бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Усыновление бесплатно рефераты

на усыновление — одно из важных лич­ных неимущественных прав родителей, и его

нарушение приво­дит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновле­ние

ребенка приводит к полному прекращению правовой связи между ним и родителями.

Если рассматривать семейное право как часть гражданско­го, согласие на

усыновление следует признать односторонней сделкой. Это означает то, что оно

может быть оспорено по всем основаниям, предусмотренным для оспарнвания

сделок. Наи­более вероятным основанием для оспаривания согласия на

усыновление является вынуждение дачи согласия с помощью насилия или угроз.

Согласие может быть оспорено также, если оно было дано в результате стечения

тяжелых обстоятельств. Однако отмена уже произведенного усыновления, если

согла­сие родителей было оспорено, должна производиться, только если это

отвечает интересам ребенка.

В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия

родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени

утрачивают связь с ребенком.

В соответствии со статьей 130 СК, согласие родителей на усы­новление не

требуется, если родители неизвестны или призна­ны безвестно отсутствующими,

недееспособны или лишены ро­дительских прав. Усыновление без согласия

родителей воз­можно и в тех случаях, когда родители в течение шести месяцев

без уважительных причин не проживают с ребенком и уклоня­ются от его

воспитания и содержания. В этом случае вопрос об усыновлении без согласия

родителей рассматривается судом, который оценивает обстоятельства, в связи с

которыми родите­ли не выполняли свои родительские обязанности.

В отношении детей, лишенных родительского попечения, согласие на усыновление

дается их опекунами или попечителя­ми, приемными родителями или

руководителями детских уч­реждений, в которых находится ребенок. Получение

согласия этих лиц необходимо исключительно в целях защиты интере­сов ребенка,

поэтому в тех случаях, когда их отказ в даче согла­сия представляется

необоснованным, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о

вынесении решения об усы­новлении без их согласия.

Если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, не­обходимо также

согласие на усыновление его супруга, который не является усыновителем,

поскольку этот супруг также будет принимать участие в воспитании ребенка в

качестве его отчима или мачехи. Необходимость в получении согласия супруга

усы­новителя отпадает, если супруги прекратили супружеские от­ношения, не

проживают совместно более года и место житель­ства другого супруга

неизвестно.

Для обеспечения усыновителям и усыновляемым равных условий и облегчения контроля

за усыновлением дети, подле­жащие усыновлению, и лица, желающие усыновить

ребенка, регистрируются отдельно. В соответствии с законода­тельством введена

система цент­рализованного учета детей, ос­тавшихся без попечения родите­лей.

Выявлению и учету подле­жат дети, родители которых умерли, неизвестны

("подкиды­ши"), лишены родительских прав, признаны безвестно отсут­ствующими,

недееспособными, уклоняются от воспитания и со­держания своих детей и т.п.

[1]При этом должно быть установлено отсутствие родительского попе­чения в

отношении обоих роди­телей. Сведения о таких детях ставятся на централизованный

учет в случае, если эти дети еще не устроены на воспитание в се­мьи или

находятся в специали­зированных учреждениях для де­тей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Каждый ребенок, оставший­ся без попечения родителей, ре­гистрируется в

журнале первич­ного учета ("муниципальный уровень")(см.Приложение № 2) , и в

течение месяца со дня регистрации орган опеки и попечительства предпринимает

попытки к устройству такого ре­бенка на воспитание в семью (на усыновление,

под опеку, в при­емную семью).

В случае невозможности уст­ройства такого ребенка в семью, орган опеки и

попечительства пе­редает сведения о нем в регио­нальный банк данных о детях,

оставшихся без попечения роди­телей. Такой банк данных фор­мируется в каждом

из 89 регио­нов России. Как правило, его ведет соответствующий отдел органа

управления образованием субъекта Российской Федерации или Центр по

усыновлению, опеке и попечительству.

