бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Сочинение: Государственная власть и идеология бесплатно рефераты

конкретный образ ближайшего и отдаленного будущего - не только желаемого, но

и, коль скоро это реалистический идеал, практически осуществимого. Таким

образом, идеология становится движущей силой общественного развития,

выступает как инструмент политической мобилизации общества. В этом ее

ключевой прикладной аспект. Примеров, когда те или иные ценности на

достаточно длительный период становились и мобилизационным, и интегрирующим

началом национальной жизни много. Скажем, такие части идеологии, как свобода

и равенство в революционной Франции, идея национального единства в Германии

XIX в., идея коммунизма при жизни нашего поколения. Насколько они разделялись

всей нацией - вопрос другой. Но их мобилизующая сила доказана исторически.

Во-вторых, государственная идеология связана с легальностью власти. Идеи,

находящие поддержку у населения повышают ее легитимность и легитимацию,

усиливают государственную власть и, соответственно, увеличивают эффективность

общественных и государственных преобразований. Поэтому государство не было бы

государством, если бы не владело той или иной пропагандистской машиной, тем

или иным орудием воздействия на массы и массовое сознание для укрепления

выбранной им идеологии. Идеология - это мощное объединяющее средство, без

которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому

никакое государство не может быть неидеологическим длительный период.

В-третьих, идеология нужна не только государству, но и населению. Идеология

не просто совокупность определенных идей. Это система воззрений на мир,

общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или

иную ценностную ориентацию (это - хорошо, это - плохо) и линию поведения. Ее

отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в

обществе, и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается

лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно.

Но, как и в любом явлении, в идеологии наряду с положительными имеются и

отрицательные моменты. Идеология, какой бы социальный и нравственный заряд

она изначально ни несла, став государственной, развивается по законам

государственной идеологии - она должна обслуживать интересы данного

государства. Но интересы государства и общества, как правило, не совпадают.

Далее, государственная идеология, стремясь к самосохранению, имеет тенденцию

к закостенению, но, останавливаясь в развитии, она, в конечном итоге, готовит

почву для застоя всего общества.

2. Государственная власть и идеология

2.1 Идеократическое государство

Любой страной управляют или люди богатые, или люди сильные. Точнее, в

государстве есть и те и другие, вопрос в том, кому принадлежит владычество в

данный период. И те и другие нужны любому обществу, построенному на

разделении функций. Государственная власть принадлежит одному из сословий, но

никогда - всему обществу. Разумеется, правящая элита всеми силами маскирует

этот факт, объявляя себя "всенародно избранной", "выражающей интересы неси

нации" и т.п. На самом деле правящее сословие думает и печется главным

образом и прежде всего только о своих интересах. Это особенно наглядно

проявляется в тот момент, когда одно государство завоевывает другое. Обычно

рядовые граждане оказывают отчаянное сопротивление агрессору. Но правящее

сословие, стоит только завоевателям пообещать, что его привилегии сохранятся

и при новой власти, сразу же становится на их сторону.

Представление о разделении функций в обществе известно давно. В наиболее

четком виде оно было реализовано в Древней Индии, при установлении кастового

строя. Все население делилось на четыре варны (сословия): варна брахманов,

жрецов (говоря современным языком, интеллектуалов), варна кшатриев, воинов

(людей, находящихся на службе, - чиновников, солдат и т. д.), варна вайшьев,

свободных людей - торговцев, земледельцев, ремесленников (буржуазия), и

низшая варна - шудр, которым поручались самые тяжелые и грязные виды

физического труда.

Французский ученый Жорж Дюмезиль обнаружил отголоски этих представлений в

фольклоре многих индоевропейских народов, считая их присущим только их

предкам. Но, при внимательном рассмотрении, оказывается, что такой же взгляд

на устройство общества присутствует в фольклоре и многих других народов.

Древнегреческий философ Платон изложил в своем труде "Республика" свой взгляд

на идеальный строй, основанный на разделении людей на три сословия -

философов, которые управляют, воинов, которые сражаются, и земледельцев и

ремесленников, которые создают богатство (вне остаются рабы).

Сословие, находящееся у власти, выдвигает из своей среды правящую элиту -

своего рода мафию. Обычно под словом мафия понимают группу уголовных

преступников, занятых разными нехорошими делами - грабежами, убийствами,

вымогательством, торговлей наркотиками и т. д. Но при чем здесь государство?

В. И. Ленин очень точно определил государство как аппарат насилия,

подавления. Здесь и кроется тайна сути государства - это власть одного

сословия над всем обществом, осуществляемая на основе силы. Правящее сословие

сосредоточивает в своих руках все три вида власти - экономическую,

политическую, идеологическую. И поскольку в борьбе за власть законы

нравственности только создают помехи, постольку участники этой борьбы,

объединяясь в организации, создают, по сути дела, мафии и пользуются теми же

правилами. Можно сказать, что мафией является любая организация, которая

борется за власть, - она неизбежно, будет пользоваться обманом, демагогией,

террором - одним словом, всеми видами насилия - любая партия, общественно-

политическое движение и т. п. Почему? Потому что иначе оно проиграет. Борьба

за власть - не рыцарский турнир, и тот, кто хочет добиться успеха в ней,

должен быть готов на все. "Политика - грязное дело".

«Сильные» (администраторы, военные и прочие) правят с помощью силы,

установленного порядка, опираясь на армию и штат чиновников, а также на одно

сословие (например, дворян).

