бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Социальные права бесплатно рефераты

профес­сионального образования обеспечивается государством путем создания

системы образования и соответствующих социально-экономических условий для

получения образования.

Под системой образования понимается совокупность:

· сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-

право­вых форм, типов и видов;

· системы преемственных образовательных программ и государственных

образователь­ных стандартов различного уровня и направленности;

· системы органов управления образованием и подведомственных им

учреждений и предприятий.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного

уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к

ним предусматрива­ются в ст.9 Закона об образовании.

В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение на

конкурс­ной основе бесплатного профессионального образования в

государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах

государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня

гражданин получает впервые ( ст.5 Закона об образовании ).

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных

платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы

общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в

размерах, опреде­ляемых государственными нормативами затрат на обучение в

соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного

учреждения.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи,

го­сударство полностью или частично несет расходы на их содержание а период

получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная

помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом

Правительством РФ.

Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно,

государственная атте­стация по его завершении являются обязательными.

Конституционная обязанность по обеспе­чению получения детьми основного общего

образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Вместе с тем ст.19 Закона об образовании устанавливает обязательность

основного об­щего образования лишь до достижения обучающимся

пятнадцатилетнего возраста, если соот­ветствующее образование не было

получено им ранее.

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с

отры­вом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом

обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным ( общественно

опасным ) поведением, граждан, со­держащихся в воспитательно-трудовых

учреждениях, предельный возраст получения основ­ного общего образования в

соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен.

По взаимному согласию родителей ( лиц, их заменяющих ) и местного органа

управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста,

может оставить обра­зовательное учреждение до получения им основного общего

образования.

Часть 5 ст.43 предусматривает, что РФ устанавливает федеральные

государственные об­­разовательные стандарты, поддерживает различные формы

образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные

стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных

программ, максимальный объем учебной на­грузки обучающихся, требования к

уровню подготовки выпускников. При реализации образо­ватель­ных программ для

обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специ­альные

государственные образовательные стандарты.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных

стандар­тов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона об

образовании.

Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня

образова­ния и квалификации выпускников независимо от форм получения

образования.

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности

разрешается в соответствии со ст.10 Закона об образовании освоение

образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с

отрывом ( преимущественно ) и без отрыва от про­изводства; в форме семейного

образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения

образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основ­ной

профессиональной образовательной программы действует единый государственный

обра­зовательный стандарт.

2.2. Свобода творчества.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44

Конститу­ции РФ относится к числу важнейших прав и свобод граждан России

право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что

государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам

эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые

гаран­тии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы

законодательства РФ о куль­туре ( 1992 г. ) и Закон РФ о средствах массовой

информации ( 1991 г. ).

В числе таких гарантий следует прежде всего указать на недопустимость

вмешательства органов государственной власти и органов местного

самоуправления в творческую деятель­ность граждан и их объединений за

исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны,

насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной классовой и иной

исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной

дея­тельности может быть осуществлен только судом, а авторы подобных

произведений, как и ор­ганы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Гарантией права на свободу творчества в средствах массовой информации

является уста­новление недопустимой цензуры - требования от редакции средств

массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов,

организаций, учреждений или общест­венных объединений предварительно

согласовывать сообщения и материалы ( кроме случаев, когда должностное лицо

является автором или интервьюируемым ), а равно наложения запрета на

распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно

законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может

осуществляться как на профес­сиональной, так и на непрофессиональной (

любительской ) основе. Профессиональный и не­профессиональный творческий

работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на

интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу

распо­ряжения результатами своего труда, поддержку государства. Согласно

ст.31 Основ законода­тельства о культуре представительная, исполнительная и

судебная власть в РФ выступает га­рантом прав и свобод всех субъектов

культурной деятельности ( в том числе и творческих ра­ботников ), защищая их

посредством законодательной и иной информативной деятельности, пресечения

посягательств на права и свободы.

