бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лекция: Теория государства и права бесплатно рефераты

тоталитаризм.

#G0Тоталитаризм (от средневекового лат. totalis - весь, целый, полный) -

1) одна из форм господства (тоталитарное государство), характеризующаяся его

полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической

ликвидацией #M12291 820001652конституции прав#S и свобод, репрессиями в

отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы Т. в фашисткой

Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с

конца 20-х гг. 20 в.).

2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, #M12291

820000033авторитаризм#S. С 20-х гг. 20 в. Т. стал официальной идеологией

фашисткой Германии и Италии.

11. Разделение властей в современном государстве.

Разделение властей – это важнейший принцип. Еще древние выступали за

разделение труда. Властный труд также необходимо распределять и

организовывать. Аристотель выдвинул идею о трех ветвях власти:

законодательной, исполнительной и судебной.

XVII в. – период подготовки к буржуазной революции. «Два трактата о

правлении» Джон Лон (1690) – критика и размышления о судьбе власти. Обосновал

верховенство законодательной власти, т.к. ее формирует народ.

XVIII в. – Шарон де Монтескье «О духе законов» (1748) – изложил суть принципа

разделения властей заключенный в процессе делегирования власти ее

определенным субъектам, которые распределяют между собой функции управления

государством. Власть не единоличная, а коллегиальная через субъектов: Англия

– образование парламента – законодательного органа.

Наиболее полно принцип разделения властей закреплен в конституции США ст. 9 3

поправка посвящены разделению властей, системе здержек и противовесов,

рычагам воздействия одной власти на другую: президент назначает премьер-

министра и министров, у конгресса – возможность эмпичмента, у президента –

право не подписать закон, у парламента – право переголосовать (2/3 + 1

голос).

#G0Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей

одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.В. – власть

делегированная народом своим представителям, первичная власть. Представляет

собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему гос. органов,

осуществляющих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может

осуществляться не только специальными #M12291 820001262законодательными#S

органами (парламентами, местными #M12291 820001262законодательными#S

ассамблеями), но также и непосредственно #M12291 820001365избирательным

корпусом#S (политически #M12291 820000934дееспособными гражданами#S) путем

референдума, а в некоторых случаях и органами #M12291 820001487исполнительной#S

власти - в порядке делегированного или чрезвычайного #M12291

820001262законодательствования#S. Конституции некоторых совр. государств

содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно #M12291

820002005монарху#S и парламенту или палатам парламента и #M12291 820000763главе

государства#S как составной части парламента. В #M12291 820000008абсолютных

монархиях#S (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно

монарху.

#G0Исполнительная власть - в соответствии с теорией разделения властей

одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с #M12291

820001262законодательной#S и судебной) в государстве. Вторичная и подзаконная.

Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос. делами, включая

полномочия подзаконодательного регулирования (административного

нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия

по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и

#M12291 820001262законодательные#S полномочия (в порядке делегированного или

чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S), а также систему гос.

органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Cовр. конституции

формально наделяют И.в. #M12291 820000763главу государства#S (в парламентарных

#M12291 820002005монархиях#S и республиках, в президентских республиках) или

правительство (в республиках смешанного типа). Однако на деле в парламентарных

#M12291 820002005монархиях#S и республиках вся И.в. целиком принадлежит

правительству, в дуалистических #M12291 820002005монархиях#S - монарху

совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление И.в.

правительством, как пр., происходит под непосредственным руководством и

контролем #M12291 820000763главы государства#S (президента). На региональном и

местом уровне И.в. осуществляется различными органами #M12291 820001972местного

управления#S и #M12291 820001971местного самоуправления#S (#M12293 0 820000894

3977019924 1754142632 3120048890 4 12 3844407738 1851530676

2836губернаторами#S, #M12291 820002034мэрами#S, префектами, старостами и

подчиненным им аппаратом).

#G0Судебная власть - в сответствии с теорией разделения властей

самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с #M12291

820001262законодательной#S и #M12291 820001487исполнительной#S). Представляет

собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по

рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и

конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а

иногда также полномочий по обязательному толкованию #M12291 820002211норм

права#S (напр., Конституционный Суд РФ, #M12291 820000578Верховный Суд#S США),

нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в

англо-саксонских странах), контрольных полномочий (напр., проверка законности

#M12291 820000215ареста#S или задержания) и некоторых др. второстепенных

полномочий (установление фактов, регистрация #M12291 820001708корпораций#S в

некоторых странах и т.п.), а также систему гос. органов, осуществляющих

вышеперечисленные полномочия. Полномочия С.в. подразделяются на основные

(исключительные) - по осуществлению правосудия и вспомогательные. В совр.

демократических гос.вах осуществление основных полномочий С.в. возлагается на

суды различных категорий (обычные {общей #M12291 820001610компетенции#S и

специализированные}, административные, конституционные), а также иногда на т.н.

квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются только

судами (в т.ч. единолично судьями).

12. Правовое государство: понятие, принципы и основные признаки.

