бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (88 вопросов) бесплатно рефераты

суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов федерации.

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком

формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов

федерации – по два от каждого из них: один из представительного, а другой от

исполнительного органов государственной власти субъекта федерации.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени

проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них

представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу

страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий,

религиозных взглядов. В их составе имеются мужчины, женщины, люди разных

возрастных групп.

Представительская природа Государственной Думы проявляется также в

установлении определенного срока, по истечении которого проводятся новые

выборы и обновляется состав депутатов.

Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет

парламентский контроль.

Федеральное Собрание, будучи представительнм органом законодательной власти

РФ, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно

взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти.

Представительные органы местного самоуправления – собрание представителей,

которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п. Они

избираются непосредственно городским, сельским населением.

Представительный орган местного самоуправления (собрание представителей)

утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные

налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий,

осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов

Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правовых актов органов

субъектов РФ. Они также оказывают содействие федеральным органам

государственной власти и субъектов РФ, расположенным на их территории,

осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного

самоуправления населения.

62.Юридическая значимость и сила актов толкования права: нормативного,

казуального, доктринального.

Нормативное толкование это разъяснение общего характера, имеющее в виду

определенную категорию дел. Это общеобязательное толкование, сохраняющее свою

силу для всех возможных будущих случаев применения данной правовой нормы. Его

необходимость вызывается: во-первых, неясностью закона, неточным словесным

выражением воли законодателя; во-вторых, неверным пониманием закона

правоприменяющими органами. Нормативное толкование может исходить только от

компетентного органа. Законодатель дает толкования по любому вопросу

государственной жизни, и они имеют высшую юридическую силу. Правительство может

толковать лишь акты органов исполнительной власти. Нормативное толкование

закона может давать Пленум Верховного Суда РФ. Он обобщает судебную практику и

дает судам, другим органам, должностным лицам руководящие разъяснения по

вопросам применения законодательтва, возникающим при рассмотрении данной

категории дел. Однако Пленум не может давать толкование норм, с которыми суды

не имеют дела.

Казуальное толкование – официальное обязательное разъяснение нормы права

применительно к еонкретному казусу. Оно обязательно только для решения дела, в

отношении которого дано. Поэтому их ни в коем случае нельзя механически

распространять на другие однородные дела, поскольку каждое из них имеет

индивидуальные особенности. Все органы, применяющие нормы права могут давать

казуальное толкование. Приговор, решение суда, мотивирующие применение той или

иной нормы права, являются казуальным толкованием закона. Для других дел,

которые будут решаться в дальнейшем на основе данной статьи закона, это

толкование уже не будет иметь силы.

Доктриальное толкование – это разъяснение, исходящее от ученых-теоретиков

и юристов-практиков. Оно не является обязательным и поэтому на него нельзя

ссылаться при официальной мотивировке выносимого решения. Но оно призвано

помочь практическим работникам глубже разобраться в содержании применяемых

норм, предотвратить возможные ошибки в будущем при реализации правовой нормы.

Доктриальные разъяснения, содержащиеся в комментариях законодательства, в

научной литературе призваны способствовать дальнейшему росту правосознания,

воспитанию работников государственного аппарата, каждого юриста в духе

глубокого понимания требований закона.

63. Механизм государства. Понятие и структура.

Механизм государства представляет собой систему государственных организаций,

посредством которых реализуются государственная власть, обеспечивается

государственное руководство обществом.

Механизм государства обладает следующими свойствами:

1) он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и

занимается только тем, или почти только тем, что управляет;

2) образующие его гос. органы иерархически соподчинены друг с другом;

3) каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями;

4) обязательно наличие организованных и материальных орудий принуждения.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая

собой совокупность гос. органов, наделенных властными полномочиями для

реализации гос. власти.

В структуру механизма государства также входят гос. учреждения и гос.

предприятия.

Гос. учреждения – это такие гос. организации, которые осуществляют

непосредственную деятельность по выполнению функций государства в различных

сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п.

Гос. предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в

целях производства продукции либо его обеспечения, выполнения различных работ

и оказанию многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества,

частных лиц, извлечения прибыли.

64. Обычай как источник права.

Правовой обычай исторически был первым источником права, регули­ровавшим

отношения в период становления государства. Вообще под обыча­ем понимается

правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного

повторения данных фактических отношений.15 Правовым обычай

становится после того, как получает официальное одобрение госу­дарства.

Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману,

Русская правда) - это сборники правовых обычаев.

