бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (78 вопросов) бесплатно рефераты

культурного уровня общества); 5) связь законности с целесообразностью (обход

закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим;

целесообразность должна быть в рамках закона). 6) принцип презумпции

невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано

следующее: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным,

пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом

порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.

63. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии.

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых

поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности

социальных связей. Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм; 3) обеспечивается

государством; 4) создает условия для организованности общественных отношений,

делает человека более свободным, облегчает жизнь; 5) выступает итогом

законности. Следует различать понятия “правопорядок” и “общественный порядок”.

Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие.

Общественный порядок - это состояние упорядоченности общественных отношений,

которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения

(законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: - с одной

стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без

которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления; - с другой

стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут

приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с

помощью которых можно легиттимно изменять нормативную базу законности и

правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной

жизни. Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления

демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль

общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и

правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

64. Реализация права: понятие и формы. Под реализацией правовых норм

понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов.

Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования

права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл. В зависимости от

характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права: -

соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо

должно воздерживаться); - исполнение (связано с выполнением активных

обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной

стороны); - использование (выражается в осуществлении субъективных прав,

посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым

достигает определенного блага, ценности); - применение (это властная

деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела,

в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт). Применение -

особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1)

применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты

(государственные, муниципальные органы и т.п.); 2) носит властный характер; 3)

имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие

решения); 4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий

законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко

регламентирована нормами права); 5) связано с применением соответствующего

индивидуального, властного (правоприменительного) акта. Правоприменение

необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов

реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в

государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и

т.п.

66. Стадии процесса применения норм права. Прежде чем отвечать на данный

вопрос, необходимо дать определение понятия “применение права”. Правоприменение

- сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких

этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии правоприменительного

процесса: 1) установление фактической основы дела; 2) установление юридической

основы дела; 3) решение дела. На первой стадии устанавливается объективная

истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда

фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и

достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой

информации, относящейся к конкретному делу. На второй стадии правоприменитель

выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное

отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во

времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических

предписаний, квалифицирует деяние. На третьей стадии принимается решение и

выносится право-применительный акт. Именно в рамках данного этапа

правоприме-нительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие

выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие

правоотношений. Установление фактической и установление юридической основы дела

выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие

решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого

решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально

урегулировано.

68. Акты применения правовых норм. Акт применения права - это такой

правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное

компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и

обладает следующими особенностями: - исходит от компетентных органов; - носит

государственно-властный характер; - носит индивидуальный (персонифицированный),

а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает

на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими

обязанностями; - имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем

следует различать акт применения как действие (деятельность) и как

акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из

вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Классифицируют

правоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме - на указы,

приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, - на акты

государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; 3) по

функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные

(постановление о возбуждении уголовного дела); 4) по юридической природе - на

основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и

вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности

постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету

правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и

т.п.; 6) по характеру - на материальные и процессуальные.

69. Пробелы в праве. Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие

в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать

два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в

сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права,

призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют

объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно

устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью

правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел

можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права

не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее

нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия

закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы,

рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права - это решение

конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный

способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы,

которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в

смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права

(справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило,

устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом

на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на

конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве

аналогия исключается.

70. Толкование норм права. Толкование норм права - это деятельность,

направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования

уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место

в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с

абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью

правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию

правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание

юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование

состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В

зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается

уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет

юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного

значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным

(распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно

только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование

классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал

нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний

и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3)

доктринальным (научное разъяснение юридических норм). Способы толкования - это

совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания

правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с

помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический

(толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование

с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и

роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический

(толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий

принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления

целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с

помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в

законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от

соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из

этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда,

когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают);

- ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права

уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда,

когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

72. Правомерное поведение: понятие и виды. Правомерное поведение - это деяние

субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Признаки

правомерного поведения: - находится в установленных законодательством рамках

(формальный аспект); - социально полезно, не противоречит общественным

интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный

аспект); - является осознанным, что составляет его субъективную сторону.

Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется: 1) на

необходимое (служба в армии); 2) желательное (научное и художественное

творчество); 3) допустимое (отправление религиозных культов). Наиболее

распространена классификация правомерного поведения в зависимости от его

мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется:

1) на социально-активное (это высшая форма правомерного поведения,

выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры,

ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха

перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости

и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее

социально значим, ибо связан с реализацией не только личного, но и

общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принципов

права, законности, порядка); 2) конформистское (это деяние, основанное на

подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания,

без высокой правовой активности); 3) маргинальное (это деяние, которое тоже

соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием

государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).

