бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Унитарные предприятия бесплатно рефераты

федерального органа исполнительной власти по анали­зу эффективности

деятельности федеральных государст­венных унитарных предприятий» (БНА РФ,

2002, № 31);

приказ Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ и МНС РФ от 18.09.2001 г. №

320/208/БГ-3-21/355-а «Об утверждении Порядка определения и перечня

показателей экономической эффективности деятельности федеральных

государственных унитарных предприятий и открытых ак­ционерных обществ, акции

которых находятся в федеральной собственности» (БНА РФ, 2001, № 48).

1.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая органи­зация не наделенная правом

собственности на имущество, закреп­ленное за ней собственником. В форме

унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные

предприятия.[1]

Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означа­ет единое, объединенное,

составляющее одно целое. В уни­тарном предприятии, образованном в соответствии

с граж­данским законодательством России, такое единство выра­жается в ряде

признаков, характеризующих статус юри­дических лиц данного вида.

[2]

Правовая природа унитарного предпри­ятия не предполагает многообразия форм

собственно­сти, используемой при его создании - такое предприятие может быть

создано на основе либо государственной (Рос­сийской Федерации, ее субъекта),

либо .муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113

ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предпри­ятий на основе

объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации,

субъектов Федера­ции или муниципальных образований, запрещено импера­тивной

нормой (см. п. 4 ст. 2 Закона).

Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона),

которому при­надлежит на праве собственности имущество, закреплен­ное за

таким предприятием.

Имущество унитарного предприятия яв­ляется неделимым и не может быть

распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками пред­приятия

(п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и

неделимым является и устав­ный фонд тех унитарных предприятий (основанных на

праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных

предприятиях уставный фонд вообще не форми­руется (ст. 12 Закона).

Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в

отношении этого имущества важнейшее вещное право - право соб­ственности.

Унитарному предприятию указанное имуще­ство принадлежит на основании

ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права

оператив­ного управления (п. 2 ст. ИЗ ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2

Закона).

Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного

предприятия, со­гласовывает его важнейшие действия, контролирует це­левое

использование и сохранность закрепленного за пред­приятием имущества,

осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим

соб­ственникам (ст. 20 Закона).

Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный

исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему под­отчетный и

действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это -

руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор).

Образова­ние иных исполнительных органов в унитарном предпри­ятии ни ГК РФ,

ни Законом не предусмотрено, допускает­ся лишь создание совещательных органов

(ст. 21 Закона).

Кроме того, унитарное предприятие является единст­венным видом коммерческих

организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью.

[3]

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности

Российской Федерации, субъекту Российс­кой Федерации или муниципальному

образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Фе­дерации права

собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы

государственной власти Российской Федера­ции или органы государственной

власти субъекта Российской Фе­дерации в рамках их компетенции, установленной

актами, опреде­ляющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного

предприятия осуществляют органы местно­го самоуправления в рамках их

компетенции, установленной акта­ми, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на пра­ве хозяйственного

ведения или на праве оперативного управле­ния, является неделимым и не может

быть распределено по вкла­дам (долям, паям), в том числе между работниками

унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юриди­ческого лица

другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества

(дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять

имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом

и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Самостоятельность

бухгалтерского балан­са заключается в том, что он отражает денежную

стои­мость всего имущества, которым владеет унитарное пред­приятие, в

динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые

структурные подразделе­ния (например, филиалы), самостоятельный (завершенный,

всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы,

пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе

структурного подразделения.

Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих ор­ганизаций других

организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом

собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество

унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской

Федерации, субъекту Российской Фе­дерации или муниципальному образованию. От

бюджетных учрежде­ний (собственниками имущества которых также являются органы

госу­дарственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основ­ной

целью его создания и функционирования является систематическое получение

прибыли (предпринимательская деятельность).

Статьей 2 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарное

предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное

предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Создание в качестве дочерних ор­ганизаций иных организационно-правовых форм, в

принципе, не зап­рещено. Однако создание дочерних организаций связано с

передачейимущества (собственником которого унитарное предприятие не являет­ся).

Следовательно, унитарное предприятие не может создавать и иные формы

коммерческих организаций.[4]

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное

фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения

унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также

его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или)

иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным

наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном

порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

[5]

Данный пункт дословно повторяет аналогичные нормы Закона об акционерных

обществах и Закона об ООО. Здесь следует обратить внимание на то, что, несмотря

на специфические отношения унитарного предприятия с собственником имущества и

статус этого имущества, средства индивидуализации у предприятий те же, что и у

других коммерческих организаций.[6]

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося

в собственности Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации или

муниципальных обра­зований, не допускается.

