бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Усыновление бесплатно рефераты

Курсовая: Усыновление

Министерство Внутренних Дел России

Московский Юридический Институт

кафедра гражданско-правовых дисциплин

Курсовая работа.

УСЫНОВЛЕНИЕ.

Научный руководитель-

Выполнил:

слушатель уч.группы

2 курса

рядовой милиции

Москва-1998г.

План.

Введение...............................................................3

1.История усыновления..........................................4

2.Понятие усыновления..........................................9

3.Основание усыновления......................................10

4.Условия усыновления..........................................13

5.Порядок усыновления.........................................17

6.Отмена усыновления...........................................21

7.Усыновление детей иностранными гражданами.....25

Заключение...........................................................28

Список использованной литературы.........................32

Приложение №1....................................................33

Приложение №2....................................................34

Приложение №3....................................................35

Введение.

Нынешнее состояние безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних

свидетельствует о том, что негативные последствия изменившейся социаль­но-

экономической ситуации в стране в первую очередь отразились на детях.

Постоянную тенденцию в сторону увеличения имеет социальное сиротство. Из

числа детей, ос­тавшихся без попечения родителей, только 5% де­тей дети-

сироты, все остальные имеют родите­лей, которые по тем или иным причинам

(лишены родительских прав, хронические алкоголики, нар­команы, отбывают сроки

наказания, безвестно от­сутствуют, уклоняются от родительских обязан­ностей и

др.) не занимаются их воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут

осуществлять свои родительские обязанности. В последние годы соци­альное

сиротство приобрело новые особенности:дети по вине родителей оказываются на

улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризор­ными.В средствах массовой

информации неоднократно об­суждались проблемы, связанные с усложнившимся

после введения в действие Семейного кодекса РФ порядком усыновления.

Усыновление является наиболее предпоч­тительной формой устройства детей,

оставшихся без попечения родителей. Эта форма наилучшим образом обеспечивает

защиту прав ребенка, поскольку он пол­ностью приравнивается в правовом

отношении к род­ным детям и приобретает в лице усыновителей роди­телей и

родную семью.

Не усложнена ли процедура до степени, не обеспе­чивающей эффективную

реализацию прав усыновляе­мых и усыновителей на усыновление. Об этом и будет

рассказано в моей курсовой работе.

1.История усыновления.

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав

семьи совершалось в ДревнейРуси еще во времена язычества. В пору, когда на

смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью

посред­ством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освя­щалось

особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело

силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении

определенного цер­ковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к

усыновлению нормами византийского права, под влиянием ко­торых тогда

находилась Русь. Что же касается русского обыч­ного права, то оно

предусматривало разные процедуры усынов­ления, сохранявшиеся долгое время. В

их числе:

обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях

на мнимую роженицу надевали рубаш­ку, испачканную кровью. Имитировать роды

мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной,

сопровождал усыновление им ребенка; женитьба на вдове брата; фактический

прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и

усынов­ляемым.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала

древняя семья с патриархальным отцом семейст­ва во главе, в которую одинаково

входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если

ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить числен­ность, прочность

общины, то со временем все отчетливей стано­вится другая цель усыновления —

иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был

своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе

усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему

жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при

усыновлении учитыва­лись интересы не только усыновителя, но и усыновляемых,

особенно тех, кто утратил собственную семью.

Долгое время правила, касающиеся усыновления, не под­вергались существенным

изменениям и по-прежнему отлича­лись большим разнообразием. Но по мере

укрепления частно­собственнических начал в семейных отношениях все большее

значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных

детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на

собственность усыновите­ля со стороны его незаконных детей.

В период реформ Петра I усыновлению как таковому специ­ально внимания не

уделялось. То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая

много занималась укреплением правовых основ Российского государства,

право­вым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и

особенно связанных с защитой прав детей. Но спецальных законов, посвященных

усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она

разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры.