Но, если богатые, воздействуют на общество с помощью материальных средств –

кого-то стимулировать, кому-то, как говорится, "перекрыть кислород", а

сильные регулируют общество с помощью власти в ее чистом виде –

административно-военной и основателем такого строя является палач, то с

идеологом дело обстоит иначе. И первые, и вторые, в общем-то, требуют

внешнего подчинения, в душе ты можешь с ними не соглашаться. Но идеолог

требует именно подчинения и внутреннего, и внешнего, он желает подчинить

мысли человека – "думай и поступай как велит единственно верная идея", а

хранителями и стражами этой идеи идеологи объявляют себя. Основателем

идеократии является фанатик. Конечно, все типы власти были всегда и всегда

совмещались, с преобладанием одной из них. Государствами, в которых идеология

превалировала, считают СССР и Германию периода фашизма, полагая, что это были

последние государства в истории, в которых все и вся было подчинено

идеологии. На самом деле, конечно, они не были последними в этом ряду, а как

раз наоборот; возможно, эра идеократических государств по-настоящему только

разворачивается. Усиление влияния науки делает идеократические тенденции еще

более явными. Везде проводятся конференции и симпозиумы, на которых

анализируются вопросы о правомочности вмешательства в генный код (генная

инженерия), о методах, с помощью которых можно определять социальное будущее

людей, то есть на "научной" основе формировать элиту, которая будет

регулировать жизнь общества, превращенного в немыслящее бессловесное и потому

"счастливое" стадо, потребности которого будет определять та же самая элита.

Средства, массовой информации и их бурное развитие, а тем более появление

психотропного оружия делают угрозу такой перспективы вполне реальной.

Примеры правления идеологов в той или иной стране – Древний Египет, период

правления маздакитов в Иране в раннем средневековье, время инквизиции в

Европе и т. п.

Разумеется, нельзя определять формы правления каждого из этих сословий как

однозначно отрицательные. "Нет худа без добра и добра без худа". Идеального

строя нет, поскольку нет идеальных людей.

Буржуа строит государство-рынок, чиновник – государство-учреждение или

государство-казарму, идеолог – государство-лабораторию. Но у идеократических

образований есть одна особенность – они эфемерны и кратковременны. Дело в

том, что люди живут не в безвоздушном пространстве, им нужно пить, есть,

одеваться и т. п., то есть иметь налаженную экономику, а здесь идеолог

бессилен. Поэтому правящая каста быстро теряет свою власть, которая переходит

к чиновникам или к буржуа. Это случилось, например, в СССР, где уже через

десять-двадцать лет власть перешла в руки номенклатуры, а прежние

твердокаменные большевики попали в разряд лишних и закончили свою жизнь в

Гулаге. Идеология долго еще влияла на процессы в государстве, но уже в

качестве средства, а не цели.

2.2 Идеология Платона и Аристотеля

Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов

аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать

философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря.

Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в

философии Платона и Аристотеля.

Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии

объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого

мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание

этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно

выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.

Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Миру чувственных

предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих

понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи

вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон,

занимает как бы среднее положение между “подлинным бытием” и миром небытия.

Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа

пребывала в царстве идей. Знания человека об окружающей природе, согласно

Платону, не могут быть истинными. Достоверное знание дают только воспоминания

души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Объективный

идеализм Платона смыкался с религией и мистикой. Философия в его трудах,

особенно поздних, приобретала черты теологии. Возражая софистам как

представителям наивного материализма, Платон без обиняков писал: “Пусть у нас

мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо

человек, вопреки утверждению некоторых”.

В диалоге “Государство” идеальный государственный строй Платон рассматривал

по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека

есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному

началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы,

яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники.

Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как

совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в

высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек

должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы.

“Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть

справедливость”.

Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное

неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. В подкрепление

своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о

том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что

способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их

помощников – серебра, а в души земледельцев и ремесленников – железа и меди.

Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его

перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей. Во главе

государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к

вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. «Пока в

государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари

и владыки не станут благородно и основательно философствовать.., до тех пор

государствам не избавиться от зол». В проекте идеальной организации власти

Платон отходит от принципов «аристократии крови» и заменяет ее «аристократией

духа». Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами

духовной элиты – интеллектуальной исключительностью, нравственным

совершенством и т.п.

Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не

придавал в диалоге «Государство» особого значения. В частности, по поводу

формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть

либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если

правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам

воспитания и образа жизни граждан. Чтобы достигнуть единомыслия и

сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей

государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде

всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет

крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или

кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Продовольственные запасы

стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у

стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов.

Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия

общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия

разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п.

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни

общества, Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной

активности и сохранение аграрно замкнутого, самодостаточного государства.

Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось

поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для

всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых

над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения – важнейшая

социально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех

остальных, порочных, государств. В последних “заключены два враждующих между

собой государства: одно – бедняков, другое – богачей”.

Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила

аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отношения

– организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря,

пережитки общинной собственности, группового брака и др.

Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке

возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение

частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего

сословия. Так возникает критско-спартанский тип государства, или тимократия

(от «тиме» – честь), господство сильнейших воинов. Государство с

тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства – олигархия – появляется в

результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на

имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки

не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой

богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Победа бедняков приводит к установлению демократии – власти народа.

Общественные должности при демократии замещаются по жребию, вследствие чего

государство опьяняется свободой в неразбавленном виде, сверх всякой меры. В

демократии царят своеволие и безначалие.

Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность – чрезмерное

рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов

держится на вероломстве и насилии. Тиранический строй – это самое тяжелое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7