#G0Правовое государство – это демократическое государство, основанное на

праве и верховенстве законов, которое осуществляет свою власть посредством ее

разделения и при приоритете защиты прав человека. В основе п.г. лежит

стремление оградить общество и его граждан от чрезмерной опеки государства.

П.Г. в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика

конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное

подчинение государства следующим принципам: #M12291 820002096народный

суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства,

связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по

отношению ко всем др. законам и подзаконным актам, разделение властей и #M12291

820001460институт#S ответственности власти как организационную основу правового

государства, независимость суда, приоритет норм #M12291 820001931международного

права#S над нормами #M12291 820002127национального#S права. РФ провозглашается

П.г. в #M12293 0 9004937 1265885411 77 77 2697438627 2483551691 2836092415

32245312 2880545557ст.1 Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также одной из

центральных категорий современных демократических теорий права. В США и Англии

термин «господство права» = П.Г.

Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины и

терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее отдельные

положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем, Платоном

(«Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными философами

(Спинозой, Монтескье, Дидро, Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон Лок –

основной теоретик права «Два трактата о праве»). В доктрине воплощался идеал

политико-правового устройства общества, способного воплотить подлинное

народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала и обеспечить

реальность прав и свобод личности. Правовое государство противопоставлялось

полицейскому государству, в котором процветали бюрократизм, пренебрежение

правами и свободами человека, полицейская слежка и произвол.

1949 г. конституция ФРГ – социальное правовое государство.

1978 г. конституция Испании - без слова «социальное».

1992 г. конституция Туркмении – «светское, демократическое, правовое

государство, с президентским правлением». Следом все остальные республики

СНГ.

Правовое государство не насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле.

П.Г. – это процесс эволюционного развития демократического института власти.

Идеального П.Г. – нет, но ближе всего к этой категории подошли скандинавские

и благополучные европейские страны ( Австрия, Нидерланды, ФРГ, Швеция,

Норвегия, Дания).

В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается

демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона,

последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и

гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не

только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей

юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы

правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов

общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной

деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по

произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными

основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной мере

относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая иная

деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его

соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого

закона в качестве регулятора общественных отношений.

Другим непременным признаком правового государства является последовательное

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три

ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким

образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо

сосредоточить власть в руках одного должностного лица, свободы человека,

закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и

иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики,

культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную

неприкосновенность и др. В конечном счете каждый член общества обладает

равными правами и свободами независимо от пола, расы, национальности, языка,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии и принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям и

других обстоятельств. При этом государство охраняет и защищает права

личности, равно как и личность не нарушает действующих в обществе законов и

не посягает на права и свободы других лиц.

13. Идея правового государства и становление новой государственности в России.

Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в

результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г., принятия

Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (1991 г.),

напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному конфликту в

октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации на

референдуме и последующего конституционного процесса.

Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть демократическое

федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с этим,

демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его

конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о порядке

формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности, права и

свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем суверенитета и

единственным источником власти в РФ провозглашается ее многонациональный

народ , который осуществляет свою власть непосредственно, а также через

органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3 КРФ). В РФ

признается идеологическое, политическое, многообразие, многопартийность

(ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина

(глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную неприкосновенность,

право участвовать в управлении делами гос-ва, право на свободное получение,

передачу и распространение информации, свободу мысли и слова, право на

объединение, право на собрания, митинги, шествия и пикетирование, а также

гарантируется свобода средств массовой информации. Согласно КРФ, права и

свободы человека и гражданина являются в РФ непосредственно действующими, они

определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность

законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Демократические принципы положены и в устройство государственных органов:

выборность представительных и законодательных органов РФ и субъектов РФ, а

также главы гос-ва - Президента РФ, принцип верховенства закона, принцип

разделения властей и другие принципы правового гос-ва. Особая роль в

реализации демократического потенциала российского гос-ва принадлежит главе

гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом гаранта Конституции РФ, прав

и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и имеет существенные возможности

влияния на политику гос-ва в целом, а также Конституционному Суду РФ -

судебному органу конституционного контроля, защищающему основы

конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина и

обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории РФ. (Федеральный закон "О

Конституционном Суде Российской Федерации).

Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий

множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих

монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю

представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и

должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов,

совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.

В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М. Сперанским

(Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г.

использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г.

связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали идеи

о правах, правовом государстве, разделении властей и верховенстве закона. В

1991 году СССР – разрушена, идеи социалистического П.Г. ушли, но идея П.Г.

осталась.

Принципиально важным является конституирование государства Российской

Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых буржуазных

государств содержат подобные положения, хотя идея связанности государства

правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако они

являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования

России, нежели свершившимся фактом.

Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в

которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых.

Законодательный процесс нередко подменяется политической борьбой. Не

сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать,

что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет

уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти,

по - настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется принцип

прямого действия Конституции.

Чтобы оперативно и целенаправленно осуществить действенные меры по

преодолению отмеченных недостатков политико-правовой сферы и заложить

реальные основы правового государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г.

N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" было

признано необходимым силами научных и практических работников разработать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13