бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам) бесплатно рефераты

В силу того, что древние государства были теократическими, эта теория имела много примеров ее подтверждения на практике. Библия начинается книгой Моисея «Бытие», где в самом начале сказано. «В начале сотворил Бог небо и землю». В главе XI сказано, что сначала на всей земле были один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, люди нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. Они наделали кирпичей и сказали «Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли». В стихе 5 читаем. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у них язык, и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле. Посему дано ему имя. Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». После Всемирного потопа дети и внуки Ноя населили острова, земли. Их народы имели свои языки. Первыми возникли города-государства. Выходит, что государство так же старо, как и люди. Согласно Библии, основные законы были даны человечеству Богом через пророка Моисея. Глава государства, повелевая людьми, должен реализовывать волю Божью на земле, а поэтому люди должны ему беспрекословно подчиняться. Именно так эта идея изложена в христианстве, иудаизме и исламе. Наследование власти также исходит по воле Бога, чтобы было непреходящим благое царство. Главная функция государственной власти — поощрять доброе и наказывать злое. Если же власть бралась не за свое дело -за идеологию, то тогда начинал действовать Бог. Без государственной власти нет порядка. Царь должен наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве и создавать условия для доброй жизни людей. Центральной категорией в теологических кониепциях является теодицея — учение о принципах божественной справедливости и порядке их осуществления в мире. Эта теория основана на вере. Опровергнуть ее с научных позиций никому пока не удалось, ибо пока никто не доказал небытие Бога. По логике данной теории, Бог должен был создать мир совершенным и справедливым. Вопросов здесь больше, чем ответов. Первый: если Бог создал мир, то кто создал Бога? Второй: если Бог создал мир совершенным, то почему в христианстве существуют проблемы - представления о конце света, человеческой истории и человека? В «Апокалипсисе», в книге откровений апостола Иоанна, можно прочесть и о Страшном Суде, и о всеобщем воздаянии за грехи, которыми должны завершиться борьба добра и зла. Бог не только далек от людей, но и не понятен им. самой Библии нет четкого описания создания Богом государства. При этом все верующие пытаются доказать, что это не цель Библии. Ее цель - спасение человека,

9. Взгляды на происхождение государства и права российских и западноевропейских мыслителей

Историческая школа права. Немецкие ученые Гуго, Савиньи, Пухта - утверждали, что право не создается законодателем, а появляется в процессе развития народного духа, так же, как и язык. Право и государство — это продукты исторического развития того или иного народа, «народного духа», жизни, а поэтому у каждого народа они различны. Савиньи утверждал, что государство — это органическое проявление народа, а право - выражение его духовной общности. По их мнению, право возникло спонтанно и медленно и его первыми формами были народные обычаи. В теории насилия право — это продукт насилия, результат военно-политических процессов Насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов С этой целью создается государство и его инструмент - право. Факт насилия, господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Выгодный для себя порядок властвующие провозглашают в форме права, закрепляют его с помощью общеобязательных норм, устанавливаемых государством. Здесь доминируют военно-политические факторы над социально-экономическими.

Ф. Энгельс о возникновении государства и права. Главные причины возникновения государства и права лежат в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Государственная организация приходит на смену родопле-менной организации, право - на смену обычаям.

Ранний период человечества характеризуется неразвитостью производства, полной зависимостью человека от природы. Это был период присваивающей экономики (период собирательств готовых продуктов природы) Полная зависимость от природы вынуждала людей жить и добывать пишу сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствовала коллективная форма собственности Совершенствование способа добычи средств к существованию, повлияло на появление более устойчивых объединений людей - общин и родов, складывается новая общественно-экономическая формация - первобытно-общинный строй.

Материнский род сменился отцовским (патриархат), и родство стало определяться по мужской линии. Это было связано с повышением роли мужчины в общественном производстве. Власть характеризуется как первобытная демократия (народовластие) управление. Высшим органом власти было общее собрание всех взрослых членов рода -мужчин и женщин Оно избирало совет старейшин, вождя. Власть основывалась на авторитете и возможности жесткого принуждения и носила личностный характер, распространялась на личности и не имела территориального характера Согласно марксизму, государство и право не навязаны обществу извне, а являются результатом развития самого общества. Государство выросло из власти и органов родового общества, а право - из обычаев. Это происходило в процессе совершенствования орудий труда, что привело к разделению труда, возникновению частной собственности, классов, а затем государства.

Первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия. Вторым разделением труда было отделение ремесла от земледелия. Третье разделение общественного труда было связано с обменом, появлением металлических денег, купечества. Иначе это разделение можно назвать отделением от производства торговли. Место родовой организации власти занимает государство.

Происходят изменения и в воспроизводстве людей: беспорядочные половые связи упорядочиваются; исключается инцест (половые связи между родственниками); Укреплению семьи способствовали развитие производства, возможность трудиться отдельной семьей.

