бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Некоторые проблемы охраны авторских прав в РФ бесплатно рефераты

9 июля 1993 года и Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992

года. По каждому виду интеллектуальной собственности есть свои акты, более

мелкие и зачастую – подзаконные. Охрана интеллектуальной собственности

предусмотрена уголовным (статьи 146, 147, 183, 188, 189 УК РФ) и

административным (статья 7.12 КоАП РФ) законодательством.

1.2 Объекты авторского права

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не содержит легального

определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно

должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной.

[8] Согласно ст. 6 Закона "Об авторском праве и смежных правах" "Авторское

право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,

являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и

достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право

распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные

произведения, существующие в какой-либо объективной форме."

Задача определения понятия "произведение", казалось бы, не должна входить в

компетенцию гражданского права, т.к. составляет предмет специальных наук:

теории литературы, теории искусства, теории науки. Тем не менее был высказан

другой взгляд. В.И. Серебровский утверждал: "Закон, гарантируя охрану

произведения, не указывает, однако, что следует понимать под "произведением".

Задача дать определение понятия произведения падает, таким образом, на долю

науки гражданского права."[9]

"Объектом авторского права, — писал Г.Ф. Шершеневич, — является литературное

произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или

словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях

суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающие духовного творчества их

составителей, не могут считаться такими объектами".

[10] А.Я. Канторович под "умственным произведением" понимал "не деятельность

духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к

воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права, — говорил он, —

общим образом говоря, является продукт духовного творчества облеченный в

определенную форму и предназначенный к обращению в обществе".

[11] Произведение — это результат творческой деятельности автора, его

творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может

производить только нематериальные объекты.

[12] Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не

идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов,

получивших свое выражение в готовом труде

[13], как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной

действительности.[14] Наибольшее

распространение все же получает определение произведения, сформулированное В.И.

Серебровским, как более подробное, с включением него и некоторых других

признаков. "Произведение, — писал он в 1956 г., — можно было бы определить, как

совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой

деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими

чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения."

[15]

В связи с этим важно различать само произведение, имеющее нематериальную

сущность, и форму его воплощения, например, рукопись, рисунок, нотная запись и

т.д. Связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной.

[16] Это касается картин и скульптур, как результатов труда художника. При

этом и картина, и скульптура являются как объектами авторского права, так и

объектами права собственности. Материальные носители произведений могут быть

уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и

образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское

право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального

носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это

имеет лишь тогда, когда, например, сохра­нилась копия или репродукция

утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное

произведение могло быть кем-ли­бо воспроизведено по памяти и т.д.

Однако не всякое произведение как результат мыслительной дея­тельности

человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права

признаются лишь такие произведения, которые об­ладают предусмотренными

законом признаками. Такими признаками являются творческий характер

произведения и объективная форма его выражения.

Для авторского права в социалистическом обществе характерен еще один признак.

"Произведение, — говорил М.В. Гордон, — по своему характеру должен был

общественно полезным."[17] Думаем, не

стоит останавливаться на анализе этого признака, характеризующего конкретную

эпоху. Ни прежде, ни ныне действующее законодательство такого требования к

произведению не содержало и не содержит. Иностранные законодательства прошлых

лет тоже прямо указывают на отсутствие этого признака.

Общее начало, которым руководствовалась французская судебная практика выражено в

следующих словах: "Закон не оценивает произведения, не взвешивает их ценность и

достоинство, а защищает их слепо: длинное или короткое, хорошее и плохое,

полезное или опасное, плод гения или простой продукт труда и терпения, — всякое

произведение литературное или художественное подлежит защите."

[18] Тоже общее начало применяется германской практикой. "Произведения

литературы, — говорится в одном из решений, — есть выражение посредством

письменных знаков, которое составляет продукт индивидуального умственного

труда, а не механической работы. Мера требовавшегося умственного труда, объем,

внутреннее содержание и достоинство работы не имеют значение."

[19]

В ст. 6 Закона "Об авторском праве и смежных правах" прямо отмечается:

"Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и

искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от

назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения."

Но вернемся к признакам объекта авторского права, таким как творческий характер

произведения и объективная форма его выражения. В самом законе признак

творчества не раскрывается, а в литературе существует множество его

определений. М.Горький определял творчество как "ту степень напряжения работы

памяти, когда быстрота ее работы извлекает из запаса знаний, впечатлений

наиболее выпуклые и характерные факты, картины, детали и включает их в наиболее

яркие, точные, общепонятные слова".[20]

По мнению И.А. Грингольца "творчество — это интеллектуальная работа,

направленная на создание нового."[21]

Наиболее удачно выделяется определение Э.П. Гаврилова, который определяет

творчество как "деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и

отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью."

