бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лекция: Теория государства и права бесплатно рефераты

принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Г. имеет

определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен

обязанностями. По своему правовому положению Г. конкретного государства

отличаются от иностранных Г. и #M12293 3 820001845 2210214720 49543605

3941585009 4 2827 2337732223 1399352108 3200576884лиц без гражданства#S,

находящихся на территории этого государства. В частности, только Г. принадлежат

политические права и свободы. 2) (в гражданском праве) - субъект #M12291

820000865гражданского права#S, один из видов участников гражданских

правоотношений. Способность иметь #M12291 820000865гражданские права#S и нести

обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми Г.

Правоспособность Г. возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Г.

могут иметь #M12291 820001403имущество#S на праве собственности; #M12291

820002108наследовать#S и #M12293 2 820001243 567846718 1760243160 2235244644

2822 413036977 1110161064 4099781713 4294967294завещать#S #M12291

820001403имущество#S; заниматься предпринимательской и любой иной не

запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно

или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не

противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место

жительства; иметь права #M12291 820000030авторов произведений#S науки,

литературы и искусства, #M12291 820001376изобретений#S и иных охраняемых

законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и

личные неимущественные права.

20. Международная защита прав человека.

#G0Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по

отношению к государству, его возможности и притязания в экономической,

социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах. Понятие П.ч.

появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. носят естественный и #M12291

820002183неотчуждаемый#S характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч.

является одним из основных признаков #M12291 820000863гражданского общества#S и

правового государства. П.ч. принято делить на абсолютные и относительные.

Ограничение или временное приостановление первых не допускается в

демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Абсолютными являются

такие фундаментальные личные П.ч. как право на жизнь, право не подвергаться

пыткам, #M12291 820002105насилию#S, другому жестокому, унижающему человеческое

достоинство обращению или #M12291 820002048наказанию#S, право на #M12291

820002192неприкосновенность частной жизни#S, личную и семейную тайну, защиту

своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, а также

право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие

процессуальные права. Все остальные П.ч. являются относительными и могут быть

ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов

чрезвычайного или #M12291 820000634военного положения.#S

Гарантии прав человека:

Общая гарантия – Конституция государства.

Специальные – законодательные гарантии о гражданстве, беженцах и т.д.

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) в данном государстве

контролирует соблюдение прав.

Документы:

1. Устав ООН.

2. Международный билль о правах человека (всеобщая декларация прав человека

(1948 г.)), международные пакты по правам человека (1966), факультативные

протоколы к ним (последний отменил смертную казнь).

3. Региональный уровень – конвенции (Европейская конвенция по защите прав

человека и основных свобод (1950); Конвенция СНГ о правах и основных свободах

человека (1995) – мало кто знает, даже профессионалы).

Европейская конвенция дает возможность международной защиты прав человека –

обращение в международный суд ООН в Гааге. Созданный в 1949 г. Совет Европы

по правам человека, входит 41 государство, некоторые условно (Азербайджан).

Важные органы: парламент, исполнительный комитет, европейский суд по правам

человека.

Однако, чтобы обратиться нужно выполнить следующие условия:

1. необходимо исчерпать все возможности по защите своих прав внутри страны.

2. страна должна быть членом Совета Европы.

3. страна должна выполнить ряд требований Совета Европы (отмена смертной

казни, передача УИН в МЮ, введение альтернативной воинской службы и т.д.), а

также подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию.

Европейский суд по правам человека, как правило, рассматривает дела-«модели»,

т.е. сходные между собой. Решения – восстановление в правах и материальная

компенсация, государства обязаны выполнять решения, иначе – штраф.

Россия – формально с 05.05.1999 г. Но нет судьи от России. В сентябре 1999 г.

проф. Ковнер. 2000 заявлений.

21. Понятие источника права и его классификация.

Источники права, являются важнейшим ключом к понятию права:

Тит Ливий назвал законы 12 таблиц источником всего Римского права.

Велись длительные дискуссии юристов о том, что источники и формы права есть

одно и тоже. Современная юридическая наука признает только источники в

качестве официальных документов, закрепляющих правовые нормы.

Казус – типичный случай, которым пользовались несколько поколений.

Казус – обычай – источник права; обычай – правовой обычай – закон.

Пути создания источников права:

1. Санкционирование – придание юридической силы социальным нормам полезным

для государства. Государство санкционирует, т.е. удостоверяет, что данная

норма становится источником права.

