бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (88 вопросов) бесплатно рефераты

Исторически этот процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,

выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к

развитому государству, где реализуются народовластие, экономическая свобода,

свобода личности.

Итог существования государства в условиях теократически-азиатского и

рабовладельческого, феодального обществ -–это историческая

бесперспективность, обреченность государственного самовластия, монархической

диктатуры и постепенное вхождение всего общества в развитое государство, в

институты демократии – парламентаризма, разделения властей, независимого

суда, прав и свобод человека. Такого рода процесс особо четко обозначился в

Европе, Северной Америке в ХVIII – XX веках в результате победы буржуазных

демократических революций.

Другие закономерности:

уход государства из экономики, все большее его отделение от хозяйственной

жизни, от выполнения функций собственника;

развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих

политическую власть, вводящих ее в четкие рамки, в строгий правовой режим;

все большее преобладание республиканской формы правления;

эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все

большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни

все большее значение имеют такие тенденции:

государство все более становится государством человека, в котором человек,

его неотъемлемые права и свободы выдвигаются на первое место;

все общество – а не только государственная власть – выступает в качестве

правового;

утверждаются как незыблемые и получают все более широкое развитие институты

либеральной демократии – парламентаризм, свободные выборы, муниципальное

самоуправление, федерализм;

усиливается в условиях невмешательства государства в экономику социальная

ориентация в его деятельности;

возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя

защита прав и свобод человека.

22. Толкование права: понятие, виды и способы толкования.

Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя,

выраженной в правовой норме.

Термин «толкование» употребляется в трех различных смыслах:

1) уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее

применяющим (толкование по способу);

2) принятие актов государственными органами и высказывания

отдельных лиц с целью разъяснения содержания правовой нормы;

3) интерпретация, т.е. выяснение соотношения объема толкуемой

правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:

Граматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой

нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте

определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения

правовой нормы.

Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем

сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами

других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-

общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных

факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и

задач, которые решает гос-во посредством введения ее в действие.

Специально-юридический способ – это исследование технико-юридических средств

и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях

юридической науки и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое

толкование включает ряд приемов:

1) нормативное толкование, т.е. такое уяснение воли законодателя,

при котором устанавливается нормативность правила поведения;

2) конструктивное толкование, т.е. уяснение особенностей

юридической конструкции (договор – купли-продажи или дарения);

3) определение отраслевой принадлежности правовых норм;

4) терминологическое толкование.

Логический способ толкования – это исследование логической структуры

отдельных положений нормативного акта.

А.Ф.Черданцев выделяет еще один способ уяснения – функциональный, под которым

понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых

реализуется норма права.

Толкование-разъяснение различается по субъектам:

1) официальное

- официальное легальное (разяснение юридической нормы,

даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным

для подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже

общеобязательным).

- аутентичное (разъяснение, исходящее от органа, который

установил данную правовую норму.

2) неофициальное (разъяснение исходящие от тех или иных лиц, не наделенных

официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм, не

имеет юридической силы.

- доктриальное (от ученых-теоретиков и юристов-практиков)

- профессиональное

- обыденное

Официальное толкование может быть нормативным (разъяснение общего характера,

имеющее ввиду определенную категорию дел) и казуальным (обязательное

разъяснение нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), и

обязательно только для решения дела, в отношении которого дано).

Толкование-интерпретация необходимо в том случае, если на лицо формальное

несовершенство закона, т.е. недостатки в юридическом оформлении мысли

законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой

его выражения.

Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи

закона называется буквальным, или адекватным, толкованием.

Если необходимо истолковать норму несколько уже или шире буквального смысла

статьи, то истолкование называется ограничительным или расширенным.

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования –

интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные

предписания, разъясняющие юридические нормы.

В ТГП различаются два вида актов толкования:

- интерпретационные акты правотворчества (нормативные

юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования);

- интерпретационные акты правоприменения (специфические

правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в

результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

23. Формы осуществления функций государств.

Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые

формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная,

которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции

государства подразделяются на законодательные (правотворческие),

управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации

государственной власти. Причем каждая из названных функций может

осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к

определенным независимым ветвям власти.

24. Объекты правоотношений и их характеристика.

Объект правоотношения – это явления окружающего мира, по поводу которых

возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности. В

понимании данной категории выделяют два подхода: 1) монистическая точка

зрения состоит в том, что объектом правоотношения могут быть только поступки,

деяния людей; 2) согласно второй точки зрения (плюралистической) объектом

правоотношения могут быть материальные блага (вещи, имущество, ценности и

т.п.), нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь и достоинство и т.п.),

продукты духовной деятельности (произведения искусства, науки, музыки,

литературы, компьютерные программы и т.п.), ценные бумаги и документы

(деньги, акции, дипломы, аттестаты), а также результаты действия участников

правоотношения.