Для защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность

принят пакет специальных законов об охране объектов интеллектуальной

собственности. К ос­новным из них следует отнести законы РФ от 23 сентября 1992

г.: Патентный закон (охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и

использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов ), Закон о

товарных знаках, знаках обслужива­ния и наименовании мест происхождения

товаров, Закон о правовой охране топологий инте­гральных микросхем, Закон о

правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных и

Закон об авторском праве и смежных правах ( 1993 г.).

[18]

Для обозначения исключительных прав на все виды объектов, попадающих под

действие перечисленных законов, в Конституции используется общий термин -

"интеллектуальная соб­­ственность". В этой связи необходимо обратить внимание

на то, что право интеллектуальной собственности не является разновидностью

права собственности. Это два различных правовых института. Под

интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на

ре­зультаты интеллектуальной деятельности, т.е. на нематериальные объекты,

тогда как право собственности относится к вещным правам.

Выделяются две основные группы исключительных прав в зависимости от характера

объ­ектов этих прав.

Первая охватывает права "промышленной собственности" ("промышленные права"),

под которыми понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной

деятельности, используемой в производстве, а также на охраняемые законом

символы и обозначения, ис­пользуемые в торговом обороте ( товарные знаки,

наименования мест происхождения товара и др. ).

Защита прав промышленной собственности основывается на системе патентной

охраны, закрепляющей исключительные права за патентообладателем. Патенты РФ

на изобретения и промышленные образцы, а также свидетельства на полезные

модели, товарные знаки, наиме­нования мест происхождения товара выдаются в

установленном законом порядке Комитетом по патентам и товарным знакам (

Роспатентом ).

Вторая группа охватывает исключительные права на объекты авторского права,

которые не требуют специальной регистрации. Новое российское законодательство

значительно расши­рило сферу действия авторского права. Наряду с охраной

традиционных объектов (произведений науки, литературы, искусства) теперь

охраняются также смежные права (исполнителей произведений, права на

фонограммы, постановки, передачи эфирного и кабель­ного вещания). Система

охраны произведений литературы распространяется также на про­граммы ЭВМ и

базы данных.

Авторское право на результаты своего труда признается автором пожизненно и за

его на­следниками в течении 50 лет после смерти автора. Патент действует 20

лет.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

осуществля­ется в административном либо судебном порядке в зависимости от

характера спора. Жалобы заявителей на решения Роспатента об отказе в выдаче

патента ( свидетельства ), а также возра­жения третьих лиц против выдачи

патента ( свидетельства ) рассматриваются Апелляционной палатой Роспатента.

Принятие окончательного решения по этим спорам отнесено к компетен­ции Высшей

патентной палаты, которая должна действовать на основании специального

за­кона. Однако, пока закон о Высшей патентной палате не принят, трудно

сказать, будет ли этот судебный, квазисудебный или административный орган.

Следует лишь отметить, что в соот­ветствии с этим законом патентная палата

должна рассматривать и ряд других патентных спо­ров.

Споры об имущественных и личных правах патентовладельцев ( обладателей

свиде­тельств ), а также авторов литературных, научных, художественных

произведений и других субъектов авторского права рассматриваются судами общей

юрисдикции, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если

сторонами спора выступают предприниматели, и третейским судами по желанию

сторон, кроме споров, отнесенных к исключительной компе­тенции Высшей

патентной палаты.

2.3. Право на участие в культурной жизни.

Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в

значи­тельной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как

указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре,

каждый человек имеет право на приоб­щение к культурным ценностям, на доступ к

государственным библиотечным, музейным, ар­хивным фондам, иным собраниям во

всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является,

в частности, установление правила о том, что ограничения доступности

культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима

пользования уста­навливаются законодательством Российской Федерации, а не по

усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями

культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями

культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными

галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет

законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных

пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с

учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием

библио­течными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные

залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере

куль­туры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся,

инвалидов, военно­служащих срочной службы ( ст.12, 48, 52 Основ

законодательства о культуре ).

Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским

искусст­вом и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и

художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных

детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами

проводиться политика финансовой поддержки учреждений культуры, т.е. введение

налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только

частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая на­циональную

культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и

общест­венных объединений.

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об

обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и

культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие

народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности,

созданные в прошлом, памятники и историко-куль­турные территории и объекты,

которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской

Федерации, их вклада в мировую цивилизацию ( ст.1 и 6 Закона РСФСР об охране и

использовании памятников истории и культуры 1978 г.

[19])

Заключение.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань

социаль­ного правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем

гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им

возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо

разумно ограничить свободу других. Если госу­дарство не сделает этого, то

общество будет постоянно раздираться острыми социальными прот­иворечиями и в

конце концов погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку

все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус

человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей

юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной

экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках

государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно

ока­зывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск

о реализации та­кого права только на основе его конституционного закрепления.

Причина, на мой взгляд, дос­таточно ясна: отсутствует конкретный ответчик,

так как данное право не порождает ни для ка­ких лиц каких - либо прямых

обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права

являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к кото­рому

должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально

поддер­живает позиции, согласно которой рассматриваемые права являются

пожеланиями, а не обя­­занностью.

Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах

человека. Если положения Пакта о гражданских правах подлежат применению

немедленно и без огово­рок, то Пакт об экономических, социальных и культурных

правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся

ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить по­степенное полное осуществление

признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). Следовательно, реа­лизации прав

ставиться в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же

обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации

этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами -

Комитет по правам человека обладает большими возможностями контроля за

обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по второй группе

прав.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно

боль­шого прогресса при формировании истинно демократического государства.

Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей,

но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия

демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот

путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового

сообщества.

Список использованных источников.

1. Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридиче­ская

литература ", 1993 г.

2. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. Конституционное право Российской

Фе­дерации.

3. Комментарии к Конституции Российской Федерации. Москва, Издатель­ство

" Бек ", 1994 год.

4. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

5. Ведомости Верховного Совета ( СССР, РСФСР ), Ведомости Съезда

на­родных депутатов и Верховного Совета ( СССР, РСФСР ).

6. Гражданский кодекс Российской Федерации.

7. Кодекс законов о труде Российской Федерации.

8. Жилищный кодекс РСФСР.

9. Кодекс о браке и семье РСФСР.

10. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций. Под редак­цией

академика О.Е. Кутафина. Москва, 1993 г.

11. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Мо­сква,

Издательство " Международные отношения ", 1994 г.

[1] ВВС. 1990. №30. Ст. 416; Ст. 418; САПП. 1991. №6. Ст. 92.

[2] ВВС. 1991. №16. Ст. 499.

[3] САПП. 1993. №51. Ст. 4932.

[4] САПП. 1993. №44. Ст. 4191.

[5] ВВС. 1991. №18. Ст. 565; №34. Ст. 1974.

[6] ВВС. 1993. №9. Ст. 328.; № 23. Ст. 819.

[7] ВВС. 1992. №32. Ст. 1862; 1993. №16. Ст. 551.

[8] ВВС. 1990. №27. Ст. 351.

[9] САПП. 1993. №50. Ст. 4864.

[10] ВВС. 1992. №14. Ст. 713; 1993. №35. Ст. 1419.

[11] САПП. 1992. №12. Ст. 925.

[12] ВВС. 1991. №28. Ст. 959.

[13] ВВС. 1993. №2. Ст. 67.

[14] САПП. 1993. №39. Ст.3620; №51. Ст.4939.

[15] ВВС. 1991. №27. Ст.920.

[16] ВВС. 1992. №10. Ст.457.

[17] ВВС. 1992. №30. Ст.1797.

[18] ВВС. 1992. №42. Ст.2319, 2322, 2328, 2325; 1993. №32 Ст.1242.

[19] ВВС. 1978. №51. Ст.1387; 1985. №4. Ст.117.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6