бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (88 вопросов) бесплатно рефераты

теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся

власть от бога.

Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в

своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое

государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с

властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом

вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной

теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он

доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну

– патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в более

позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо,

А.Н.Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате

заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном»

состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого

первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма –

государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и

безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй

договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над

ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ

имеет право на восстание.

Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем

социологического направления буржуазной теории государства и права второй

половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский.

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели

не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних

племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется

единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных,

победителей и побежденных.

Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем

которой был Г.Спенсер, считает государство результатом органической эволюции,

разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой

природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и

завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление

правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с

законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами

психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый

Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида

потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель психоаналитического

направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания

государства из психики человека. Из существовавшей первоначально

патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтававшимися

сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами

(Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем

агрессивных влечений человека. Э.Дюркгейм наоборот развивал взгляд на

человека как прежде всего общественное, а не биопсихическое существо.

Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания

людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения

создаются соответствующие государственно-правовые институты.

74. Правосознание: понятие и виды.

Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает

правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к

праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных

ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых

ситуациях.

Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:

1. Правовая идеология,

2. Правовая психология.

Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение правовых

взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп

и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции, оценку

перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых

актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового

регулирования.

Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений,

ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в

целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:

- общественный интерес, мотивы деятельности определенных

социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

- психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения,

свойственные социальным группам общества;

- представления о праве, выработанные в социальных группах

под влиянием их психического склада;

- чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие

социальным группам;

- способы формирования представлений (настроений, чувств,

эмоций) – влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое и

общественное.

Уровни правосознания зависят от степени знания права и подразделяются на

обыденное, специализированное (профессиональное) и научное (теоретическое).

От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических норм

и эффективность реализации правовых предписаний.

Таким образом, правосознание как объективная реальность – это сложившеяся на

основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве,

осознанные потребности в праве, содержащие представление о сущности, путях

его развития и правопорядка в широком смысле слова.

75. Методология ТГП. Стстема методов изучения государства и права.

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод.

Имеет его и ТГП. Методология (от греч. «метод» – путь к чему-либо и «логос» –

наука) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания

окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой

развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и

человека.

Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области – ТГП,

должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего

предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.

В ТГП познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы

преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный критерий

– практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие

мысленные образы, которые выработались в длительной исторической практике

познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых,

теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т.е. явлениями

реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в своей

исторической истинности в качестве установок на творческое преобразование

существующих условий.

Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории

выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют общее

методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания,

являются одновременно и логическими категориями.

ТГП, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные институты

под углом зрения содержания этих категорий, прослеживает, какое выражение они

получают в исследуемой области.

ТГП, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений,

вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права,

вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и

рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации

опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений

действительности.

ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений использует:

а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный,

структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т.п.);

б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение,

сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);

в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического

анализа, конкретизации, толкования и т.п.).

Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне

организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных

принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки.

Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех

частях. Она постоянно обогощается, подчиняясь задачам все более глубокого

изучения предмета исследования – государства и права, которые находятся в

постоянном развитии.

Таким образом, методология ТГП – это применение обусловленной

материалистической диолектикой совокупности определенных теоретических

принципов, логических приемов и специальных способов исследования

государственно-правовых явлений.

76. Норма права: понятие и структура. Классификация норм

права.

Норма права — это :

- признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из

которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи

действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона,

масштаба поведения.

- общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в

законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве

критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного поведения

субъектов права.

Для правовых норм характерна системность, которая заключается в:

1. согласованности — непротиворечивости содержания правовых норм, т.е.

одинаковому подходу к регулируемому отношению, и

2. соподчинении — моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от их

юридической силы.

Так же правовые нормы имеют специализацию, т.е. каждая из них регулирует

определенную область общественных отношений или фиксирует определенный

способ правового регулирования.

Каждая правовая норма имеет логическую структуру.

Логической структурой правовой нормы является следующая схема: если, то,

иначе, -эти слова соответствуют гипотезе, диспозиции и санкции.

Гипотеза — указание на условия, при которых возникают права и обязанности у

субъектов права; при которых эта норма действует.

Диспозиция — указание на суть и содержание самого правла оведения, на те

права и обязнности, на страже которых стоит государство.

Санкция — называет поощрительные или карательные меры (позитивные или

негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив,

нарушения правила, обозначенного в деспозиции нормы.

По отраслям права выделяются нормы государственного, административного,

трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям: регулятивные нормы — упорядочивающие общественные отношения

путем закрепления существующих общественных связей в правовых нормах; охрани

тельные нормы — устанавливающие меру юридической ответственности и

юридической защиты, порядка их возложения и исполнения.

По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения:

Обязывающие — устанавливают обязанность совершать определенные положительные

действия;

Запрещающие — запрещают совершать определенные действия;

Управомочивающие — предоставляют участникам общественных отношений право

совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях

нормативно-правового акта:

Абсолютно определенные — это нормы, которые с абсолютной точностью определяют

условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры

юридической ответственности за их нарушение;

Относительно определенные — это нормы, которые не содержат достаточно полных

сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников

общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют

правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных

обстоятельств;

Альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их

действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

По кругу лиц нормы права подразделяются на:

Общие — распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

Специальные — действуют только в отношении определенной категории лиц

(учителя, врачи и др.).

77. Причины и условия возникновения государства. Форма возникновения

государств в Европе.

С марксисткой точки зрения происхождение государства обусловлено образованием

антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования

признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике

(неолитической революцией), приведшей к регулярному появлению прибавочного

продукта. Появилось общественное разделение труда, которое взорвало родовой

строй, привело к расколу общества на классы, появлению государственно-

организованного общества.

Первое крупное разделение труда – это отделение скотоводства от земледелия.

Второе крупное разделение труда – отделение ремесла от скотоводства и

земледелия.

Третье крупное разделение труда – появление класса купцов.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема

избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что

явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Рост производительности труда, переход к производящей экономике, разложение

коллективных форм производства, проникновение в общину товарных отношений

приводит к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе первобытная организация начинает испытывать кризис власти, т.к.

индивидуальные и общие интересы расходятся. Органы первобытнообщинного строя

постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с

соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или

племени своим соплеменникам. Перерождение органов первобытного общества

постепенно ведет к возникновению государства.

У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы

расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело

к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических

противоречий между ними. Поэтому появляется новая организация уже не для

всего общества, а только его части – собственников средств производства, для

охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.

Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным

примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны,

происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего

или внутреннего, с другой, потому что в данном случае весьма высоко развитая

форма государства – демократическая республика – возникает непосредственно из

родового строя, и, наконец, потому что существуют многочисленные литературные

источники, раскрывающие все существенные подробности образования данного

государства.

В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную

многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим

обязанности плебсом; победа плебса взрывает старый родовой строй и на его

развалинах образуется государство, в котором скоро растворяются и родовая

аристократия, и плебс.

У германских победителей Римской империи государство возникает как

непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для

господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Следовательно,

нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется

внешними для данного общества факторами, например войной с соседскими

племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания

Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии

военной демократии, быстро переродилась в феодальное государство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11