бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Социальные права бесплатно рефераты

составе Федерации.

Конституция указывает ( ч.2 ст.41 ) на обязанность государства финансировать

федераль­ные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость

принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем

здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность. Способствующую

укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта,

экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополу­чию. Тем самым

закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов

го­сударственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану

здоровья и медицин­скую помощь. По основным направлениям деятельности органов

здравоохранения действуют специальные программы и законы: Федеральная целевая

программа на 1993-1995 гг. по преду­преждению распространения заболеваний

СПИДом, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в

Российской Федерации 1993 г., Основы законодательства РФ о фи­зической

культуре и спорте 1992 г., Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом

благопо­лучии населения от 19 апреля 1991 г., Федеральный закон о природных

лечебных ресурсах, ле­чебно-оздоровительных местностях и курортах от 23

февраля 1995 г. и др. Целями охраны здо­ровья людей служат многие нормы

уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей

права. Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и

обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная грань

охраны здо­ровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о

фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также распространение

заведомо недостоверных или ложных сведе­ний о состоянии окружающей среды,

эпидемиях, катастрофах и т.д. Конституция прямо уста­навливает, что сокрытие

фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с

федеральным законом.

Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении

рек­ламы. Они установлены Указом Президента РФ от 17 февраля 1995 г. не

допускается распро­странение в средствах массовой информации рекламы

алкогольных напитков и табачных изде­лий, методов профилактики, диагностики,

лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не утвержденных в

установленном порядке, целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя

специалистами по лечению методами народной медицины, продукции, не имеющей

необходимого сертификата. За рекламу подобного рода редакции средств массовой

информации несут ответственность.

Другое дело - право на медицинскую помощь. Это субъективное право человека на

лече­ние в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях.

Медицинская по­мощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-

ортопедическую и зубопро­тезную помощь, а также меры социального характера по

уходу за больными, нетрудоспособ­ными и инвалидами, включая выплату пособий

по временной нетрудоспособности.

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. В Основах

законо­дательства об охране здоровья граждан ( принятыми 22 июля 1993 г. )

гарантии в области ох­раны здоровья установлены: семье ( ст.22 ); беременным

женщинам и матерям (ст.23); несо­вершеннолетним ( ст.24 ); военнослужащим,

гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную

службу по контракту ( ст.25 ); гражданам пожилого воз­раста ( ст26 );

инвалидам ( ст.27 ); гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически

неблагополучных районах ( ст.28 ) и др.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30

Основ граждане имеют право на:

· уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и

обслуживающего пер­сонала;

· выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его

согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с

договорами обяза­тельного и добровольного медицинского страхования;

· обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих

санитарно-гигиени­ческим требованиям;

· проведение консилиума и консультаций других специалистов;

· облегчение боли, связанной с заболеванием и ( или )медицинским

вмешательством, доступными способами и средствами;

· сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской

помощью, о со­стоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при

обследовании и лече­нии, в со­ответствии со ст.61 Основ;

· информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в

соответст­вии со ст.32 Основ;

· отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;

· получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего

здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а также выбор лиц, которым в

интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья в

соответствии со ст.30 Основ;

· получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного

медицин­ского страхования в соответствии со ст.30 Основ;

· возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения

вреда здоро­вью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой

непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-

профилактического учреждения, в ко­тором ему оказывается медицинская помощь,

в соответствующие профессиональные медицин­ские ассоциации и лицензионные

комиссии либо в суд.

Граждане имеют право и на дополнительные медицинские и иные услуги на основе

про­грамм добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР

о меди­цинском страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г.

[15], а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих

личных средств и иных источников.

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей является

эколо­гическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало

экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.

1.8. Право на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные

возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным

стандартам окру­жающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении

и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией,

получать надлежащую экологическую ин­формацию, право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и

нор­мированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению

экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды,

предупреждению и ликвидации последст­вий аварий, катастроф, стихийных

бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием

государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией

медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоя­нием

окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их

определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными

органами РФ, сани­тарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по

мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей

среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут

быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов

Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной

службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных

государст­венных органов.

Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование

предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на

случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения

и ликвидации их последствий.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет

Фе­деральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и

местные фонды, кото­рые образуются из средств, поступающих от юридических и

физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и

другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от

реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических

прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по

охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы;

принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по

охране окружающей среды; обращаться с пись­мами, петициями, требовать их

рассмотрения; требовать в административном и судебном по­рядке отмены решений

о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, экс­плуатации

экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их

деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных

юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния,

должност­ные лица и граждане несут дисциплинарную, административную,

гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия,

учреждения, организации - административную и гражданско-правовую

ответственность.

Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать,

утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать

экологические права и интересы населения, развивать его экологическую

культуру, привлекать граждан к природоохранитель­ной деятельности; за счет

своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и

воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным

ор­ганам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства;

создавать общест­венные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на

проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для

участия в государственной экологиче­ской экспертизе, проводить общественную

экологическую экспертизу ( становящуюся юриди­чески обязательной после

утверждения ее результатов органами государственной экспертизы ); требовать

назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением

своей платформы в средствах массовой информации.

Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г.

[16] государ­ственные органы и их должностные лица обязаны оказывать

всемерное содействие обществен­ным объединениям и гражданам в реализации их

экологических прав и обязанностей, прини­мать меры по выполнению их предложений

и требований. Должностные лица и граждане, пре­пятствующие осуществлению

экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответствен­ности в

соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные

объедине­ния граждан могут требовать от гидрометеорологических и других

соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной

информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в

не­своевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной

обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (

граждане - до десятикрат­ного размера минимальной заработной платы,

должностные лица - до двадцатикратного раз­мера минимальной заработной платы

).

В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу

граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды,

вызванного деятель­ностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных

граждан. При определении ве­личины вреда учитывается степень утраты

трудоспособности потерпевшего; необходимые за­траты на лечение и

восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные

профес­сиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения

места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными

травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной

патологией.

При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с

разруше­нием и снижением стоимости строений, жилых и производственных

помещений, оборудова­ния; упущенная выгода от потери урожая, снижения

плодородия.

Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по

иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа

государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных

средств взыскивается с того, кто причини­л вред, а при невозможности его

установления - из средств государственных экологи­че­ских фондов.

Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для

окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или

ар­битражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности,

причиняющей вред здо­ровью и имуществу граждан, народному хозяйству и

окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для

прекращения ее финансирования соответствующими банков­скими учреждениями.

Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде,

угро­жающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем,

генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной

экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно

влияющей на окружающую среду, приоста­новку работы цехов, агрегатов,

оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природо­пользования.

Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким обра­зом,

предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические

конституцион­ные права граждан.

2. Основные культурные права и свободы человека и гражданина

в Российской Федерации.

2.1. Право на образование.

Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества,

необ­ходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и

благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на

образование, понимая окупаемость этих затрат в пер­спективе. Однако важно,

чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели

реальную возможность его получить.

В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии

со Всеоб­щей декларацией прав человека ( ст.13 ). Под образованием понимается

целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности,

общества, государства, сопровождаю­щийся констатацией достижения обучающимися

определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином

образования понимается достижение им определен­ного образовательного уровня,

что удостоверяется соответствующим документом.

В ч.2 ст.43 гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного,

основного об­щего и среднего профессионального образования в государственных

или муниципальных обра­зовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам

России на ее территории гарантиру­ется возможность получения образования

независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния

здоровья, социального, имущественного и должностного положения, со­циального

происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной

принадлежности, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола,

воз­раста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только

в соответствии со ст.5 Закона РФ об образовании от 10 июля 1992 г.

[17]

Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом

РСФСР о языках народов РСФСР ( 1991 г. ). Граждане России имеют право на

получение ос­новного образования на родном языке, а также на выбор языка

обучения в рамках возможно­стей, предоставляемых системой образования в

соответствии со ст.6 Закона об образовании.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6