Курсовая: Теория разделения властей
16);
Конституция Франции (1791), где закреплялось принципиально важное положение о
том, что "во Франции нет власти, стоящей над законом" и что "король царствует
лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения" (гл.
II, отдел 1, ст. 3); и др.
Следует обратить особое внимание на то, что в Конституции 1791 г. наряду с
сохранявшейся, хотя и ограниченной законом, монархией в разделе "О
государственных властях" выделялось положение о том, что "суверенитет
принадлежит всей нации", что он "един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем".
Весьма важным в плане разделения властей было конституционное установление,
согласно которому "ни одна часть народа, никакое лицо не может себе присвоить
его осуществление".
В соответствии с этим установлением "законодательная власть вверяется
Национальному Собранию, в состав которого входят представители. свободно
избранные народом на определенный срок". Исполнительная власть
"вверена королю и осуществляется под его главенством министрами и прочими
ответственными органами". Судебная же власть "вверена судьям,
избираемым народом на определенный срок" (разд. III, ст. 1-5).
По мере своего становления и развития теория разделения властей нашла
довольно широкий отклик в академических и политических кругах не только
Англии и Франции, но и ряда других стран.
Причем если, например, в Америке она с самого начала пользовалась большим
успехом и местными учеными и политическими деятелями бралась йа вооружение,
то в Германии среди значительной части интеллектуальной элиты ряд ее
положений подвергался сомнению.
Так, в фундаментальной работе "Общее учение о государстве" Г. Еллинек
высказывает свое явно скептическое отношение по поводу возможности в реальной
жизни добиться такого положения, когда законодательная власть в лице
парламента сможет фактически сдерживать исполнительную власть, находящуюся в
руках монарха; когда между ними может быть достигнуто равновесие.
1 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.,
1997. С. 233.
211
Такое состояние является, по мнению мэтра, "полищзески наименее вероятным, так
как соотношение социальных сил, составляющих основу политического могущества,
крайне редко и уж во всяком случае только временно складывается так, чтобы было
возможно полное равновесие двух постоянных политических факторов". Но именно на
"такую невероятную комбинацию рассчитана теория равновесия" Монтескье и
других ее сторонников, и уже поэтому реальность применения этой теории и ее
действенность подлежит сомнению1.
В России среди ряда других государственных деятелей и ученых теория разделения
властей занимала особое внимание М.М. Сперанского. В своем "Введении к уложению
государственных законов" (1809) он писал в связи с попыткой использования этой
теории для "преобразования" самодержавия и стремлением поставить ее в рамки
закона, что "нельзя основать правление на законе, если одна державная власть
будет и составлять закон и исполнять его". Необходимо ее разделение.
Необходимо, чтобы одни "установления" действовали в процессе составления
закона, а другие - при их исполнении2.
Из троякого порядка государственных сил, продолжал автор, возникает "троякий
порядок сил установлений". Одно из них "должно действовать в образовании
закона, другое - в исполнении, третье - в части судной. Разум всех сил
установлений может быть различен".
М.М. Сперанский предлагал "два различных устройства" самодержавной власти на
основе закона и принципа разделения властей.
Первый вариант такого устройства состоит в том, чтобы "облечь правление
самодержавное" всеми "внешними формами закона, оставив в существе его ту же
силу и то же пространство самодержавия".
Главные черты и особенности такого устройства сводятся, по мнению автора, к
тому, чтобы: 1) "установить сословие, которое бы представляло силу
законодательную, свободную", которая на самом деле была бы "под влиянием и в
совершенной зависимости от власти самодержавной"; 2) силу исполнительную
"так учредить, чтобы она по выражению закона состояла в ответственности, но
по разуму его была бы совершенно независима"; 3) власти судной "дать все
преимущества видимой свободы, но связать ее на самом деле такими
учреждениями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти
самодержавной".
Данный вариант самодержавного устройства, делал вывод Сперанский, будет
лишь казаться "во мнении народном" действующим. Но на самом деле он никогда
не будет таковым.
1 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 521.
2 План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. С. 22-
212
Суть второго варианта такого устройства сводится к тому, чтобы не только
"внешними формами покрыть самодержавие", но и ограничить его "внутреннею и
внешнею, существенною силою установлений". Нужно ^учредить державную власть
на законе не словами, но самим делом"1.
Если, писал автор, предпочтение будет отдано этому варианту, тогда все
"установления" должны быть "расположены на иных правилах".
