва — гос ор-ган(учреждение), кот данную
ф-цию выполняет, -объект ф-ции - сфера общ-ных отношений, на кот направлено гос
воздействие, -содержание ф-ции - непосредственная деят гос-ва. В идеале все
ф-ции гос-ва д\б направлены на достижение обшего блага, на обеспечение комфорта
личности. В различ периоды существование государственности, ф-цни гос-ва имели
различ характер. При этом наблюдается эволюция от агрессивно-принудительных к
общесоциальным.
Механизм госудапства-sys гос органов и учреждений, кот. имеет
иерархичную структуру и осуществляет гос вл. Признаки: -он рассматр как единое
целостное образование, -имеет иерархичную структуру, -сущ-ет для выполнения
ф-ций гос-ва, -облад спец инструментами принуждения, -в деят-ти мех-ма гос-ва
принимает участие т.н. «управлен-иы». Принципы: 1)законности, 2)демократизма,
3)разделения властей, 4)гласности, 5)ирофессионализм. Подсистемы мех-ма гос-ва:
а)высшис органы власти и управления, б) органы иласти и управления субъектов(в
федерациях), a)opi аны правопорядка, г)МСУ. Классификация'. I )в jae-rtiu от
способа возникновения: а)исрвичные(во:тикают либо в рез-те
наследственной передачи власти (монархня),
либо в рез-те непосредственного
народного волеизьявления (Президент в республике)}, б)производные
(вторичные). Возникают по инициативе первичных органов. 2}-\\- V полномочий:
а)высшие (президент), б)органы субъектов (в федерациях), в)местные органы (мэр,
гор дума). 3)-\\- компетенции: а)органы общей компетенции (Парламент), б)органы
спец компетенции (Суды). 4)-И- порядка принятия решения: а) коллегиальные(
парламент), б)единоличные(президент). 5)-\\- принципа разделения властей:
законодательные: -обшефедеральный парламент (1или2палатный); выделяется левое,
правое или центристское крыло, -парламенты республик в составе РФ.
б)исполнительные: -центральные(президент, правительство, министерства и
ведомства), -органы субъектов(отраслевые областные министерства), -местные
органы. в)судебные органы: -высшие суды, -суды общей юрисдикции, -спец суды.
Помимо судов: I.нотариат, 2.адвокатура, 3.прокуратура.
16. Основные современные концепции понимания права
В эпоху перехода от первобытно-общинного строя к цивилизации возникла
необходимость поддержания единого порядка. Таким средством явилось право -
система социальных норм, установленных и санкционированных государством, что
отличало его от обычаев родового строя и иных социальных норм. Через свои
органы государство обеспечивало исполнение права и его охрану от нарушений.
В настоящее время в теории права существует множество подходов к
определению понятия «право». Термин "право" моралистами, богословами
и некоторыми философами понимается в смысле "справедливого" и
"справедливости", тогда как для юристов этот термин означает комплекс
"юридических нормативов и правил".
Юридическое понимание права.: «Право - это система норм и полномочий
свободного общественно-политического существования формально равных субъектов.
Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы
в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться
и защищаться государством».
В теории права формируется два подхода к понятию права - монистический
(узкий) и плюралистический. Исходя из монистического понимания, право - это
объективно обусловленная регулятивная система, воздействующая на общественные
отношения совокупностью норм (правил поведения), установленных государством и
защищающих интересы тех или иных классов, социальных групп общества.
Плюралистический подход, право - это мера свободы личности с учетом свободной
воли, свободным выбором соотношения интересов разных видов и т.д. А.Б. Венгеров
определяет «право как имеющуюся социальную ценность, регулятивную систему,
которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил
поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, обес-печенньсх
возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные
отношения с целью их упорядочивания.
В философии права Ю.В. Тихонравов: «Право есть система регулирования
поведения людей в обществе посредством норм, устанавливаемых теми или иными организациями,
при условии, что исполнение этих норм обеспечивается санкциями, осуществляемыми
теми или иными организациями в меру их реальной власти».
К. Маркс и Ф. Энгельс буржуазное право - это «...возведенная в закон
воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными
условиями жизни вашего класса». В постсоветской юридической науке право как
воля всего населения страны, как надклассовое явление. Наличие волеизъявления
различных социальных сил и индивидов в своем содержании позволили определить
право как систему «...общеобязательных, формально-определенных норм,
обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в
соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической,
политической и духовной жизни».
Итак, право - это система общеобязательных правил поведения, которые
устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.