Обособленная собственность отдельных семей постепенно превращается в частную собственность. Согласно учению Ф. Энгельса, между государством и негосударственной формой организации общества имеется переходный период военной демократии. Она существует на стадии разложения родового строя, когда появляются союзы племен. Традиционные подношения вождю приняли характер постоянных податей, налогов.

Учения российских юристов.

«Повесть временных лет». Исходя из текста можно утверждать, что до призвания варягов-русов северными княжествами на территории Древней Руси существовали государственные образования Куявия, Артания и др. Все славянские племена жили отдельно друг от друга и управлялись своими родами самостоятельно. Во главе каждого племени стоял князь. Власть передавалась по наследству от старшего брата к младшему. Первых киевских князей он называл мудрыми. Князь Кий совершал поход в Царьград и был на приеме у греческого царя, который «великие почести воздал ему». Славяне «жили между собою в мире», имели «свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый -свой нрав». Куявия, Артания и др. имели не только своих князей, но и такие институты, как Советы родов. Варяги принесли на Русь дружинное и личностное начало. «Первая идея государства на нашей почве им принадлежит». Киевский князь Ярослав впоследствии «основал государственный быт Руси и утвердил ее политическое единство на родовом начале». Вся Россия стала принадлежать одному княжескому роду. Эта теория получила название «теории родового быта». Ее критиками выступили славянофилы, которые разработали теорию общинного быта. Третьей известной теорией возникновения государства была задружно-общинная (основоположник - профессор В. Леонтович). Суть ее заключается в том, что государства у славян возникли из задруги, которая представляла собой объединение индивидов на кровнородственной и профессиональной основе для совместного ведения сельскохозяйственных, строительных и других работ. Задруга выбирала себе руководителя из числа наиболее авторитетных людей, которые при разрастании объединения создавали аппарат управления - первый институт государственности. Кризисная теория А. Б. Венгерова. По мнению А.Б. Венгерова, ~ 12 тыс. лет назад на земном шаре возникли кризисные климатические явления, угрожавшие существованию человека как биологической особи, что привело к переходу человека от присваивающей экономики к производящей к пастбищам, а затем кочевому скотоводству, к подсечно-огневому, а затем и поливному земледелию. Социально-экономическая и экологическая сущность неолитической революции привела к производящей экономике, которая и стала основным способом существования и воспроизводства человечества. Переход к производящей экономике обеспечил рост народонаселения. «Неолитическая революция», производящая экономика привели первобытное общество к расслоению, появлению классов, зарождению государства. Первые государства - это города-государства (полисы).

В теории государства и права нет единства мнений по вопросу о природе государства и права. В отечественной юридической науке в объяснении происхождения этих сложных социальных явлений доминирует историко-материалистическая концепция.

10. Современные антропологические концепции о возникновении государства и права

Антропологические трактовки происхождения гос-ва и права спорный вопрос т. к. юр-ая антропология выходит за рамки ТГиП, т. к. изучает догосударственное общество. Существует множество т. зрения. Нет общезначимой концепции, в силу не совпадения экон-ой, соц-ой и иных т. зр-ия исследователей. В России вопрос: как и почему возникло гос. и право 2-е группы концепций: 1) гос. и право-искусственное явление, не вытекающее из природы развития общества. 2) гос. и право - естественные исторические продукты развития общества- Все концепции м. классифицировать:-конфликтные (марксисткая, насильственное завоевание) - консенсуальные (естественного права, договорная Гоббс, Руссо, Локк).

В полит. Антропологии есть подходы к возн-ию гос-ва: I ^линейный- возникновение вождеетва в рез-те полит-ой централизации нескольких общин. Власть вождя приобретает насильс-ый характер. В полисах нет регулирования бюрократами. Власть пока выборная, но времен, полит, структура управ-ьгх народом. 2) Билинейный - противопоставление Запада и Востока. Учение Маркса и Энгельса (о азиатском способе воспроизводства)^ Азиат система изначально доминирует над индивидом. Запад-прогрессивно, где в каждой более высшей форме осуществляется последовательная эмансипация субъектов (от меньшей свободы к большей) 3) многолинейный - множество эволюционных траекторий. lyp-появление бэндов (до земледелия появление семей) 2ур-появление землед-их и скотовод-их племен, кот еще не имеют ярко выраженных вождей. Зур- появление вождеетва. 4ур-возникновение гос-ва. 4) нелинейный - рост сложностей внутриобшинной и надобщинной структур происходит одновременно. Надобщинная структура приобретает жесткий характер. Происходит образование таких союзов, как конфедерации. Юрид антропология о праве Это наука о чел-ке как соц. явление в его правовом измерении. Главный источник права- обычай. Первые обычаи существовали устно след-но это устное право: способ общения способствовал образованию определенной модели общ-ых отношений.

Вывод: все существующие концепции можно рассматривать как научные гипотезы, а не как истина в последней инстанции. Трудности концепций: 1) объективные - сложность и многосторонность процесса возникновения гос. и права, трудности его адекватного восприятия и отражения. 2) субъективные - невозможность однозначного объяснения процесса возникновения гос. и права со стороны исследования т. к. они имеют не совподающие эконом-ие полит-ие идеолог-ие и религ-ые взгляды и интересы.