А именно: 1) законодательное сословие должно быть так устроено, ^тобы оно не
могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были
свободны и выражали бы собою мнение народное"; 2) сословие судебное должно
быть так образовано, "чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и
один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали
правительству"; 3) власть исполнительная "должна быть вся исключительно
вверена правительству". А чтобы эта власть "распоряжениями своими под видом
исполнения законов" не могла бы "ни обезобразить", "ни совсем уничтожить" их,
то она должна быть поставлена под "ответственность власти законодательной"
2 .
Сравнивая два эти возможных варианта преобразования самодержавия с помощью
теории разделения властей, Сперанский делал окончательный вывод в пользу
второго как более совершенного и более действенного варианта.
Если первая из сравниваемых между собой потенциальных систем, анализировал он,
"имеет только вид закона", то другая есть "самое существо его". Если первая
недолговечна и "издалека сама готовит себе прекращение", то другая при
благоприятных обстоятельствах "может утвердиться, долгое время без важных
перемен постепенно следовать за гражданским усовершенствованием". Наконец, если
первая может быть "оправданна в народе своевольном, непостоянном, преклонном ко
всем новым умствованиям и особливо тогда, когда народ сей выходит из анархии с
превратными привычками", то вторая "одна может быть свойственна народу, который
имеет более доброго смысла, нежели пытливости, более простого и твердого
разума, нежели воображения, коего характер трудно обольстить, нелегко убедить
простою истиною"3.
Говоря о внимании к теорий разделения властей в России в других странах,
следует отметить, что при этом не только широко использовалась ее
традиционная модель - триада, состоящая из законодательной, исполнительной и
судебной властей, но и предлагались другие ее варианты.
1 План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. С. 33.
2 Там же. С. 34.
3 Там же.
213
Так, М.М. Сперанский предлагал, помимо традиционного разделения властей,
использовать их классификацию на физическую и материальную власти1.
Известный французский юрист конца XIX - начала XX в. М. Ориу в своей
фундаментальной работе "Основы публичного права" выделял и анализировал с точки
зрения взаимосвязи и взаимного "равновесия" властей политическую и
экономическую, военную и гражданскую, гражданскую и религиозную власти и др.
2
По справедливому замечанию автора, "одним из преимуществ теории равновесия
является то, что она придает смысл и значение многочисленным разделениям,
которые видны даже при самом поверхностном наблюдении над государственным
режимом"3. Последний же всегда является "режимом разделений". В
равновесии он находится лишь благодаря тому, что "разделяет окружающие его
силы, противопоставляя их друг другу и восполняя одну за счет другой"4
.
М. Ориу не без оснований считал возможным использование теории или принципа
разделения и сдерживания (равновесия) властей не только для анализа властных
взаимоотношений, возникающих в государственной сфере, но и в различных
общественных сферах. "В сущности гражданское общество, - замечал он, -
покоится на основном разделении между политической властью и экономическим
могуществом"5.
Аналогичные подходы к анализу разделения властей и расширительной трактовке
этой теории в последующем использовались и многими другими авторами.
§ 2. РАЗНООБРАЗИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ТЕОРИЮ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ЗАПАДЕ
1. Теория разделения властей занимает значительное место в современной
юридической и социально-политической литературе Запада. Уяснению и
разъяснению основных положений данной концепции посвящена научная, популярная и
учебная литература. Практически нет таких учебников и учебных пособий,
например, по конституционному праву ,^в которых не содержались бы главы или
разделы, касающиеся рассматриваемой теории.
Анализу содержания основных направлений развития теории разделения властей,
ее места и роли в государственно-правовом и конституционном механизме
различных стран посвящены многочисленные моно-
1 План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. С. 17-21.
2 Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 416-462.
3 Там же. С. 415.
4 Там же.
5 Там же.
214
графии, научные статьи, брошюры1. В них не только раскрываются
исходные положения, истоки данной концепции, но и применительно к изменяющейся
экономической и социально-политической среде предлагается их порой весьма
противоречивое понимание и аналогичное по своему характеру их толкование.
Последнее особенно четко прослеживается тогда, когда имеющие дело с теорией
разделения властей на современном этапе развития общества авторы берут за
исходное в своих спорах и суждениях различные ее истоки или учения. Так, взяв
за исходное в своих рассуждениях учение Дж. Локка о том, что в
"конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и
действующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем ради
сохранения сообщества, может быть всего одна верховная власть, а именно
законодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться"2
, авторы неизбежно приходят к выводу о необходимости чрезмерного преувеличения,
а порою и абсолютизации законодательной власти.
