бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Социальные права бесплатно рефераты

осущест­вить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным

органом, а также несет ответственность в других формах.

С одинаковым основанием можно рассматривать как категорию и экономических

прав, и личных прав право частной собственности.

1.2. Право частной собственности.

Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней

свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это

установлено ст.8 и 9 Кон­ституции РФ.

Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее -

естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа

подлинной независимости чело­века и его уверенности в завтрашнем дне. Великие

философы прошлого ( Гегель, Кант и др. ) обосновали решающий вклад частной

собственности в формирование свободного граждан­­ского общества. Были,

разумеется, и другие взгляды: "Собственность - это кража", - говорил теоретик

французского анархизма Прудон, "Грабь награбленное!", - вторил ему В.И.

Ленин. Но либеральные и социал-демократические учения все же пришли к

пониманию конструктив­ной роли частной собственности в развитии экономики,

нравственности и социальной спра­ведли­вости.

Право частной собственности отвергалось нашим прежним тоталитарным

государством, поскольку официальная идеология, марксизм-ленинизм,

рассматривала его как источник всех несправедливостей и главный тормоз

развития производительных сил. Но на деле, в результате 70-летнего

соревнования и борьбы двух систем, стало очевидным, что все обстоит как раз

на­оборот. Право частной собственности и свобода предпринимательства

обеспечили западному обществу экономический и социальный прогресс, а

социалистическая система, отрицавшая их, пришла к краху.

В своем понимании природы, роли и пределов частной собственности западное

общество значительно эволюционировало. Великая французская революция

провозгласила это право как "священное и неприкосновенное", но теперь о его

священном характере уже не говорят, хотя неотъемлемость и неприкосновенность

не отрицаются. Со временем западное общество осоз­нало необходимость усиления

частной собственности, что потребовало ввести определенные основания для

ограничения этого права. Такие ограничения были обусловлены потребностями

государственного регулирования экономики, развитием трудового и социального

законода­тельства. Обществу стало очевидным, что неограниченное право частной

собственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному

недовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ.

Поэтому оно способствовало утвержде­нию сдерживающих этических ограничителей

произвола и подталкивало государство на при­нятие таких мер, которые сделали

бы собственниками большинство, а не узкий слой людей. Повсеместно была

признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд (

"социализация" ), но разумеется, с соответствующим возмещением.

Таким образом, признание права частной собственности нельзя считать чем-то

незыбле­мым, это право требует детальной регламентации, его содержание

постоянно развивается. Причина этого в его теснейшей связи с экономическими и

социальными процессами развития общества. Однако при всем этом право частной

собственности сохраняет свое системообра­зующее значение и охраняется

государством.

Закрепление права частной собственности в Конституции РФ крайне важно не

только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как

правовая база перехода к ры­ночной экономике, к свободному гражданскому

обществу. Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об

экономической основе государства и общества, не устанавливает ка­кую-либо

форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не

предусматри­вает и ограничений для других, в частности для личной

собственности граждан, что провоз­глашалось предшествующими конституциями и

основанным на них законодательством. Госу­дарство приняло на себя обязанность

защищать частную собственность, обеспечить ей непри­косновенность. В

соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в

собст­венности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так

и совместно с дру­гими лицами (ст.35 ). Это право находится под охраной

федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы

субъектов Федерации, не могут менять его статус.

Содержание права частной собственности весьма широкое ( рассмотрим только

основные моменты данной категории ). Собственник вправе совершать в отношении

своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий,

фермерских хозяйств и другую эко­номическую деятельность. Собственник делает

это свободно, без разрешения государственных органов ( что не исключает

последующей регистрации предприятия или хозяйства ), если его действия не

противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных

интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским,

админи­стративным и иным законодательством. Уголовный кодекс, например,

предусматривает ответ­ственность за такие преступления против собственности,

как кража, мошенничество, присвое­ние, грабеж, разбой, вымогательство и др.

Гражданский кодекс РФ закрепляет основания при­­обретения и прекращения права

собственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц

может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, ко­торое в

соответствии с законом не может им принадлежать (ч.1 ст.213 ). С введением в

дейст­вие нового Гражданского кодекса утратил силу Закон РСФСР о

собственности от 24 декабря 1990 г., ранее определявший комплекс вопросов,

связанных также с частной собственностью.

Право частной собственности, таким образом, является комплексным институтом,

регу­лируемым многими отраслями российского права.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной

собст­венности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе,

как по решению суда. Это , в частности, означает, что государственные органы

не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать

человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в

суд, доказывая неконституционность применяемых против него за­кона или

действий.

Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества,

могут быть основанием для принудительного прекращения права частной

собственности. При чрез­вычайных условиях ( стихийные бедствия, эпидемии и

др. ) может осуществляться изъятие собственности ( реквизиция ) по решению

государственных органов ( ст.242 ГК РФ ), воз­можна конфискация в

административном порядке ( ст.243 ГК РФ ), но в любом случае преду­смотрено

право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права

собственно­сти. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд

в соответствии со ст.46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может

быть произведено только при условии предварительного и равноценного

возмещения. Тем са­мым запрещается насильственная национализация и

реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве.

Частная собственность может перейти в разряд государ­ственной, а

государственная - в разряд частной (приватизация ), но только а соответствии

с за­коном и с возмещением, определяемым по договору или рыночным ценам.

Гарантией права частной собственности является также право наследования.