11. Проблемы современной типологии государства и права

Мет общезначимой концепции, в силу не совпадения экон-ой, соц-ой и иных т зр-ия исследователей. В России вопрос как и почему возникло гос. и право 2-е группы концепций: I) i-ос и право-искусственное явление не вытекающее из природы развития общества. 2) гос и право- естественные исторические продукты развития общества. Все концепции м. классифицировать:- конфликтные (марксисткая, насильственное завоевание)    консенсуальные (естественного права, договорная Гоббс, Руссо, Локк) Вывод: все существующие концепции можно рассматривать как научные гипотезы, а не как истина в последней инстанции. Трудности концепций: I) объективные - сложность и многосторонность процесса возникновения гос. и права, трудности его адекватного восприятия и отражения. 2) субъективные - невозможность однозначного объяснения процесса возникновения гос. и права со стороны исследования т. к. они имеют не совподающие эконом-ие, полит-ие, идеолог-ие и религ-ые взгляды и интересы.

12. Проблемы определения понятия государства

Гумплович: столько определений гос-в сколько философов и государство ве до в. Платон один из первых пытался дать определение понятию гос-во.( там где справедливые з-ны и т д) Аристотель: гос-во- наивысшая форма полит-го общения людей. Н. Макиавелли ввел термин гос-во до него оно не употреблялось были термины: царство, полис, княжество, земдя и т д. Гос - такая соц организация, где сущ-ет администрация и з-ны, а цель всеобщее благо. Гос-во союз лиц подчиненные з-ам. 19век - рассвет нем-ой класс-ой юр науки. Именно в этот период формировалось понятие гос-ва кот были в дальнейшем заимствованы. Г-во определяется ч/з 3 признака: народ, власть, территория. Союз лии проживающих на единой территории и подчинены верх единой власти. В Германии возн-ло учение о гос как аппарате насилия, имущественный класс был над ним. В 20 веке м б подводить итоги по воросу определения понятия гос-ва. М выделить 4 подхода к определению понятия гос-ва: 1) Классический: Г-есть союз лиц прож-их на опред-ой территории, подчиненные единой верх-ой власти. 2) Юридический: Г-правовая форма организ-ии и функц-ия публ-ой полит власти. Этот подход свойственен сторонникам теории прав-го гос-ва. 3) Социолог-ий: Г-разделенная на классы полит организация общества. 4) Либертарно-юр :Г-это полит организация защищ-ая правовую свободу. В науке доминирует 3-й подход. Оказал влияние Макс Вебер: Г- чел общ-во кот веутри опред области претендует на монополию легитим физ-го насилия. С эконом-ой т зр Г- опред-ая соц производ-ая система. Любое определение гос-ва не может адекватно отразить это сложное соц явление. Определение отражает ту обстановку в кот. жил автор определения. Иванников: Г-это истор-ки сложивш-ся организация полит-оп власти классов-го общества, официально представляющая весь народ, проживающий в рамках строго опред-ой территории. Илыт:Г-публично-правовая территориальная корпорация.

13. Классификация признаков государства. Основные первичные признаки государства

IJJapod, Основу государства образует его народ. Народ можно определить как совокупность людей, приживающих в пределах ограниченной территории конкретного государства. Народ - это все население страны.

2.  Государственная власть - это разновидность социальной   власти,   представляюшая   руководство делами всего общества с помощью государственного аппарата и его материальных придатков.

Механизм государства (государственные органы, государственные учреждения, государственные служащие) - это главный компонент государственной власти. Государство стало возвышаться над обществом. Осуществляя управление обществом, оно стало координировать взаимоотношения между различными его частями.

3.   Государственная территория. Территория государства - это часть земного шара, представляющая собой внутреннее пространство, ограниченное сухопутной, водной и воздушной границами, а также недра до технически доступной глубины, на которые распространяется суверенитет государственной власти.

4.    Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет», т.е. верховенство власти государства внутри страны и независимость ее во вне (в пределах соблюдения суверенных прав других государств и общепризнанных норм международного права).

5. Духовное единство народа, или всеобщий интерес. Это есть усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка

1.2 Основные вторичные признаки государства

1.   Монополию на легитимное физическое насилие. Этот признак означает, что право на физическое насилие над людьми принадлежит только государству и не может принадлежать каким-либо иным социальным объединениям или отдельным лицам.

2.   Монополию на сбор налогов. Государству принадлежит монополия на легальный сбор налогов. Объем налогов зависит от уровня развития экономики, налог - это «обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

3.   Законодательство. Законы издаются государством и служат, главным образом, средством для достижения его целей.

4.     Безопасность государства. Безопасность государства - это многогранное понятие, предполагающее территориальную целостность, политике-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную его устойчивость 1.3. Неосновные (факультативные) признаки государства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7