Диплом: Унитарные предприятия
за казенными оно закрепляется в оперативное управление. Эти две юридические
формы не предполагают какие-либо существенные различия в им\%1ественных
отношениях данных типов унитарных предприятий и их учредителей. Во всяком
случае из Гражданского кодекса такие различия не вытекают.
Установлено, что предприятия на хозяйственном ведении и казенные предприятия
осуществляют права владения, пользования и распоряжения имуществом. Те и
другие не могут отчуждать имущество (продавать, сдавать в аренду, отдавать в
залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и
товариществ) без согласия собственника. Различия лишь в том, что казенное
предприятие вправе отчуждать с согласия собственника любое закрепленное за
ним имущество, а предприятие на хозяйственном ведении - лишь недвижимое. В
данном случае разделение переданного в хозяйственное ведение имущества на
движимое и недвижимое противоречит ст.132 Гражданского кодекса, согласно
которой предприятие в целом как имущественный комплекс является
недвижимостью.
Казенные предприятия признаны коммерческими структурами, но не все из них
ставят, главной' целью своей деятельности извлечение прибыли. То же самое
относится и к большинству неказенных .унитарных предприятий (имущество
которым перёдано в хозяйственное ведение), являющихся бесспорно
коммерческими. Среди тех и других типов унитарных предприятий есть
нерентабельный. Но это не означает, что они перестают быть коммерческими.
Во-первых, убыточность может быть временной. Во-вторых, если даже
коммерческая организация не преследует в качестве основной цели извлечение
прибыли, то экономию ресурсов, снижение затрат ставит одной из важнейших
задач своей деятельности. Для государственных предприятий прибыль и снижение
затрат по экономическому содержанию - равнозначные показатели. В-третьих,
получение прибыли - не единственный признак коммерциализации. Казенное
предприятие функционирует в рыночной среде, вступает в экономические
отношения с другими субъектами хозяйствования, участвует в конкуренции... Это
и есть коммерческая деятельность, конечным экономическим результатом которой
может быть не только прибыль.
Гражданский кодекс предусматривает формирование казенного предприятия лишь в
статусе федерального и только на базе имущества, находящегося в федеральной
собственности. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. также был рассчитан на
создание казенных заводов на базе преобразуемых государственных предприятий.
Но все это не исключает, а скорее предполагает возможность учреждения
государственных (субъектов РФ) и муниципальных казенных предприятий.
Указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Федерации
осуществить реформу государственных предприятий, относящихся к их
собственности, а органам местного самоуправления - муниципальных. Значит, по
аналогии федеральных на базе ликвидируемых производств они могут создавать
свои казенные предприятия, что вполне логично.
Вместе с тем, согласно Гражданскому кодексу, унитарные предприятия,
основанные на праве оперативного управления имуществом, имеют статус
федеральных, субъектов Федерации и муниципальных. Именно они являются
казенными, независимо от статуса собственника имущества, т е. учредителя.
Следовательно, не только федеральные органы, но и органы власти субъектов
Федерации и местного самоуправления могут учреждать казенные предприятия как
новые, так и на основе преобразования (ликвидации) действующих производств.
Необходимы законы о государственном казенном предприятии или о
государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При этом следует
предусмотреть возможность создания и функционирования казенных предприятий
на основе не только федеральной собственности, но и собственности субъектов
РФ, а также муниципальной.
Целесообразно выделить из действующих государственных и муниципальных
предприятий казенные заводы и определить их статус, режим хозяйствования,
методы и органы управления и т. д. Это необходимо сделать
безотлагательно в связи с приватизацией и развертыванием процесса банкротства
нерентабельных и несостоятельных производств.
Отношения казенного предприятия и собственника по использованию имущества.
Определяющее значение для взаимоотношений органов власти и казенных
производств имеют отношения по использованию имущества, закрепленного на
праве оперативного управления.
Понятия "хозяйственное ведение" и "оперативное управление" определяют
характер отношений по поводу владения, пользования и распоряжения
имуществом. Хотя в том и в другом случае предприятия на условия
хозяйственного ведения и казенные, как отмечалось, по существу, одинаково
наделяются такими правами, однако имущественные и управленческие
.. отношения собственника с этими двумя типами унитарных предприятий в
Гражданском кодексе обозначены по-разному.
.
В нем четко сформулировано, что собственник имущества, находящегося в
хозяйственном ведении, решает вопросы создания, предприятия, определения
предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации,
утверждает устав, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль
за использованием по назначению и сохранностью переданного имущества. Ясно,
что такие же функции выполняются и по отношению к казенному производству.
Однако это не закреплено, но определено, что собственник в лице
Правительства РФ утверждает устав казенного предприятия, может принимать
решение о его реорганизации или ликвидации, имеет право изъять излишнее,
неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. То, что функции
собственника четко не очерчены, оставляет широкий простор для вмешательства
государственных органов управления в деятельность предприятий, которым не
ясны их права, пределы зависимости от собственника и возможности
хозяйственной самостоятельности. Поэтому целесообразно законодательно
закрепить следующие функции собственника по отношению к казенному
производству:
связанные с учреждением предприятия (создание и установление его статуса,
определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, принятие
решения о реорганизации или ликвидации);
связанные с имущественными отношениями (закрепление имущества за предприятием
в оперативное управление, установление размера и оплата уставного капитала,
определение структуры и назначения имущества, изъятие излишнего,
неиспользуемого или используемого не по назначению, контроль за применением
по назначению и сохранностью закрепленного имущества):
связанные с управлением предприятием (назначение директора, установление
обязательного задания на производство и поставку продукции для нужд
собственника, контроль за его выполнением, определение порядка распределения
доходов).[47]
Конкретизация функций и их законодательное закрепление помогут создать
эффективный механизм взаимоотношений собственника и казенного предприятия,
очертить границы его самостоятельности, существенно улучшить управляемость
производства.