Подобного рода разрешение послужило в дальней­шем основанием для других

усыновлений с согласия самой им­ператрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало разви­ваться в основном в

начале 19в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам

усыновлять ближай­ших законнорожденных родственников «через передачу им при

жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов,

специально предназначенных для усынов­ления. Все они обращали внимание на

необходимость неукос­нительного соблюдения принципа сословности при

усыновле­нии дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление

лицами, принадлежащими к дворянскому сосло­вию, в то же время получило

значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания

угасающей фа­милии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

С середины 19в. стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, и

в их числе те, что позволяли усы­новлять не только сирот. Однако, если

родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление. Заметной

вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта

1891 г. «О детях усыновленных и узаконен­ных» . Этот закон разрешал не только

узаконить, но и усынов­лять незаконнорожденных детей. Причем распространялось

такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности

и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением

обреченных по своему сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения.

Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собст­венных законных

или узаконенных детей. Исключение состав­ляли мещане и сельские обыватели. Не

могли быть усыновите­лями также лица моложе тридцати лет. В результате

усыновле­ния усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую

родственную связь. Он приобретал все права, при­нимал на себя все

обязанности, относящиеся к законным детям. В это время усыновление понималось

уже более широ­ко — не только как средство решения имущественных проблем, но

и как акт, имеющий моральное значение. В любом случае оно тесно связывалось с

мотивацией поведения усыновителя, а потому усыновление делилось на несколько

категорий. В пер­вую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым

ценным, поскольку обещавший усыновить обычно делал все, чтобы усыновленному

ребенку было у него хорошо. Во вторую категорию входило усыновление ребенка

привязав­шейся к нему кормилицей. И наконец, в третью, менее жела­тельную —

усыновление за награду. Считалось, что ценность такого акта невелика.

Свод Законов Гражданских, впитавший многовековой опыт правовой культуры

прошлого, по-прежнему всячески охранял принцип сословности. Это

обстоятельство отражалось в кон­кретных правовых предписаниях. Так,

усыновление дворяна­ми осуществлял окружной суд, мещанин и сельский обыватель

усыновляли ребенка благодаря его приписке к своей семье и т.д. Но кроме

разрешения на усыновление существовали оп­ределенные запреты, которые чаще

всего связывались с необхо­димостью соблюдения церковных предписаний.

Например, за­прещалось усыновление лиц христианского вероисповедания

нехристианами и, наоборот. Вместе с тем предпринимались всяческие меры к

тому, чтобы не нарушить интересы законных наследников. Поэтому Свод Законов

Гражданских не допускал усыновления чужих детей, если у усыновляющего были

собст­венные законные или узаконенные дети. Сохранялись и суще­ствовавшие

прежде правила по поводу разницы в возрасте усы­новителя и усыновляемого,

согласия родителей, опекунов ре­бенка на его усыновление и др.

Кроме общих правовых предписаний, предназначенных для усыновления,

существовали специальные правила, предусмат­ривающие усыновление отдельных

категорий детей. Так, по Правилам об усыновлении питомцев Санкт-

Петербургского и Московского воспитательных домов в возрасте до семи лет на

их усыновление требовалось кроме согласия матери разрешение начальства

воспитательного дома. Усыновление воспитанника старше семи лет допускалось

без согласия его матери. Другой пример: ребенка, принесенного в

воспитательный дом с метри­кой о рождении, можно было усыновить только после

достиже­ния им трех лет, а при отсутствии такой метрики — по истече­нии шести

недель со дня отдачи в воспитательный дом. Что касается процедуры

усыновления, существовавшей в России в конце 19 в., то простотой она не

отличалась. Определялась она Уставом гражданского судопроизводства в

зависимости от сословия усыновителя. Для дворян эта процедура была особен­но

сложной и состояла из нескольких этапов: составления акта об усыновлении у

нотариуса; представления этого акта на разрешение окружного суда по месту

жительства усыновителя; утверждения этого акта судебной палатой. При

рассмотрении ходатайства об усыновлении окружным судом опекунское учреждение

должно было представить «удос­товерение» , подтверждающее, что усыновление не

обратится во вред усыновляемому.

В результате состоявшегося усыновления возникали отно­шения, которые были

только приближены к отношениям кров­нородственным, но полностью с ними не

совпадали. Существо­вали довольно многочисленные ограничения на этот счет,

кото­рые касались разных сфер отношений. Например, усыновитель мог передать

свою фамилию усыновленному только при усло­вии, что он не пользуется большими

правами состояния. Пере­дача усыновленному фамилии потомственного дворянина

до­пускалась только по Высочайшему соизволению. Усыновленный не приобретал

после смерти усыновителя права на его пен­сию и т.п. Становясь наследником в

«благоприобретенном» имуществе усыновителя, усыновленный вместе с тем не

приоб­ретал равного права наследования на имение усыновителя, не имеющего

родных сыновей, а имеющего лишь дочерей. Вместе с тем по законам Российской

Империи усыновленный сохранял право наследования по закону после своих

родителей и их род­ственников.