Следует обратить внимание на данный пункт Закона об унитарных предприятиях,

которым прямо запрещено создание унитарных предприятий на основе объединения

имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов

Российской Федерации или муниципальных образований. Таким образом, после

вступления Закона в силу не могут быть созданы унитарные предприятия,

имущество которых находится в собственности органов управления разных уровней

(например, федерального и регионального). Отметим, что формулировка

процитированного пункта Закона не является однозначной и допускается

трактовка, в соответствии с которой запрещается объединение имущества на

одном уровне управления (например, городского и районного). На практике такой

запрет может повлечь за собой ухудшение управляемости отдельных комплексов

(особенно, коммунальных). Однако до соответствующих разъяснений (которые

должны иметь законодательную силу) указанная трактовка может иметь место.

Не вполне понятным остается и статус действующих унитарных предприятий,

которые в свое время были созданы на базе объединения имущества, находящегося

в собственности органов разных уровней управления. Наиболее правомерным

представляется преобразование таких предприятий путем их разделения. Однако

сама процедура такого разделения пока не уточнена, не детализирована и не

закреплена законодательным или нормативным актом.

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, со­ответствующие

предмету и целям его деятельности, предусмотрен­ным в уставе этого унитарного

предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица

сформулированы в статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной

статьей в отношении унитарных предприятий установле­ны некоторые ограничения.

Закон об унитарных предприятиях на этих ограничениях внимание не акцентирует.

Статьей 49 ГК РФ, в частности, установлено, что коммерческие организации, за

исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных

законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности,

необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных

законом.

Таким образом, унитарные предприятия могут обладать гражданс­кими правами

только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы.

Следующая норма ГК РФ (пункт 2 статьи 49) распространяется на унитарные

предприятия с учетом указанного ограничения: юридическое лицо может быть

ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

[7]

Целесообразно напомнить также нормы статьи 173 ГК РФ, в соотве­тствии с

которой сделка, совершенная юридическим лицом в противоре­чии с целями

деятельности, определенно ограниченными в его учреди­тельных документах, либо

юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей

деятельностью, может быть признана су­дом недействительной по иску этого

юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа,

осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если

доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о

ее не­законности.

Таким образом, государственный или муниципальный орган, создавший унитарное

предприятие, имеет право потребовать признания недействительности сделки,

совершенной в противоречии с целями, для достижения которых создано

предприятие. Учитывая неопределенность приведенной формулировки, можно

заключить, что права учредителя по признанию сделки недействительной могут быть

весьма широкими и, следовательно, интересы кредиторов предприятия могут быть

существенно ущемлены (с учетом последствий, которые несет признание сделки

недействительной).[8]

Унитарное предприятие считается созданным как Юридическое лицо со дня

внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических

лиц с особенностями,

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не

установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке 0*крывать банковские

счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения

формирования собственником его Имущества уставного фонда не вправе совершать

сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципально­го

предприятия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица

возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51) и прекращается в момент

завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63).

Особенности, о которых идет речь в данном пункте (статья 10 Закона), сводятся

к точному указанию перечня документов, представляемых унитарным предприятием

для государственной регистрации.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным

законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании

лицензии.

Таким образом, для унитарных предприятий, осуществляющих лицензируемую

деятельность, законодательством исключений не делается.

Статьей 49 ГК РФ (пункт 3) установлено, что право юридического лица

осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии,

возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и

прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом

или иными правовыми актами.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии,

установлен статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О

лицензировании отдельных видов деятельности". Отметим, что значительная часть

видов деятельности, которые могут осуществляться унитарным предприятием (при

достижении целей, для которых предприятие создано), подпадает под этот

перечень.

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе

иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное

наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном

языке.

Полное фирменное наименование государственного или муни­ципального

предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное

государственное предприятие", "государственное предприятие" или

"муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества —

Российскую Федерацию, субъект Рос­сийской Федерации или муниципальное

образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно

содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие"

или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его

имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или

муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может

содержать иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том

числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

В данном пункте каких-либо законодательных новаций нет, соответствующие

положения прописаны и в других законах — об акционерных обществах и обществах

с ограниченной ответствен­ностью. Несколько чужеродным, правда, выглядит

запрет на использование в фирменном наименовании терминов, заимствованных из

иностранных языков. В отношении хозяйственных обществ и товариществ подобная

норма представляется обоснованной, так как за рубежом законодательное

регулирование организационно-правовых форм корпораций и товариществ

отличается от того, которое имеется в Российской Федерации, а это может

обусловить предпосылки для введе­ния в заблуждение деловых партнеров. В

отношении же унитарных предприятий подобное ограничение представляется

излишеством, так как деятельность унитарных предприятий жестко контролируется

(и во многом определяется) собственником имущества.

Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его

государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 8 ав­густа 2001

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10