бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (88 вопросов) бесплатно рефераты

А.Н.Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате

заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном»

состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого

первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма –

государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и

безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается

вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается

власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном

случае народ имеет право на восстание (Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев).

Т.Гоббс доказывал противоположное: поскольку власть передана монарху, он

обладает неограниченными полномочиями. Дж.Локк обосновывал идею

конститационной монархии, так как, по его мнению, общественный договор есть

определенный компромисс между монархом и подданным, есть определенное

ограничение свободы и монарха, и народа.

44. Правовые отношения. Понятие и признаки.

Правовые отношения – это часть общественных отношений, урегулируемых нормами

права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных

юридических обязанностей.

По правовой принадлежности (т.е. по объектам воздействия) правоотношения

соответствуют тем отраслям права, нормы которых они реализуют

(государственно-правовые, гражданско-правовые, семейные и т.д.).

По субъектам правоотношения можно разделить на конкретные (существует

связь индивидуально определенных субъектов – управомоченного и обязанного),

общие или абсолютные (всеобщая юридическая индивидуально определенных

управомоченных субъектов с неопределенным кругом обязанных лиц).

Деление по генетической и функциональной связи (по месту в механизме

правового регулирования) соответствуе делению норм права по организационным

формам: материальные (основные) и процессуальные (производные) правоотношения.

В свою очередь последние могут быть процессуально-регулятивными и

процессуально-охранительными.

По характеру воздействия (функциям права) правоотношения бывают

регулятивные (активного и пассивного вида), которые соответствуют всем

регулятивным отраслям; их деление зависит от того, как определяется содержание

юридической обязанности: совершение действий (активное) или воздержание от

действий (пассивное); охранительные – правоотношения, возникающие из

применения санкций правовых норм, оформляющих юридическую ответственность.

По целям воздействия правоотношения делятся на статические,

имеющие целью закрепление сложившихся общественных отношений, и

динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в регулируемых

общественных отношениях.

По содержанию выделяют простые правоотношения, не расчлененные

на составные части (купля-продажа); сложные – включающие систему

самостоятельных правоотношений, составляющих в системе единство направленного

действия (исправительно-трудовое).

Элементы состава правоотношения:

Субъекты права – это граждане (физические лица) и юридические лица,

которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и

обязанностей.

Правоспособность – это установленная (признаная) в законе возможность

субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования

субъективного права.

Дееспособность – это установленная (признаная) в законе возможность лица

своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

45. Диалектико-материалистическая теория происхождения и сущности

государства.

46. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние

деликтоспособного лица. Противоправность обычно связана с запрещением деяния

со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на

возможность государственного принуждения. То что правом не запрещено не может

считаться правонарушением. Формы проявления противоправности:

1. прямое нарушение правового запрета;

2. неисполнение возложенных обязанностей;

3. злоупотребление субъективным правом;

4. превышение компетенции и т д.

Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для

общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым. Вред

может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и

духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым,

наступившим и могущим наступить. Общественно опасным считается преступление,

которые составляют только часть правонарушений.

Правонарушение должно быть обязательно виновным деянием, т.е. результатом

свободного волеизъявления правонарушителя.

Состав правонарушения включает : объект и субъект правонарушения, объективную

и субъективную стороны. Общим объектом всякого правонарушения являются

общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.

Объективная сторона:

- противоправное деяние

- противоправный результат

- причинная связь между ними

- место

- время

- обстановка

Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо,

обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои

собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок.

Субъективная сторона: 1. мотив; 2.цель; 3.вина.

Различают две формы вины:

Умысел:

1. Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем

общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении

возможности или неизбежности наступления противоправного результата,

причинной связи между ними, а также желания их наступления.

2. Косвенный умысел устанавливается если правонарушитель

осознавал противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления

противоправного результата, не желал, но сознательно допускал последствия или

относился к ним безразлично.

Неосторожность:

1. Противоправная самонадеятельность (легкомыслие) состоит в

осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности

наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его

предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и

т.п. без достаточных на то оснований.

2. Противоправная небрежность выражается в том, что

правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного

наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела

при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен

был его предвидеть.

По степени и характеру общественной вредности правонарушения подразделяются на:

1. преступления (виновно совершенное общественно опасное деяние,

запрещенное УК РФ под угрозой наказания);

2. проступки (отсутствие общественной опасности).

- гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и

семейное право)

- административно-правовые (административное, финансовое,

земельное, процессуальное право)

- дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий,

невыполнение распоряжений администрации, нарушение уставов).

47. Правовое регулирование функционирования политической системы.

48. Применение как форма реализации права. Стадии процесса и акты

применения.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных

субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для

индивидуального случая.

Акты применения права – это документально оформленное, государственно

властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение

компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической

силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле:

- как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение,

использование, соблюдение);

- как стадию реализации права.

Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо

санкции, то акты применения опосредуют:

- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр.,

распределение матер.фондов);

- правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);

Применению права присущи следующие функции:

- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-

воспитательные;

- юридические – регулятивные и охранительные (закрепление

господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений).

Стадии:

I. Анализ фактических обстоятельств дела с которыми

связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным,

объективным, исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая

оценка значения этих фактов.

II. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения

поведения участников правоотношения или для оценки поведения когда

применяется санкция. При этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее

действенность, 2) характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы

действия в пространстве, во времени и по кругу лиц.

III. Уяснение смысла и содержания нормы права.

IV. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или

иными субъектами.

V. Принятие акта применения нормы права.

Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы права,

поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.

Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.

49. Государство и этнос.

50. Романо-германская правовая система.

Романо-германская правовая семья или системаконтинентального права (Франция,

Германия, Италия, Испания ит.д.) имеет длинную юридическую историю. Она

сложилась в Европев результате усилий ученых европейских университетов,

которыевыработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикацииимператора

Юстиниана общую для всех юридическую науку,приспособленную к условиям

современного мира.

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами

которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии

конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством

государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.

Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в

сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят

дифференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в

законодательной практике различают три разновидности обычного закона:

кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.

В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо

гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-

процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы

регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные

законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты

налогового закодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает)

роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов

министров и других.

По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права

позиция доктрины весьма противоречива.

Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики

к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается

"кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому,

в сущности и "простое" судебное решение,основанное, например, на аналогии или

на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может

восприниматься другими судами при решении подобных дел, как фактический

прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором

исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является

принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.

51. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений.

В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства

присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное

влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы

дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к

феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается

каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.

В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на

государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы

управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В

дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос.

церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь

пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии.

С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства, упразднились все

формы союза церкви и государства.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется

свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой.

Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию убеждений,

религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения

определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан,

образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу

вероисповедования.

52. Объективное и субъективное право. Понятие и

соотношение.

53. Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы.

Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение

властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций

правового государства.

Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение

власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит

вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять

функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно.

Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и

специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай

конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять

верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой

властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые

масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные

направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и

законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный

парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом.

Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов

устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все

граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат:

Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом

принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе

конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и

судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть

является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении

главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных

членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11