Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (88 вопросов)
А.Н.Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате
заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном»
состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого
первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма –
государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и
безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается
вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается
власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном
случае народ имеет право на восстание (Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев).
Т.Гоббс доказывал противоположное: поскольку власть передана монарху, он
обладает неограниченными полномочиями. Дж.Локк обосновывал идею
конститационной монархии, так как, по его мнению, общественный договор есть
определенный компромисс между монархом и подданным, есть определенное
ограничение свободы и монарха, и народа.
44. Правовые отношения. Понятие и признаки.
Правовые отношения – это часть общественных отношений, урегулируемых нормами
права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных
юридических обязанностей.
По правовой принадлежности (т.е. по объектам воздействия) правоотношения
соответствуют тем отраслям права, нормы которых они реализуют
(государственно-правовые, гражданско-правовые, семейные и т.д.).
По субъектам правоотношения можно разделить на конкретные (существует
связь индивидуально определенных субъектов – управомоченного и обязанного),
общие или абсолютные (всеобщая юридическая индивидуально определенных
управомоченных субъектов с неопределенным кругом обязанных лиц).
Деление по генетической и функциональной связи (по месту в механизме
правового регулирования) соответствуе делению норм права по организационным
формам: материальные (основные) и процессуальные (производные) правоотношения.
В свою очередь последние могут быть процессуально-регулятивными и
процессуально-охранительными.
По характеру воздействия (функциям права) правоотношения бывают
регулятивные (активного и пассивного вида), которые соответствуют всем
регулятивным отраслям; их деление зависит от того, как определяется содержание
юридической обязанности: совершение действий (активное) или воздержание от
действий (пассивное); охранительные – правоотношения, возникающие из
применения санкций правовых норм, оформляющих юридическую ответственность.
По целям воздействия правоотношения делятся на статические,
имеющие целью закрепление сложившихся общественных отношений, и
динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в регулируемых
общественных отношениях.
По содержанию выделяют простые правоотношения, не расчлененные
на составные части (купля-продажа); сложные – включающие систему
самостоятельных правоотношений, составляющих в системе единство направленного
действия (исправительно-трудовое).
Элементы состава правоотношения:
Субъекты права – это граждане (физические лица) и юридические лица,
которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и
обязанностей.
Правоспособность – это установленная (признаная) в законе возможность
субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования
субъективного права.
Дееспособность – это установленная (признаная) в законе возможность лица
своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.
45. Диалектико-материалистическая теория происхождения и сущности
государства.
46. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние
деликтоспособного лица. Противоправность обычно связана с запрещением деяния
со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на
возможность государственного принуждения. То что правом не запрещено не может
считаться правонарушением. Формы проявления противоправности:
1. прямое нарушение правового запрета;
2. неисполнение возложенных обязанностей;
3. злоупотребление субъективным правом;
4. превышение компетенции и т д.
Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для
общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым. Вред
может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и
духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым,
наступившим и могущим наступить. Общественно опасным считается преступление,
которые составляют только часть правонарушений.
Правонарушение должно быть обязательно виновным деянием, т.е. результатом
свободного волеизъявления правонарушителя.
Состав правонарушения включает : объект и субъект правонарушения, объективную
и субъективную стороны. Общим объектом всякого правонарушения являются
общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.
Объективная сторона:
- противоправное деяние - противоправный результат - причинная связь между ними | - место - время - обстановка |
Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо,
обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои
собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок.
Субъективная сторона: 1. мотив; 2.цель; 3.вина.
Различают две формы вины:
Умысел:
1. Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем
общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении
возможности или неизбежности наступления противоправного результата,
причинной связи между ними, а также желания их наступления.
2. Косвенный умысел устанавливается если правонарушитель
осознавал противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления
противоправного результата, не желал, но сознательно допускал последствия или
относился к ним безразлично.
Неосторожность:
1. Противоправная самонадеятельность (легкомыслие) состоит в
осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности
наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его
предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и
т.п. без достаточных на то оснований.
2. Противоправная небрежность выражается в том, что
правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного
наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела
при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен
был его предвидеть.
По степени и характеру общественной вредности правонарушения подразделяются на:
1. преступления (виновно совершенное общественно опасное деяние,
запрещенное УК РФ под угрозой наказания);
2. проступки (отсутствие общественной опасности).
- гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и
семейное право)
- административно-правовые (административное, финансовое,
земельное, процессуальное право)
- дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий,
невыполнение распоряжений администрации, нарушение уставов).
47. Правовое регулирование функционирования политической системы.
48. Применение как форма реализации права. Стадии процесса и акты
применения.
Применение права – это властная организующая деятельность компетентных
субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для
индивидуального случая.
Акты применения права – это документально оформленное, государственно
властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение
компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической
силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Акты применения являются стадией реализации нормы права.
Применение права следует рассматривать в двояком смысле:
- как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение,
использование, соблюдение);
- как стадию реализации права.
Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо
санкции, то акты применения опосредуют:
- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр.,
распределение матер.фондов);
- правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);
Применению права присущи следующие функции:
- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-
воспитательные;
- юридические – регулятивные и охранительные (закрепление
господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений).
Стадии:
I. Анализ фактических обстоятельств дела с которыми
связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным,
объективным, исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая
оценка значения этих фактов.
II. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения
поведения участников правоотношения или для оценки поведения когда
применяется санкция. При этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее
действенность, 2) характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы
действия в пространстве, во времени и по кругу лиц.
III. Уяснение смысла и содержания нормы права.
IV. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или
иными субъектами.
V. Принятие акта применения нормы права.
Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы права,
поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.
Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.
49. Государство и этнос.
50. Романо-германская правовая система.
Романо-германская правовая семья или системаконтинентального права (Франция,
Германия, Италия, Испания ит.д.) имеет длинную юридическую историю. Она
сложилась в Европев результате усилий ученых европейских университетов,
которыевыработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикацииимператора
Юстиниана общую для всех юридическую науку,приспособленную к условиям
современного мира.
Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами
которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии
конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством
государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.
Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в
сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят
дифференциацию различных источников права.
В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в
законодательной практике различают три разновидности обычного закона:
кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.
В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо
гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-
процессуальные и некоторые другие кодексы.
Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы
регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные
законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты
налогового закодательства.
Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает)
роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов
министров и других.
По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права
позиция доктрины весьма противоречива.
Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики
к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается
"кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому,
в сущности и "простое" судебное решение,основанное, например, на аналогии или
на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может
восприниматься другими судами при решении подобных дел, как фактический
прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором
исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является
принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.
51. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений.
В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства
присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное
влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы
дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к
феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается
каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.
В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на
государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы
управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В
дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос.
церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь
пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии.
С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства, упразднились все
формы союза церкви и государства.
В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется
свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой.
Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию убеждений,
религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения
определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан,
образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу
вероисповедования.
52. Объективное и субъективное право. Понятие и
соотношение.
53. Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы.
Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение
властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций
правового государства.
Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение
власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит
вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять
функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно.
Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и
специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай
конфликта и экстремальных ситуаций.
Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять
верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой
властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые
масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные
направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и
законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный
парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом.
Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов
устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все
граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат:
Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом
принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе
конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и
судебная власти.
Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть
является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении
главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных
членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|