Диплом: Унитарные предприятия
оборонного заказа, когда возможно гарантирование фиксированного уровня
рентабельности по видам продукции, как предусмотрено Законом "О
государственном оборонном заказе".
Разумеется, могут быть исключения из этого общего правила, если предприятию
действиями государственных организаций (собственников) наносится ущерб
вследствие создания нерыночных условий выполнения обязательного задания, а
также принудительных экономических или административных ограничений. В таких
случаях государство обязано компенсировать ему реальный ущерб независимо от
того, достаточно у предприятия доходов для финансирования производства или
нет. Средства из бюджета для такой компенсации следует предусматривать в
плановом порядке с целью достижения устойчивости финансового положения.
Помимо компенсации убытков, казенное предприятие вправе получать от государства
финансовые ресурсы на капитальные затраты, реализацию плана развития,
содержание объектов социальной инфраструктуры, однако только в тех случаях,
когда у него недостаточно своих средств.
[51]
Основным источником ресурсов для обеспечения расширенного воспроизводства и
у казенного предприятия являются доходы и прибыль. Поэтому решающее значение
для нормального воспроизводственного процесса имеет порядок распределения
последних..
Но этот вопрос остается сложным и запутанным;. Гражданский кодекс не вносит в
него ясности. Им предусмотрено, что продукциям: доходы от использования
имущества, находящегося в хозяйственном .ведении или оперативном управлении,
а также имущество, приобретенное унитарным предприятием, поступают в
хозяйственное ведение или оперативное управления в порядке, установленном
Гражданским кодексом (ст. 299.2). другими законами и иными правовыми актами
для приобретения права собственности. Это означает, что продукция и доходы
унитарного предприятия независимо от того, находится имущество в
хозяйственном ведении или оперативном управлении, принадлежат учредителю-
собственнику. Следовательно, порядок распределения доходов казенного
предприятия определяется собственником его имущества.
В итоге прибыль предприятия, полученная как от выполнения плана-заказа, так и
в результате разрешенной самостоятельной деятельности, распределяется по
нормативам, централизованно устанавливаемым государственным органом
(собственником). Так называемый свободный остаток прибыли изымается в доход
бюджета.
Для правильного решения вопроса и обоснованного распределения доходов и
прибыли необходимо признать ошибочность самой исходной посылки,
рассматривающей продукцию, доходы как следствие использования имущества
(капитала), а не "продуктивности" факторов производства. Согласно теории
факторов производства, доход любого предприятия, в том числе унитарного, -
результат всех факторов производства, т. е. труда, капитала, природных
ресурсов, предпринимательской деятельности.
Непременным условием эффективности производства является то, что на всех
предприятиях каждый из данных факторов получает экономическую реализацию, а
субъекты собственности - участники производства присваивают соответствующую
производительной силе фактора долю дохода в форме заработной платы, процента,
ренты, прибыли и др. До такого первичного распределения результаты
производства (продукция, доходы) должны поступать в собственность
непосредственно производителя-предприятия или предпринимателя, который
выполняет обязательства перед собственниками ресурсов - участниками
производства.
Именно такой подход реализован в ст. 136 Гражданского кодекса,
предусматривающей, что поступления, полученные при использовании имущества,
принадлежат лицу, применяемому его на законном основании, т. е.
предприятию-производителю или предпринимателю. Не сложно понять, что положения
ст. 299.2 Гражданского кодекса противоречат ст. 136.
[52]
При определении порядка распределения доходов казенного предприятия надо
исходить из того, что доходы и прибыль принадлежат ему. а собственник, в свою
очередь, имеет право на получение части прибыли в форме платы за пользование
имуществом (процента на капитал). Это резко усилит заинтересованность всех
участников производства в результатах хозяйствования, так как собственник
имущества, участвующий в деле своим капиталом, коллектив предприятия - трудом,
предприниматель - организаторским талантом, получают долю дохода из общего
результата в меру своей эффективности.
[53]
С учетом сказанного существующий механизм распределения прибыли может быть
усовершенствован в различных направлениях. Целесообразно рассмотреть
возможность альтернативных способов. В зависимости от форм взаимоотношения с
бюджетом реальны нормативный или налоговый варианты распределения. Если
прибыль, получаемая при выполнении плана-заказа, может быть распределена по
нормативному методу, то полученная от осуществления самостоятельной
хозяйственной деятельности должна распределяться по налоговому варианту.
Потребность производства в финансовых ресурсах (капитальных вложениях,
оборотных средствах) зависит от характера выпускаемой продукции, от того,
насколько часто ее приходится обновлять, от степени освоенности изделий,
возрастной структуры основных фондов. Поэтому нормативы должны быть
дифференцированы с учетом особенностей воспроизводства. В зависимости от
вида производства и его состояния прибыль, причитающаяся собственнику
имущества, может изыматься в бюджет или направляться в фонды предприятия.
Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам
производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов,
материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе
отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для
государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные
договоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество
казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам
этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь,
защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др.
Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически
бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства,
хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных
предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли
они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность.
Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.
[54]
Из сказанного следуют по меньшей мере два вывода:
— численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;
— применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.
Первая проблема выходит за рамки статьи, а вторая составляет ее суть.
Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти
на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в
развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные
особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую
почву соответствующего опыта США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо
самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и
учитывать собственный исторический опыт.
Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями
во всех странах является осуществление этого управления соответствующими
министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно
действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в
США).
В России в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О
реформе государственных предприятий" решение о ликвидации федерального
госпредприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики или
хозяйства принимает Правительство РФ. Оно определяет и федеральный орган
исполнительной власти, который утверждает устав казенного предприятия и
руководит его деятельностью. Сохранив административную подчиненность
предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки
командной системы. К их числу следует отнести прежде всего отсутствие у
руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также
фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых
вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель
казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для
реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и
здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией
следует сохранить лишь контроль за его де Средством преодоления указанных и
иных недостатков существовавшей' ранее системы управления может быть:, во-
первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных решений
высококомпетентными лицами; во-вторых, применение конкурсной системы подбора
руководящих кадров; в-третьих, использование в ряде случаев независимых
экспертных оценок. Практическая реализация этих положений видится в
следующем:
1. Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны
приниматься в вышестоящем органе коллегиально.
2. В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть
гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не может
проявиться предпринимательская активность менеджера.
3. Подбор менеджеров должен проводиться на основании конкурса программ
претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие
требования государственной промышленной политики.
4. Заключение с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально
гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием
— "контракт-плана", в котором содержится программа его деятельности.
5. Как показывает зарубежная практика, программы деятельности
государственных предприятий составляются таким образом, чтобы
государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы
покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В
этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и
создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов
работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно
использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда),
так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.
6. Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а
субсидиарной.[55]
Исходя из изложенного, один из вариантов схемы управления казенными
предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.
При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по
управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе
Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием
требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав
этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных интересов
желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов
(экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.).
Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно
действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать
условия конкурса, программу деятельности предприятия, осуществлять контроль.
Наряду с "внешним" управлением в организационную структуру предприятия
необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность
принимать участие в управлении производством.
Попытка установить оптимальный правовой статус руководителей госпредприятий
(как казенных, так и коммерческих) осуществлена Указом Президента РФ от 10
июня 1994 года № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного
управления экономикой". Им установлено, что правительство или уполномоченные
им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным
руководителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском
законодательстве. В Указе перечислены обязательные условия, которые должны
содержаться в контракте, включая порядок и условия его досрочного
расторжения и -даже ответственность менеджера за ущерб, причиненный
предприятию в результате его действий или бездействия.
Гражданско-правовой характер контракта в принципе дает возможность федеральным
органам устанавливать права и обязанности руководителя по управлению
предприятием без оглядки на законодательные ограничения, установленные КЗоТ.
Ведь ни о каких конкретных правах и обязанностях хозяйственного руководителя,
кроме его отчетности, порядок и сроки которой должны быть установлены
Правительством РФ, в Указе не говорится. Очевидно, вопросы управлений'
казенным предприятием должны быть решены в последующих подзаконных актах. До их
издания как вновь назначаемые руководители, так и менеджеры, у «которых истек
срок трудовых контрактов, оказываются в полной зависимости от усмотрения
работников аппарата соответствующего госоргана.
[56]
2.3 Управление государственным унитарным предприятием.
Права собственника имущества унитарного предприятия.
Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия
1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а
также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других
объединениях коммерческих организаций;
Права собственника имущества, указанные в первых двух подпунктах пункта 1
статьи 20 представляются очевидными - по меньшей мере, они логично вытекают
из норм, записанных в других статьях Закона об унитарных предприятиях. Вместе
с тем; обратим внимание на то, что права руководства унитарного предприятия
ограничены и в принятии решений об участии в некоммерческих объединениях — то
есть при осуществлении отношений, которые вряд ли могут оказать какое-либо
непосредственное влияние на финансовые показатели его деятельности.
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей
планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного
предприятия;
Реализация этого права на практике, прежде всего, означает, что собственник
имущества может (и должен) устанавливать перечень показателей финансово-
хозяйственной деятельности унитарных предприятий, а также контролировать их
выполнение. По существу, такое положение более характерно для предприятий,
действующих в рамках плановой экономики (административной системы). Однако,
по-видимому, у разработчиков закона имелись достаточно веские основания для
введения нерыночных методов управления.
На федеральном уровне состав плана финансово-хозяйственной деятельности
унитарных предприятий пока не утвержден. После принятия Закона об унитарных
предприятиях такая мера представляется вполне рациональной. По нашему мнению,
не менее эффективной может оказаться разработка типовых планов или программ
деятельности унитарных предприятий на отраслевом уровне. Подчеркнем, что речь
идет не о бизнес -планировании (основной целью которого является
рационализация использования ресурсов и достижение максимальной
рентабельности), а именно о планировании деятельности (аналог
техпромфинплана), целью которого является централизованное установление
основных показателей, определение необходимых видов ресурсов и частичное
наделение ими.
4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том
числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
Положения данного пункта представляются недостаточно точными: из текста
непонятно, кем разрабатывается проект устава - собственником имущества или
руководством создаваемого предприятия; в общем случае руководитель унитарного
предприятия может быть назначен и назначается до начала формирования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|