Сведения о ребенке, остав­шемся без попечения родителей, переданные в

региональный банк данных, незамедлительно пере­даются в федеральный банк

дан­ных о детях, оставшихся без по­печения родителей, который на­ходится в

Министерстве общего и профессионального образова­ния Российской Федерации.

В течение не менее трех ме­сяцев с момента поступления данных в федеральный

банк ре­гиональные службы и Отдел со­циальной защиты детей и охра­ны прав

детей Министерства, осуществляют попытки к устрой­ству детей, сведения о

которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.

По заказу Министерства раз­работана компьютерная програм­ма "Надежда",

которая связыва­ет федеральный и региональные банки данных о детях и

позволяет при помощи модемной связи и электронной почты оперативно получать и

использовать сведения о детях. То есть, кандидату в усыновители нет

необходимости ехать в Москву для получения сведений о том, где можно

усы­новить "мальчика двух-трех лет с голубыми глазами и темными во­лосами ";

ему достаточно обра­титься в свой региональный банк данных и, если такого

ребенка нет в регионе, региональная служба связывается с федераль­ным банком

данных, и в тече­ние пяти минут выявляется ре­гион, в котором такой ребенок

есть.

Таким образом, развеян "миф" о том , что усыновить ре­бенка очень трудно и

различные бюрократические структуры чи­нят в этом препятствия гражда­нам.

Сейчас в банке данных 40 тыс. детей, оставшихся без по­печения родителей и,

если кто-то не смог найти ребенка на усынов­ление в своем районе, городе, он

можете обратиться в региональ­ную службу, в федеральный банк данных для

подбора ребенка.

В федеральном банке данных отсутствует "очередь"на усынов­ление. При этом

складывается парадоксальная ситуация — люди, желающие усыновить ре­бенка,

готовы стоять на учете в своем регионе не один год и не хотят выехать для

усыновления в другую область, край, в то вре­мя, как иностранные граждане

прилетают в Россию с целью усыновить ребенка с другого кон­ца света — из США,

Канады, даже из Новой Зеландии.

На мой взгляд, прежде всего это связано со сложившейся трудной социально-

экономичес­кой ситуацией в стране, когда небольшое число граждан может

позволить себе такую "роскошь", как усыновление ребенка . Вто­рой причиной

является недоста­точная информированность граж­дан о существовании

федераль­ной и региональных служб по оказанию содействия в устрой­стве детей,

оставшихся без по­печения родителей, на воспита­ние в семьи.

В настоящее время только одна газета согласилась регулярно давать сведения о

детях-сиро­тах, состоящих на учете в феде­ральном банке данных — "Семей­ный

совет" (приложение к еже­недельнику ''Аргументы и фак­ты"). И результат не

замедлил сказаться — дети, сведения о ко­торых были опубликованы в га­зете,

нашли себе семьи в разных уголках России. Сейчас перед нами стоит проблема

поиска пу­тей более широкого информиро­вания граждан о детях, нуждаю­щихся в

устройстве на воспита­ние в семьи.

В настоящее время порядок учета потенциальных усыновителей регулируется

Положением «О порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской

Федерации, на усыновление гражданам Российской Федера­ции и иностранным

гражданам». Лица, желающие усыновить ребенка, подают заявления с приложением

необходимых доку­ментов в муниципальный орган управления образованием по

месту своего жительства. На основании этих документов в со­ответствии с

пунктом 17 названного Положения указанный орган готовит заключение о том,

может ли данное лицо быть усыновителем. Если заключение является

положительным, лицо, желающее стать усыновителем, ставится на учет в

качест­ве кандидата на усыновление. Лицам, зарегистрированным в качестве

кандидатов на усынов­ление, подбираются дети, подлежащие усыновлению, и

предо­ставляется возможность получить информацию о них и позна­комиться с

самими детьми. Если кандидату на усыновление не удается подобрать ребенка по

месту его жительства, он может обратиться в орган управления образованием

субъектов Рос­сийской Федерации или в Министерство образования РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, намеренные усыновить ребенка,

