Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (78 вопросов)
властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в
гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить.
Представитель – Фома Аквинский. Органическая (Ч. Спенсер): все органы
государства связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения
государственности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел.
организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в группе,
жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то.
Патриархальная (Аристотель): государство – разросшаяся семья. Здесь есть отец
семейства, все остальные – его дети. Теория насилия (Дюринг, Гумплович,
Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие
племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно племя (более
молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот. мужчин,
некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают, нужно создать
аппарат, схожий с государством. Внутр. насилие – порабощение внутри
собствен. племени. Необходимость создания аппарата – будущего государства.
Появление прибавочного продукта – появление имущих и неимущих. Правовая
(естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Государство возникло в
силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории,
заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание
аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в будущем
– право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Мононормы – в
догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен. влиянием,
осуждением.
9. Понятие и элементы формы государства. Форма государства - это способ
организации политической власти, охватывающий форму правления, форму
государственного устройства и политический режим. Если категория “сущность
государства” отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное,
определяющее в государстве, то категория “форма государства” — кто и как правит
в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры,
как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через
различные территориальные и политические образования с государством в целом,
как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-
экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-
исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества
и т.п. Элементами формы государства выступают: 1) форма правления
(характеризует порядок образования и организации высших органов
государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в
зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на
монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства
(отражает территориальную структуру государства, соотношение между
государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме
государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и
конфедеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой
систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в
зависимости от особенностей набора данных приемов государственного
властвования различают демократический и антидемократический политические
(государственные) режимы).
10. Формы государственного правления. Форма государственного правления -
это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной
государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с
населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и
республики. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2)
осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения. Монархии бывают
неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в
которых единственным носителем суверенитета государства является монарх
(например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из
современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с
монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные
органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об
Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Признаки республики: 1)
выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости
от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно,
республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В
президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в
парламентских (Германия, Италия) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия)
- совместно президент и парламент. Монархии: восточная деспотия
- первое, раннее гос-во, где приоритет- насилию, верх. власть – царь или король
– неогрнич. суд., исполнит., верх. власть; ограниченная монархия –
сословно-представительная монархия, ее власть ограничена каким-либо институтом
(на Руси - боярская дума); раннефеодальная монархия – феод.
раздробл-ть, власть - у местных феодалов, принцип – вассал моего вассала – не
мой вассал; констит. монархия – власть монарха ограничена законами,
принцип – царствовать, но не властвовать. Республики: такая публичная
власть, кот. осущ-ся коллегиально и возникающая путем собрания.
Президентск., парлам.респ-ка (различия – по осн. объему полномочий) – в
през. респ-ке президент им. право распустить законодат. орган. Президент
формирует осн. ключ. посты в прав-ве. Президент им. право издавать всеобщ.
законы, нормат. акты. президент – главком. В парлам. респ-ке осн. объем
полномочий – у парламента. Парламент нельзя распустить и он формирует
правительство. Президент управляет лишь экономической стороной жизни страны.
11. Формы гос. устройства (ФГУ). ФГУ определяется внутр. строением органов
гос. власти и управления, принципами и взаимодействием друг с другом этих
органов и объемами их полномочий. Унитарное – осн. масса населения – одна
нация, строгая соподч-ть уровней власти друг другу. Един. система права, фед.
законов и иных норм. актов. Федеративное – сложное многонац. гос-во,
состоящее из союза когда-то суверенных государств, ныне находящихся в
федерации и обладающих некоторыми суверен. правами (но не суверенитетом).
Здесь сложн. судебн., фин. система, т.к. субъекты федерации на своей
территории избирают главу субъекта, законодат., и исполнит. органы (напр.,
свои суды). Конфедерация – сложн. устройство, временный союз суверен.
гос-в, созданный для решения каких-либо временнных локальных задач (военн.,
эконом., таможен. союзы).
12. Политический (государственный) режим: понятие. Политический режим - это
система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие
изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего
отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму
государственного устройства. Согласно одной точке зрения понятия
“политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как
тождественные.
Согласно другой точке зрения понятие “политический режим” более широкое, чем
понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не только методы и
приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со
стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций
и т.п. Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика
политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система“
тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов,
участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической
власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные
институты (демократично либо недемократично). Понятие политического режима
является ключевым для формирования представлений об основных системах власти.
Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов
организации политического устройства общества. Политический режим
характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной
стране в конкретный период ее исторического развития. (Демократический,
тоталитарный, авторитарный – средний).
13. Функции государства — это основные направления деятельности
государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не
следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи государства
(если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи — цель и
средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности
государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи
определяют функции);
2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных
государственных органов, специально предназначенных для определенного вида
деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них
находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению
подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в
отдельности). В зависимости от продолжительности действия функции государства
классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития
государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной
задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения
— на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной
жизни они осуществляются, — на внутренние и внешнии. К внутренним
функциям современного РОССИЙСКОГО государства можно отнести следующие: 1) охрана
прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; 2)
экономическая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6)
культурная. К внешним функциям современного Российского государства
можно отнести следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3)
сотрудничество с другими государствами и т.п.
14. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение
функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в
какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внутренние функции
государства - это основные направления деятельности государства по выполнению
стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного
Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию охраны прав и
свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность
государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное
воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и
свободы являются высшей ценностью”); 2) экономическую функцию (здесь весьма
важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о
методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях
административной системы управления экономика регулируется преимущественно
директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими
методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.); 3) функцию
налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой
системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в
экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во
внешнеполитической и т.п.); 4) функцию социальной защиты (прежде всего речь
идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в
силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах,
пенсионерах, студентах и др.; кроме того, государство призвано поддерживать
жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.); 5)
экологическую функцию (с помощью законодательства государство устанавливает
правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими
гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.); 6) культурную
функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная
поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки,
средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в
недостаточном объеме).
15. Характеристика основных внешних функций Российского государства.
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение
функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в
какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внешние функции государства
- это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед
ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование
государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.
К внешним функциям современного Российского государства можно отнести
следующие: 1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания
достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его
национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и
территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам
России вооруженных конфликтов); 2) функцию поддержания мирового порядка (это
деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению,
сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех
режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных
технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных
конфликтов); 3) функцию сотрудничества с другими государствами (это
разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие
экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих
интересы данного государства с интересами других государств) и т.п. Внешняя
деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет
эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на
международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных,
социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех
народов, входящих в мировое сообщество.
16. Типы государства: различные подходы. Типология государства - это его
специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов:
формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают
социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно
базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей
данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития,
который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство
и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы
государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в
последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и
прафеодализм). Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить
государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно
весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность,
естественно- исторический характер развития государства. Слабые стороны: 1) она
во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью) между
тем история многовариантна и далеко не всегда “вписывается” в начерченные для
нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные,
культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные
признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В
частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,
цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В
зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,
западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены
факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|