бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Социальные права бесплатно рефераты

прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих

ос­нований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при

наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия,

уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию - это право, а

не обязанность человека. Поэтому в тех слу­чаях, когда человека "выталкивают"

на пенсию без его согласия ( например, при наличии "выслуги лет" ), должны

быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в су­дебном

порядке.

В настоящее время в России действуют также: Закон РФ о пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей от

12 февраля 1993 г., Закон о пенсионном обеспечении родителей погибших

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, от 21 мая 1993 г.

[6] и др.

Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также

Законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной защите

граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на

Чернобыльской АЭС, о государственных га­рантиях и компенсациях для лиц,

работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

местностях[7]

Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом является

За­кон РСФСР о государственных пенсиях ( с последующими изменениями и

дополнениями )[8]. Он устанавливает

два основных вида пенсий: трудовые ( связанные с наличием определенного стажа

работы ) и социальные ( назначаемые престарелым и нетрудоспособным при

отсутствии права на трудовую пенсию ). Социальные пособия устанавливаются

несколькими законами. Так, Закон от 19 апреля 1991 г. с дополнениями от 15 июля

1992 г. о занятости населения в Российской Федерации ввел пособия по

безработице. Указ Президента РФ о совершенствова­нии системы государственных

социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении

их размеров от 10 декабря 1993 г.[9]

установил ежемесячное по­собие на каждого ребенка до 16 лет ( на учащихся

общеобразовательных учреждений - до окончания обучения ). Несколькими актами

регламентируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности ( болезни ), а

также ряд других пособий ( Законом РФ о ритуальном посо­бии от 12 марта 1992 г.

[10] установлено единовременное пособие на погребение ). Эти выплаты

производятся соответственно из средств федеральных учреждений: Пенсионного

фонда Рос­сийской Федерации, Фонда социального страхования, Фонда медицинского

страхования, Фонда занятости. Однако дополнительные пенсии и пособия, т.е.

сверх федерального уровня, могут вводиться законодательными органами субъектов

Федерации из собственных средств. Согласно ст.1 Закона о государственных

пенсиях в РСФСР ( 1990 г. ) местные органы государ­ственной власти,

предприятия, учреждения ( в том числе общественные ) вправе издавать акты о

пенсионном обеспечении. Дополнительные по сравнению с установленными

законодательст­вом социальные льготы могут закрепляться также в коллективных

договорах с учетом эконо­мических возможностей предприятия согласно ст.13

Закона о коллективных договорах и со­глашениях ( 1992 г. ).

В ст.39 говориться лишь о денежной форме социального обеспечения - о

государствен­ных пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях

денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами

социального обеспечения - содержанием в домах интернатах для престарелых и

инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, ли­шенных попечения

родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

В ст.39 Конституции РФ есть очень важный и новый по характеру пункт: о поощрении

добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального

обес­печения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку

негосударствен­ным формам материального обеспечения людей, т.е. созданию

частных пенсионных фондов, личному страхованию. Указ Президента о

негосударственных пенсионных фондах от 16 сен­тября 1992 г. №1077

[11] создает правовую основу для развития этого направления социального

обеспечения. Развитию благотворительности и созданию благотворительных фондов

служит Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных

организациях", подписанный Президентом РФ 11 августа 1995 г.

Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является

устойчивой тра­дицией Российского государства и соответствует положениям

международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека ( ст.22 и 25

); Международного пакта об экономических и культурных правах ( ст.9, ч.1-3

ст.10 ); Конвенции о правах ребенка ( ч.1 ст.26. ).

Составной частью, входящей в достойный жизненный уровень человека,

провозглашен­ный во Всеобщей декларации прав человека и Международным пактом

об экономических, со­циальных и культурных правах, является надлежащее жилье.

1.6. Право на жилье.

Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения

жилищ­ных потребностей общества, т.е. оно является сущностным правом,

фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и

они должны соответствовать, не про­тиворечить ему. В зависимости от того, как

определяется его содержание, складывается и по­ведение граждан, органов

государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов реше­ния жилищных

проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям,

хотя норма ст.40 Конституции конкретно не содержит такой юридической формулы:

стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех

разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех

разновидностей жилищного фонда; обес­печение здоровой среды обитания, жилой

среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм

международного права ).

Но такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом

уходящей в прошлое системы была закрепленная прежней Конституцией монополия

государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, созданных

за годы социализма. Инди­видуальному жилищному фонду отводилось в городах и

поселках городского типа незначи­тельное место. Он господствовал лишь в

сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации - другой

формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское

государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граж­дан на

жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под

запре­том.

Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего

функ­ционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей

улучшали жи­лищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали

томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов

потребления. Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и

общественного жилья требовали таких по­стоянно растущих бюджетных и

общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у ме­стных Советов, ни

у общественных организаций не было. Население было настолько

пролета­ризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров

жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в

общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями,

что было не в состоянии участвовать в массо­вом жилищном строительстве.