73. Понятие, признаки правонарушений (ПН). ПН - волевое, целенаправленное

противоправное действие или бездействие, посягающее на общественные интересы

или приносящее вред обществ. интересам. Признаки ПН: 1) действие, волевое и

целенаправленное (а также бездействие); 2) противоправность (нарушение нормы

права); 3) виновность (психическое отношение субъекта, осознание

последствий); 4) наступление вредных последствий (необходимый признак

правонарушения, что есть вред - устанавливает законодатель)

74. Виды ПН: 1) преступление (наиболее опасные проступки, наказание

устанавл. только суд, соблюдая угол-процесс. кодекс, наказание отбывается в

соотв. с исправит.-труд. кодексом); 2) адм. проступок (посягательство на гос.

или обществ. порядок или собственность, права и свободы граждан...); 3) дисц.

проступок (нарушение трудовой, служ., учебной или воинской дисц.; наказание

связано только с соотв. деятельностью); 4) гражд. деликт (вред личности или

имуществу граждан, заключ. противозак. сделки, нарушение гражд. прав...). В

обязат. признаках гражд. деликта отсутствует вина, для преступления же она

обязательна.

75. Юридический состав правонарушения. Юридический состав правонарушения -

это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для

возложения юридической ответственности. В юридический состав входят: 1)

субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или социальная

организация, совершившие данное деяние); 2) объект правонарушения (это то, на

что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные

отношения, видовым - жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.); 3)

субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих

субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной

категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к

совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины - умысел (ст.

25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел в свою очередь может быть

прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний,

предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий,

желает их наступления косвенным, когда лицо сознает общественно опасный

характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий,

не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе

последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две

формы - легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия

своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно

рассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не

предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при

необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их

предвидеть); 4) объективная сторона правонарушения - это совокупность внешних

признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят: -

деяние; - противоправность (формальный аспект); - вредный результат

(содержательный аспект); - причинная связь между деянием и вредным

результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение -

причиной именно этого результата).

76. Понятие, признаки и основания юридической ответственности.

Юридическая ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам

государственного принуждения за совершенное правонарушение. Меры эти могут

быть: - личного характера (лишение свободы); - имущественного характера

(штраф); - организационного характера (увольнение). Признаки юридической

ответственности: 1) устанавливается государством в правовых нормах; 2)

опирается на государственное принуждение; 3) применяется специально

уполномоченными государственными органами; 4) связана с возложением новой

дополнительной обязанности; 5) выражается в определенных отрицательных

последствиях личного, имущественного и организационного характера; 6) выступает

формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к

конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция — часть

структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые

могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными

(поощрение); 7) возлагается в процессуальной форме; 8) наступает только за

совершенное правонарушение. Если фактическим основанием юридической

ответственности выступает правонарушение, характеризующееся совокупностью

признаков, образующих его состав, то юридическим основанием выступают норма

права и соответствующий правопримеиительпый акт, в котором компетентный орган

устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному

правонарушителю. Подобным правоприменительным актом может являться приказ

администрации, приговор или решение суда и т.п.

77. Виды юридической ответственности. Прежде чем отвечать на данный

вопрос, необходимо сначала дать определение понятия “юридическая

ответственность”. Классифицируют юридическую ответственность по следующим

основаниям. В зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая

ответственность, выделяются: - уголовная (применяется только за преступления;

никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также

подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соответствии с

уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством;

меры уголовного наказания - наиболее жесткие формы государственного

принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, - лишение

свободы и т.д.); - административная (наступает за совершение административного

проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и

выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и

т.п.); - гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств

имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда.

Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности;

возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями,

например выплатой неустойки); - дисциплинарная (применяется за нарушение

трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания

должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины;

возлагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении

отдельных категорий - дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной

ответственности - выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.); - материальная

(наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими

и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей). В зависимости от

органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность,

возлагаемую органами государственной власти, государственного управления,

судами и другими юрисдикционными структурами.

78. Принципы юридической ответственности. Прежде чем отвечать на данный

вопрос, необходимо сначала дать определение понятия “юридическая

ответственность”. Принципы наиболее полно характеризуют юридическую

ответственность, позволяют ярче увидеть природу данного правового средства.

Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности: 1)

справедливость, призванная соразмерно наказывать виновного, не допускать

установление уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона,

закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за

одно нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненного

правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.; 2) гуманизм,

выражающийся, в частности, в запрете устанавливать и применять такие меры

наказания, которые унижают человеческое достоинство; 3) законность,

требующая, чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо

строго по закону и за деяния, предусмотренные законом; 4) обоснованность,

заключающаяся в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании

обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного

правонарушения и соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей

юридическую ответственность, а также в принятии правоприменитель-ного акта,

закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания; 5) неотвратимость,

означающая неизбежность наступления юридической ответственности, действенное,

качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную

карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц; 6)

целесообразность, предполагающая соответствие наказания, избираемого

применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности,

позволяющая индивидуализировать санкции, учесть различные обстоятельства

совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7