Диплом: Унитарные предприятия
руководителей предприятий. В частности, руководитель унитарного предприятия
не вправе:
быть учредителем (участником) юридического лица;
занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в
государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и
некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной
творческой деятельности;
заниматься предпринимательской деятельностью;
быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального
исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев,
если участие в органах коммерческой организации входит в должностные
обязанности данного руководителя;
принимать участие в забастовках.
Кроме того, руководитель унитарного предприятия должен периодически проходить
аттестацию.
Таким образом, к руководителю унитарного предприятия предъявляются
требования, характерные для требований, предъявляемых к государственным
чиновникам.
Ответственность руководителя унитарного предприятия закреплена отдельной
статьей Закона (25) и определена достаточно четко.
Создание специальных органов (в соответствии с пунктом 5 статьи 21) не исключает
единоличной ответственности руководителя унитарного предприятия за результаты
деятельности предприятия и за принимаемые решения. Таким образом, подобные
органы являются совещательными, решения, принимаемые ими, учитываются при
принятии управленческих решений, но не обязательны к исполнению (разумеется,
если законодательными актами, в соответствии с которыми подобный орган
создается, не предусмотрено иное). Нельзя сказать, что это возврат к прежней
практике организации управленческой деятельности, но данная схема полностью
соответствует принципу единоначалия и коллегиальности, который являлся одним
из основных постулатов управленческой деятельности в период плановой
экономики. В соответствии с этим принципом решения принимаются коллегиально
(коллективно), но ответственность за них индивидуализирована.
[61]
Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря
2002 года № 940 назначение на должность руководителя федерального унитарного
предприятия производится федеральным органом исполнительной власти.
Контроль за деятельностью унитарного предприятия.
Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных
собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной
ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом,
осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет
уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам
государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного
самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых
определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что унитарное предприятие подлежит
двойной проверке - независимыми аудиторами и органом, осуществляющим полномочия
собственника, и другими уполномоченными органами.
[62]
Публичная отчетность унитарного предприятия
Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в
случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона о бухгалтерском учете государственные и
муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность
органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 274 БК РФ федеральные казенные предприятия
готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям
бюджетных средств.
Кроме того, состав бухгалтерской отчетности унитарного предприятия определяется
собственником имущества и включает дополнительные формы отчетности. В
частности, все унитарные предприятия обязаны дополнительно составлять и
представлять Отчет руководителя государственного унитарного предприятия.
[63]
Отчет руководителя ГУП представляется в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. № 1116 "Об
утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных
унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах
управления открытых акционерных обществ" (в ред. Постановления Правительства
РФ от 15.10.2001 №725).
В соответствии с данным постановлением руководитель федерального
государственного унитарного предприятия ежеквартально направляет в
Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование
деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет по
установленной форме (согласно приложению № 1 к постановлению № 1116). Отчет
должен быть представлен в сроки, установленные для сдачи квартальной
бухгалтерской отчетности.
Руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно
направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и
регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления),
одновременно с годовым отчетом доклад о финансово- хозяйственной
деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы:
структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции; структурные
изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;
реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности
продукции предприятия;
использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и
предоставлении услуг;
выполнение федеральных инвестиционных программ;
достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности
предприятия;
при наличии программы деятельности предприятия — обобщенные данные о ходе ее
выполнения за отчетный период;
информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим
функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;
реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;
данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда
работников предприятия, в том числе руководителя, за отчетный период;
данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
программа деятельности предприятия на очередной год.[64]
Заключение.
Экономическая стабильность каждой страны и ее определяются комплексом
факторов. Важнейшее место среди них принадлежит эффективному управлению
государственными предприятиями которые
место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные
потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат
своего рода стабилизирующей многоукладной экономики. И хотя удельный
вес унитарных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах меняется
и подвижен, их роль бесспорна.
Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес к
вопросу правового положения унитарных предприятий. В последние годы заметно
менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности
недооценки госсектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно
меняется в лучшую сторону.
Правовое положение государственных унитарных предприятий, являющихся
выразителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим
деятельности с учетом интересов государства в экономике Государство выступает
в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная
структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует
деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать
благодаря своим предприятиям в экономических, частно-правовых процессах —
производстве, обороте и т.д.
Государственные унитарные предприятия являются средством, обеспечивающим этот
процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и унитарные
предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного
права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в
совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение предприятий как
унитарных юридических лиц - не собственников. Важно «состыковать» нормы
разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую
форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических
условиях.
Подводя итог проведенного исследования правовой основы государственных
унитарных предприятий, можно сделать вывод о том, что
система их правового регулирования только формируется и два уровня;
федеральный и субъектов Российской Федерации, Основу этой системы Конституция
РФ, федеральные законы, устанавливающие принципиальные положения
функционирования государственных унитарных предприятий. субъектов Российской
Федерации конкретизируют эти положения применительно к своим социально-
экономическим условиям. Они являются базой для принятия правовых актов на
отраслевом уровне, закрепляющих организационные структуры, основы компетенции
и другие вопросы организации и деятельности государственных унитарных
предприятий с учетом специфики и особенностей унитарных образований. При этом
законодательство, как федеральное, так и субъектов Федерации, по вопросам
деятельности государственных унитарных предприятий должно регламентировать
наиболее важные его институты, оставляя достаточно простора для
нормотворческой инициативы непосредственно предприятиям в целях наиболее
полного учета мнения трудового коллектива.
Список литературы.
Нормативная база.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Федеральные законы РФ:
от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях» (Российская газета, 2002, 3 декабря)
от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ, 2001,
№ 33, ч. I, ст. 3431),
4. Постановления Правительства РФ:
от 12.08.1994 г. № 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода
(казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного
федерального государственного предприятия» (СЗ РФ, 1994, № 17, ст. 1982);
от 6.10.1994 г. № 1138 «О Порядке планирования и финансирования деятельности
казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» (СЗ РФ, 1994, № 28,
ст. 2989);
от 5.01.1998 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в
федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых
помещений» (СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 264);
от 30.06.1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный
бюджет доходов от использования федерального имущества» (СЗ РФ, 1998, № 27,
ст. 3200);
от 3.07.1998 г, № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения
Реестра федерального имущества» (СЗ РФ, 1998, № 28, ст. 3354);
от 6.07.1999 г. № 743 «Об образовании государственных унитарных предприятий
военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных
казенных предприятий)» (СЗ РФ, 1999, № 28, ст. 3679; 2001, № 20, ст. 2010);
от 9.09.1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и
приватизации в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 39, ст. 4626);
от 4.10.1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей
федеральных государственных унитарных предприятий и представителей
Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ» (СЗ
РФ, 1999, № 42, ст. 5034);
от 6.12.1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных
предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» (СЗ РФ, 1999, №
50, ст. 6230);
от 9.12.1999 г. № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных
предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, №
50, ст. 6237);
от 11.01.2000 г. № 23 «О реестре показателей экономической эффективности
деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых
акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности»
(СЗ РФ, 2000, № 3, ст. 274);
от 29.01.2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных
унитарных предприятий» (СЗ РФ, 2000, № 6, ст. 763);
от 3.02.2000 г. № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных
государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в
федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (СЗ
РФ,,2000, № 6, ст. 777);