Действующая конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных

потребно­стей, переход к новой системе, которая складывается из таких

конституционных основ, как от­каз монополии государства на собственность и

экономическую деятельность, утверждение ра­венства всех форм собственности,

частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил

господствующее положение, возникли частная собственность граж­дан и

юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные

организации, банки, образовался ранок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства и органов местного

самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению

жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию

отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества,

определению состава жилищного фонда социального ис­пользования для социально

незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не

акку­мулируют средства населения "в общем котле" для последующего

государственного и муници­пального жилищного строительства, и распределения

свободных квартир нуждающимся в жи­лье. Каждый самостоятельно вкладывает

средства в покупку и строительство жилья как в го­роде, так и в деревне, не

рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет

государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а

полагаясь на сис­тему компенсаций ( субсидий ), кредиты для приобретения

жилья.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е.

малоиму­щие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя

из принципов прежней системы: сохраниться режим предоставления им жилых

помещений в соответствии с установ­ленным законом нормами из государственных,

муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью

они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную

плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в

домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и пре­жде, будет

осуществляться без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение

ука­занных жильем на таких условиях возможно неоднократно.

В Конституции не названы, естественно, все, для кого сохраниться

планово-распредели­тельная система выделения жилья. Это должно быть

предусмотрено законами - федеральными и субъектов Федерации. Так, ст.9 Закона

РСФСР о приватизации жилищного фонда в РСФСР от 4 июля 1991 г.

[12] для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в

ус­тановленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства,

ветеранов войны, се­мей погибших при исполнении государственных обязанностей,

семей с доходами ниже офици­ально установленного прожиточного минимума,

нуждающихся в улучшении жилищных усло­вий, сохраняет порядок предоставления

жилых помещений в домах государственных и муни­ципальных жилищных фондов на

условиях договора найма. Статья 10 на период перехода к рыночным отношениям для

граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранен действующий порядок

постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Гражданам, получающим

жилье в этих разновидностях жилищного фонда, площадь выделяется в порядке

очередности с учетом имеющихся в Законе льгот. За семьями, уже проживающими по

дого­вору найма в таких домах, сохраняется право найма независимо от площади

занимаемого жи­лого помещения ( ст.14 Закона РФ об основах федеральной жилой

политики от 24 декабря 1992 г.[13]

).

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Если

по закону об основах федеральной жилищной политики ( ст.12 ) он состоял из

государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40

Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и

частный жилищный фонд может вхо­дить в его состав. Таким фондом является не

только в прошлом общественный, а ныне част­ный жилищный фонд, принадлежащий

на праве частной собственности юридическим лицам на праве собственности.

Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, прожи­вающие в

этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и

нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи,

вправе рассчитывать на компенсации ( субсидии ) от органов государственного

управления и местной администрации. Такое же право принадлежит и тем, кто

арендует жилье в какой-либо разно­видности жилищного фонда ( ст.18 Закона ):

с учетом совокупного дохода семьи им может предоставляться компенсация (

субсидии ) на оплату аренды.

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой

сфере. Помимо приведенных выше законов действуют правительственное

постановление РФ о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг

и порядке предоставления гражданам компенсаций ( субсидий ) при оплате жилья и

коммунальных услуг. Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в

улучшении жилищных условий, безвозмезд­ных субсидий на строительство или

приобретение жилья[14].

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-

про­курорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами

и работни­ками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или

нанимателем; ни собствен­ником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-

строительного ( жилищного ) коопе­ратива и совместно с ним проживающими

лицами; ни иными гражданами.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения

уста­новлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать

занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать

устранения всяких наруше­ний их права на жилище, даже если эти нарушения и не

связаны с лишением права собственно­сти, владения и пользования. Постоянные

пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника

жилого помещения.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд ( по ст.46 ).

1.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку

медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные,

экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и

профилактические меры, которые обязано проводить госу­дарство в интересах

своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих

обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии

общественных организаций создают национальную систему здравоохранения.

Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной

среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и

обучения граж­дан, производством и реализацией доброкачественных продуктов

питания, а также предостав­лением населению доступной медико-социальной

помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы,

нацио­нальности, языка, социального происхождения, должностного положения,

места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации,

обусловлен­ной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в

нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17

Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,

принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану

здоро­вья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется

право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России.

Лица без гражданства, постоянно проживающие а России, и беженцы пользуются

правом на охрану здо­ровья наравне с российскими гражданами, если иное не

предусмотрено международными до­говорами России. Порядок оказания медицинской

помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется

Минздравмедпромом России и министерствами здраво­охранения республик в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6