бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Социальные права бесплатно рефераты

Курсовая: Социальные права

СОДЕРЖАНИЕ стр.

Введение ...............................................................4

1. Основные экономические и социальные права человека и гражданина

в Российской Федерации.

1.1. Право на экономическую деятельность.......................................6

1.2. Право частной собственности..............................................11

1.3. Трудовые права и свободы.................................................17

1.4. Право на защиту материнства, детства и семьи.............................21

1.5. Право на социальное обеспечение..........................................24

1.6. Право на жилище..........................................................27

1.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь............................31

1.8. Право на благоприятную окружающую среду..................................35

2. Основные культурные права и свободы человека и гражданина

в Российской Федерации.

2.1. Право на образование.....................................................39

2.2. Свобода творчества.......................................................42

2.3. Право на участие в культурной жизни......................................45

Заключение.............................................................47

Список использованных источников ......................................49

ВВЕДЕНИЕ

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической

общественно-политической системе, формируются гражданское общество,

основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет

прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие

конституционного права как важного условия для проведе­ния глубоких реформ в

экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против

возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет

основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает

острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов,

судебных решений и других правовых актов, составляющих источники

конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет

страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение

конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и

почувствовать дыхание истории.

Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся

зако­нодательством в области конституционного права. Такие изменения можно

проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и

свободы человека в области соци­ально-экономических и культурных

взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее

значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав

и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде

всего экономические. В своей со­вокупности эта группа прав обеспечивает

свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему

возможность защитить свои жизненные потребности. В вопро­сах жизнеобеспечения

большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохра­няя свободу,

они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем

иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных

прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а

также - дать ему силы для ду­ховного развития и проявления своих

способностей.

По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые

(например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными

правами пря­мого действия, другие (право на отдых или на социальное

обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание

которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право

на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую

обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в

юри­дическом содержании порождают различную степень массовости пользования

этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное

значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав

состоит в том, что они закрепляются за каж­дым человеком, т.е. не зависят от

гражданства их субъектов.

1. Основные социальные и экономические права человека и гражданина

в Российской Федерации.

1.1. Право на экономическую деятельность.

Данное право предусматривает свободное использование человеком своих

способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной

законом экономической дея­тельности ( ст. 34 Конституции РФ ). В сочетании с

правом частной собственности такая сво­бода предпринимательства выступает как

правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на

организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из

основ конституционного строя ( ст. 8 Конституции ).

Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная,

осуществляе­мая на свой риск деятельность, направленная на систематическое

получение прибыли от поль­зования имуществом, продажи товаров, выполнения

работ или оказания услуг лицами, зареги­стрированными в этом качестве в

установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,

обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность.

Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать

предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с

другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую

продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены ( если

пределы не регулируются законодательством ). Предприниматель сам нанимает и

увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам

распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит

право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и

объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства

определен­ные обязанности, выступающие как гарантии этого права.

Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в

регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и

вымогательством, защищать имущество частного предпринима­теля наравне с

государственной собственностью. Всей своей экономической политикой

прави­тельство правового государства содействует и помогает частному бизнесу,

поощряет его раз­витие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб,

нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов,

подлежит возмещению.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство

запрещает определенные виды экономической деятельности ( производство оружия,

изготовление орде­нов и др. ) или обусловливает такую деятельность

специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и

импорт, что накладывает на многие предприятия определен­ные ограничения.

Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя

финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд

других огра­ничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но

должны опираться на за­конодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность,

регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским

кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января

1995 г. С этого вре­мени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г.,

Закон о предприятиях и предпри­нимательской деятельности 1990 г.

[1] ( кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядок государст­венной регистрации

) и ряд других актов. Гражданское законодательство регулирует отноше­ния между

лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных

граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не

предусмотрено федераль­ным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный

основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие

рамки отношений любых физических и юриди­ческих лиц с другими лицами,

закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства

кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятствен­ного

осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их

су­дебной защиты.

Субъектом права на экономическую деятельность ( она не означает обязательно

создание предприятий ) являются любые лица, не ограниченные законом в своей

правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения

и прекращается с его смер­тью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание

правоспособности входит право заниматься предпри­нимательской и любой иной не

запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно

или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совер­шать любые не

противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др.

Естест­венно, что малолетние граждане могу осуществлять свои права только

через законных пред­ставителей ( родителей, опекунов ). В полном объеме

способность гражданина своими дейст­виями приобретать обязанности и исполнять

их ( гражданская дееспособность ) возникает с наступлением совершеннолетия,

т.е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность.

Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон "О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Целями Закона

являются "защита экономического суверени­тета, обеспечение экономической

безопасности Российской Федерации, стимулирование раз­вития национальной

экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспече­ние

условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ". В

соответст­вии с законом правом осуществления внешнеторговой деятельности

обладают все российские лица, "за исключением случаев предусмотренных

законодательством РФ". Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность

с соблюдением законодательства России. Закон уста­навливает порядок ввоза и

вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр.

Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности,

подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и

недобросовестную конку­ренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы

(которая сама по себе в рыночных условиях правомерна ) нечестными и

незаконными методами. Кон­ституционный уровень запрета монополизации и

недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления

свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также

стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих зло­­употреблений

для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим

положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для

граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и

технологический про­гресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса,

снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право

многих людей на свободную экономическую дея­тельность. По интересам граждан и

экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении

соглашений о ценах ( для поддержания высоких цен ), разделе рын­ков,

устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются

и то­гда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя,

назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара

другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и

иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного

знака чужого товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении

мо­нополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г.

[2]. Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или

искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю,

изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке

либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для

него или не относящихся к предмету договора, и ряд других дейст­вий.

Закон устанавливает, что признание положения доминирующим ( т.е. монополии )

воз­можно, если доля товаров на рынке превышает 35% и существует возможность

ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только

отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средствами

борьбы с монополизацией и недобросовест­ной конкуренцией может быть обращение

в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении

недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - на­лагать штраф. В

случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд ( как

общей юрисдикции, так и арбитражный ).

Для реализации положений Закона создан Государственный комитет Российской

Федера­ции по антимонопольной политике и поддержке новых экономических

структур, имеющий территориальные управления. Деятельность этих органов носит

квазисудебный характер, по­скольку они принимают решения о мерах воздействия

в процессуальных формах, т.е. с предос­тавлением определенных гарантий

сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Од­нако любые решения

этих органов могут быть обжалованы в суд.

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых

есте­ственных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение

спроса на кото­рые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие

конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых

имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими

товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные

перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электриче­ской и

почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено

регулирова­ние деятельности этих естественных монополий через специальные

федеральные органы ис­полнительной власти.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству

( с числом занятых на предприятии до 100 человек ), о чем принят Федеральный

закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в

финансовой области и налогооб­ложении, поддержку внешнеэкономической

деятельности малых предприятий и др. Государ­ство призвано осуществлять

специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят

Фе­деральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает

предотвращение и пре­сечение ненадлежащей рекламы, способной ввести

потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а

также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц,

окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные инте­­ресы,

принципы гуманности и морали.

Законом не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо

ложная, скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в радио- и

телепрограммах, в пе­риодических печатных изданиях, в кино- и

видеообслуживании, рекламы, помещаемой на­ружно и на транспортных средствах,

а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и

др. ).

В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6