бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Право как механизм функционирования правового государства бесплатно рефераты

разные адвокатские фирмы, кол­легии, частных адвокатов в единую

профессиональную организа­цию. Такой подход обеспечит целостность адвокатуры,

будет спо­собствовать эффективности выполнения возложенных на нее задач, в

конце концов повышению профессионализма адвокатов и должному выполнению ими

правозащитных функций. Кроме того, такая про­фессиональная организация могла

бы защитить права самих адво­катов. Совершенствования требуют также порядок и

условия выда­чи разрешений на адвокатскую деятельность, поскольку тенденция

переквалификации судей и прокурорских работников в защитников приобретает все

больший размах. Не секрет, что даже по подхо­дам и стереотипам мышления между

этими специализациями очень большие отличия. К тому же, неплохо было бы иметь

единый реес­тр тех, кто занимается адвокатской деятельностью, и разрабо­тать

кодекс чести и соответствующие правила профессиональной этики адвокатов, как

это принято во всем мире.

Как известно, судебно-правовая реформа предусматривает правовое обеспечение и

реформирование судопроизводства в нап­равлении усиления гарантий прав лиц,

являющихся его субъекта­ми. Следовательно, в процессуальном законодательстве

- граж­данском и уголовном - необходимо закрепить всю систему принци­пов,

которые определяют демократическую суть судопроизводства, а значит, образуют

правозащитные средства защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенно

это касается четкого определе­ния в процессуальных кодексах принципов

соревновательности и диспозитивности. Ст. 129 Конституции предусматривает

свободу сторон в предоставлении суду своих доказательств и в доказуе­мости

перед судом их убедительности как принципов правосудия. Это является

признаком принципов соревновательности и диспози­тивности. Действующий УПК

Украины декларирует равенство прав участников процесса. Правда, нельзя

считать равными в предос­тавлении доказательств таких участников уголовного

судопроиз­водства, как обвинитель и обвиняемый и его защитник, постра­давший

и его представитель. По сути, реально закреплено ра­венство прав участников

уголовного судопроизводства только в ст. 261 УПК (глава о ведении дела в суде

первой инстанции).

Что касается принципов соревновательности и диспозитив­ности, то они прежде

всего обеспечивают конституционное право подозреваемого, обвиняемого,

подсудимого на защиту, право на охрану законом интересов пострадавшего в

результате преступле­ния. В новом УПК Украины следует определить механизмы

реализации этих принципов в ходе судебного разбирательства.

Провозглашенная Основным Законом обязанность государства обеспечить права

человека, в частности, означает, что должны быть защищены также права жертвы

преступления - пострадавшего. Действующее законодатель­ство предоставляет

пострадавшему ряд прав участника судопроиз­водства.

Однако объем этих прав значительно меньше, нежели у обви­няемого - лица, от

деяния которого он пострадал. И посему пострадавший, как это ни

парадоксально, защищен не столь на­дежно, как обвиняемый.

Важный международный документ, Декларация основных прин­ципов правосудия для

жертв преступлений и злоупотребления властью, принятый Генеральной Ассамблеей

ООН 29.11.85 г., пре­дусматривает право пострадавшего на доступ к механизмам

право­судия и скорейшую компенсацию нанесенного преступлением ущер­ба.

Замечу, что законодательство Украины провозглашает право пострадавшего на

такой доступ. Но не обеспечивает ему этих возможностей. Это касается

подозреваемого, обвиняемого и под­судимого.

Нормы законодательства об участии пострадавшего в уголовном судопроизводстве

приняты еще в 1961 году. Но со вре­мени провозглашения Генеральной Ассамблеей

ООН упомянутой Дек­ларации они так и не претерпели изменений. Следовательно,

и этот вопрос должен быть урегулирован в новом УПК.

Новое уголовно-процессуальное законодательст­во должно осуществить

нормативно-правовое воплощение статуса всех субъектов уголовного процесса:

суда, органа дознания, следователя, прокурора, обвиняемого, потерпевшего и

других.

Что касается суда, то его необходимо освободить от обви­нительной функции

(возбуждение уголовного дела по новому обви­нению, привлечение к уголовной

ответственности лиц, которым не предъявлено обвинение, вручение копии

обвинительного заключе­ния, продолжение судебного рассмотрения в случаях,

когда про­курор и потерпевший отказались от обвинения).