от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации
руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ,
2000, № 13, ст. 1373; 2001, № 31, ст. 3281; 2002, № 41, ст. 3986);
от 31.08.2000 г. № 648 «Вопросы государственной, регистрации прав на
недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» (СЗ РФ, 2000,
№ 37, ст. 3718; 2002, № 24, ст. 2310; № 44, ст. 4398);
от 16.10.2000 г. № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости,
находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов
Российской Федерации» (СЗ РФ, 2000, № 43, ст. 4243);
от 10.04.2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования
федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных
государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ, 2002, № 15, ст. 1440);
5. Распоряжения Мингосимущества РФ:
от 30.07.1998 г. № 802-р «О составе имеющегося у юридических лиц
федерального движимого имущества, подлежащего учету в Реестре федерального
имущества» (БНА РФ, 1998, № 24);
от 16.02.2000 г. № 188-р «Об утверждении Примерного устава федерального
государственного унитарного предприятия» (БНА РФ, 2000, № 11);
от 16.02.2000 г. № 189-р «Об утверждении Примерного контракта с
руководителем федерального государственного унитарного предприятия» (БНА РФ,
2000, № 13);
6. Распоряжения Минимущества РФ:
от 2.08.2000 г. № 331-р «Об утверждении Порядка проведения конкурса по
отбору уполномоченных аудиторских организаций» (БНА РФ, 2000, № 34);
от 7.06.2002 г. № 1424-р «Об утверждении Примерного положения о комиссии
федерального органа исполнительной власти по анализу эффективности
деятельности федеральных государственных унитарных предприятий» (БНА РФ,
2002, № 31);
приказ Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ и МНС РФ от 18.09.2001 г. №
320/208/БГ-3-21/355-а «Об утверждении Порядка определения и перечня
показателей экономической эффективности деятельности федеральных
государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции
которых находятся в федеральной собственности» (БНА РФ, 2001, № 48).
Учебная и методическая литература.
1. Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм
хозяйствования / Экономист №9. 1998г.
2. Ахмедуев А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных
предприятий./ Экономист №10 ,1999г.
3. Бабиков М.М. Правовые проблемы реализации государственной
собственности. Иваново.1996г.
4. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. Л.;
М., 1948.
5. Виртянский В. Правовое положение государственных и муниципальных
предприятий / Журнал российского права №10-11, 1998г.
6. Витрянский В. Эти загадочные унитарные предприятия // Экономика и
жизнь, № 32-33, 1998г.
7. Жанайдаров И. У. Осуществление права государственной собственности
юридическим лицом. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 1994.
8. Иоффе О. С. Цивилистическая доктрина промышленного капитализма //
Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.
9. Коновалов А. В. Владение и владельческая защита в гражданском праве.
СПб., 2001.
10. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Государственная собственность:
юридические режимы и управление. / Право и экономика №10 , 1998г.
11. Леонова Г. Б. Унитарные предприятия как субъект гражданского права |
Законодательство №8, 2001г
12. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и оперативного и оперативного
управления.- СПб.:Издательство «Юридический центр Пресс», 2002г.
13. Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления /
Хозяйство и право, №6.,2000г.
14. Суханов Е. Юридические лица, государственные и муниципальные образования
/ Хозяйство и право №4 , 1999 г.
15. Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого.
Ч.2.М.,1997.
16. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-
2000», 2003 г.
17. Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003.
18. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г
[1] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст.378.
[2] Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., ст.7.
[3] Леонова Г. Б. Унитарные
предприятия как субъект гражданского права | Законодательство №8, 2001г., ст.
81-89.
[4] Суханов Е. Юридические лица,
государственные и муниципальные образования / Хозяйство и право №4 , 1999 г.,
ст. 3-26.
[5] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст.254.
[6] Комментарии к Федеральному
закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.
[7] Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., ст.9..
[8] Комментарии к Федеральному
закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.
[9] Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., ст.8..
[10] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст.377.
[11] Леонова Г. Б. Унитарные
предприятия как субъект гражданского права | Законодательство №8, 2001г., ст.
81-89.
[12] Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., ст.11.
[13] Комментарии к Федеральному
закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.
[14] Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г.
[15] Суханов Е. Юридические лица,
государственные и муниципальные образования / Хозяйство и право №4 , 1999 г.,
ст. 3-26.