2. Правотворчество – принятие правовых актов полномочным государственным

органом.

3. Ратификация (признание) международных договоров или соглашений, чья

юридическая сила признается для конкретного государства.

#G0Источники права - формы закрепления (внешнего выражения) правовых

норм#S. Основными видами И.п. в современных правовых системах являются #M12293

2 820002215 3727766196 4224782984 4294967294 4294961000 4 1407487113 862323809

4294967273нормативно-правовые акты#S и правовые #M12293 1 820002313 3727766196

4224782984 98292 2656767957 3407295021 3115529949 1945704117 413093448обычаи#S,

судебные прецеденты, а также #M12291 820001947международные договоры#S и

внутригосударственные #M12291 820001085договоры#S (#M12291 820001108договоры

нормативного содержания#S). #M12293 0 820002215 3727766196 4224782984

4294967294 4294961000 4 1407487113 862323809 4294967273Нормативно-правовые

акты#S обычно подразделяются на законы, нормативные акты (органов) #M12291

820001487исполнительной#S власти, нормативные акты органов #M12291

820001656конституционного контроля#S (#M12291 820002038надзора#S),

парламентские регламенты и постановления, акты (#M12291 820002417органов)

местного самоуправления#S. В свою очередь, законы по степени важности

подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и

обычные. В РФ И.п. являются: Конституция РФ, федеральные #M12291

820001655конституционные законы#S, федеральные законы, регламенты и др.

нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ, указы

Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты

отраслевых федеральных органов #M12291 820001487исполнительной#S власти,

имеющие нормативный характер постановления высших федеральных судов, #M12291

820001947международные договоры#S и соглашения РФ, договоры о разграничении

предметов ведения между органами гос. власти РФ и органами гос. власти

субъектов РФ, конституции, уставы и др. нормативные акты субъектов РФ, договоры

между субъектами РФ, акты органов местного самоуправления.

Классификация источников права (основные источники):

1. Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения,

которое стало юридической нормой вследствие своего общего значения и

длительного применения. Примеры: з-ны Соломона, 12 таблиц, Хаммурапи, Ману,

Русская правда; мусульманское и иудейское право; сегодня применяются в

Великобритании, Японии, в Африке, на о-вах Тихого океана; Россия – обычаи

делового оборота; мореплавание – морские обычаи.

2. Судебный прецедент – судебное решение высшей инстанции по конкретному

делу, которое приобретает силу юридической нормы (обязательной для

нижестоящих судов) и применяется при последующем разрешении подобных дел

(Великобритания).

3. Нормативный правовой акт – это официальный письменный документ, принятый

правотворческим органом государства, в пределах его полномочий и направленный

на установление, изменение или отмену правовых норм.

4. Нормативный договор – соглашение, регулирующее взаимные отношения сторон и

признаваемое государством в качестве обязательного к применению. Подписано –

много, обязательных – значительно меньше.

22. Правовой обычай: историческая роль и современное значение.

#G0Обычай - правило, форма поведения, в которых закреплено то, что

складывалось в результате длительной общественной практики; основное средство

регулирования поведения в условиях родового строя. Соблюдение обычая

обеспечивается мерами общественного воздействия. С появлением государства О.

становится #M12293 0 820001505 1760235376 1486464851 1572662351 4294967292

2829166477 1798533403 2235156839 4источником права#S, его соблюдение

обеспечивается принудительной силой государства.

Обычай правовой - представляет собой санкционированное государством

правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и

длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших

для ранних правовых систем источников права.

Правовой обычай - это исторически сложившееся путем многократного

повторения правило поведения, которое взято под охрану государством, один из

источников права. #M12291 820002313Обычаи#S складываются в процессе

жизнедеятельности общества. Если они получают признание государства и

обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми #M12291

820002313обычаями#S. Правовые обычаи составляют #M12291 820002315обычное право.

#G0Обычное право - система #M12291 820002211норм, правил#S поведения,

основывающаяся на #M12291 820002313обычае#S. О.п. возникло в догосударственный

период развития стран и #M12291 820002089народов#S, оно было широко

распространено в рабовладельческие и феодальные времена. К О.п. относятся

Русская правда, Алеманнская правда, Салическая правда и т.п. По мере развития

государств и их правовых систем О.п. уступает место закону.

Характерные черты и особенности правовых обычаев в основном совпадают с

типичными признаками неправовых обычаев с той весьма существенной разницей,

что первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу

и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. В то же

время как неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи

источником права, обеспечиваются лишь общественным мнением.