подлежат централизованному учету на уровне субъекта Российской Федерации или

Федерации в целом. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган

управления образованием субъекта Российской Федерации. Таким образом,

формируются банки данных, на основании ко­торых производится подбор лиц,

желающих стать усыновите­лями, и детей. Если усыновление производится

родственника­ми ребенка или супругом его родителя, оно происходит помимо

указанной системы учета. После того как конкретным усынови­телям подобран

конкретный ребенок, органы опеки и попечи­тельства решают вопрос о том,

соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на

заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть

усы­новителем. Принимается во внимание также отношение ребен­ка к будущему

усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения,

которое органы опеки и попечи­тельства предоставляют суду.

5. Порядок усыновления.

Новое семейное законодательство существенно изменило порядок усыновления. Лица,

желающие усы­новить ребенка должны обратить­ся в орган опеки и попечитель­ства

(отдел образования или иную службу, на которую возло­жены функции по охране

прав детей) по месту своего житель­ства, чтобы получить заключение о том, что

они являются надле­жащими кандидатами в усынови­тели. Для получения такого

за­ключения необходимы, в первую очередь, паспорт, а также: справка с места

работы о зани­маемой должности и заработной плате,либо копия декларации о

доходах; копия финансового ли­цевого счета с места жительства; копия

свидетельства о браке; ме­дицинское заключение о состоя­нии здоровья.

[2]

Специалист по охране детства в личной беседе с кандидатами в усыновители (до

получения от них необходимых документов) выявляет мотивы усыновления, наличие

возможности обеспече­ния ими должного содержания и воспитания ребенка,

отсутствие противопоказаний для усыновле­ния. Выясняются также данные,

которые учитываются при подго­товке заключения, такие, как возраст

усыновителей (особенно в тех случаях, когда усыновить ребенка раннего

возраста изъяв­ляют желание лица предпенсионного или пенсионного возраста),

наличие членов семьи, страдаю­щих заболеваниями, которые мо­гут отрицательно

сказаться на здоровье и воспитании ребенка. Специалист по охране детства

обязательно посещает семью кан­дидатов в усыновители, состав­ляет акт

обследования условий их жизни и дает заключение о воз­можности усыновления

ими ре­бенка.

Лица, получившие заключе­ние о том, что они являются над­лежащими кандидатами

в усыно­вители, вправе начать подбор ре­бенка на усыновление. Орган опеки и

попечительства выдает им направление на подбор ребен­ка из соответствующего

детско­го учреждения и, как уже гово­рилось выше, если кандидаты в

усыновители не смогли подобрать ребенка в районе (городе) по месту своего

жительства, они вправе обратиться в любой реги­ональный банк данных или в

фе­деральный банк данных.

При подборе ребенка на усы­новление,кандидат в усынови­тели должен :

1.Ознакомиться с лич­ным делом ребенка, чтобы по­лучить максимум

информации о нем. Прежде всего необходимо знать, что каждый ребенок,

пе­редаваемый на усыновление, обязательно проходит медицин­скую комиссию,

которая дает заключение о состоянии его здо­ровья. Усыновитель обязан

озна­комиться с заключением и рас­писаться в нем.(см.Приложение № 3).К

сожалению, в практике нередки случаи, когда усынови­тели брали на усыновление

ребен­ка, не вникая в тонкости его медицинского диагноза; последстви­ем этого

становилась отмена усы­новления, трагедия усыновителей и усыновленного ребенка.

В со­ответствии с установленным по­рядком кандидаты в усыновите­ли вправе

провести для ребенка независимую медицинскую экс­пертизу (в дополнение к

обяза­тельной медицинской комиссии) для уточнения диагноза ребенка. В этом

случае все действия, свя­занные с экспертизой, произво­дятся за счет средств

кандидатов в усыновители.

