Лекция: Теория государства и права
тоталитаризм.
#G0Тоталитаризм (от средневекового лат. totalis - весь, целый, полный) -
1) одна из форм господства (тоталитарное государство), характеризующаяся его
полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической
ликвидацией #M12291 820001652конституции прав#S и свобод, репрессиями в
отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы Т. в фашисткой
Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с
конца 20-х гг. 20 в.).
2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, #M12291
820000033авторитаризм#S. С 20-х гг. 20 в. Т. стал официальной идеологией
фашисткой Германии и Италии.
11. Разделение властей в современном государстве.
Разделение властей – это важнейший принцип. Еще древние выступали за
разделение труда. Властный труд также необходимо распределять и
организовывать. Аристотель выдвинул идею о трех ветвях власти:
законодательной, исполнительной и судебной.
XVII в. – период подготовки к буржуазной революции. «Два трактата о
правлении» Джон Лон (1690) – критика и размышления о судьбе власти. Обосновал
верховенство законодательной власти, т.к. ее формирует народ.
XVIII в. – Шарон де Монтескье «О духе законов» (1748) – изложил суть принципа
разделения властей заключенный в процессе делегирования власти ее
определенным субъектам, которые распределяют между собой функции управления
государством. Власть не единоличная, а коллегиальная через субъектов: Англия
– образование парламента – законодательного органа.
Наиболее полно принцип разделения властей закреплен в конституции США ст. 9 3
поправка посвящены разделению властей, системе здержек и противовесов,
рычагам воздействия одной власти на другую: президент назначает премьер-
министра и министров, у конгресса – возможность эмпичмента, у президента –
право не подписать закон, у парламента – право переголосовать (2/3 + 1
голос).
#G0Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей
одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.В. – власть
делегированная народом своим представителям, первичная власть. Представляет
собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему гос. органов,
осуществляющих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может
осуществляться не только специальными #M12291 820001262законодательными#S
органами (парламентами, местными #M12291 820001262законодательными#S
ассамблеями), но также и непосредственно #M12291 820001365избирательным
корпусом#S (политически #M12291 820000934дееспособными гражданами#S) путем
референдума, а в некоторых случаях и органами #M12291 820001487исполнительной#S
власти - в порядке делегированного или чрезвычайного #M12291
820001262законодательствования#S. Конституции некоторых совр. государств
содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно #M12291
820002005монарху#S и парламенту или палатам парламента и #M12291 820000763главе
государства#S как составной части парламента. В #M12291 820000008абсолютных
монархиях#S (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно
монарху.
#G0Исполнительная власть - в соответствии с теорией разделения властей
одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с #M12291
820001262законодательной#S и судебной) в государстве. Вторичная и подзаконная.
Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос. делами, включая
полномочия подзаконодательного регулирования (административного
нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия
по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и
#M12291 820001262законодательные#S полномочия (в порядке делегированного или
чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S), а также систему гос.
органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Cовр. конституции
формально наделяют И.в. #M12291 820000763главу государства#S (в парламентарных
#M12291 820002005монархиях#S и республиках, в президентских республиках) или
правительство (в республиках смешанного типа). Однако на деле в парламентарных
#M12291 820002005монархиях#S и республиках вся И.в. целиком принадлежит
правительству, в дуалистических #M12291 820002005монархиях#S - монарху
совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление И.в.
правительством, как пр., происходит под непосредственным руководством и
контролем #M12291 820000763главы государства#S (президента). На региональном и
местом уровне И.в. осуществляется различными органами #M12291 820001972местного
управления#S и #M12291 820001971местного самоуправления#S (#M12293 0 820000894
3977019924 1754142632 3120048890 4 12 3844407738 1851530676
2836губернаторами#S, #M12291 820002034мэрами#S, префектами, старостами и
подчиненным им аппаратом).
#G0Судебная власть - в сответствии с теорией разделения властей
самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с #M12291
820001262законодательной#S и #M12291 820001487исполнительной#S). Представляет
собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по
рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и
конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а
иногда также полномочий по обязательному толкованию #M12291 820002211норм
права#S (напр., Конституционный Суд РФ, #M12291 820000578Верховный Суд#S США),
нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в
англо-саксонских странах), контрольных полномочий (напр., проверка законности
#M12291 820000215ареста#S или задержания) и некоторых др. второстепенных
полномочий (установление фактов, регистрация #M12291 820001708корпораций#S в
некоторых странах и т.п.), а также систему гос. органов, осуществляющих
вышеперечисленные полномочия. Полномочия С.в. подразделяются на основные
(исключительные) - по осуществлению правосудия и вспомогательные. В совр.
демократических гос.вах осуществление основных полномочий С.в. возлагается на
суды различных категорий (обычные {общей #M12291 820001610компетенции#S и
специализированные}, административные, конституционные), а также иногда на т.н.
квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются только
судами (в т.ч. единолично судьями).
12. Правовое государство: понятие, принципы и основные признаки.