25. Государственная власть и методы ее осуществления.

26. Юридические факты: понятие и классификация.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы

права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. От наличия или

отсутствия соответствующего юридического факта зависит признание лил

непризнание права или обязанности определенного субъекта. Вот почему в работе

юриста важное значение имеет всестороннее исследование и правильное

установление юридических фактов, что позволяет уяснить, какое именно

правоотношение имеет место, какие конкретные юридические права и обязанности

должны быть у его участников. Например, совершение преступления – это

юридический факт. Который порождает уголовно-правовые отношения между лицом,

совершившим преступление, и компетентным должностным лицом.

Юридические факты классифицируются:

1. По последствиям, которые они вызывают: устанавливающие,

изменяющиеся или прекращающие правоотношения, причем эта динамика может

касаться как самих субъектов, так и содержания субъективных прав и

обязанностей.

2. По гносеологической природе фактов (по волевому моменту):

события, т.е. факты, не зависищие от воли и сознания людей, и действия, т.е.

факты, как порождение сознательного волевого поведения людей.

В последнее время в юридической литературе все чаще стали в качестве

самостоятельного вида выделять состояния, которые могут быть результатом как

события, так и действия.

3. По юридической природе действий: правомерные и неправомерные.

К первым относятся все виды действий, являющиеся актами активной реализации

права, т.е. юридические акты, административные акты (приказы, распоряжения,

указания и т.п.), акты юрисдикционной органов (административных, судов);

сделки, фактические правомерные действия (творчество, литературное, научное и

т.п.). К неправомерным фактам относятся: дисциплинарные поступки,

административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты),

преступления.

4. По структуре – простые (элементные) и сложные (фактические)

составы. Различают два вида фактических составов : а) по принципу

независимого накопления элементов состава, простая совокупность, важно лишь

ее наличие; б) по принципу последовательного накопления элементов;

юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава

в определнном порядке.

27. Монархия как форма правления. История и современность.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными

признаками классической монархической формы управления являются :

- существ-ние единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью

пожизненно (царь, король, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монарха по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она

стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе

сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического

управления.

В свою очередь монархия делится на : - абсолютную, -

ограниченную(парламентарную), - дуалистическую, - теократическую,

- парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным

признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных

органов, ограничивающих компетенцию монарха.. В истории такими странами были

Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления,

конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества.

Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до

настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

- правительство формируется из представителей определенной партии (или

партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится

главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются

монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед

монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством,

формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях

формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно

перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а

парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма

правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические

(Саудовская Аравия).

28. Порядок опубликования и вступления в силу законов и

других нормативно-правовых актов.

В Законе от 25 мая 1994 г. по-новому исчисляются сроки, в течение которых

законы России подлежат официальному опубликованию. Федеральные

конституцион­ные законы, федеральные законы подлежат официальному

опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты

палат Федерального собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их

принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным собранием,

публикуются одновременно с федераль­ными законами об их ратификации (ст. 3

Закона). Особый порядок установлен для опубликования и вступления в силу

законов и других решений, принятых путем референдума. В ст. 36 Закона РСФСР

"О рефе­рендуме в РСФСР" от 16 октября 1990 г. предусматривается, что итоги

референдума доводятся до сведения населения через средства массовой

информации Центральной комиссией референдума не позднее 10 дней со дня

окончания голосования.

Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующей комис­сии

референдума провести в течение двух недель в данном округе или на участке

повторное голосование. В таком случае принятое на референдуме решение

публику­ется не позднее 7 дней с даты последнего голосования по вопросу,

внесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в

самом решении не преду­смотрен иной срок.

Указы и распоряжения Президента и постановления Правительства РФ публикуются,

как гласит ст. 7 Закона от 25 мая 1994 г., в "Собрании законодательства

(Российской Федерации" и в "Российской газете". Акты Президента и

Правительства, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей

территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального

опубликования. Но Прези­дентом или Правительством РФ при принятии акта может

быть установлен и другой срок введения акта в действие.

Указ Президента РФ от 26 марта 1992 г. издан уже после введения в действие

Закона "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г., но в нем также не

учтены положения ст. 12 Закона о Публикации актов Президента не только на

государствен­ном языке федерации, но и на государственном языке республик в

составе РФ. Данный пробел Указа может быть восполнен положениями,

определяющими механизм реализации ст. 12 Закона "О языках народов РСФСР".

Действие нормативно-правовых актов во времени:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11