Регулирование деятельности казенных предприятий Гражданский кодекс не
предусматривает какие-либо требования к производительному использованию
имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Предприятие самостоятельно
решает вопросы его применения. Право оперативного управления предполагает,
что казенное производство владеет, пользуется и распоряжается закрепленным
за ним имуществом в соответствии с его назначением. Здесь прибавляется
существенный элемент - право собственника доводить задание и обязанность
предприятия его выполнять
Механизм реализации этой правовой нормы определен постановлением
Правительства РФ от 6 октября 1994 г., утвердившим Порядок планирования и
финансирования казенных производств. Предусмотрено функционирование их под
воздействием двух систем - административной и рыночной Реализация задания
государства (собственника) полностью. регламентируется сверху, а разрешенная
самостоятельная хозяйственная деятельность организуется по законам рынка.
Государство утверждает предприятию не только план развития и план-заказ на
поставку продукции для государственных нужд, но и цены на нее, фонд оплаты
труда на объем плана-заказа, лимит численности работников Вместе с тем оно
устанавливает тарифную сетку и порядок оплаты труда. Таким образом, казенное
предприятие, выполняющее государственное задание, не обладает хозяйственной
самостоятельностью.
Важно привести Порядок планирования и финансирования деятельности казенных
заводов (фабрик, хозяйств) в соответствие с Гражданским кодексом. Обязательное
задание (план-заказ) следует ограничить объемом поставок продукции (в
натуральном выражении в конкретной номенклатуре и ассортименте) с указанием
сроков поставки. Предприятие должно выполнять прежде всего это задание, за
него оно несет экономическую и административную ответственность.
Следовательно, целью планирования производства является выполнение задания
собственника при минимальных затратах ресурсов. Поэтому планирование должно
быть компетенцией самого предприятия. Нет необходимости устанавливать сверху
фонд оплаты и лимит численности, тарифную сетку и порядок оплаты труда
работников. Цены на продукцию на общих основаниях могут быть оговорены в
контракте (договоре), определяющем обязательства и ответственность как
заказчика, так и предприятия, разумеется, за исключением случаев, когда
установлен единый порядок государственного регулирования цен.
[48]
Такой подход усилит экономическую заинтересованность предприятия и его
ответственность за выполнение задания собственника. Вместе с тем это даст
возможность максимально использовать сэкономленные и свободные ресурсы для
разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых
работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных
нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального
образования;
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в
том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской
Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного
транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению
работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в
целях решения социальных задач;
необходимости разработки и производства отдельных видов продукции,
обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или
ограниченно оборотоспособной;
необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения
убыточных производств;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными
законами исключительно для казенных предприятий.
Основным условием создания и функционирования казенных предприятий является
необходимость поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для
государственных нужд.
Общие требования к договорам поставки для государственных нужд установлены
параграфом 4 главы 30 ГК РФ.
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных
нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров
для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров
поставки товаров для государственных нужд.
Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом
порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации,
обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников
финансирования.
Статьей 527 ГК РФ установлено, что государственный контракт заключается на
основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для
государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Для
государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком
(исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.
Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика
(исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что
государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть
причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного
контракта.
Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного
предприятия. Таким образом, при размещении государственного заказа на
казенном предприятии соответствующий орган государственного управления
освобождается не только от возмещения прямых убытков, но и (что гораздо
важнее) от применения штрафных и иных финансовых санкций. Из этого следует,
что привлечение казенных предприятий для поставки товаров, выполнения работ
или оказания услуг для государственных нужд, в конечном счете, имеет целью
минимизацию непроизводительных потерь бюджетов всех уровней.
Статьей 530 ГК РФ предусмотрена возможность отказа покупателя от заключения
договора поставки товаров для государственных нужд — покупатель вправе
полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о
прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае
поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного
заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому
покупателю.
А статья 524 ГК РФ содержит норму (правда, отсылочную), в соответствии с
которой (в случаях, предусмотренных законом) государственный заказчик вправе
полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена
государственным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков,
причиненных таким отказом. Если отказ государственного заказчика от товаров,
поставка которых предусмотрена государственным контрактом, повлек
расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных нужд,
убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением,
возмещаются государственным заказчиком.
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства
Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением
органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в
соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право
принятия такого решения.
Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного
самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого
органа, предоставлено право принятия такого решения.
[49]
В пунктах 1 -3 статьи 8 Закона об унитарных предприятиях, регулирующих
полномочия органов управления по учреждению унитарного предприятия,
необходимо обратить внимание на следующее:
казенное предприятие теперь может быть не только федеральным, но и региональным
(субъекта Российской Федерации) и муниципальным. ГК РФ ранее допускал создание
и функционирование только федеральных казенных предприятий — на базе имущества,
находящегося в федеральной собственности. Соответствующие изменения в ГК РФ с
принятием Закона об унитарных предприятиях внесены. В данном случае
законодательная коллизия не возникла. Однако в законодательные акты,
устанавливающие полномочия органов региональной и местной власти (и содержащие
перечень функций, выполняемых этими органами), необходимые изменения не
вносились. Таким образом, реализация права на создание казенных предприятий
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления откладывается, по меньшей мере, до внесения изменений
в федеральные законы, регулирующие их деятельность, и, как максимум, до
завершения начавшейся реформы регионального и местного управления.
[50]
Казенное предприятие как коммерческая структура должно быть
самофинансируемым. Правительством определен порядок финансирования
деятельности коммерческих предприятий, в том числе связанной с выполнением
плана-заказа и плана развития, за счет собственных доходов. Это должно стать
нормой в рыночной экономике. Такая норма тем более достижима при выполнении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|