Понимание «права» как триединства равенства, свободы и справедливости
легистскому подходу, право - это продукт государства (государственной власти),
принудительно-властное установление. Согласно юридическому подходу, право - это
объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола
законоустанавливающей (государственной) власти, т.е. определенное, отличное от
других, социальное явление (особый специальный регулятор и т.д.)
Естественно-правовой и либертарнд-юридический (исходящий из различения права и
закона, где право - не естественное право, а принцип формального равенства).
Либертарно-юридическому (формально-юридическому) право - это форма отношений
равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального
равенства участников данной формы отношений», «...право - это лишь форма
общественных, фактических отношений, а не сами эти общественные отношения, не
их фактическое содержание». Цель права - сделать закон (позитивное право) и
государство правовым. Право - это форма общественных отношений независимых
субъектов, подчиненных лишь общей норме. Они имеют свободную волю. «Люди
свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы». В контексте различения
права и закона справедливость входит в понятие права, и поэтому право, по
определению, справедливо. Действовать по справедливости - значит, действовать
правомерно.
17. Сущность права и ее аспекты
Иеринг понимал под сущностью права защиту индивидом собственных
интересов. В отечественной литературе сущность права понимают как возведенную в
закон государственную волю (в советском праве имелась в виду воля трудящихся).
Сущность права тесно связана с социальным назначением того или иного класса с
его потребностью для определенной социальной общности Другие считают, что по
своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом
компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях. Чтобы не
допустить ошибки или подмены согласованной воли волей класса (нации или
государства), следует использовать критерий, ограничивающий правовое от
неправового. - справедливость. Право не может быть несправедливым Право в своей
сущности есть выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля
общества, устанавливающая в форме общеобязательных предписаний меры свободного
поведения человека в типичных социально 3«ачи-мых отношениях. Однако фактически
в праве переплетены классовый, общесоциальный, религиозный, национальный и
другие аспекты. Идеологической основой всей правовой системы могут быть идея
пользы и идея справедливости, которые могут выступать в этой роли либо
поочередно, либо одновременно.
18. Источники современного права
«Источник» в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право.
Силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на
потребности общества, развитие общественных отношений и принимает
соответствующие правовые решения. Источником права следует также признать форму
выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение
государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты:
общеобязательность, общеизвестность и т. д. в теории называют четыре вида источников
права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.
Правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение
которого обеспечивается государственным принуждением. Сущность судебного
прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по
конкретному делу. Нормативный акт — доминирующий источник права во всех
правовых системах мира. Преимущества: 1. оперативность 2.
систематизирован-ность 3. позволяют точно фиксировать содержание правовых норм,
что помогает проводить единую политику 4.поддерживаются государством.
Все источники права могут быть классифицированы на две группы:
нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и
иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные
прецеденты и решения). Нормативность выступает критерием разграничения
юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы
права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые
акты: а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную
структуру органов с определенными правотворческими полномочиями, б)
иерархизированы, в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам
исполнения и реализации права.
В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы,
статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую
систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и
прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических
актов, устанавливающих определенный, правовой режим. Нормативный акт — это
официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий
общеобязательные юридические нормы.
19. Религиозные источники права
Религиозные источники права - это религиозные предписания священных
книг. Они имели большое значение в феодальном праве. Под действие религиозных
норм попадали многие семейные, наследственные отношения. В настоящее время они
не потеряли своей значимости в странах, где конституционно закреплена
какая-либо государственная религия. Источники: мусульманские
(Коран-непоспедственное откровение учение Аллаха, сунна-содержит высказывания
Аллаха в адрес Мухаммеду относительно традиций, иджма-восполняет пробелы своими
поучениями кот сущ-ют в Коране и Сунне, кияс-это рассуждения по аналогии на
основе Сунны и иджмы, мусульманские з-ны - шариат), иудей-скне(старый завет,
талмут, декларация о независимости 15 мая 47г. Израиля, знэн «о юрисдикции
Раввин су-дов!953г.»,з-он «о гражданстве», древний сказ млегенды,
нравоучительные беседы, притчи, мудрые изречения.), цер-ковиые(главный источник
библия, на практике в кач-ве источника используется настольная книга
священнослужителя, божественное право, церковное з-во, каноны, обычаи,
прецеденты, мнения авторитетных канонистов, внутрицер-ковное з-во и
внешнецерковное, гос-ое зак-во по церковным делам).
20. Место обычного права в современной правовой
культуре российского общества
Русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой
основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа,
на долговременном применении ее на практике. В. М. Хвостов обычай - юридическая
норма, подкрепленная давностью применения.
Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ
создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в
политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось
в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических
правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, обычаи и сегодня
применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания
новых обычаев, отражающих развитие общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|