бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Унитарные предприятия бесплатно рефераты

за казенными оно закрепляется в оперативное управ­ление. Эти две юридические

формы не предполагают какие-либо сущест­венные различия в им\%1ественных

отношениях данных типов унитарных предприятий и их учредителей. Во всяком

случае из Гражданского кодекса такие различия не вытекают.

Установлено, что предприятия на хозяйственном ведении и казенные предприятия

осуществляют права владения, пользования и распоряжения имуществом. Те и

другие не могут отчуждать имущество (продавать, сда­вать в аренду, отдавать в

залог, вносить в качестве вклада в уставный капи­тал хозяйственных обществ и

товариществ) без согласия собственника. Раз­личия лишь в том, что казенное

предприятие вправе отчуждать с согласия собственника любое закрепленное за

ним имущество, а предприятие на хо­зяйственном ведении - лишь недвижимое. В

данном случае разделение пе­реданного в хозяйственное ведение имущества на

движимое и недвижимое противоречит ст.132 Гражданского кодекса, согласно

которой предприятие в целом как имущественный комплекс является

недвижимостью.

Казенные предприятия признаны коммерческими структурами, но не все из них

ставят, главной' целью своей деятельности извлечение прибыли. То же самое

относится и к большинству неказенных .унитарных предприятий (имущество

которым перёдано в хозяйственное ведение), являющихся бесспорно

коммерческими. Среди тех и других типов унитарных предпри­ятий есть

нерентабельный. Но это не означает, что они перестают быть коммерческими.

Во-первых, убыточность может быть временной. Во-вторых, если даже

коммерческая организация не преследует в качестве ос­новной цели извлечение

прибыли, то экономию ресурсов, снижение затрат ставит одной из важнейших

задач своей деятельности. Для государствен­ных предприятий прибыль и снижение

затрат по экономическому содержа­нию - равнозначные показатели. В-третьих,

получение прибыли - не един­ственный признак коммерциализации. Казенное

предприятие функциони­рует в рыночной среде, вступает в экономические

отношения с другими субъектами хозяйствования, участвует в конкуренции... Это

и есть коммер­ческая деятельность, конечным экономическим результатом которой

может быть не только прибыль.

Гражданский кодекс предусматривает формирование казенного пред­приятия лишь в

статусе федерального и только на базе имущества, находя­щегося в федеральной

собственности. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. также был рассчитан на

создание казенных заводов на базе преобразуемых государственных предприятий.

Но все это не исключает, а скорее предпола­гает возможность учреждения

государственных (субъектов РФ) и муници­пальных казенных предприятий.

Указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Фе­дерации

осуществить реформу государственных предприятий, относящихся к их

собственности, а органам местного самоуправления - муниципальных. Значит, по

аналогии федеральных на базе ликвидируемых производств они могут создавать

свои казенные предприятия, что вполне логично.

Вместе с тем, согласно Гражданскому кодексу, унитарные предприятия,

основанные на праве оперативного управления имуществом, имеют статус

федеральных, субъектов Федерации и муниципальных. Именно они явля­ются

казенными, независимо от статуса собственника имущества, т е. уч­редителя.

Следовательно, не только федеральные органы, но и органы вла­сти субъектов

Федерации и местного самоуправления могут учреждать ка­зенные предприятия как

новые, так и на основе преобразования (ликвидации) действующих производств.

Необходимы законы о государственном казенном предприятии или о

государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При этом следует

предусмотреть возможность создания и функционирования казен­ных предприятий

на основе не только федеральной собственности, но и собственности субъектов

РФ, а также муниципальной.

Целесообразно выделить из действующих государственных и муници­пальных

предприятий казенные заводы и определить их статус, режим хо­зяйствования,

методы и органы управления и т. д. Это необходимо сделать

безотлагательно в связи с приватизацией и развертыванием процесса банкротства

нерентабельных и несостоятельных производств.

Отношения казенного предприятия и собственника по использова­нию имущества.

Определяющее значение для взаимоотношений органов власти и казенных

производств имеют отношения по использованию иму­щества, закрепленного на

праве оперативного управления.

