бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (88 вопросов) бесплатно рефераты

ритуалов.

По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические,

организационные, эстетические, этические и т. п.

По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).

По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

11. Содержание и структура науки в учебной дисциплине “ТГП”. Понятие

и принципы.

ТГП как и любая наука, отражающая сферу человеческой деятельности, ставит

задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о

действительности, в первую очередь о государстве и праве, этих специфичиских

социальных явлениях, занимающих важное место в жизни общества.

Наука о государстве и праве – это сумма и система знаний об общих политико-

юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования

государственно-правовых явлений.

12. Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность – правоотношение между государством в лице

его определенных органов и субъектами права, отвечающими перед обществом и

государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах права

и обращенным к ним соответствующих требований, предписаний и т.п.

Ретроспективная юридическая ответственность – исполнение правонарушителем

обязанностей на основе гос. принуждения, правовое отношение, возникающее между

гос. и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть неблагоприятные

последствия и лишения за совершенное правонарушение.

Позитивная юридическая ответственность – осознание и воспроизведение

личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.

Принципами юридической ответственности считаются: законность,

ответственность за вину, справедливость, гуманизм, целесообразность,

неотвратимость, индивидуальность.

Согласно принципу законности ответственность применяется только при наличии

вины за совершенное деяние, которое должно быть противоправным и за которое

государством предусмотрена ответственность.

Справедливость требует исключения случаев привлечения невиновных лиц, а

следовательно, с необходимостью предполагает доказательность совершенного

деяния.

Наказание или взыскание не должно быть чрезмерным, а наоборот, должно

соответствовать тяжести деяния, быть целесообразным.

13. Восточный “азиатский” путь возникновения и содержания

деятельности государства.

14. Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого

религиозно-традиционного права,свойственного странам Азии и Африки.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и

основанных на мусульманской религии-исламе.

Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм ислама

- признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение",

которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и

морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом

смысле.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения.

В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции

законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива

мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем

традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с

некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-

германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому -

Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора

брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман

(иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком

феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не

является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной

мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы

действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы

мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством

буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-европейских

моделей.

В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на

современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею

уровнем экономического и культурного развития.

Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их

влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую

классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где

мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего

его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное

законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана,

например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат -

предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех

принимаемых. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным

требованиям справедливости и демократической законности, строго придерживаясь

мусульманских норм при рассмотрении дел нередко допускают явные нарушения и

творят произвол.

Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя

сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей как

в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние

десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и

нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты

конституционного характера и деятельность государственного механизма этих

стран. Так военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем,

что они якобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран

вообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычную конституцию.

Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманское право без каких-

либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются

мусульманские суды.

Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства

арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки

(Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан).

Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и

мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что

главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право

является источником законодательства. Данное конституционное положение

практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой

стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная

демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства.

И, наконец, особое положение занимают правовые положения Туниса и Народно-

Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные законодательства

отказываются от ряда основопологающих институтов мусульманского права:

например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ

в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в

семейных отношениях.

Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит

известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права,

отдельные нормы и институты которого,ранее вытесненные законодательством,

заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают

применяться на практике.

15. Государственная дисциплина и ее роль в обеспечении законности и

правопорядка государства. Виды дисциплины.

16. Кодификация права.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному

объединению нормативных актов, приведению их в опреде­ленную систему.

В юридической литературе традиционно различают два вида система­тизации -

кодификацию и инкорпорацию.

Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, ко­торое

сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других

норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра­вотворчества. Кодификация

не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную,

причем основную форму совершенс­твования законодательства.

Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции;

функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества

лишь попутно.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе

за­конодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее

действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного

законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются уста­ревшие

юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в

законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго

определенными государственными правительственными органами. Наиболее

интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития об­щества, с

существенными изменениями общественных отношений, требующих иной,

принципиально новой юридической оценки.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

[1] Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид

кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался

процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На

базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в Российской

Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по вопросам,

отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и

органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные

власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга­ны власти

республик в составе РФ осуществляют собственное правовое ре­гулирование,

включая принятие законов и иных правовых актов31.

[2] Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный

за­конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права,

регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее

традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголов­ный, Жилищный,

Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комп­лексные,

межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отрас­лей права. На

территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные

кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

[3] Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу­лируют

деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной

сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис­ленные уставы о

дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав

вооруженных сил и др.).

Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок

образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или

подсистемы) государственных органов.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован­ного акта.

Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными

лицами. Например, "Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской

Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992

г., "Положение о государственной автомо­бильной инспекции Министерства

внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства

28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-

правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой,

вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в

постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по

расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта

деятельность и есть систематизация.

17. Виды государственного принуждения, применяемые наряду с

юридической ответственностью.

18. Отрасль или институт права. Понятие и виды.

Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся

специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки,

комплексы однородных общественных отношений.

Классификация:

1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы;

причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей – других

профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей

системы – конституционное право; затем три материальные отрасли – гражданское,

административное, уголовное право, соответствующие им три процессуальные

отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное,

уголовно-процессуальное право.

2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированны,

приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право,

финансовое право, право социального обеспечения, семейное право,

исправительно-трудовое право.

3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных

институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право,

сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право,

торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

Кроме того, общее значение имеют публичное и частное право. К

частному праву относятся, например, гражданское, семейное право, к публичному

административное, уголовное, финансовое право, право прокурорского надзора.

19. Признаки государства.

Наиболее общими признаками государства являются: 1) территория, 2) население,

3) публичная власть. Эти общие признаки выражают политическую

организованность общества со всех основных сторон его жизни.

Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу

определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного

пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную,

административно-территориальную организацию.

Население характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу,

гражданство; порядок и формы удостоверения гражданства, его обретения, утраты

и т.д.

Публичная власть как форма политической власти означает наличие у нее особого

аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и

имеющего свою “публичную” материальную базу – государственные имущества, свои

источники доходов, налоги.

Публичную (государственную) власть в условиях демократии следует отличать от

гражданского общества, охватывающего саморазвивающуюся экономику,

хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Публичная власть

призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для

существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не

предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частно-

правовые, гражданские отношения.

При рассмотрении признаков государства необходимо выделить еще и законы, при

помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства. Система

юридических норм, будучи инструментом государственной власти, в то же время в

результате всеобщности законов упорядочивает, ограничивает и связывает

деятельность ее органов.

20. Правопорядок и общественныйц порядок, их соотношение.

21. Закономерности развития государства.

Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что

по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии оно

превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного,

“варварского” принудительно-репрессивного образования в политически

организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми

институтами государства в соответствии с принципом разделения властей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11