2.Кандидаты в усыновители должны получить всю имеющу­юся информацию о

родителях ребенка. В частности, докумен­ты, подтверждающие статус

ре­бенка-сироты или оставшегося без попечения родителей (свиде­тельство о

смерти родителя (ро­дителей), копия решения суда о лишении родителей

родительских прав, признании родителя неде­еспособным, акт о подкидывании

ребенка и т.д.). Например, если мать ребенка лишена роди­тельских прав, а отец

находится в местах лишения свободы, то такого ребенка передать на усы­новление

до выхода отца из зак­лючения невозможно (если, ко­нечно, отец не даст

письменное согласие на усыновление).

Кроме получения согласия ро­дителей ребенка на усыновле­ние, обязательным

документом является также согласие на усы­новление ребенка его опекуна,

попечителя, приемного родите­ля, руководителя детского уч­реждения, в котором

находится ребенок. При этом мнение вы­шеуказанных лиц учитывается, однако не

является решающим. Суд вправе в интересах ребенка вынести решение об

усыновле­нии без согласия этих лиц. Если у ребенка, лишившегося

роди­тельского попечения и находяще­гося в детском интернатном уч­реждении,

есть другие близкие родственники (дедушка, бабуш­ка, тетя, дядя), их мнение

по вопросу усыновления ребенка учитывается, но не является ре­шающим. Однако

согласие само­го ребенка, достигшего 10-лет­него возраста, при установлении

усыновления обязательно.

Если у ребенка есть братья, сестры, то их разобщение воз­можно только в том

случае, ког­да усыновление отвечает интере­сам ребенка и не прерывает свя­зи

между детьми. Понятно, как нежелательно разобщение брать­ев и сестер,

находящихся в род­ственных отношениях и воспиты­вающихся в одном детском

уч­реждении, проживавших совме­стно до их устройства на воспи­тание в детское

учреждение, ос­ведомленных друг о друге и своем родстве. Исключение

состав­ляют дети, имеющие только об­щую мать (отца), которые не

вос­питывались совместно в одной семье, находятся в разных детс­ких

учреждениях и даже числят­ся под разными фамилиями. Это может также

допускаться в их интересах, когда усыновители не настаивают на сохранении

тай­ны усыновления и не возражают против общения усыновленных детей с

братьями и сестрами. Возможно разъединение братьев и сестер при усыновлении,

если кто-либо из них подлежит содер­жанию в специальном лечебно-

воспитательном учреждении.

И, хотя их согласия на усы­новление не требуется, в инте­ресах ребенка

уточнить все обсто­ятельства и получить полную ин­формацию о родственниках

ре­бенка.

Итак, кандидаты в усынови­тели подобрали ребенка на усы­новление (познакомились

и уста­новили с ним контакт, ознако­мились с его документами). Сле­дующий шаг —

подача заявления в суд с просьбой об усыновлении. В заявлении обязательно

долж­ны быть указаны сведения о са­мих усыновителях, о детях, ко­торых они

желают усыновить, их родителях, просьба о возможных изменениях фамилии, имени,

отчества, даты и места рождения ребенка в актовой записи о рож­дении

усыновляемых детей. К заявлению также прилагаются: копия свидетельства о

рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

копия свидетельства о бра­ке усыновителей (усыновите­ля) — при усыновлении

ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; при усыновлении ребенка одним из

супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги

прекратили семейные отноше­ния, не проживают совместно более года и место

жительства другого супруга неизвестно; медицинское заключение о состоя­нии

здоровья усыновителей (усы­новителя); справка с места рабо­ты о занимаемой

должности и за­работной плате либо копия дек­ларации о доходах или иной

до­кумент о доходах; документ, подтверждающий право пользо­вания жилым

помещением или право собственности на жилое помещение.

[3]

Кроме этого, органом опеки и попечительства представляется в суд ряд

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5