Опираясь же в своих спорах и суждениях о теории разделения властей на основные
положения, сформулированные Ш. Монтескье, относительно того, что для
образования "умеренного правления*'надо уметь "комбинировать власти,
регулировать их, умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать,
балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую..."3,
современные исследователи и интерпретаторы теории разделения властей самой
логикой своих рассуждений неизбежно приходят к несколько иному выводу. А
именно, не отрицая доминирующей роли и значения законодательной власти в
системе всех остальных ветвей и органов государственной власти, они склоняются
к выводу о том, что последнюю тем не менее не следует возводить в абсолют и
рассматривать как некое чуть ли не надгосударственное или надправовое
образование.
Ведь хорошо известно, что еще Дж. Мэдисон и многие другие "ранние" авторы на
примере США довольно убедительно доказали, что "полномочия, принадлежащие
одному ведомству, не должны прямо или косвенно осуществляться ни одним из
двух других" и что "непомерно разбухшая и всеохватывающая прерогатива
наследственной исполнительной власти, да еще поддержанная и подкрепленная
наследственной
1 Wade E., Bradley A. (eds.). Constitutional Law. L., 1978, Pischer
Heinz (Hrsg.) Das Politische System Osterreichs. Wien, 1992; Hogg P. (ed.).
Constitutionsi Law of Canada. Toronto, 1985; Twin W. The Indeterminacy of the
Separation of Powers and the Federal Courts. "The Jeorge Washington Law
Review". 1989. № 3; Buffington M. Separation of Powers and the Independent
Governmental Entity After Mistretta v. United States // Lousiana Law Review.
1989. Vol. 50.
2 Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. M., 1988. С. 349.
3 Монтескье Ш. Избранные произведения. M., 1955. С. 309. 215
законодательной", представляет собой огромную опасность для свободы и
независимости народа. Узурпация всей власти со стороны законодателей "ведет к
такой же тирании, как и узурпация правления исполнительной властью"1
.
По каким же другим направлениям прослеживается различное понимание и
соответствующее ему толкование на современном этапе теории разделения
властей? Практически по всем. Но наиболее важными из них являются следующие.
Во-первых, разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения
властей в современной государственно-правовой теории и практике. Во-вторых,
различная интерпретация проблем соотношения общей теории разделения
властей и "национальной" практики ее применения. И в-третьих, разноречивое
понимание и неодинаковое толкование вопросов, касающихся оптимального
соотношения законодательной и исполнительной властей, с одной стороны, и
места и роли в рассматриваемой триаде судебных органов — с другой.
Не вдаваясь в подробности, остановимся на кратком рассмотрении каждого из
этих направлений.
2. Вначале несколько слов о разных взглядах и подходах к самой теории
разделения властей и практике ее применения.
В этом вопросе, равно как и в других, нет единого представления об
идеологической, социально-политической важности и практической значимости
данной теории. Спектр мнений и суждений весьма велик. От полного и
безоговорочного восприятия до такого же по своему характеру непринятия
теории разделения властей - таков диапазон разноречивых мнений по данному
вопросу.
Причем когда речь идет об эйфории и безоглядном восприятии теории разделения
властей, то вовсе не имеются в виду только так называемые "молодые
демократии", возникшие на развалинах СССР и других "социалистических стран"
Восточной Европы2. В данном случае они не в счет, ибо слепо и
покорно копируют практически любой опыт "цивилизованных стран", включая опыт
применения теории разделения властей. Имеются в виду прежде всего ныне
существующие высокоразвитые в промышленном отношении западные страны: США,
Канада, Италия, Франция, Германия и др.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к тексту конституций ряда этих
стран, и в особенности США на уровне отдельных штатов. Традиционно
подавляющее большинство из них не только провоз-
Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М.,
1993. С. 331, 332.
2 См. об этом: Ковачев Д.А. Принцип разделения властей в конституциях
государств Восточной Европы // Конституционные реформы в государствах
содружества / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1993. С. 119-126. 216
глашают в общей форме, но и обстоятельно закрепляют принцип разделения властей.
Так, в Конституции штата Массачусетс (ст. 30) особо подчеркивается, что в
государственном механизме этого штата "законодательные органы никогда не должны
выполнять функции исполнительной и судебной власти, или же обеих их. Власть
этого штата в конечном счете может быть только властью (господством) права, а
не людей"1.
В Конституции штата Коннектикут (ст. 2) также закрепляется данный принцип.
Согласно этому основному акту власть в штате "должна быть разделена между тремя
различными ведомствами. При этом законодательная власть должна принадлежать
одному ведомству. Исполнительная - другому. И судебная - третьему"2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|