Исторически правовой обычай, как источник права, предшествует всем другим

источникам права. Впервые он возникает на переходном этапе от

первобытнообщинной, догосударственной организации общества к государственной

в результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися

государственными структурами. В древних, государственно-организованных

обществах правовой обычай занимал ведущее положение. В Древнем Риме,

например, из правовых обычаев складывались важнейшие отрасли и институты

права. Среди обычаев выделялись обычаи предков; обычаи, сложившиеся "в

практике жрецов"; обычаи, сложившиеся в практике магистратов; и др.

По мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и

обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами и институтами

права, становились второстепенными источниками права. С возникновением

крупных государственных образований и централизацией власти процесс

вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно-правовыми

актами не только не медлился, а, наоборот, еще больше ускорялся.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе

форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует

недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в

масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового

мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.).#S

23. Судебный прецедент, как источник права.

В Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавались

обязательными при рассмотрении аналогичных дел. П.с. был обязателен для

магистрата, вынесшего решение, и на время, пока он занимал данную должность.

Постепенно правила, сформулированные преторами, сложились в преторское право.

Многие институты римского права сложились на базе П.с. Однако впоследствии

Кодекс Юстиниана установил, что только законы имеют юридическую силу.

#G0Судебный прецедент (от лат. praecedens, род. падеж praecedentis

предшествующий) - вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование

которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей

#M12291 820001458инстанции#S при решении аналогичного дела. В некоторых странах

(в Великобритании, в большинстве штатов США, в Канаде. Австралии) П. судебный

признается #M12291 820001505источником права#S и лежит в основе всей правовой

системы. В соответствии с доктриной, господствующей в этих странах, судья,

создавая судебный П., не создает правовой нормы, а только формулирует то, что

вытекает из "общих начал права, заложенных в человеческой природе". В ряде

государств (напр., во Франции, ФРГ, Бельгии) судебный П. имеет значение для

решения вопросов применения права, восполнения пробелов в законе, признания

обычая; на основе П. вносятся отд. дополнения в действующее #M12291

820001262законодательство#S, дается толкование закона. Правило прецедента

традиционно рассматривалось как жесткое: судья, принимая решение, должен

учитывать все предшествующие П.с. Однако судья свободен в выборе П.с., может

отвергнуть имеющиеся П.с., сославшись на отличные обстоятельства дела. П.с.

следует отличать от прецедента парламентского однократных решений парламентов,

палат или их председателей, главным образом процедурного характера, которые

впоследствии применяются в парламентской практике в аналогичных ситуациях. В

дальнейшем прецеденты часто преобразуются в нормы регламентов, но до этого

действуют как самостоятельный источник парламентского права. В Великобритании

Спикер Палаты общин вправе издавать правила, являющиеся источником

парламентской процедуры. В парламенте Франции традиционно особую роль играют

прецеденты в области парламентского права, с помощью которых формулируются

правила регламента. Существует также прецедент административный (например,

решения принимаемые административными органами или административными судами).

#G0Прецедентное право - правовая система, в которой основным #M12291

820001505источником права#S признается прецедент судебный, т.е. решение,

вынесенное по какому-либо делу, обязательно для всех судов равной и низшей

#M12291 820001458инстанции#S при рассмотрении ими аналогичных дел. Эта система

дает возможность суду выполнять правотворческие функции не только в случае

отсутствия соответствующего закона, но и при наличии недостаточно четкой нормы.

Характерна для Великобритании (точнее для Англии, поскольку в Шотландии

действует свое особое право), США и других стран, воспринявших английское

право. В рамках П.п. сложились две ветви: общее право и право справедливости.

П.с. официально признается источником права в государствах общего права

(Великобритания, большинство штатов США, Австралия, Канада Северная Ирландия,

Новая Зеландия, а также право 36 бывших колоний Британской империи членов

Содружества), хотя в разных странах существуют определенные различия в роли

П.с. П.с., подобно конвенциональной норме (см. выше) и доктрине, считаются

неписаной частью права, хотя они и имеют документальное выражение.

Специалисты в области англо-саксонского права придерживаются фикции

неизменности права: судья не творит правовую норму, но лишь открывает право,

формулирует то, что вытекает из его общих начал. Следование судов предыдущим

судебным решениям объясняется прежде всего желанием упрочить стабильность и

ясность правоприменения. Нормы общего права являются более гибкими и менее

абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, что делает право

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13