[22]

Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых,

является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним

оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой

форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.

Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом

авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной

форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют

лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми,

и, следова­тельно, не существует и практической надобности в их правовой

охране.[23]

Объективной формой произведения следует считать всякое внешнее выражение

авторской мысли. Объективная форма выражения произведения тесным образом

свя­зана с возможностью его воспроизведения. Иногда высказывается мнение, что

поскольку объективная форма придает продукту творческой деятельности автора

способность существовать и по окончании творческого процесса, то,

следовательно, в силу этого возникает и способность произведения к

воспроизведению, а потому нет оснований способность к воспроизведению считать

самостоятельным признаком произведения.[24]

Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самосто­ятельным

признаком произведения или, что то же самое, закон охра­няет только такие

произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их

воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи

и доклады, исполнен­ные музыкальные произведения и прочитанные устно

стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в

объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но

такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне

неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или

зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в состоянии

запомнить и воспроиз­вести во всех деталях публично исполненное произведение.

Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор, огра­ничивается

указанием на необходимость придания произведению объ­ективной формы и не

упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить

результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель

однозначно признал, что автор­ским правом охраняются любые выраженные вовне

произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с

материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например,

пуб­лично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов,

особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита

произведений, связанных с каким-либо матери­альным носителем. Но в принципе она

может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального

упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как

особого при­знака охраняемого произведения представляется оправданным.

[25]

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права достаточно одного

только факта создания произведения, определенным образом выраженного вовне.

Никакой регистрации или иного документирования этого факта не требуется.

[26]

В ст. 6 Закона "Об авторском праве и смежных правах" говорится, что авторское

право на произведения науки, литературы или искусства возникает в силу факта

его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется

регистрации произведения, иного специального оформления произведения или

соблюдения каких-либо формальностей.

Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведе­ния

предусмотренных им критериев, т.е. необходимости какой-либо квалификации

произведения как такового для признания его объектом авторского права.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве

1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок

и т. п.) стал проставляться знак охраны ав­торского права, который состоит из

трех элементов: латинской буквой «С» в окружности: © имени обладателя

исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Использование данного знака охраны не означает введение в рос­сийское право

требования о выполнении формальностей как условия возникновения охраны.

Применение знака охраны зависит от усмот­рения обладателя исключительных

авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как

произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без

такого знака.

Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение

третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это не

только служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но и

облегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-таки

состоится.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть

произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть

использована самостоятельно. В этой связи большое значение для понимания

сущности правовой охраны произведений, по российскому законодательству, имеет

принятое в литературе выделение у произведения "юридически безразличных" и

"юридически значимых" элементов.[27]

В группу "юридически безразличных" элементов входят тема, материал, сюжетное

ядро и идейное содержание произведения. В теории литературы их называют

содержанием произведения. Заимствование этих элементов не налагает никаких

обязанностей.

В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой

произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом

творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается,

что, в принципе, образы произведения могут быть заимствованы для создания

нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой

внеш­ней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согла­сия

автора первоначального произведения и указание источника заимствования. Внешняя

форма произведения это язык произведения со всеми его словарными и

художественными особенностями. Язык произведения заимствованию не поддается. Он

только цитируется с обозначением источника, в противном случае налицо

присвоение (плагиат).[28]

Круг охраняемых законом произ­ведений достаточно широк и многообразен.

Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения,

степени само­стоятельности, видам использования и целому ряду других оснований.

Прежде всего заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом

произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность

определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются

результаты не всякой творческой дея­тельности, а лишь те, которые

непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства.

[29]

Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный и далеко

не исчерпывающий характер, иначе бы создание произведений новых видов

оставалось бы вне юридической охраны, а значит, вне правового стимулирования.

[30]

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародован­ные и

необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление

произведений на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что

авторским правом охраняются и те, и другие произве­дения. Однако если

необнародованные произведения неприкосновен­ны и ни при каких условиях не

могут быть использованы без согласил их авторов, то обнародованные

произведения в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут

быть использованы заинтере­сованными лицами без согласия авторов и даже

вопреки их возраже­ниям. Аналогичные различия существуют между

опубликованными и неопубликованными произведениями.

В отличие от обнародования опубликование связывается законом лишь с такими

действиями, которые означают выпуск в обращение экземпляров произведения.

Иными словами, речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий

произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанное

действие должно быть так же, как и при обнародовании, совершено с согласия

автора произве­дения, а количество выпущенных экземпляров должно быть

достаточ­ным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из

характера произведения.

Следует отметить, что понятие "опубликование произведения" (или выпуск в

свет), по российскому авторскому законодательству, расхо­дится с аналогичным

понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10