Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (88 вопросов)
ритуалов.
По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические,
организационные, эстетические, этические и т. п.
По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).
По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).
11. Содержание и структура науки в учебной дисциплине “ТГП”. Понятие
и принципы.
ТГП как и любая наука, отражающая сферу человеческой деятельности, ставит
задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о
действительности, в первую очередь о государстве и праве, этих специфичиских
социальных явлениях, занимающих важное место в жизни общества.
Наука о государстве и праве – это сумма и система знаний об общих политико-
юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования
государственно-правовых явлений.
12. Юридическая ответственность.
Юридическая ответственность – правоотношение между государством в лице
его определенных органов и субъектами права, отвечающими перед обществом и
государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах права
и обращенным к ним соответствующих требований, предписаний и т.п.
Ретроспективная юридическая ответственность – исполнение правонарушителем
обязанностей на основе гос. принуждения, правовое отношение, возникающее между
гос. и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть неблагоприятные
последствия и лишения за совершенное правонарушение.
Позитивная юридическая ответственность – осознание и воспроизведение
личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.
Принципами юридической ответственности считаются: законность,
ответственность за вину, справедливость, гуманизм, целесообразность,
неотвратимость, индивидуальность.
Согласно принципу законности ответственность применяется только при наличии
вины за совершенное деяние, которое должно быть противоправным и за которое
государством предусмотрена ответственность.
Справедливость требует исключения случаев привлечения невиновных лиц, а
следовательно, с необходимостью предполагает доказательность совершенного
деяния.
Наказание или взыскание не должно быть чрезмерным, а наоборот, должно
соответствовать тяжести деяния, быть целесообразным.
13. Восточный “азиатский” путь возникновения и содержания
деятельности государства.
14. Мусульманская правовая система
Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого
религиозно-традиционного права,свойственного странам Азии и Африки.
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и
основанных на мусульманской религии-исламе.
Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм ислама
- признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение",
которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и
морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом
смысле.
В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения.
В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции
законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.
К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива
мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем
традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с
некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-
германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому -
Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора
брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман
(иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком
феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.
В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не
является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной
мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы
действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы
мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством
буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-европейских
моделей.
В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на
современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею
уровнем экономического и культурного развития.
Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их
влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую
классификацию современных правовых систем стран Востока.
Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где
мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего
его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное
законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана,
например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат -
предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех
принимаемых. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным
требованиям справедливости и демократической законности, строго придерживаясь
мусульманских норм при рассмотрении дел нередко допускают явные нарушения и
творят произвол.
Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя
сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей как
в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние
десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и
нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты
конституционного характера и деятельность государственного механизма этих
стран. Так военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем,
что они якобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран
вообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычную конституцию.
Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманское право без каких-
либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются
мусульманские суды.
Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства
арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки
(Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан).
Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и
мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что
главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право
является источником законодательства. Данное конституционное положение
практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой
стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная
демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства.
И, наконец, особое положение занимают правовые положения Туниса и Народно-
Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные законодательства
отказываются от ряда основопологающих институтов мусульманского права:
например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ
в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в
семейных отношениях.
Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит
известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права,
отдельные нормы и институты которого,ранее вытесненные законодательством,
заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают
применяться на практике.
15. Государственная дисциплина и ее роль в обеспечении законности и
правопорядка государства. Виды дисциплины.
16. Кодификация права.
Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному
объединению нормативных актов, приведению их в определенную систему.
В юридической литературе традиционно различают два вида систематизации -
кодификацию и инкорпорацию.
Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое
сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других
норм права, т.е. это - систематизация в процессе правотворчества. Кодификация
не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную,
причем основную форму совершенствования законодательства.
Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции;
функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества
лишь попутно.
Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе
законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее
действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного
законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие
юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в
законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.
Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго
определенными государственными правительственными органами. Наиболее
интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с
существенными изменениями общественных отношений, требующих иной,
принципиально новой юридической оценки.
Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.
[1] Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид
кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался
процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На
базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.
Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в Российской
Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по вопросам,
отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и
органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные
власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти
республик в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных правовых актов31.
[2] Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный
законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права,
регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее
традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Жилищный,
Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.
Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комплексные,
межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отраслей права. На
территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные
кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.
[3] Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют
деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной
сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о
дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав
вооруженных сил и др.).
Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок
образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или
подсистемы) государственных органов.
Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного акта.
Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными
лицами. Например, "Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской
Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992
г., "Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства
28 мая 1992 г. и др.
В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-
правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой,
вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в
постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по
расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта
деятельность и есть систематизация.
17. Виды государственного принуждения, применяемые наряду с
юридической ответственностью.
18. Отрасль или институт права. Понятие и виды.
Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся
специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки,
комплексы однородных общественных отношений.
Классификация:
1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы;
причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей – других
профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей
системы – конституционное право; затем три материальные отрасли – гражданское,
административное, уголовное право, соответствующие им три процессуальные
отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное,
уголовно-процессуальное право.
2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированны,
приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право,
финансовое право, право социального обеспечения, семейное право,
исправительно-трудовое право.
3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных
институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право,
сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право,
торговое право, право прокурорского надзора, морское право.
Кроме того, общее значение имеют публичное и частное право. К
частному праву относятся, например, гражданское, семейное право, к публичному
административное, уголовное, финансовое право, право прокурорского надзора.
19. Признаки государства.
Наиболее общими признаками государства являются: 1) территория, 2) население,
3) публичная власть. Эти общие признаки выражают политическую
организованность общества со всех основных сторон его жизни.
Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу
определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного
пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную,
административно-территориальную организацию.
Население характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу,
гражданство; порядок и формы удостоверения гражданства, его обретения, утраты
и т.д.
Публичная власть как форма политической власти означает наличие у нее особого
аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и
имеющего свою “публичную” материальную базу – государственные имущества, свои
источники доходов, налоги.
Публичную (государственную) власть в условиях демократии следует отличать от
гражданского общества, охватывающего саморазвивающуюся экономику,
хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Публичная власть
призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для
существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не
предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частно-
правовые, гражданские отношения.
При рассмотрении признаков государства необходимо выделить еще и законы, при
помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства. Система
юридических норм, будучи инструментом государственной власти, в то же время в
результате всеобщности законов упорядочивает, ограничивает и связывает
деятельность ее органов.
20. Правопорядок и общественныйц порядок, их соотношение.
21. Закономерности развития государства.
Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что
по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии оно
превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного,
“варварского” принудительно-репрессивного образования в политически
организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми
институтами государства в соответствии с принципом разделения властей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|