Таким образом, для конца 19 и начала 20 в. характерно использование

усыновления прежде всего для охраны имуще­ственных интересов усыновителя-

наследодателя. Одновремен­но благодаря усыновлению осуществлялась защита прав

ребен­ка путем его устройства в семью усыновителя. Особое значение это имело

для осиротевших детей. В сельской же местности усыновление давало возможность

усыновителю приобрести до­полнительные рабочие руки в домашнем сельском

хозяйстве. И, что не менее важно, с помощью усыновления хозяйскому сыну можно

было избежать воинской службы, так как усынов­ленный мог его заменить в

случае призыва. Поэтому существо­вал специальный закон, где говорилось, что

для исполнения воинской повинности имеет значение усыновление детей не старше

пяти лет. Немаловажным для усыновителя соображе­нием было его желание иметь в

преклонном возрасте помощни­ка и кормильца. Но опять-таки далеко не всегда

усыновитель руководствовался соображениями материального, делового

ха­рактера. Не было редкостью и усыновление как способ удовле­творения

естественных чувств любви и привязанности, не нахо­дящих применения за

отсутствием собственных детей.

Первый семейный кодекс России послеоктябрьского перио­да не предусматривал

усыновления вовсе. Главной причиной невозможности правового регулирования

отношений по усы­новлению было стремление устранить всякую попытку

эксплу­атации труда малолетних детей. К тому же отпала проблема передачи

имущества от усыновителя-наследодателя к усынов­ленному, поскольку перестал

существовать институт наследо­вания. Однако потребность в усыновлении не

исчезла. Она объ­яснялась, во-первых, соображениями экономическими, глав­ным

образом потребностью крестьян иметь в семье еще одного работника, и во-

вторых, ростом числа бездомных детей, поте­рявших свою семью, родителей из-за

социально-экономических потрясений, затронувших все сферы жизни и все слои

насе­ления, особенно детского.

Выходом из положения в первом случае стало предусмотрен­ное Земельным

кодексом примачество. Но в отличие от усынов­ления основу примачества

составлял договор между совершен­нолетним примаком и крестьянским двором с

целью «сугубо трудовой». Что же касается устройства массы осиротевших детей,

кочующих по всей России в поисках крова и пищи, то эту ситуацию пытались

разрешить с помощью различных детских учреждений. Тем не менее осиротевших

детей под разными предлогами продолжали брать в семью, используя главным

об­разом правила, касающиеся опеки (попечительства). Но сохра­нение при этом

правовой связи ребенка с его родителями не всех устраивало. Вот почему на

практике за лицами, принявшими несовершеннолетнего на воспитание,

признавалось право при­сваивать своему подопечному фамилию опекуна.

Таким образом, необходимость возрождения института усы­новления становилась

все более очевидной. Вот почему неза­долго до принятия нового, второго по

счету семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г.

«Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном,

семейном и опекунском праве», которым вводилась новая глава, посвященная

специально усыновлению.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. уделял усынов­лению

сравнительно мало внимания. Его предписания в этой части либо имели общий,

традиционный характер, либо содер­жали особенности, продиктованные новыми

требованиями вре­мени. По сути дела существовавший веками в России принцип

сословности был сохранен и продолжал жить, но только в ином облике. Так, ни

при каких обстоятельствах не допускалось усы­новление ребенка лицами, не

имеющими права быть опекуна­ми. А это были лица, лишенные избирательных прав,

причис­ляемые к «враждебным классам». Считалось, что нельзя допус­тить, чтобы

воспитанием усыновленных занимались « враждеб­ные элементы», которых

выгоняли, выселяли, раскулачивали как классовых врагов. К тому же считалось,

что кулак не может дать своему усыновленному ребенку надлежащее школьное

воспитание, поскольку дети кулака принимались в школу при вакантных местах и

в последнюю очередь. Подвергался сомне­нию и вопрос о том, может ли какой-

нибудь нэпман обеспечить усыновленному им ребенку нормальное общественное,

трудо­вое воспитание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5