бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (78 вопросов) бесплатно рефераты

которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы,

принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное

правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти,

прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по

принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов,

входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное

правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие

структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом,

правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами,

местными органами государственного управления, губернаторами, главами

администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко

не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества.

Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать

на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме

всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей

оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью

осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное

правотворчество связано с “непрозрачностью” процесса принятия нормативных

актов, с их громоздкостью.

55. Понятие и стадии законотворчества в РФ. Законотворческий процесс -

главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно

принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме

законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты,

правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. Законотворчество

- сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1)

законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных

субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в

законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у

законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но

принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной

инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ,

Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы,

Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ,

Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; 2)

обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной

Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект.

Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества:

устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее

существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3) принятие

закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым

большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая в

свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной

Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего

числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные

конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее

2/ 3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); б) одобрение

закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ

“федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него

проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в

течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации”; в

соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ “федеральный конституционный закон

считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей

голосов от общего числа членов Совета Федерации”); в) подписание закона

Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент

в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4)

опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и

федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней

после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

56. Систематизация нормативных актов: понятие и виды. Нормативные акты

принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных

пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу

действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой

находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут

упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они

были приведены в соответствующую систему. Отсюда, систематизация - это

упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она

необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования

им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических

конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как: 1)

инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без

изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое

самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический

(по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др.

Инкорпорация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на

официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства

Российской Федерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям

права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На

неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе

рассмотрения юридических дел, например в суде; 2) консолидация - форма

систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания

в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое

значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи-мости к

одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность

консолидации состоит в том, что она является “компромиссной” систематизацией,

сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется

зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3)

кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в

единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе

кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах,

создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность,

логичность.

57. Правоотношения (ПО). Состав и виды ПО. ПО - общественные отношения,

регулируемые нормами права. Основаниями для возникновения ПО явл. юрид.

факты. Состав ПО: 1) субъекты; 2) объект; 3) юр. содерж.; 4) нормы права.

Субъекты ПО - физ. и юр. лица, должн. лица, орг. местн. самоупр., нации и

народы... Объект ПО - то, на что направлены действия субъектов: мат. благо,

достижение иного результата; способность, возможность и желание реализовать

свои права объектами ПО. Юр. содерж. ПО: субъективные права ( совершать

действия, не запрещенные законом (для всех, кроме госуд. органов.);

самозащита права - действия, которые формально запрещены, но разрешены по

обстоятельствам) и обязанности (совершать действия, предусмотренные законом).

Права и обязанности корреспондируют друг другу. Виды ПО: по субъектам:

односторонние (пример - наследование), двусторонние - 2 субъекта, имеющие

корр. права и обяз., многосторонние - субъектов больше 2, а права и

обязанности не обязательно корреспондируют у каждого с каждым. Относительное

ПО - субъекты определены точно, абсолютное ПО - четко выделен один субъект,

остальные субъекты - все субъекты права.

58. Понятие и виды субъектов правоотношений. Субъекты правоотношений - это

участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными

правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект

права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды

субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным

субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным

гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и

иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и

граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не

могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы

власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате,

служить в Вооруженных Силах и т.п. К коллективным субъектам относятся: 1)

государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые

отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами

Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной

собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные

организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и

т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений,

обладают качествами юридического лица. Согласно ч.1 ст. 48 ГК РФ, юридическим

лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном

ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим

обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и

осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,

быть истцом и ответчиком в суде. Для того чтобы быть субъектом

правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это способность индивида иметь права и обязанности.

Дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права и

обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами

человека и зависит от них. Выделяют следующие виды дееспособности: - полную

(с 18 лет); - частичную (с 14 до 18 лет).

59. Субъективные права и юридические обязанности. Если общественные

отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные

права и обязанности - юридическим. Именно через права и обязанности

осуществляется юридическая связь участников правоотношений. Субъективное право

- это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять

его собственные интересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения

какого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага,

ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль. Структура

субъективного права: 1) возможность определенного поведения управомоченного

лица; 2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица;

3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам

(прежде всего в суд); 4) возможность пользоваться определенным социальным

благом, ценностью. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого

поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица.

Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее

превратится в фикцию. Юридическая обязанность, являясь обратной стороной

субъективного права, имеет следующую структуру. 1) необходимость совершать

определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать

на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость

нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4)

необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое

тот имеет право. Различия между субъективным правом и юридической обязанностью:

1) если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то

юридическая обязанность - чужие интересы (управомоченного лица); 2) если

субъективное право - мера возможного поведения (реализация его зависит от

усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность - мера

необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя). Вместе с тем рамки

(мера) и возможного поведения (субъективного права), и необходимого поведения

(юридической обязанности) должны быть четко очерчены в законодательстве

60. Объекты правоотношений. Объект правоотношения - это то, на что

направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они

вступают в юридические связи. Люди всегда участвуют в правоотношениях ради

удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и

обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ. Выделяют два подхода

к пониманию данной категории: - согласно первому из них, объектом

правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей; -

согласно второй точке зрения (разделяемой большинством ученых), объекты весьма

разнообразны и могут быть: 1) материальными благами (вещи, ценности, имущество

и т.п.); 2) нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и

т.п.); 3) продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства,

музыки, науки, компьютерные программы и т.д.); 4) результатами действий

участников правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе

договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.); 5) ценными

бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).

61. Понятие и классификация юридических фактов. Юридические факты - это

конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает

наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются

предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических

норм. Юридические факты классифицируются по различным основаниям: 1) по

характеру наступающих последствий различают факты: - правообразующие

(поступление в вуз); - правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму

обучения); - правопрекращающие (окончание вуза); 2) по связи с волей участников

правоотношений различают: — события (обстоятельства, не зависящие от воли

субъекта, - стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.); - действия

(обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений). Последние

делятся на правомерные и противоправные. Правомерные, в свою очередь,

подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить

юридические последствия, - сделки, судебные решения и т.п.) и юридические

поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от

намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и

т.д.). Противоправные деяния могут быть уголовными, административными,

гражданскими, дисциплинарными. Нередко для возникновения предусмотренных

правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а

их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например,

для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение

пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о

назначении пенсии.

62. Понятие и принципы законности. Законность - это соблюдение всеми

субъектами права законов и подзаконных актов. Для законности необходимы две

стороны: - наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов

(содержательная сторона); - их выполнение, ибо только наличия даже самых

совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона). Принципы

законности: 1) единство законности (понимание и применение нормативных актов

должно быть одинаковым на всей территории страны); 2) верховенство Конституции

и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и

индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового

акта, противоречащего закону, есть нарушение законности); 3) гарантированность

прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и

свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их

важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и

осуществление являются показателем состояния законности и демократии в

обществе); 4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и

должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение

законодательства является одним из существенных условий и показателей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7