Граждан­ский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника

после его смерти к на­следникам по закону или по завещанию. Наследственное

право призвано гарантировать вы­полнение воли собственника в отношении его

имущества и в то же время обеспечивать спра­ведливость, особенно, когда речь

идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.

Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм собственности,

равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую

защиту всеми допускае­мыми средствами и способами любых не противоречащих

законодательству форм хозяйство­вания и признаваемых законом имущественных

прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо

привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъ­ектов хозяйственной

деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права

социалистической собственности, в особенности государственной, собственности

со­гласно ч.2 ст.8 Конституции права собственности всех субъектов ( носителей

) этого права за­щищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же

норм материального права.

Отдельно закреплено а Конституции РФ право частной собственности на землю

(ст.35 ). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской

Федерации, а также их объединениям.

Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это особенно

важно при применении законодательства о федеральных землях и землях, являющихся

собст­венностью субъектов Федерации. Их правовое положение уже частично

урегулировано такими правовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах

природных ресурсов[3], который

должен быть затем принят в виде закона.

В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью

му­ниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать

их, передавать в собственность , пользование и аренду другим субъектам. При

этом субъекты права собственно­сти на природные ресурсы могут выступать как

сам орган управления, так и от его имени гра­ждане и юридические лица, в чье

владение, пользование или аренду передан природный ре­сурс.

В истории экономических и правовых учений право частной собственности на

землю не раз вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели ( Ж.-Ж.

Руссо, Л.Н. Толстой и др. ) полагали, что земля должна принадлежать всем или

только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно требовали

введение земли в гражданский оборот и в конце концов утвердили в развитых

странах такие принципы регулирования частной собственности на землю, которые

обеспечивают равновесие интересов отдельного человека и всего общества.

В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не

связыва­лось с иными формами собственности, кроме государственной,

действующая Конституция до­пускает возможность частной, государственной,

муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы.

В противовес этому коммунистические режимы стремились доказывать преимущество

организации сельского хозяйства без частной собственности на землю. Но это

привело сель­ское хозяйство к отставанию и сделало землепользование крайне

нерациональным. Крестьяне перестали чувствовать себя хозяевами земли, колхозы

и совхозы приходили в упадок, громад­ные участки земли не осваивались.

Признание этого права - непременное условие демократической рыночной

экономики, именно поэтому оно встречало и поныне встречает сопротивление

политических сил, стремя­щихся сохранить свою опору в старой системе

землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в России

уникальной ситуации, которая состоит в том, что , не­смотря на прямое

указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной собствен­ности

на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты должны быть

признаны недействительными.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей

и дру­гими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно,

если это не нано­сит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных

интересов иных лиц. Есть, сле­довательно, только два конституционных

ограничения права частной собственности на землю, при соблюдении которых

собственник остается свободным в своих действиях. Но эта свобода весьма

относительна, ибо в этой же статье Конституции говориться, что условия и

порядок пользования землей определяются на основе федерального закона ( ч.3

ст.35 ).

Однако реформа земельного законодательства еще не завершена, принятие нового

Зе­мельного кодекса затягивается. Поэтому как владение, так и распоряжение

землей регулиру­ются многими актами временного значения. Так, Указ Президента

Российской Федерации об усилении государственного контроля за использованием и

охраной земель при проведении зе­мельной реформы от 16 декабря 1993 г. требует,

чтобы владения земельным участком под уг­розой штрафа сопровождалось его

рациональным использованием. Другой акт аналогичной юридической силы - Указ

Президента РФ о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в

России от 27 октября 1993 г.[4]

представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить,

сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать зе­мельный участок в

качестве взносов в уставные фонды ( капиталы ) акционерных обществ,

то­вариществ, кооперативов. В то же время при продаже земельных участков,

используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа

исполнительной власти субъекта Федерации.

Наряду с указанными, действует много других нормативных актов,

регламентирующих право частной собственности на землю - как отдельных

граждан, так и их объединений, в от­ношении земли как в сельской местности,

так и в городах.

1.3. Трудовые права и свободы.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве

консти­туции мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную

часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число

находящихся в России имми­грантов, т.е. лиц, не имеющих российского

гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола

работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и инте­ресы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое положение работников. При

админи­стративно-командной экономике они были на словах полноправными, но

отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к

излишествам рабочей силы на предпри­ятиях, низкой производительности труда и

трудовой дисциплины. Как результат - низкая оп­лата труда, уравниловка,

незаинтересованность работников в результатах труда при "полной занятости" и

"неуклонном росте благосостояния трудящихся". Но жизненный уровень,

органи­зация труда все более и более отставали от общемировых стандартов,

широковещательные права и свободы часто отстаивались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предприятия по другому. Он

стремиться сократить ненужный персонал, заставить работников трудиться

интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть,

вытекающая из права частной собствен­ности, объективно способна творить

произвол и приносить интересы людей в жертву при­­были. Экономически общество

в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы

учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным

со­циальным потрясениям ( революции, трудовым конфликтам, массовому

недовольству ). За­щите интересов человека на производстве служат трудовое и

социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные

формы регулирования трудовых отношений ( коллективные договоры и соглашения,

индивидуальные трудовые договоры и контракты ).

Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23 Всеобщей

декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел

отражение в дейст­вующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого

свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию. Чело­век вправе как работать, так и не работать, не

может быть и речи о привлечении к администра­тивной ответственности за так

называемое "тунеядство", бродяжничество ( бомжи ) и т.д. Кон­­ституционной

обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в

поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую,

более интерес­ную или выгодную для него. Свобода труда реализует через

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6