[16] Котелевская И.В., Тихомиров
Ю.А. Государственная собственность: юридические режимы и управление. / Право и
экономика №10 , 1998г., ст.56.
[17] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г. ст.387-390.
[18] Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., ст.14.
[19] Ахмедуев А. Механизм
хозяйствования государственных и муниципальных предприятий./ Экономист №10
,1999г., ст.34.
[20]Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г ., ст.354.
[21] Бабиков М.М. Правовые
проблемы реализации государственной собственности. Иваново.1996г., ст.89.
Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., ст.15.
[23] Котелевская И.В., Тихомиров
Ю.А. Государственная собственность: юридические режимы и управление / Право и
экономика №10 , 1998г., ст.67.
[24] Бабиков М.М. Правовые
проблемы реализации государственной собственности. Иваново.1996г., ст.77.
[25] Гражданское право. Учебник /
Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. Ч.2.М.,1997. ст.663.
[26] Бабиков М.М. Правовые
проблемы реализации государственной собственности. Иваново.1996г. ст.89.
[27] Ахмедуев А. Механизм
хозяйствования государственных и муниципальных предприятий./ Экономист №10
,1999г.
[28] Виртянский В. Правовое
положение государственных и муниципальных предприятий / Журнал российского
права №10-11, 1998г.,ст.32.
[29] Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова.Т.2. М.,2000. ст.312.
[31] Котелевская И.В., Тихомиров
Ю.А. Государственная собственность: юридические режимы и управление / Право и
экономика №10 , 1998г., ст.76.
[32] Гражданское право / Под ред. Е. Суханова. Т. 1. М., 1998. М., ст.11.
[33] Жанайдаров И. У.
Осуществление права государственной собственности юридическим лицом. Автореф.
дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 1994. ст. 7.
[34] Коновалов А. В. Владение и
владельческая защита в гражданском праве. СПб., 2001.,ст. 58.
[35] Венедиктов А. В.
Государственная социалистическая собственность. Л.; М., 1948. ст.349-353.
[36] Иоффе О. С. Цивилистическая
доктрина промышленного капитализма // Избранные труды по гражданскому праву.
М., 2000., ст. 94
[37] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г. ст.389-394.
[38] Петров Д.В. Право
хозяйственного ведения и оперативного и оперативного управления.-
СПб.:Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.- ст.135.
[39] Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., с.23.
[40] Комментарии к Федеральному
закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г., ст.83.
[41] Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., с.23.
[42]Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003.. ст.22.
[43] Комментарии к Федеральному
закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г., ст. 84
[44] Ахмедуев А. Казенные
предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9.
1998г., ст.77-84
[45] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г. ст.389-394.
[46] Суханов Е. Право
хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право,
№6.,2000г., ст. 3-12.
[47] Суханов Е. Право
хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право,
№6.,2000г., ст. 3-12.
[48] Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова.Т.2. М.,2000. ст.317.
[49] Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., с.30.
[50] Комментарии к Федеральному
закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.
[51] Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова.Т.2. М.,2000. ст.323.
[52] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст,399.
[53] Суханов Е. Право
хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право,
№6.,2000г., ст. 3-12.
[54] Ахмедуев А. Казенные
предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9.
1998г., ст.77-84
[55] Суханов Е. Право
хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право,
№6.,2000г., ст. 3-12.
[56] Ахмедуев А. Казенные
предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9.
1998г., ст.77-84
[57] Комментарии к Федеральному
закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.
[58] Витрянский В. Эти загадочные
унитарные предприятия // Экономика и жизнь, № 32-33, 1998г., ст.14.
[59] Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., ст.34.
[60] Комментарии к Федеральному
закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.
[61] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст.23.
[62] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст.356.
[63] Юридические лица.
Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г..ст.387
[64] Постановление Правительства
Российской Федерации от 4 октября 1999 г. № 1116 "Об утверждении порядка
отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и
представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных
обществ"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|