Лекция: Теория государства и права
империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало
соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к выводу,
что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового
статуса. Круг империй очень широк, они существовали во все исторические эпохи.
Империями были и Римское государство последнего периода, и Великобритания, и
Россия.
Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как
слияние присоединение одного государства к другому) – последние виды уний
рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР,
инкорпорацией – присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 году.
#G0Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio - объединение,
союз) - форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное)
государства, состоящее из гос. образований, обладающих юридически определенной
политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государства гос.
образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами Ф. и имеют свое
собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного
государства Ф. имеет две системы высших органов власти федеральные органы и
соответствующие органы членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои
полномочия и функции на всей территории страны. Гос. образования, составляющие
Ф, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают
суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права
участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или
#M12291 820001262законодательства#S, центральная власть имеет право принятия
принудительных мер по отношению к субъекту Ф#S. Одним из обязательных элементов
Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены
Ф. имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли #M12291
820002127национального#S (лингвистического) фактора в определении структуры Ф.
различаются Ф. на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ,
Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на #M12291 820002127национальной#S
основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной
национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада), В теории #M12291
820001652конституционного права#S также иногда проводится различие между т.н.
конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорными (РФ) и
договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские
Эмираты), между централизованными (напр., Индия, где штаты, кроме одного, не
имеют своих конституций и #M12291 820000868гражданства#S) и децентрализованными
(США, ФРГ, Швейцария). Составные части федерации могут быть симметричными и
асимметричными. Симметричные состоят из однопорядковых составных частей (США –
50 штатов). Асимметричные – состоят из различных составных частей (РФ – 21
республика, 2 города, 6 краев, 49 областей, 1 авт. область и 10 авт. округов -
всего 89 субъектов).
#G0Конфедерация (лат. confoederatio - союз, объединение) - форма союза
государств при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в
полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и гос,
организации.
#G0Европейские Сообщества - объединение трех формально самостоятельных,
но взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского
объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., Европейского сообщества
по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и #M12293 1 820001198 3864875224 195588856
2324376628 10 2392261517 4294967295 2621100554 3452098266Европейского
экономического сообщества#S (ЕЭС), созданных в 1957 г. К настоящему времени в
систему Е.С. входит также значительное количество др. Европейских
интеграционных #M12291 820001460институтов#S. В 1965 г. в соответствии с
Брюссельским #M12291 820001085договором#S созданы единые органы трех сообществ.
В связи с заключением в 1992 г. Маастрихтских соглашений (вступили в силу в
1993 г.), предусматривающих создание к концу XX века политического союза,
включая общую #M12291 820002263оборону#S и валютно-финансовую систему Е.С.
стали именоваться #M12293 0 820001196 468716681 3789495318 1328294600 10
468718556 293496503 531746631 4294967294Европейским Союзом#S. С 1986 года Е.С.
используют введенный в 1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное
расположение звезд на котором символизирует совершенное единство #M12291
820002089народов#S Европы. Написанная Гербертом фон Караяном аранжировка "Оды к
радости" Бетховена (Девятая симфония) в 1972 году была утверждена в качестве
европейского гимна. В Е.С. применяются 9 официальных языков.
#G0Союз - 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью,
состоящее и нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика
Югославия) или колоний (напр., Австралийский Союз). 2) #M12291
820002291общественное объединение#S, организация (в этом смысле используется
понятие "свобода союзов".
#G0Содружество наций#M12291 820002134#S - объединение независимых
суверенных государств, возникших в результате распада британской колониальной
империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранее
сложившихся общих #M12291 820001467интересов#S и в целях содействия
международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и
с Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 года в качестве
независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике.
Декларация о принципах Содружества (Сингапур, 1971) подтвердила #M12291
820001074добровольный#S характер Содружества, действующего на принципах #M12291
820001639консенсуса#S. Содружество состоит из 30 республик и 21 #M12291
820002005монархии#S. 16 монархий признают в качестве #M12291 820000763главы
государства#S британского короля, представленного в этих странах #M12291
820000733генерал-губернатором#S; пять #M12291 820002005монархий#S имеют
собственных королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества.
Цель С.н. - содействие #M12291 820000390благополучию#S #M12291
820002089народов#S посредством неустанного воздействия на международное
сообщество при строгом соблюдении этих принципов. К 1995 г. в Б.с.н. входило
51 государство. Науру и Тувалу имеют статус "особых членов". Эта форма
членства, предназначенная для небольших стран, предусматривает освобождение
от обязательных взносов при сохранении возможности #M12291
820001074добровольных#S взносов и участие в программах технической помощи при
неучастии во встречах #M12291 820000763глав государств#S и правительств.
Структура С.н.: 1. Глава Содружества (британский #M12291 820002005монарх#S).
2. Конференция Содружества. 3. Встречи на уровне #M12291
820001988министров#S. 4. #M12291 820001590Комитет#S высших #M12291
820001155должностных лиц#S( разработка политической линии и стратегии
согласно установкам Конференции). 5. Руководящие органы: Совет представителей
Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет Содружества,
Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа Содружества по
управлению технологией (утверждение оперативных планов и их финансирования,
общее политическое руководство). 6. Финансовый #M12291 820001590комитет#S,
финансовый подкомитет (одобрение бюджета секретариата). 7. Комитеты
(разработка проектов, финансовое и политическое планирование). 8.
Секретариат.
Главой С.н. и ее символом является британский #M12291 820002005монарх#S,
признанный в этом качестве главой Содружества. Конференция Содружества,
состоящая из премьер-министров государств-членов, собирается раз в два года.