Понятия "хозяйственное ведение" и "оперативное управление" опреде­ляют

характер отношений по поводу владения, пользования и распоряже­ния

имуществом. Хотя в том и в другом случае предприятия на условия

хозяйственного ведения и казенные, как отмечалось, по существу, одинако­во

наделяются такими правами, однако имущественные и управленческие

.. отношения собственника с этими двумя типами унитарных предприятий в

Гражданском кодексе обозначены по-разному.

.

В нем четко сформулировано, что собственник имущества, находящего­ся в

хозяйственном ведении, решает вопросы создания, предприятия, определения

предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвида­ции,

утверждает устав, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль

за использованием по назначению и сохранностью переданного имущества. Ясно,

что такие же функции выполняются и по отношению к казенному производству.

Однако это не закреплено, но определено, что соб­ственник в лице

Правительства РФ утверждает устав казенного предпри­ятия, может принимать

решение о его реорганизации или ликвидации, име­ет право изъять излишнее,

неиспользуемое или используемое не по назна­чению имущество. То, что функции

собственника четко не очерчены, ос­тавляет широкий простор для вмешательства

государственных органов управления в деятельность предприятий, которым не

ясны их права, преде­лы зависимости от собственника и возможности

хозяйственной самостоя­тельности. Поэтому целесообразно законодательно

закрепить следующие функции собственника по отношению к казенному

производству:

связанные с учреждением предприятия (создание и установление его статуса,

определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, принятие

решения о реорганизации или ликвидации);

связанные с имущественными отношениями (закрепление имущества за предприятием

в оперативное управление, установление размера и оплата уставного капитала,

определение структуры и назначения имущества, изъя­тие излишнего,

неиспользуемого или используемого не по назначению, контроль за применением

по назначению и сохранностью закрепленного имущества):

связанные с управлением предприятием (назначение директора, уста­новление

обязательного задания на производство и поставку продукции для нужд

собственника, контроль за его выполнением, определение порядка распределения

доходов).[47]

Конкретизация функций и их законодательное закрепление помогут создать

эффективный механизм взаимоотношений собственника и казенно­го предприятия,

очертить границы его самостоятельности, существенно улучшить управляемость

производства.

Регулирование деятельности казенных предприятий Гражданский кодекс не

предусматривает какие-либо требования к производительному использованию

имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Пред­приятие самостоятельно

решает вопросы его применения. Право оператив­ного управления предполагает,

что казенное производство владеет, пользу­ется и распоряжается закрепленным

за ним имуществом в соответствии с его назначением. Здесь прибавляется

существенный элемент - право собст­венника доводить задание и обязанность

предприятия его выполнять

Механизм реализации этой правовой нормы определен постановлением

Правительства РФ от 6 октября 1994 г., утвердившим Порядок планирова­ния и

финансирования казенных производств. Предусмотрено функциони­рование их под

воздействием двух систем - административной и рыночной Реализация задания

государства (собственника) полностью. регламентируется сверху, а разрешенная

самостоятельная хозяйственная деятельность организуется по законам рынка.

Государство утверждает предприятию не только план развития и план-заказ на

поставку продукции для государственных нужд, но и цены на нее, фонд оплаты

труда на объем плана-заказа, лимит численности работников Вместе с тем оно

устанавливает тарифную сетку и порядок оплаты труда. Таким образом, казенное

предприятие, выполняющее государственное за­дание, не обладает хозяйственной

самостоятельностью.

Важно привести Порядок планирования и финансирования деятельно­сти казенных

заводов (фабрик, хозяйств) в соответствие с Гражданским ко­дексом. Обязательное

задание (план-заказ) следует ограничить объемом по­ставок продукции (в

натуральном выражении в конкретной номенклатуре и ассортименте) с указанием

сроков поставки. Предприятие должно выпол­нять прежде всего это задание, за

него оно несет экономическую и админи­стративную ответственность.

Следовательно, целью планирования производства является выполнение задания

собственника при минимальных за­тратах ресурсов. Поэтому планирование должно

быть компетенцией самого предприятия. Нет необходимости устанавливать сверху

фонд оплаты и ли­мит численности, тарифную сетку и порядок оплаты труда

работников. Це­ны на продукцию на общих основаниях могут быть оговорены в

контракте (договоре), определяющем обязательства и ответственность как

заказчика, так и предприятия, разумеется, за исключением случаев, когда

установлен единый порядок государственного регулирования цен.