Суд должен быть наделен контрольными функциями относи­тельно решений органов

дознания и досудебного следствия, кото­рыми ограничиваются конституционные

права и свободы человека (например, решение о закрытии дела может приниматься

только по согласию суда).

Ст. 29 Конституции Украины провозглашает право каждого человека на свободу и

личную неприкосновенность, предостере­гая, что никто не может быть арестован

или содержаться под стражей иначе, как по мотивированному решению суда и

исключи­тельно на основаниях и в порядке, установленных законом. Эта

конституционная норма отвечает ст. 5 Европейской конвенции по правам человека и

Международному пакту о гражданских и полити­ческих правах. Эта норма защищает

человека от произвола влас­ти. Однако пока действующее уголовно-процессуальное

законодательство Украины этой конституционной норме не отвечает

[33].

Так что работы для законодателей достаточно. Пришло время для реальных шагов

по согласованию национального судопроиз­водства с передовой юридической

практикой и Конституцией Укра­ины.

Общепризнанно, что принятие в 1996 году новой Конституции Украины стало

важнейшим событием в деле становления украинской государственности. Заложенный

в ее основу социал-демократичес­кий вектор развития общества, который полностью

отвечает стан­дартам, сложившимся во всем цивилизованном мире на основе

ут­верждения идей верховенства права, принципов демократии и гражданского

общества, основных прав и свобод человека, дал общий ориентир для всех

реформаторских процессов, осуществляе­мых в Украине. Поэтому можно смело

утверждать, что с принятием новой Конституции в становлении демократического,

социального, правового государства Украина начался второй и, вероятно,

ре­шающий этап - этап осуществления во всех сферах жизни консти­туционных

преобразований, которые задаются социально-экономи­ческими, политическими и

научно-техническими параметрами XXI века

[34].

К сожалению, сейчас, по прошествии двух лет после приня­тия Конституции,

ситуация в обществе остается устойчиво слож­ной, и становится все более

очевидным, что пройти второй этап конституционного процесса нам будет

непросто. Очевидно также, что главным препятствием на этом пути является

сегодня разно­векторность усилий основных политических сил, стимулируемая

отсутствием целостной, комплексной программы преобразований, отчаянно -

критической ситуацией в экономике, амбициями поли­тических лидеров и

переменчивыми эмоциями электората. В этих условиях законотворческий процесс

нередко оказывается заложни­ком политической борьбы, направленной не столько

на внедрение принципов и норм Конституции в реальную жизнь общества и

госу­дарства, сколько на реализацию узкогрупповых, сиюминутных ин­тересов.

Между тем страна остро нуждается в скорейшей нормализации правового поля,

отсутствие которого таит в себе угрозу не только потери управляемости

основными реформаторскими про­цессами, но и утраты уже достигнутых рубежей в

строительстве демократического, правового государства. Допустить такое

раз­витие событий было бы непростительной ошибкой.

Выход из создавшейся ситуации видится сегодня не в поиске врагов или виновных

в наших бедах и трудностях (мы уже убеди­лись, что этот путь ведет к усилению

политического противосто­яния, порой не имеющего ничего общего с отстаиванием

тех или иных принципов), а в поиске компромиссов между различными

по­литическими силами общества и прежде всего в отношениях между двумя

ветвями власти на основе общественного прагматизма и об­щенациональной

целесообразности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои

установления. Право не существует без государства, оно является его

непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, порождается не

ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –

правотворчества.

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную

конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить

государство.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором

обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти

(непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень

правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом

государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и

пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в

частности в формировании и функционировании политических партий, общественных

объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

На современном этапе развития украинского общества совершенствование правовой

основы государственной и общественной жизни – одно из направлений его

демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении

государства.

Общепризнанно, что принятие в 1996 году новой Конституции Украины стало

важнейшим событием в деле становления украинской государственности.

Заложенный в ее основу социал-демократичес­кий вектор развития общества,

который полностью отвечает стан­дартам, сложившимся во всем цивилизованном

мире на основе ут­верждения идей верховенства права, принципов демократии и

гражданского общества, основных прав и свобод человека, дал общий ориентир

для всех реформаторских процессов, осуществляе­мых в Украине. Поэтому можно

смело утверждать, что с принятием новой Конституции в становлении

демократического, социального, правового государства Украина начался второй

и, вероятно, ре­шающий этап - этап осуществления во всех сферах жизни

консти­туционных преобразований, которые задаются социально-экономи­ческими,

политическими и научно-техническими параметрами XXI века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Коментар до Конституції України. - К., 1996. - 376с.