Образованный в 1965 году Секретариат возглавляется генеральным секретарем. Он
координирует деятельность Содружества. Деятельность Секретариата определяется
"Стратегической рабочей программой" (до 1996 г.), 15 программ которой
разделены на три основные группы: 1) консультации, контроль, планирование,
менеджмент и #M12291 820001475информация#S; 2) мероприятия в сфере
политического и экономического сотрудничества; З) программы помощи развитию.
#G0Содружество независимых государств (СНГ) - межгосударственное
объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества Независимых
Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех
республик СССР - РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Соглашение
ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР. Устав
СНГ, принятый в г. Минске 22 января 1993 г., ратифицирован Верховным Советом РФ
12 апреля 1993 г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями
Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества
#M12291 820002089народов#S и государств в области политики, экономики,
культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки,
торговли, в гуманитарной и иных областях, содействование широкому
информационному обмену, #M12291 820001075добросовестное#S и неукоснительное
соблюдение взаимных обязательств.
В Алмаатинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11
государств-основателей СНГ провозглашалось, что "взаимодействие участников
Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие
#M12291 820001460институты#S, формируемые на паритетной основе и действующие
в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое
не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях
обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет
сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый
контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к
достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства. Содружество
Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для
присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных
государств, разделяющих цели и принципы Содружества". Государства -участники
Содружества гарантировали в соответствии со своими конституционными
процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из #M12291
820001085договоров#S и соглашений бывшего Союза ССР.
На август 1996 г. в СНГ участвует 12 бывших республик СССР Российская
Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика
Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика #M12291 820000875Грузия#S,
Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения, Республика
Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не ратифицировала Соглашения и
формально не стала участником Устава СНГ). Официальным местом пребывания
межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Основными #M12291
820001460институтами#S (консультативными и координирующими органами) СНГ
являются: Совет #M12291 820000763глав государств#S Содружества, Совет #M12291
820000765глав правительств#S, #M12291 820001487Исполнительный#S секретариат
СНГ, #M12291 820001915Межгосударственный экономический комитет#S,
Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ,
Совет #M12291 820001988министров#S #M12291 820002263обороны#S,
Межгосударственный совет по космосу, Постоянная консультативная комиссия по
миротворческой деятельности при Совете #M12291 820001988министров#S
иностранных дел государств членов СНГ, Консультативный совет по труду,
миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ, Совет по
#M12291 820001772культурному#S сотрудничеству государств - участников СНГ,
Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ,
межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности,
Правовой консультативный совет государств - участников СНГ, Совет по
сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственная комиссия по
военно-экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ,
Статистический #M12291 820001590комитет#S СНГ и др. В связи с расхождениями в
оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-участники
Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так,
например, Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. соглашение о создании
Сообщества Суверенных Республик; учрежден также Таможенный союз в составе
России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.
10. Государственно-политический режим.
Государственно-политический режим#G0 - в науке #M12291
820001652конституционного права#S понятие, обозначающее систему приемов,
методов, форм, способов осуществления политической (включая гос.) власти в
обществе. Это функциональная характеристика власти. Легитимизация и
функционирование власти определяется типом государства. Легитимизация –
поддержка власти и режима народом, осуществляемая в виде выборов и
референдума. Не существует единой типологии П.р. Определение режима зависит
от того, на сколько сильно государственная власть формируется и
контролируется народом (от демократии к тирании и тоталитаризму). Чаще всего
наука #M12291 820001652конституционного права#S выделяет демократический,
либеральный, #M12291 820000033авторитарный#S и тоталитарный П.р. Характер
П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма
распространенных указаний на демократический характер государства), однако
почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Можно разделить на демократический, антидемократический и переходный.
Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему
приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической
власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер
государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях
государств (не считая распространенных указаний на демократический характер
государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на
их содержании.
Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды
государственно-политических режимов: демократический, либеральный,
авторитарный и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону,
выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство
благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и
тиранию. Последняя, если воспользоваться современной терминологией и есть
тоталитаризм.
#G0Демократия (гр. demokratia - власть #M12291 820002089народа#S, от
demos - народ и kratos - власть) - в совр. понимании форма гос. устройства,
основанная на признании таких устоев конституционного строя, как #M12293 0
820002099 1710435908 4294967294 315 403454216 3922678796 1318887888 4090
2596531803нaродовлaстие#S и политический плюрaлизм, свобода и равенство #M12291
820000853граждан#S, #M12291 820002183неотчуждаемость#S прав человека. Формой ее
реaлизaции выступaет республикaнское прaвление с рaзделением и взaимодействием
влaстей, рaзвитой системой #M12291 820002093нaродного предстaвительствa#S. Д.
как форма гос.-политического устройства возникла вместе с появлением гос.ва
(древние Афины). В совр. обществе Д. означает власть большинства при защите
прав меньшинства, осуществление выборности основных гос. органов, наличие прав
и политических свобод #M12291 820000853граждан#S, их равноправие, верховенство
закона, конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную Д,
(основные решения принимаются непосредственно всеми #M12291
820000853гражданами#S на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д.
(решения принимаются выборными учреждениями парламентами и др.). #M12291
820001460Институты#S Д. наиболее полное развитие получают в правовом
государстве.
#G0Авторитаризм (от лат. autoritas - власть) - система власти,
характерная для антидемократических политических. режимов. Характеризуется
сосредоточением всей гос. власти в руках одного лица или органа, отсутствием
или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением
политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от
сочетания методов правления может варьироваться от умеренно авторитарного
режима с формальным сохранением атрибутов #M12291 820000971демократии#S до
классической фашисткой диктатуры. Самой крайней формой А. является
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|