[48]

Такой подход усилит экономическую заинтересованность предприятия и его

ответственность за выполнение задания собственника. Вместе с тем это даст

возможность максимально использовать сэкономленные и свобод­ные ресурсы для

разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельно­сти.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых

работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных

нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального

образования;

необходимости использования имущества, приватизация кото­рого запрещена, в

том числе имущества, необходимого для обеспе­чения безопасности Российской

Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного

транспорта, реализа­ции иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению

работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в

целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции,

обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или

ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения

убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотрен­ной федеральными

законами исключительно для казенных предприятий.

Основным условием создания и функционирования казенных предприятий является

необходимость поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для

государственных нужд.

Общие требования к договорам поставки для государственных нужд установлены

параграфом 4 главы 30 ГК РФ.

В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государ­ственных

нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров

для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров

поставки товаров для государственных нужд.

Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом

порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации,

обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников

финансирования.

Статьей 527 ГК РФ установлено, что государственный контракт зак­лючается на

основе заказа государственного заказчика на поставку то­варов для

государственных нужд, принятого поставщиком (исполните­лем). Для

государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком

(исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.

Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика

(исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что

государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть

причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного

контракта.

Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казен­ного

предприятия. Таким образом, при размещении государственного заказа на

казенном предприятии соответствующий орган государствен­ного управления

освобождается не только от возмещения прямых убыт­ков, но и (что гораздо

важнее) от применения штрафных и иных финан­совых санкций. Из этого следует,

что привлечение казенных предприя­тий для поставки товаров, выполнения работ

или оказания услуг для государственных нужд, в конечном счете, имеет целью

минимизацию непроизводительных потерь бюджетов всех уровней.

Статьей 530 ГК РФ предусмотрена возможность отказа покупателя от заключения

договора поставки товаров для государственных нужд — покупатель вправе

полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о

прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае

поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного

заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому

покупателю.

А статья 524 ГК РФ содержит норму (правда, отсылочную), в соот­ветствии с

которой (в случаях, предусмотренных законом) государ­ственный заказчик вправе

полностью или частично отказаться от това­ров, поставка которых предусмотрена

государственным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков,

причиненных таким отка­зом. Если отказ государственного заказчика от товаров,

поставка кото­рых предусмотрена государственным контрактом, повлек

расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных нужд,

убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменени­ем,

возмещаются государственным заказчиком.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства

Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением

органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в

соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право

принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного

самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого

органа, предоставлено право принятия такого решения.

[49]

В пунктах 1 -3 статьи 8 Закона об унитарных предприятиях, регулиру­ющих

полномочия органов управления по учреждению унитарного предприятия,

необходимо обратить внимание на следующее:

казенное предприятие теперь может быть не только федеральным, но и региональным

(субъекта Российской Федерации) и муниципальным. ГК РФ ранее допускал создание

и функционирование только федеральных казенных предприятий — на базе имущества,

находящегося в федераль­ной собственности. Соответствующие изменения в ГК РФ с

принятием За­кона об унитарных предприятиях внесены. В данном случае

законода­тельная коллизия не возникла. Однако в законодательные акты,

устанав­ливающие полномочия органов региональной и местной власти (и содержащие

перечень функций, выполняемых этими органами), необхо­димые изменения не

вносились. Таким образом, реализация права на соз­дание казенных предприятий

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов

местного самоуправления откладыва­ется, по меньшей мере, до внесения изменений

в федеральные законы, ре­гулирующие их деятельность, и, как максимум, до

завершения начавшей­ся реформы регионального и местного управления.

[50]

Казенное предприятие как коммерческая структура должно быть

самофи­нансируемым. Правительством определен порядок финансирования

дея­тельности коммерческих предприятий, в том числе связанной с выполнени­ем

плана-заказа и плана развития, за счет собственных доходов. Это долж­но стать

нормой в рыночной экономике. Такая норма тем более достижима при выполнении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10