Природа правового обычая характеризуется следующими особенностя­ми. Он, как

правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рам­ках сравнительно

небольших общественных групп людей. Юридические обы­чаи часто тесно связаны с

религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского

права.

Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и

единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая неред­ко

выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, по­терявшее в

настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новей­шие исследования,

правовые обычаи широко применяются при регулировании

общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семей­но-брачных) в

государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в

древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор.

Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода

супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в

присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот

из супругов, чья свеча до­горит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой

ничего из имущест­ва.16

Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией

государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную

норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может

осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или

административной практикой. Решение государственного органа, в ко­тором

применен обычай, признается соответствующим государством и может быть

принудительно исполнено.

Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закреп­ляет то, что

сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай

отражает обывательские предрассудки, расовую и религи­озную нетерпимость,

исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной

безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно

запрещает.

Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запре­щает, другие

одобряет и развивает. Более или менее длительное сущест­вование правовых

обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах право­вого регулирования,

например, при регулировании внешней торговли. Из­вестно лишь несколько статей

Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта

или международных обычаев морепла­вания (ст.134 КТМ РФ устанавливает: "Срок, в

течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением

сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту

пог­рузки".). В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкно­вения.

При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не по­лучает прямого

текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте17. Вряд

ли прав и С.Л.Зивс, утверждая, что наше законодательство вообще не знает

правового обычая18. Отечественное законодательство до­пускает

использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует лишь те

обычаи, которые не противоречат, согласуются с

его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.

Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечело­веческой

морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголов­ном кодексе

России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-

байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее. Это

оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем эффективная.

Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-си­лового

исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следу­ет ожидать

появления новых рыночных обычаев, которые будут регулиро­вать отношения до и

вместе с юридическими нормами.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения

традиционных норм, но и важный способ создания новых юриди­ческих обязательных

правил поведения государств в тех вновь появляю­щихся областях

межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он

является современным и активно функционирующим ис­точником права. Поэтому

следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в

международной практике и рассматрива­ется в доктрине международного права,

имеет мало общего с представле­ниями об обычае, основанными на особенностях

этого источника во внут­ренних, национальных системах права19. И с

теоретической, и с практи­ческой точек зрения необходимо отличать обычай как

процесс создания норм международного права от обычая - результата этого

процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в

межгосу­дарственной практике.

65. Государственные режимы. Демократия и формы ее осуществления.

Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и

методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима,

существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое,

поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования,

но и характерные способы деятельности негосударственных политических

организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими

(тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием

классификации государств по данному признаку является демократизм форм и

методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих

государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не

ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного

государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной

действительности не существует. В том или ином конкретном государстве

присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования.

Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой

разновидности государственного режима.

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они

характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают

свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:

- режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая

составляет основу материального благополучия общества;

- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность

выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в

культурных, научных и других общественных организациях;

- создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на

характер государственной власти;

- в демократическом государстве личность защищена от произвола,

беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

- основным принципом деятельности демократического государства является

плюрализм;

- государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные

потребности развития личности и общества.

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее

распространение в настоящее время получил режим парламентерской демократии,

основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-

демократический режим.

66. Пробелы в праве и способы их устранения.

Пробел в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в

отношении фактических обстоятельств,находящихся в сфере правового

регулирования, отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида

общественных отношений. Существуют действительные и мнимые пробелы в праве.

Действительный пробел – отсутствие нормы права, регулирующей конкретное

общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу

правового регулирования.

Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом,

хотя по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированны

нормами права.

В юридической литературе различаются первоначальная и последующая

пробельность в праве. Первая обусловливается тем, что законодатель не смог

охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих

правового регулирования, а вторая вызывается появлением новых общественных

отношений, которые не могли быть предусмотренны законодателем.

Главным путем устранения пробелов является правотворчество. Для временного

устранения пробела предусмотрено два способа: аналогия закона – решение

конкретного дела на основе правовой нормы, которая рассчитана на

регулирование похожих общественных отношений, близких по своему значению и

характеру; аналогия права – решение конкретного дела исходя из принципов

права в целом, отрасли или института данной отрасли права. Пробелы в праве

могут восполняться путем аналогии лишь в том случае, если это прямо разрешено

законом. Применение аналогии недопустимо в уголовном и административном

праве.

67. Национально-государственное устройство РФ.

68. Законность. Способы и методы ее обеспечения.

69. Формы правления.

Форма правления представляет собой отражение способов организации

государственной власти конкретного государства.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11