2.Конституція України. - К.: Парлам. вид-во, 1997. - 99с.

3.Независимость Украины и защиты прав и свобод человека // Одесские известия.

- 1999. - 1 сентября.

4.Приняты основы государственной политики в области прав человека // Вестник

региона. - 1999. - 19 июня.

5.Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993.

6.Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юрид. лит., 1996.

7.Введение в политологию / Под ред. Гаджиева К.С., Каменской Г.В. и др. - М.,

1993.

8.Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. - С-Пб.:

Изд-во С-Пб университета, 1993.

9.Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994.

10.Лившиц Р.З. Теория права - М.: БЕК, 1994.

11.Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

12.Медведчук В. Будущее страны в наишх руках // Голос Украины. - 1999. - 21 авг.

13.Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. - Н-Новгород: ВШ

МВД, 1993.

14.Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под ред.

А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Баумана, 1995.

15.Онопенко В. Меньше парадоксов, больше - справедливости // Голос Украины. -

1998. - 29 ноября.

16.Пиголкин А.С. Общая теория права. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Баумана, 1996.

17.“Політична система сучасної України: Довідник. / Кер. Ф. М.Рудич - К.:

Парлам. вид-во, 1998. - 350 с.

18.Правова система України. Теорія і практика: Тези доповідей і наукових

повідомлень науково-практичної конференції (Київ, 7-8 жовтня 1993 року). -

К., 1993.

19.Теория государства и права: Курс лекций / По ред. А.В.Малько и

Н.И.Матузова. - М., 1996.

20.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: ДТД, 1995.

[1] Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993.

[2] Лившиц Р.З. Теория права - М., 1994.

[3] Пиголкин А.С. Общая теория права. - М., 1996.

[4] Козлихин И.Ю. Идея правового

государства: История и современность. - С-Пб., 1993.

[5] “Політична система сучасної України: Довідник. / Кер. Ф. М.Рудич - К., 1998.

[6] Онопенко В. Меньше парадоксов,

больше - справедливости // Голос Украины. - 1998. - 29 нояб.

[7] Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1996. - С.35.

[8] Введение в политологию / Под

ред. Гаджиева К.С., Каменской Г.В. и др. - М., 1993. - С.49.

[9] Козлихин И.Ю. Идея правового

государства: История и современность. - С-Пб., 1993. - С.124.

[10] Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 1996. - С.246.

[11] Общая теория права: Учебник

для юридических вузов / Под ред. А.С.Пиголкина. - М., 1995. - С.157-161.

[12] Алексеев С.С. Государство и право. - М.: 1996.

[13] Козлихин И.Ю. Идея правового

государства: История и современность. - С-Пб., 1993. - C.89.

[14] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995. - С.129.

[15] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995. - С.135.

[16] Козлихин И.Ю. Идея правового

государства: История и современность. - С-Пб., 1993. - С.265.

[17] Теория государства и права:

Курс лекций / По ред. А.В.Малько и Н.И.Матузова. - М., 1996. - С.68.

[18] Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993. - С.384.

[19] Пиголкин А.С. Общая теория права. - М., 1996. - С.298.

[20] Общая теория права: Курс

лекций / Под ред. В.К.Бабаева. - Н-Новгород, 1993. - С.176.

[21] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995. - С.274.

[22] Козлихин И.Ю. Идея правового

государства: История и современность. - С-Пб., 1993. - С.174.

[23] Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М., 1994. - С.283.

[24] Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М., 1994. - С.301.

[25] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995. - С.216.

[26] Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993. - С.165.

[27] Конституція України. - К., 1997. - Ст.ст.1-2.

[28] “Політична система сучасної

України: Довідник / Кер. Ф. М.Рудич - К., 1998. - С.27.

[29] “Політична система сучасної

України: Довідник. / Кер. Ф. М.Рудич - К., 1998. - С.312.

[30] Медведчук В. Будущее страны в

наишх руках // Голос Украины. - 1999. - 21 авг.

[31] Приняты основы

государственной политики в области прав человека // Вестник региона. - 1999. -

19 июня.

[32] Конституція України. - К., 1997.

[33] Конституція України. - К., 1997.

[34] Коментар до Конституції України. - К., 1996. - С.293.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6