бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (78 вопросов) бесплатно рефераты

значения слова “источник” как всякого начала или основания, корня и причины,

исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под

источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные

условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и

т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и

доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле —

это и есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт

— это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование

определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы,

подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически сложившееся

правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в

результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям

(например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут

регулироваться обычаями делового оборота); - юридический прецедент - это

судебное или административное решение по конкретному юридическому делу,

которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении

схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи —

Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный договор - соглашение между

правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права

(например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

46. Понятие и виды нормативных актов. Нормативный правовой акт - это правовой

акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е.

предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на

многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими

нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт

является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует

отличать от актов применения и толкования права. По юридической силе все

нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные

акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий,

учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй,

права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и

государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной

власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,

предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) федеральные законы

- это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам

социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы

субъектов Федерации - издаются представительными органами и распространяются

только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1) указы и

распоряжения Президента РФ; 2) постановления и распоряжения Правительства РФ

— акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией

по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения

министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило,

общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной

исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов

государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных

органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных

(негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные

предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и

организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). В

зависимости от особенностей правового положения субъекта привотворчества все

нормативные акты подразделяются на: - нормативные акты государственных

органов; - нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов,

профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); - нормативные акты

совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); -

нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия

нормативные акты делят на: - общефедеральные; - нормативные акты субъектов

Российской Федерации; - нормативные акты органов местного самоуправления; -

локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты

классифицируются как: - нормативные акты неопределенно-длительного действия;

- временные нормативные акты.

47. Понятие, признаки и виды законов. Отвечать на данный вопрос следовало

бы с определения понятия “закон”, после чего важно проанализировать признаки

закона: 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами

палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале должен выражать волю и интересы

народа; 4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны

соответствовать ему и ни в чем не противоречить); 5) регулирует наиболее

важные, ключевые общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют

закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем

в строго оговоренном порядке. Классификация законов может проводиться по

различным основаниям: - по их юридической силе (Конституция, федеральный

конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации); - по

субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или

законодательным органом); - по предмету правового регулирования

(конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); - по сроку

действия (постоянные законы и временные) и т.д. Выделяют также чрезвычайные,

бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.

48. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы

своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено

вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона “О

порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных

законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”, федеральные

конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после

их официального опубликования, если самими законами или актами палат не

установлен другой порядок вступления их в силу. (см.: Российская газета.

1994. 15 июня). Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон

обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения,

которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе

об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих

основаниях: - по истечении срока действия акта, на который он был принят; - в

связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная

отмена); - на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного

акта (прямая отмена). Действие нормативного акта в пространстве определяется

территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его

издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и

водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над

ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических

представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море,

воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации. С

вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На

территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех

ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев,

лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты,

распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

49. Понятие и структурные элементы системы права. Право кроме внешней

формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права -

это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм,

институтов, подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает,

что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества

элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя

(принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично “включить”

его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для

правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной

деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права).

Существенно влияние системности права и на процесс систематизации

(упорядочения) законодательства. Черты системы права: - ее первичным элементом

выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования -

институты, подотрасли, отрасли; - ее элементы непротиворечивы, внутренне

согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство; - она

обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными,

религиозными, культурными, историческими факторами; - имеет объективный

характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не

может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Понятие “система

права” не следует отождествлять с понятием “правовая система”. Последнее шире

по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и

господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система

права соотносятся как целое и часть.

51. Частное и публичное право. Кроме отраслей в структуре права

юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и

публичное право. Частное право - это упорядоченная совокупность юридических

норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют

нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и

управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то

публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из

отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права,

а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового,

уголовного и иных. В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от

которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1)

интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то

публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования

(если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения,

то публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в

частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между

собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между

государственными органами). В настоящее время в правовой системе России все

больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого

пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального

ущерба и др.

53. Предмет и метод правового регулирования. Для деления норм права на

отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, которые право

регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения

объективно существуют, их определенный характер требует к себе и

соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом

регулирования трудового права, семейные отношения - семейно-брачного права.

Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным

критерием деления права на отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его

составляющие, чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные

отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового

регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод

- кик регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод -

формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование

качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные

методы правового регулирования. - императивный - метод властных предписаний,

субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; - диспозитивный

- метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; -

поощрительный - метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

- рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного

для общества и государства поведения и т.п.

54. Понятие, принципы и виды правотворчества. Правотворчество - это

деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и

отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные

органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы

и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии

законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках

установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции,

регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм

права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и

дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собой

деятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его —

юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме

этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); -

это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его

развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура

правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, -

это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи

следующие принципы: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов

важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию,

объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм

(заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы,

управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна

осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных

актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе,

уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность

(означает открытость, “прозрачность” правотворческого процесса для широкой

общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность

(предполагает своевременность издания нормативных актов). Следовательно,

принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой

юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. В зависимости от

субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1)

непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума

(всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и

общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например,

Государственной Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных

должностных лиц (например, Президента, министра); 4) правотворчество органов

местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на

предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных

организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество

(правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7