#G0Правовое государство – это демократическое государство, основанное на
праве и верховенстве законов, которое осуществляет свою власть посредством ее
разделения и при приоритете защиты прав человека. В основе п.г. лежит
стремление оградить общество и его граждан от чрезмерной опеки государства.
П.Г. в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика
конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное
подчинение государства следующим принципам: #M12291 820002096народный
суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства,
связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по
отношению ко всем др. законам и подзаконным актам, разделение властей и #M12291
820001460институт#S ответственности власти как организационную основу правового
государства, независимость суда, приоритет норм #M12291 820001931международного
права#S над нормами #M12291 820002127национального#S права. РФ провозглашается
П.г. в #M12293 0 9004937 1265885411 77 77 2697438627 2483551691 2836092415
32245312 2880545557ст.1 Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также одной из
центральных категорий современных демократических теорий права. В США и Англии
термин «господство права» = П.Г.
Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины и
терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее отдельные
положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем, Платоном
(«Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными философами
(Спинозой, Монтескье, Дидро, Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон Лок –
основной теоретик права «Два трактата о праве»). В доктрине воплощался идеал
политико-правового устройства общества, способного воплотить подлинное
народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала и обеспечить
реальность прав и свобод личности. Правовое государство противопоставлялось
полицейскому государству, в котором процветали бюрократизм, пренебрежение
правами и свободами человека, полицейская слежка и произвол.
1949 г. конституция ФРГ – социальное правовое государство.
1978 г. конституция Испании - без слова «социальное».
1992 г. конституция Туркмении – «светское, демократическое, правовое
государство, с президентским правлением». Следом все остальные республики
СНГ.
Правовое государство не насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле.
П.Г. – это процесс эволюционного развития демократического института власти.
Идеального П.Г. – нет, но ближе всего к этой категории подошли скандинавские
и благополучные европейские страны ( Австрия, Нидерланды, ФРГ, Швеция,
Норвегия, Дания).
В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается
демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона,
последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и
гарантируются права и свободы каждого человека.
Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не
только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей
юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы
правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов
общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной
деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по
произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными
основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной мере
относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая иная
деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его
соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого
закона в качестве регулятора общественных отношений.
Другим непременным признаком правового государства является последовательное
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три
ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким
образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо
сосредоточить власть в руках одного должностного лица, свободы человека,
закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и
иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики,
культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную
неприкосновенность и др. В конечном счете каждый член общества обладает
равными правами и свободами независимо от пола, расы, национальности, языка,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии и принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям и
других обстоятельств. При этом государство охраняет и защищает права
личности, равно как и личность не нарушает действующих в обществе законов и
не посягает на права и свободы других лиц.
13. Идея правового государства и становление новой государственности в России.
Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в
результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г., принятия
Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (1991 г.),
напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному конфликту в
октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации на
референдуме и последующего конституционного процесса.
Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть демократическое
федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с этим,
демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его
конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о порядке
формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности, права и
свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем суверенитета и
единственным источником власти в РФ провозглашается ее многонациональный
народ , который осуществляет свою власть непосредственно, а также через
органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3 КРФ). В РФ
признается идеологическое, политическое, многообразие, многопартийность
(ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
(глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную неприкосновенность,
право участвовать в управлении делами гос-ва, право на свободное получение,
передачу и распространение информации, свободу мысли и слова, право на
объединение, право на собрания, митинги, шествия и пикетирование, а также
гарантируется свобода средств массовой информации. Согласно КРФ, права и
свободы человека и гражданина являются в РФ непосредственно действующими, они
определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Демократические принципы положены и в устройство государственных органов:
выборность представительных и законодательных органов РФ и субъектов РФ, а
также главы гос-ва - Президента РФ, принцип верховенства закона, принцип
разделения властей и другие принципы правового гос-ва. Особая роль в
реализации демократического потенциала российского гос-ва принадлежит главе
гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом гаранта Конституции РФ, прав
и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и имеет существенные возможности
влияния на политику гос-ва в целом, а также Конституционному Суду РФ -
судебному органу конституционного контроля, защищающему основы
конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина и
обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории РФ. (Федеральный закон "О
Конституционном Суде Российской Федерации).
Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий
множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих
монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю
представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и
должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов,
совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.
В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М. Сперанским
(Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г.
использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г.
связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали идеи
о правах, правовом государстве, разделении властей и верховенстве закона. В
1991 году СССР – разрушена, идеи социалистического П.Г. ушли, но идея П.Г.
осталась.
Принципиально важным является конституирование государства Российской
Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых буржуазных
государств содержат подобные положения, хотя идея связанности государства
правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.
Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако они
являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования
России, нежели свершившимся фактом.
Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в
которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых.
Законодательный процесс нередко подменяется политической борьбой. Не
сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать,
что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет
уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти,
по - настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется принцип
прямого действия Конституции.
Чтобы оперативно и целенаправленно осуществить действенные меры по
преодолению отмеченных недостатков политико-правовой сферы и заложить
реальные основы правового государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г.
N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" было
признано необходимым силами научных и практических работников разработать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|