бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (78 вопросов) бесплатно рефераты

расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно

особенности тех или иных цивилизаций, получается более “заземленная”

типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-

экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства,

сколько общества.

17. Место и роль государства в политической системе общества. Прежде чем

отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия

“политическая система общества” и раскрыть ее структуру (Политическая

система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм

совокупность институтов (государственных органов, политических партий,

движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит

политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие

“политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как

формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и

реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и

политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов,

взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.

Категория “политическая система” позволяет проникнуть в политические интересы

классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и

взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая

система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между

социальными общностями на основе использования государственной власти, участия

в ней, борьбы за нее.). Понятия “государство” и “политическая система общества”

соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все

многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через

призму “общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую

роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и

устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению,

пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство

занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как

оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего

народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку

гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает

специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления

обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией,

службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на

правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей

(государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

20. Механизм государства: понятие и структура. Механизм государства - это

система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции

государства. В юридической науке понятия “механизм государства” и

“государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя существует

точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система

органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и

наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие “механизм государства”

включаются также “материальные придатки” государственного аппарата (вооруженные

силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые

государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Характерные черты

механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную

совокупность государственных органов; б) целостность его обеспечивается едиными

целями и задачами; в) основным элементом механизма государства выступают

государственные органы; г) он является той организационной и материальной силой

(рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает

конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой

степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков подсистем.

Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы,

которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении

своих непосредственных властных функций; 2) государственные учреждения и

предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций)

не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования,

здравоохранения, культуры, науки и т.д.; 3) государственных служащих

(чиновников), специально занимающихся управлением; 4) организационные и

финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения

деятельности государственного аппарата.

21. Разделение власти как принцип правового государства. Главное

требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш.

Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы,

обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны

какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо

разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.

Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и

взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством

особой системы органов и в специфических формах. Система “сдержек и

противовесов”, установленная в Конституции, законах, представляет собой

совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной

власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к

законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура

законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В

системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право

применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность

Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве

правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного

нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею

актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только

законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум

недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов

избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой

деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства,

выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях,

принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед

законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают

осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность

государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая

основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.

23. Правовое государство. Главная идея: правовое государство - государство

справедливости. Множество признаков: максимальное обеспечение прав и свобод

(3) человека; ответственность государства перед гражданином и гражданина

перед государством; четкое разграничение функций общества и государства;

разделение властей; наличие развитого гражданского общества; создание

антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих

бы то ни было руках; верховенство и прямое действие конституционного закона,

его приоритет над любой властью; установление в законе и осуществление на

деле суверенности государственной власти; формирование законодательных

органов обществом на основе норм избирательного права; соответствие

внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного

права; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений

кого-либо.Теория правового государства сформировалась на основе естественно-

правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма

апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности государства:

некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность “положительного”

права естественному; постоянство норм естественного права).

27. Личность, право, государство. Права человека и гражданина весьма

сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости

от следующих критериев: 1) исходя из этапов провозглашения основных прав и

свобод на три поколения - первое поколение включает в себя провозглашенные

буржуазными революциями (XVII—-XVIII вв.) гражданские и политические права,

которые получили название “негативных”, т.е. выражающих независимость личности

в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его

невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например,

относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность

жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу

мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.): второе поколение связано с

социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как

таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего

социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под

воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют

“позитивными”, ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого

поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства,

т.е. его “позитивного вмешательства” в их осуществление, создание необходимых

обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор

работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на

здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни

общества и т.п.); третье поколение - права коллективные или солидарные,

вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько

каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся

права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию,

социальное и экономическое развитие и проч.). Данные права стали возникать

после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной

зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во

многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм; 2) в

зависимости от содержания на: - гражданские или личные (право на жизнь, на

охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.); -

политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный

доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги,

демонстрации и др.); - экономические (право частной собственности, на

предпринимательскую деятельность, на труд, отдых и др.); - социальные (право на

охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное

обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.); - культурные (право на

образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами

научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного,

научного, технического и других видов творчества и др.). 3) в зависимости от

соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и

государством) и дополнительные (избирательное право); 4) в зависимости от

принадлежности лица к конкретному государству на: права российских граждан,

иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства; 5) в

зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и

специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста

лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих,

несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.); 6) в

зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и

т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и проч.); 7) в зависимости

от роли государства в их осуществлении на: негативные (государство должно

воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные

(государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в

реализации им своих прав); 8) в зависимости от особенностей личности,

проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности на:

- права в сфере личной безопасности и частной жизни; - права в области

государственной и общественно-политической жизни; - права в области

экономической, социальной и культурной деятельности.

28. Правовой статус личности. Правовой статус - это юридически

закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по сути

дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность

прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и

должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно

права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре последнего

выделяют такие элементы: 1) права и обязанности; 2) законные интересы; 3)

правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые

принципы и т.п. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти

виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как общее,

особенное и отдельное. Общий статус - это статус лица как гражданина

государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех

граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных

категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.),

обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Индивидуальный

статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение,

должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных

прав и обязанностей личности.

29. Определение права. Марксисты: право - возведение в закон воли экономически

господст. класса. Тюринг: право – это сила или насилие. Социологи: право –

фактически сложившиеся обществен. отношения. Нормативисты: право – система

норм. Философы: право – идеи общества о справедливости. Солидаристы: право –

обществен. согласие (компромисс) между людьми. Признаки права Признаки

позитивного права: 1) нормативность – она выражается формулой

“если..то..иначе.”; 2) формальная определенность – все нормы д.б. записаны в

письм. виде и должны сущ-ть спец. источники данных норм; 3) институциональность

– нормы издаются спец. уполномоч. органами, учреждениями (гос. дума, совет

федерации). Органы местн. самоуправления им. право издавать законы, действующ.

на данной территории; 4) неперсонифицированность – нормы рассчитаны не на

конкр. чел-ка, а на всех людей одной группы; 5) процессуальность – сущ-ют

правила (процедура) создания норм; 6) обеспеченность принудительной силой

гос-ва – в случае несоблюдения норм возникает принуждение субъекта государством

в виде санкций. Позитивное право – система норм в виде властн. велений

гос-ва, распр-ся на всех лиц, находящихся на территории дан. гос-ва, а также на

лиц, нах-ся под юрисдикцией данного гос-ва и обеспеченных в принудит. силой

гос-ва. Естеств. право – осуществимое на основе изначальных, ни кем не писаных

законов общества.

32. Соотношение права и морали. Мораль - это система норм и принципов,

регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и

несправедливого и т.п. Единство между правом и моралью: 1) в системе

социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на

все общество; 2) у них единый объект регулирования - общественные отношения;

3) исходят в конечном счете от общества. Различия между правом и моралью: 1)

по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе

с государством); 2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном

сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную

форму); 3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все

общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7