бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (78 вопросов) бесплатно рефераты

властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в

гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить.

Представитель – Фома Аквинский. Органическая (Ч. Спенсер): все органы

государства связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения

государственности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел.

организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в группе,

жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то.

Патриархальная (Аристотель): государство – разросшаяся семья. Здесь есть отец

семейства, все остальные – его дети. Теория насилия (Дюринг, Гумплович,

Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие

племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно племя (более

молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот. мужчин,

некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают, нужно создать

аппарат, схожий с государством. Внутр. насилие – порабощение внутри

собствен. племени. Необходимость создания аппарата – будущего государства.

Появление прибавочного продукта – появление имущих и неимущих. Правовая

(естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Государство возникло в

силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории,

заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание

аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в будущем

– право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Мононормы – в

догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен. влиянием,

осуждением.

9. Понятие и элементы формы государства. Форма государства - это способ

организации политической власти, охватывающий форму правления, форму

государственного устройства и политический режим. Если категория “сущность

государства” отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное,

определяющее в государстве, то категория “форма государства” — кто и как правит

в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры,

как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через

различные территориальные и политические образования с государством в целом,

как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-

экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-

исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества

и т.п. Элементами формы государства выступают: 1) форма правления

(характеризует порядок образования и организации высших органов

государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в

зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на

монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства

(отражает территориальную структуру государства, соотношение между

государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме

государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и

конфедеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой

систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в

зависимости от особенностей набора данных приемов государственного

властвования различают демократический и антидемократический политические

(государственные) режимы).

10. Формы государственного правления. Форма государственного правления -

это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной

государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с

населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и

республики. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2)

осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения. Монархии бывают

неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в

которых единственным носителем суверенитета государства является монарх

(например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из

современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с

монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные

органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об

Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Признаки республики: 1)

выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости

от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно,

республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В

президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в

парламентских (Германия, Италия) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия)

- совместно президент и парламент. Монархии: восточная деспотия

- первое, раннее гос-во, где приоритет- насилию, верх. власть – царь или король

– неогрнич. суд., исполнит., верх. власть; ограниченная монархия

сословно-представительная монархия, ее власть ограничена каким-либо институтом

(на Руси - боярская дума); раннефеодальная монархия – феод.

раздробл-ть, власть - у местных феодалов, принцип – вассал моего вассала – не

мой вассал; констит. монархия – власть монарха ограничена законами,

принцип – царствовать, но не властвовать. Республики: такая публичная

власть, кот. осущ-ся коллегиально и возникающая путем собрания.

Президентск., парлам.респ-ка (различия – по осн. объему полномочий) – в

през. респ-ке президент им. право распустить законодат. орган. Президент

формирует осн. ключ. посты в прав-ве. Президент им. право издавать всеобщ.

законы, нормат. акты. президент – главком. В парлам. респ-ке осн. объем

полномочий – у парламента. Парламент нельзя распустить и он формирует

правительство. Президент управляет лишь экономической стороной жизни страны.

11. Формы гос. устройства (ФГУ). ФГУ определяется внутр. строением органов

гос. власти и управления, принципами и взаимодействием друг с другом этих

органов и объемами их полномочий. Унитарное – осн. масса населения – одна

нация, строгая соподч-ть уровней власти друг другу. Един. система права, фед.

законов и иных норм. актов. Федеративное – сложное многонац. гос-во,

состоящее из союза когда-то суверенных государств, ныне находящихся в

федерации и обладающих некоторыми суверен. правами (но не суверенитетом).

Здесь сложн. судебн., фин. система, т.к. субъекты федерации на своей

территории избирают главу субъекта, законодат., и исполнит. органы (напр.,

свои суды). Конфедерация – сложн. устройство, временный союз суверен.

гос-в, созданный для решения каких-либо временнных локальных задач (военн.,

эконом., таможен. союзы).

12. Политический (государственный) режим: понятие. Политический режим - это

система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие

изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего

отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму

государственного устройства. Согласно одной точке зрения понятия

“политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как

тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие “политический режим” более широкое, чем

понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не только методы и

приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со

стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций

и т.п. Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика

политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система“

тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов,

участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической

власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные

институты (демократично либо недемократично). Понятие политического режима

является ключевым для формирования представлений об основных системах власти.

Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов

организации политического устройства общества. Политический режим

характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной

стране в конкретный период ее исторического развития. (Демократический,

тоталитарный, авторитарный – средний).

13. Функции государства — это основные направления деятельности

государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не

следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи государства

(если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи — цель и

средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности

государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи

определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных

государственных органов, специально предназначенных для определенного вида

деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них

находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению

подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в

отдельности). В зависимости от продолжительности действия функции государства

классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития

государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной

задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения

— на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной

жизни они осуществляются, — на внутренние и внешнии. К внутренним

функциям современного РОССИЙСКОГО государства можно отнести следующие: 1) охрана

прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; 2)

экономическая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6)

культурная. К внешним функциям современного Российского государства

можно отнести следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3)

сотрудничество с другими государствами и т.п.

14. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение

функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в

какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внутренние функции

государства - это основные направления деятельности государства по выполнению

стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного

Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию охраны прав и

свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность

государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное

воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и

свободы являются высшей ценностью”); 2) экономическую функцию (здесь весьма

важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о

методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях

административной системы управления экономика регулируется преимущественно

директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими

методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.); 3) функцию

налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой

системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в

экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во

внешнеполитической и т.п.); 4) функцию социальной защиты (прежде всего речь

идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в

силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах,

пенсионерах, студентах и др.; кроме того, государство призвано поддерживать

жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.); 5)

экологическую функцию (с помощью законодательства государство устанавливает

правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими

гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.); 6) культурную

функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная

поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки,

средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в

недостаточном объеме).

15. Характеристика основных внешних функций Российского государства.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение

функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в

какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внешние функции государства

- это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед

ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование

государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести

следующие: 1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания

достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его

национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и

территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам

России вооруженных конфликтов); 2) функцию поддержания мирового порядка (это

деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению,

сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех

режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных

технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных

конфликтов); 3) функцию сотрудничества с другими государствами (это

разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие

экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих

интересы данного государства с интересами других государств) и т.п. Внешняя

деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет

эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на

международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных,

социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех

народов, входящих в мировое сообщество.

16. Типы государства: различные подходы. Типология государства - это его

специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов:

формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают

социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно

базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей

данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития,

который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство

и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы

государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в

последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и

прафеодализм). Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить

государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно

весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность,

естественно- исторический характер развития государства. Слабые стороны: 1) она

во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью) между

тем история многовариантна и далеко не всегда “вписывается” в начерченные для

нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные,

культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные

признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В

частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,

цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся

общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В

зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,

западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены

факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7